на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социализации личности подростков с девиантным поведением по средствам социально-культурной деятельности


объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания,

овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан

предшествующим поколением, другими людьми до него».

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков

успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-

досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки

знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами

межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как

известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения

процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение

подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более

открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных

институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на

их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического

процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и

методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет

достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками

отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-

досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как

важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание

способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности,

обусловленное его содержанием. [10].

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на

развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что

подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех

сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток

субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только

дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить

эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма.

Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены

по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных

средств воздействия.

К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха,

шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с

известными людьми.

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут

особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом

соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность

души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются

особенностями трудных подростков.

Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и

карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к

сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников

нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты,

конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте,

дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать

свою точку зрения.

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы

полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой

интерес.

В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма,

как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для

подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой

деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность»,

«таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана,

например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где?

Когда?».

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации

досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки –

просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-

развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется

четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет

никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального

вкуса.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее

специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и

практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической

разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью,

техническому творчеству.

Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой

деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности

подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом

в целом.

Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности,

необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом

процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых

учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное

мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском

воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.

Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое

прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего

времени» и т.д.

В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут

придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший

интерес у подростков

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является

трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании

содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют

встречи с представителями различных профессий, экскурсии на

производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных

профессий, технические кружки моделирования.

Следующее направление культурно-досуговой деятельности – формирование

личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное

воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на

положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в

сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения

(этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая

личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во

всем многообразии его проявлений.

Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности

является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей

оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с

общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача

учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою

деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов

красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами,

модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на

физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья,

физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического

воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и

эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связь физического с

нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитию данного направления способствует организация кружков,

спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное

отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности

взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности)

личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе

направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит

духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная

дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы

и потребности, происходи социализация подростков, которая носит

положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их

деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении

на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений

между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

§2.2. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с

подростками отклоняющегося поведения.

В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая

обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо

актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.

Заглянем немного назад, когда еще было социалистическое общество,

коммунистическая партия, комсомол, пионерия. Именно в этот период велась

активная борьба с преступностью. В начале 50-х годов в Ленинграде был

создан координационный совет по работе с трудными подростками. Самое

непосредственное участие в деятельности совета принимал Дворец культуры им.

Дзержинского, в котором было создано специальное отделение по работе с

детьми (подразумевались трудные подростки).

Координационным советом были решены все основные проблемы,

принципиальные для эффективного, комплексного воздействия. Ведущее место в

работе с подростками отклоняющегося поведения отводилось клубу. С этой

целью в каждом районе города были созданы специализированные районные

военно-патриотические подростковые клубы – «Аврора», «Северянин»,

«Дзержинец» – всего 23 клуба. Клуб должен точно, а не понаслышке знать

трудных подростков своего микрорайона. Поэтому была установлена конкретная

взаимосвязь работы клуба с милициями и комиссиями по делам

несовершеннолетних. Были решены все необходимые материальные вопросы: для

каждого из клубов выделено помещение, нашлись и руководители.

Самыми популярными оказались, конечно, спортивные секции, а также

наибольший интерес вызвали военно-спортивные кружки и кружки спортивной

техники.

Создание вокально-инструментальных кружков привлекли ребят своей

общедоступностью, модой на ансамбли среди молодежи, возможностью показать

себя, выделиться из общей массы подростков. Особо популярными стали

традиционные «Слеты» клубистов.

Районные слеты проводились 2 раза в год. На слетах было все:

соревнования в различных видах спорта, на полосе препятствий, в строевой

подготовке, в выступлениях художественной самодеятельности и многое другое.

В конце дня (слет продолжался целый день с 9 утра до 9 вечера) клубу-

победителю вручалось знамя, атрибуты и награды. Эти слеты как бы подводили

итог всей деятельности клубов за год. Очень большое удовольствие получали

ребята от общения со сверстниками, от эмоциональных переживаний в желании

победить.

