на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реабилитация инвалидов


на специализированном предприятии;

руководители специализированных предприятий неохотно расстаются с

работниками, чей профессионализм и производительность возросли настолько,

что они стали важны для предприятия и для его дохода и прибыли;

целью руководителей специализированных предприятий может являться

достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения

определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в

сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность;

в условиях постоянно растущей безработицы организации не очень охотно

принимают на работу тех, кто был ранее занят на специализированных

предприятиях.

Процессы в переходной экономике довольно в целом негативно отразились

на специализированной занятости инвалидов, так как многие предприятия

находят, что с финансовой точки зрения невозможно держать рабочих-инвалидов

или платить оставшимся даже минимально допустимую заработную плату,

предоставлять различные льготы или продолжать осуществлять их

профессиональную реабилитацию. Особенно сложно это для предприятий, не

имеющих государственных дотаций. Кроме того, специализированные предприятия

испытывают большие трудности, так как им приходится конкурировать с

предприятиями, проводящими в настоящее время модернизацию своего

оборудования и маркетинговые исследования, которые они не могут себе

позволить. Специализированные цеха и предприятия испытывают недостаток в

инвестиционных средствах, что приводит их к значительному отставанию от

конкурентов из частного сектора. Каковы бы ни были их достижения и

недостатки в процессе обеспечения занятости инвалидов, специализированные

предприятия, стремящиеся к достижению конкурентоспособности, будут

сталкиваться с новыми трудностями, связанными с развитием рыночных

отношений.

Таким образом, специализированная занятость, предоставляющая

потенциальные возможности инвалидам, имеет преимущества и недостатки.

В большинстве случаев для работника-инвалида специализированное

рабочее место представляет единственную реальную возможность получить

оплачиваемую работу. В то же время для обычных предприятий, на которых

существуют специализированные виды работ и рабочие места для инвалидов, -

это возможность получить обученного и исполнительного работника. Для

государства существует возможность снизить расходы на социальные выплаты,

предоставляя людям возможность заниматься оплачиваемым производительным

трудом.

Основными недостатками специализированной занятости инвалидов

являются:

заработная плата на специализированных предприятиях, как правило, очень

низка из-за недостаточных или неправильных распределений субсидий или из-за

устаревших технологий, плохих рабочих условий, недостаточной помощи

работникам и т. д.;

довольно сложно внедрить простую и справедливую систему определения тех,

кто нуждается в специализированных видах работ;

намерения обеспечить инвалидов специализированными видами работ может

противоречить стремлению повышать производительность труда на

специализированных предприятиях;

специализированные виды работ, хотя и необходимы для отдельных групп людей,

могут привести к изолированию работников-инвалидов от других категорий

работников и создать отрицательное представление или стереотип для общества

в целом.

5.7. Оплата труда инвалидов

Современная статистика доходов и оплаты труда не дает возможности для

сколько-нибудь репрезентативного анализа уровня и динамики оплаты труда

занятых инвалидов. Такую возможность предоставляют лишь отдельные

социологические исследования или экономический анализ в отдельно взятом

экономическом секторе. Таким сектором (и весьма важным с точки зрения

нашего анализа) являются предприятия ВОИ, хотя бы по той причине, что на

них довольно высока концентрация работников-инвалидов.

В состав ВОИ входит около 2000 структурных единиц, в том числе около

1300 предприятий, 140 хозяйственных обществ и более 500 коммерческих

участков в 66 регионах России. В 1997г. на них было занято 55 тыс. чел., из

которых 23 (42%) тыс. чел. составляли инвалиды, из них 7% - инвалиды 1, 56%

– 2 и 37% - 3 группы. Исследования показывают[23], что в большинстве

регионов уровень заработной платы инвалидов более чем в два раза ниже

заработной платы неинвалидов, занятых на этих предприятиях. Сравнение

оплаты инвалидов со средней заработной платой по региону в целом, то есть

по всем предприятиям всех экономических секторов, также показывает

существенную дифференциацию – это соотношение колеблется по территориям от

18 до 57%. Как правило, на предприятиях ВОИ, (впрочем, по-видимому, как и

на других предприятиях) инвалиды заняты на вспомогательных работах.

Тем не менее, занятость инвалидов приносит им дополнительные доходы,

размеры которых сопоставимы с величиной получаемых пенсий. По сумме

совокупного дохода многие работающие инвалиды, таким образом, имеют

преимущества по сравнению, например, с неработающими пенсионерами, а также

со многими другими социально-демографическими группами, традиционно

входящими в зону бедности.

5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их

самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с

инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи

и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов,

создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы

службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств

работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда

инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной

платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

5.9. Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой

для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время

в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер

по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным

постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа

над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты

для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на

обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в

соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает

механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и

определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям

независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с

численностью работников более 30 человек. Общественные объединения

инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные

товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада

общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного

квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства

инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей

(организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы

квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва

для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к

занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого –

конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори

стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям

производства рабочей силы, но не наоборот – искусственной адаптации 3%

рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно,

что действующий закон о квотировании породил широко распространенную

“обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает

работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением

проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень

успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной

реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку

инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном,

на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов

происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала

вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать

большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение

доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В

настоящее время органы государственной службы занятости, которые

контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка

денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный

контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно

высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу

стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные

оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это

стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят

работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим

оценкам следует относиться с известной степенью осторожности[24].

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов

нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной

платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае

невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой

дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом

могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя,

трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание

специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений

инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства

инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные,

средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога”

не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному

обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для

инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их

занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и

реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к

трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной

степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов.

Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть

использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости

инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в

отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения

инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что

социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже

несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о

квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это

законодательство имело свои специфические национальные особенности. В

Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире

происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении

инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в

антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого

ряд стран отказывается от практики квотирования.

6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском

федеральном округе.

Сегодня в Уральском федеральном округе остро стоит вопрос занятости

инвалидов.

Целью государственной политики в отношении инвалидов является

обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации

гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Однако в стране еще не создана полноценная система удовлетворения

специфических потребностей населения, возникающих в связи с инвалидностью.

Это, в конечном итоге, приводит к вытеснению инвалидов из различных сфер

деятельности и к их самоизоляции.

По оценочным данным, в УрФО имеют работу лишь 15 процентов инвалидов

трудоспособного возраста. Около 20 тысяч инвалидов нуждаются в автономных

средствах передвижения. В минимальных объемах удовлетворяются потребности

инвалидов в технических средствах, облегчающих их труд и быт. Не лучшим

образом обстоит дело с профессиональной подготовкой инвалидов. Не более 20

процентов инвалидов могут удовлетворить свои потребности в профессиональном

обучении.

Потребность в получении высшего образования среди инвалидов возрастной

группы (15-25 лет) – более 16%, но на сегодняшний день реализована только у

5% инвалидов. Около 2% инвалидов занимаются предпринимательской

деятельностью. В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской

Федерации сложные времена наступили для специализированных предприятий

общественных организаций инвалидов. Для них эти предприятия – одна из

наиболее активных форм трудоустройства.

7. Программы трудоустройства инвалидов

Правительства Москвы

Одним из критериев оценки цивилизованности общества может

служить отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. К

сожалению, нам похвалиться особо нечем: даже люди, пострадавшие на поле

брани, защищая Отечество, не окружены тем вниманием и заботой, которых они

безусловно заслуживают.

Контингент людей с ограниченными возможностями в обществе

достаточно значителен, он составляет примерно 10% всего населения. Так,

например, в Москве на 8,5 миллионов жителей приходится более 960 тысяч

инвалидов. Из них практически каждый пятый, то есть не менее 180 тысяч

человек - люди трудоспособного возраста. Задачей является оказание

содействия в трудоустройстве этим людям, создание условий их

профессиональной реабилитации.