Главной особенностью работы таких клубов было то, что наряду с

культурно-досуговой деятельностью (кружки, секции, слеты, массовые

мероприятия) велась и кропотливая индивидуально-педагогическая работа,

которая строилась по двум направлениям: индивидуальное шефство и

индивидуальная работа с родителями подростков.

Индивидуальное шефство организовывалось клубом совместно с инспекцией

по делам несовершеннолетних путем привлечения к деятельности студентов и

курсантов высших учебных заведений.

Постоянная работа с родителями подростков складывалась по ступеням: от

привлечения родителей к педагогическим встречам, к постоянной

индивидуальной работе и затем к участию в клубных мероприятиях, посвященных

воспитанию детей и подростков в семье.

Подобная работа с подростками отклоняющегося поведения развернулась и

в нашем городе. Под руководством бывших афганцев в 1984-84 гг. были созданы

военно-патриотические клубы «Авангард» и «Маяк».

В стены клубов предполагалось привлечь подростков, которые состояли на

учете в инспекции оп делам несовершеннолетних, отстающие в учебе, не

поддающиеся воспитанию в семье.

Направленность клубов была военно-патриотическая, отсюда следует, что

с подростками велась работа, готовящая их к службе в армии!

В летний период был организован летний лагерь в Верхнем Саянтуе.

Ребята жили в палатках, питались в полевых условиях. Дети были оторваны от

города, от уличной жизни. Контингент здесь был такой: 20% - подростки,

посещающие клубы постоянно, 35% - из малообеспеченных семей; 45% - ребята,

состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Работа этих

клубов велась в полную силу. Но в связи с отсутствием финансирования в

начале 90-х годов заканчивается их деятельность.

В настоящее время в нашем городе функционирует два Дворца детского и

юношеского творчества, три Дома творчества, около 70 клубов и несколько

центров эстетического и творческого развития.

Одним из таких учреждений является Дворец Детского и юношеского

творчества «Рассвет», который находится в пос. Загорск. В 1998 году он был

создан на базе бывшего Дворца культуры «Рассвет». С приходом нового

директора Розенко А.Т. , обновлением педагогического коллектива он стал

работать в полную силу.

Работа ДДЮТ «Рассвет» строится по следующим секторам:

> центр художественной самодеятельности;

> культурно-массовый отдел;

> спортивный комплекс «Забайкалец»;

> центр технического и прикладного творчества.

В ДДЮТ 114 творческих объединений, где занимаются более 6000 человек.

Среди них можно выделить такие образцовые коллективы, как театр

«Подснежник», танцевальный ансамбль «Радуга», фото-киностудия «Полет»,

ансамбль эстрадных танцев «Каскад». Эти коллективы были неоднократными

лауреатами и дипломантами городских, республиканских и всесоюзных

конкурсов.

Вызывает особый интерес как традиционные, так и новые направления

деятельности дворца:

> изостудия;

> экологическая школа выживания;

> музыкальная студия;

> академия дошкольников;

> студия декоративно-прикладного творчества.

Два года назад в поселке Курба закончил свою работу летний трудовой

лагерь, куда привлекались подростки отклоняющегося поведения по причине

ухода начальника лагеря. Летом этого года под руководством директора Дворца

планируется открытие такого же лагеря в поселке Ацагаты. Планируется

набрать 70 человек.

В 1993 году в нашем городе начинается формирование сети стационарных

учреждений по оказанию помощи детям и подросткам, попавшим в трудные

жизненные ситуации.

На сегодняшний день функционирует 10 таких центров:

1. Загорский Территориальный Центр помощи семье и детям;

2. Социальный приют при Бичурском центре помощи населению;

3. Приют при Кабанском центре помощи населению;

4. Отделение службы помощи семьям и детям при Курумканском центре

помощи;

5. Закаменский социальный приют для несовершеннолетних;

6. Приют при Прибайкальском центре помощи населению;

7. Приют при Баргузинском центре помощи населению;

8. Отделения медико-санитарной реабилитации при Галзуринском

санатории;

9. Северо-Байкальский медико-реабилитационный центр для детей с

ограниченными возможностями;

10. Республиканский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних.