В соответствии с федеральным законом "О социальной защите

инвалидов" в июне 1999 года вышло постановление Правительства Москвы "О

создании Государственной службы реабилитации инвалидов г. Москвы", в

котором регламентируется порядок деятельности всех заинтересованных и

ответственных государственных служб, призванных обеспечивать комплексную

реабилитацию инвалидов с целью максимальной интеграции их в общественную

жизнь города. Комплексная реабилитация инвалидов включает в себя три части:

медицинскую, за которую несет ответственность Комитет здравоохранения,

социальную - Комитет социальной защиты населения совместно с Комитетом по

культуре и Комитетом физкультуры и спорта и профессиональную - Комитет

труда и занятости совместно с Комитетом образования Москвы.

Комплексная реабилитация инвалидов воплощена в индивидуальную

программу реабилитации. Государственную помощь по всем трем направлениям

человек может получить после специального освидетельствования, в ходе

которого устанавливается его группа инвалидности. Такие освидетельствования

проводят Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) - бывшие ВТЭК. Там же

вырабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида при его

непосредственном участии. В индивидуальной программе реабилитации

указывается характер заболевания, группа инвалидности, а также медицинские

показания для трудоустройства каждого гражданина. В зависимости от этого

обстоятельства программа может содержать либо два раздела (медицинский и

социальный), либо три (добавляется еще профессиональный). Индивидуальная

программа реабилитации предоставляет инвалиду возможность трудится, но

отнюдь не обязывает его к этому. С другой стороны, программа не лишает

возможности посильной работы инвалидов I и II группы, для них сняты

категоричные запреты типа "Без права работы".

Теперь для инвалида возможны два варианта пути.

Первый - трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы

занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому. И второй -

трудоустройство на специализированном предприятии, изначально

ориентированном на использование труда инвалидов. Таких предприятий на

сегодня в Москве насчитывает около сорока. По решению городских властей

специализированным предприятиям могут предоставляться налоговые льготы,

другие формы финансовой поддержки. Комитетом труда и занятости проводится

ежегодный конкурс по отбору проектов по созданию и сохранению рабочих мест

для инвалидов. При этом Комитет берет на себя половину затрат по реализации

проекта, представленного предприятием и одобренного конкурсной комиссией.

Другую половину средств предприятие вкладывает самостоятельно.

Например, ТОО "Сезам и Ко", производящее дверные замки, широко

использует труд инвалидов. Продукция этой фирмы пользуется хорошим спросом.

На ООО "Арт Лайн" при активном участии инвалидов выпускают очень красивые,

нарядные светильники - торшеры, бра, настольные лампы. Это предприятие

также вполне конкурентоспособно. Нельзя не отметить Российский центр

компьютерных технологий, где трудятся около 70 инвалидов по зрению, а

возглавляет предприятие ослепший в детстве кандидат экономических наук

Сергей Ваньшин.

Еще одну возможность для трудоустройства инвалидов представляют

специализированные рабочие места для людей с ограниченными возможностями на

обычных предприятиях. В настоящее время Комитетом проводится серьезная

работа по организации создания таких специализированных рабочих мест.

Приходится подчас преодолевать значительное сопротивление со стороны

отдельных работодателей, предпочитающих перечислить деньги в Фонд

занятости, чем оборудовать на собственном предприятии рабочие места для

инвалидов. Однако закон - на стороне последних. В 1999 году усилиями

Комитета создано 800 специализированных рабочих мест для инвалидов.

Далеко не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет

специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае

требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная

подготовка осуществляется за счет средств Фонда занятости, также как и

выплата стипендий на время учебы. Среди людей с ограниченными

возможностями, трудоустроенных с помощью Комитета, имеются программисты,

юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты

высокой квалификации. Понятно, что реализация программы по их

профессиональной подготовке требует немалых сил и средств.

В службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с

трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам человек удалось

оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой

группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности

стремятся 65-70% инвалидов трудоспособного возраста, то есть 120-130 тысяч

москвичей. На сегодняшний день трудоустроено более 60 тысяч. Это означает,

что около половины претендующих на трудоустройство столичных инвалидов

нуждаются в нашей помощи и поддержке. Люди, готовые к преодолению своих

недугов, имеют право на полноценную работу по избранной специальности.

8. Технические средства реабилитации инвалидов в России

В памяти старшего поколения еще живы времена, когда вернувшимся с

фронтов Второй мировой войны искалеченным ветеранам разрешалось

передвигаться по городам и селам только на открытых велоколясках с

двухтактным одноцилиндровым двигателем, называемых по городу-производителю

“Киевлянками”, хотя, по слухам, их конструкция и даже комплектующие части

были заимствованы у проигравших войну немцев. Лишь десятилетие спустя

инвалиды войны добились разрешения устанавливать ручное управление на

обычные автомобили и получать лицензии на право их вождение.

Внутри старого жилья довоенных построек, в бараках промышленных

поселков, в сельских деревянных избах и позже в новых “малогабаритных”

квартирах в пятиэтажных домах без лифтов, подаренных населению Никитой

Хрущевым, безногие и парализованные инвалиды, прежде всего инвалиды с

детства, передвигались в худшем случае ползком или на низких тележках-

платформочках, отталкиваясь от пола деревянными “утюгами”, а в лучшем - в

громоздких креслах, сделанных из грубого железа, фанеры, заменителя кожи и

ваты. На улицах российских городов, на рынках и около церквей часто можно

было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках времен Русско-

японской 1905 г. и Первой мировой 1914 г. войн. Их называли “крокодилами”

то ли за архаичность, то ли за грязно-зеленую окраску. Удивительно, но они

встречаются в глухой провинции и до сих пор.

Обстановка стала изменяться в 60-ых годах, когда главным коммунистом

Хрущевым была провозглашена задача построить к 1980 г. материальную базу

коммунизма. Инвалидам, прошедшим строгую медицинскую комиссию, разрешалось

приобретать автомобили с ручным управлением. Основным транспортным

средством, выдаваемым ветеранам с затруднениями в ходьбе бесплатно, а

прочим с существенной скидкой и главное без очереди (обычные граждане, не

герои труда, дожидались своей очереди на любой автомобиль, на дефицитные

запасные части и даже на шины в течение 5-10 лет), был 30-сильный

малолитражный украинский автомобиль с воздушным охлаждением "Запорожец".

Известны две его модификации: более раннюю, похожую на старый Fiat-600,

окрестили “Горбатым”, а более современную из-за выступающих

воздухозаборников “Ушастым”. Офицеры-инвалиды и более состоятельные

граждане, получившие трудовое увечье, могли рассчитывать на получение или

оплату по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами ручного

управления. Инвалиды с детства, как правило, довольствовались двухместной и

очень ненадежной, а скорее, и просто опасной во многих отношениях, но зато

бесплатной мотоколяской second-hand, достававшейся после использования ее

ветераном войны. Эти коляски “Серпуховки” начали выпускаться еще раньше

Запорожцев по специальному заказу командующего бронетанковыми войсками, и

для их рамы первоначально использовались прочные детали от оставшихся после

войны минометов.

Протезная промышленность в России издавна базировалась на сети заводов

в каждой из более чем 100 областей Советского Союза. Протезы выпускались из

липы и металлических узлов. Шинно-гильзовые аппараты для парализованных

конечностей спинальников и лиц с последствиями полиомиелита делались, да и

продолжают делаться, также из кожи и металла. Полимерные материалы не

применялись и практически не применяются по сей день. Россия - страна

лесов, поэтому костыли и трости изготавливались тоже из дерева. Для

современного европейского или американского читателя эти изделия могут

показаться верхом гигиенического и экологического совершенства, так же, как

нижнее белье из хлопка по сравнению с синтетикой, но они были, тем не

менее, тяжелы, громоздки и, главное, непрочны. Слуховые аппараты были

крайне несовершенны акустически и неудобны в ношении.