Среди них хочется выделить работу центра социальной помощи семье и

детям поселка Загорск, который занимает оказанием квалифицированной помощи

семье и детям. В центре функционируют три службы:

1. Служба по работе с семьей и детьми, руководитель Т.Г.Поздеева

2. Служба реабилитации детей, руководитель Дьяченко С.А.

3. Служба консультативной экстренной помощи, руководитель Козлова Г.И

Последняя из вышеперечисленных служб проводит работу с подростками

общеобразовательной сменной средней школы, где обучается 360 человек. Это в

основном, «трудные» подростки, в возрасте от 13 до 18 лет, состоящие на

учете в отделении милиции. Работа с подростками ведется по следующим

направлениям:

1. профилактическое.

- выезды в спецучреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола);

- беседы: «у опасной черты: проблема подростковой преступности»,

«алкоголь и наркотики – их последствия».

2. психологическая реабилитация

- психологические тренинги – позитивное развитие личности;

- психологический семинар для родителей трудных подростков;

- психологический семинар для учителей;

3. социально-педагогическая реабилитация

- организация летнего оздоровительного лагеря городского типа;

- уроки этики и морали «Дорога к счастью». (Проводились среди 11-х

классов)

4. культурно-досуговое

- экскурсии по достопримечательным памятным местам нашего города

(этнографический музей);

- «День открытых дверей» - посещение кружков и секций ДДЮТ

«Рассвет»;

- проведение мероприятий «Остров Сокровищ», «Школа детектив», «Под

знаком зодиака».

Помимо работы по данным направлениям существует такая форма – как

телефон доверия. Он работает круглосуточно. Для подростков специально

открыта «Горячая линия», которая работает с 15.00 до 17.00.

Вопросы, с которыми обращаются подростки, носят весьма разнообразный

характер. Среди них такие как:

. взаимоотношения со сверстником;

. формирование личности;

. учеба и проф. ориентация;

. наркомания, алкоголизм;

. суицид;

. одиночество;

. конфликт с учителями;

. сексуальные проблемы;

. прочие.

По словам психолога Центра Севастеевой Н.В., такая форма, как телефон

доверия нужна и необходима, так как число обращений подростков растет с

каждым годом.

Бесспорно, данные учреждения ведут работу с подростками

отклоняющегося поведения – одни из них в большей, другие – в меньшей. Но,

тем не менее, нет единого целенаправленного процесса, который бы был

направлен на воспитание каждого подростка в отдельности путем

индивидуального подхода. А это возможно только при условии ввода подростка

в социально-педагогическую среду, коллектив. Поэтому наша задача – выявить

предпосылки создания такого культурно-досугового учреждения, которое бы

охватывало развитие всех сторон личности подростка, обеспечивая тем самым

коррекцию процесса социализации. Этим учреждением является клуб, который

должен выполнять роль института социализации.

§2.3. Социально-педагогическая программа социализации подростков

отклоняющегося поведения.

Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на

рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения

подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто

называют девиантным, отклоняющимся.

Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от

общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического

здоровья, права, культуры и морали [14].

Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во-

первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,

подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это

антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,

нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые.

Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют

правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке –

преступлениями.

Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном

(преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу

повышенного риска. Потому что:

1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с

психогармональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции».

2. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального

контроля – детские формы контроля, основанные на соблюдении

внешних норм и послушания взрослым уже не действуют, а взрослые

способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще

не сложились и не окрепли;

3. ограниченность и неопределенность социального положения юношества.

Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения,

как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и

противоправном поведении, суицидах.

Совершению правонарушений и преступлений среди подростков

способствует ряд причин:

1. разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей,

неполных семей;

2. социально-экономический кризис;

3. отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить

подростков, нет права на труд, на выбор профессии;

4. плохая организация досуга среди детей и подростков.

И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать все условия

для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именно досуг

играет особо важную роль в социализации личности подростков.

Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата

нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на

подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, за

период 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.