Переворот в производстве инвалидных колясок произошел в начале 80-ых

гг., когда один из заводских цехов в центрально-европейской России вблизи

ее древней столицы Владимира, согласно решению Правительства, стал

выпускать по лицензии германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну

модель прогулочной (рычажной) колясок и быстро довел свою

производительность почти до 30 тысяч колясок в год. И хотя немцы продали

морально устаревшие и тяжелые образцы, благодаря их возможности

складываться десятки тысяч инвалидов могли теперь не только спускаться по

лестницам и выезжать в открытый мир своих городов, но и путешествовать с

ними в машинах и лечиться на курортах. Эти коляски выдавались по

рекомендации медицинских комиссий местными комитетами Министерства

социального обеспечения бесплатно: комнатная коляска на 7 лет, прогулочная

на 5 лет. Кстати, эти коляски являются до сих пор самыми популярными и

дешевыми (около 200 долларов США) и поставляются во многие регионы России,

причем сроки пользования ими сохранены вплоть до настоящего времени.

Ситуация в стране резко изменилась с горбачевской перестройкой, с

которой связаны открытость в сторону остального мира и информированность о

технических возможностях других стран во всесторонней реабилитации

инвалидов. В крупных городах, в основном благодаря деятельности

благотворительных организаций, стали появляться современные коляски,

слуховые аппараты и другие изделия. В России обосновались представительства

ведущих западных фирм-производителей протезов и реабилитационной техники,

которая, будучи недоступной по ценам для рядовых граждан, заказывается и

закупается состоятельными семьями или чаще богатыми предприятиями, где

раньше работали или продолжают работать инвалиды с трудовым увечьем.

В начале 90-х годов в Москве, а затем в Петербурге появились

мастерские, в которых по западным, в основном шведским, образцам стали

конструироваться и собираться новые для России компактные легкие инвалидные

коляски из титана и алюминия для активного образа жизни. Характерно, что

руководителями этих небольших предприятий (“Преодоление”, “Катаржина”,

“Люкор”), а также дизайнерами и рабочими являются сами инвалиды, в основном

пара- и тетраплегики. Их коляски вполне сопоставимы по основным параметрам

с западными аналогами, но в три-четыре раза дешевле их (около 400 долларов

США). Несмотря на это приобретать их могут далеко не все региональные

комитеты социальной защиты, которые имеют свой самостоятельный и очень

ограниченный бюджет, и тем более покупать на свои деньги сами инвалиды,

социальные пенсии которых в среднем в 25 раз меньше стоимости таких

колясок.

Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок

в Уфе (столица Башкирской республики в Предуралье), Петербурге и

Владимирской области вполне могли бы обеспечить потребность страны, в

которой проживают около 40 тысяч инвалидов-колясочников. Проблема в другом:

После децентрализации федерального бюджета комитеты социальной защиты

населения во многих дотационных регионах не имеют собственных средств на

закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на

получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет.

Вторая проблема - малый ассортимент продукции: Вряд ли количество всех

моделей отечественных колясок превысит 3 десятка. Очень мало колясок для

детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями,

если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к

стандартным комнатным коляскам.

Примерно такая же ситуация с многолетними очередями сложилась в России

и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но

нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах

решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным

социальным категориям инвалидов. Главной инвалидной автомашиной в России

стала двухцилиндровая микролитражка “Ока”, габаритами напоминающая “Fiat-

Uno” и стоящая около 1500 долларов США (около 90 месячных пенсий среднего

инвалида). Она выпускается в подмосковном городе Серпухове в трех

модификациях: для лиц с одной ногой и с полным ручным управлением включая

автоматический электровакуумный привод сцепления. В ряде регионов она

выдается бесплатно взамен недавно снятой с производства мотоколяски, в

других, в частности в Москве, инвалид оплачивает примерно половину ее

стоимости. Столичные власти также компенсируют затраты на горючее в размере

около 170 литров в год (около 3 тысяч километров пробега или 25% реального

годового пробега инвалида-жителя Москвы).

Вторая более вместительная автомашина с объемом цилиндра 1500 куб. см,

оснащенная старомодным рычажным ручным управлением, “Москвич” производится

на Московском Автозаводе имени Ленинского Комсомола, прежнее полное

названии которого стыдливо спрятано в нынешнюю пост-коммунистическую эпоху

в форме аббревиатуры АЗЛК. В Москве эта машина предоставляется безвозмездно

ветеранам Второй мировой войны и инвалидам всех недавних вооруженных

конфликтов.

К сожалению, адаптированное управление для инвалидов без одной или

обеих рук в России перестало выпускаться вовсе.

В последний год появились небольшие партии автомобилей “Кинешма” с

мотоциклетным двигателем. Они характеризуются повышенной проходимостью и

упрощенным дизайном и предназначены, в основном, для сельских инвалидов.

Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление

на свои отечественные или перевозимые из сопредельных государств (в

основном second-hand) автомобили или используют заготовки полукустарных

частных мастерских. При этом нередко возникают сложности с их

лицензированием в органах дорожной полиции. Но с еще большими проблемами

сталкиваются тетраплегики, а также лица, страдающие миопатией, дефектами

остеогенеза (например, ломкостью костей), нанизмом, а также другие тяжелые

инвалиды. Им просто отказывают в праве вождения любого транспорта, и им

приходится добиваться получения водительской лицензии противозаконными

методами, водить машину нелегально или оформлять ее на родственников. Но

радует уже то, что сравнительно недавно было разрешено управлять

автомашиной лицам с потерей слуха.

Было бы несправедливо не упомянуть об автобусах, оборудованных

подъемниками для колясок, которые делаются в Брянске и благодаря которым

члены общественных инвалидных организаций совершают коллективные поездки на

собрания и праздничные встречи и радостные экскурсии по окрестностям своих

городов. Такие автобусы стали доступны не только для столичных отделений

Всероссийского общества инвалидов, но и для крупных региональных центров.

Надо подчеркнуть особо, что в современной России расслоение населения

по материальным показателям уровня жизни достигла критического и даже

опасного контраста. То же можно отметить и в отношении обеспеченности

инвалидов основными средствами реабилитации: На фоне удручающей нищеты,

особенно в провинции, появляются обеспеченные даже по западным меркам люди,

разъезжающие на престижных иностранных автомобилях и дорогих

электроколясках, причем далеко не всегда они заработаны собственных трудом.

До сих пор шла речь о таких предметах первой значимости для свободы

передвижения, как автомобиль, инвалидная коляска и протез, и, как мы видим,

их производство медленно, но неуклонно идет по пути прогресса. Однако,

производство более мелких, но не менее необходимых вещей, в частности,

противопролежневых подушек для пара- и тетраплегиков, специальных

приспособлений для лиц со слабыми пальцами, современных слуховых аппаратов,

говорящих часов и звуковых сигнальных устройств для незрячих, подъемников

для ванн, современных мочеприемников для плегиков и калоприемников для

стомированных онкологических больных и др. практически стоит на месте.

Если раньше главный тормоз в реадаптации инвалидов, в том числе и

техническими средствами, крылся в пренебрежении к этой группе советских

граждан, в нежелании и неумении решать накопившиеся проблемы, то теперь все

сложности в реализации реабилитационных программ упираются в отсутствие или

нехватку средств для этого.

Заключение.

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый

человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер

жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам

инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли

дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы

сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки,

кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы,

и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это

преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него

доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он

чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в

общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям

престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических

ограничений.

В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов,

созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных

гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты

инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем

совершенствовании. На наш взгляд, для этого необходимо предпринять

следующие действия: 1) внести в российское законодательство нормы,

направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного

отказа в приеме на работу; 2) установить повышенные гарантии и

дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе

работодателя; 3) расширить структуру и виды общественных работ, условия их

организации, проведение и финансирование с учетом привлечения к ним

инвалидов; 4) принять соответствующие нормативные акты по расчету стоимости

рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные санкции к

работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые

места; 5) развивать систему непрерывного образования, включая

внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей

самообучения; 6) формировать систему, которая сможет обеспечить

трудоустройство и социально-бытовую адаптацию инвалидов по окончании

специальных образовательных учреждений; 7) незамедлительно создать на

территории всей страны Государственную службу медико-социальной экспертизы,

что позволит инвалидам своевременно предоставлять индивидуальные программы

реабилитации, подписанные МСЭК, в органы службы занятости, быть признанными

безработными с правом получения пособия по безработице; 8) провести

техническое перевооружение имеющихся протезно-ортопедических предприятий,

развивать индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 9) ввести

систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего

бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; 10) предоставить

предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы,

как и для специализированных предприятий обществ инвалидов; 11) создать

благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд

инвалидов, на региональном уровне; 12) расширить источники формирования

ГФЗ, ввести новый механизм перераспределения средств фонда, наиболее полно

учитывая интересы инвалидов.

Список литературы.

1. “Основы социальной работы” Москва-98, учебник;

2. “Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов”

Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.;

3. “Социальная работа с инвалидами” Москва-96;

4. “ Теория и методика социальной работы”,часть-1, Москва-94.

5. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и

службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной

защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

6. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное

обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". /

Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).

7. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к

реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной

реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

9. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-

методические аспекты деятельности социального работника. В кн.;

Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992,

(Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр

общечеловеческих ценностей).

10. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.

11. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ

действии. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17

февраля 1993.

12. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального

образования в России. (Результаты исследования, как основа для

построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.

13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

14. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год.

15. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. —

М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы' ассоциации работников

социальных служб).

16. http://pravoved.jurfak.spb.ru/default.asp?cnt=527

17. http://www.zarplata.ru/

18. www.beafnd.org

19. http://www.osi.ru/

-----------------------

[1] Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под

редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 11-13.

[2] Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под

редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 13-15

[3] Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические

аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в

учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин

и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

[4] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

[5] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон

от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек.

[6] Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения

занятости инвалидов на 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч. 2, ФСЗ

России. М., 1995. С. 489.

[7] Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской

Федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад

Министерства труда России // Социальная защита. 1997. № 1. С. 148.

[8] Там же. С. 146.

[9] Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения

занятости инвалидов на 1994 г.

[10] Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида,

утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской

Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996.

№ 12.

[11] Развитие службы занятости Приморского края (1991—1996 гг.).

Владивосток, 1997. С. 9.

[12] Отчет о работе Департамента ГФСЗН по Приморскому краю за

январь—сентябрь 1997 г. Текущий архив Департамента ГФСЗН по Приморскому

краю. С. 54.

[13] Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.:

Подходы и приоритеты // Человек и труд. 1996. № 1. С.21.

[14] Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию

дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости

безработных граждан, утв. Приказом ФСЗ России от 25 июля 1994 г. // Сборник

нормативных документов. Ч. 1. ФСЗ России. М., 1995.

[15] Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на

1996—2000 гг. // Человек и труд. 1996. № 7.

[16] Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств

для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов,

утв. Приказом ФСЗ России от 1 ноября 1995 г. // Там же. 1995. № 12.

[17] Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.:

Подходы и приоритеты. С. 21.

[18] О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. // Российская газета.

№ 117. 1995. 20 июня; Об организации обучения незанятого населения основам

предпринимательской деятельности. Постановление Правительства РФ от 7 марта

1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1052; Положение об организации обучения

незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утв.

Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. // Российские вести. № 112. 1996.

19 июня. — См. также: Ключевые проблемы развития предприятий и создания

рабочих мест в России // Человек и труд. 1997. № 7. 1994.

[19] Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.:

подходы и приоритеты. С. 21.

[20] А инвалиды ждут // Человек и труд. 1997. № 7. С. 36.

[21] Социальная защита инвалидов // Человек и труд. 1997. № 7. С. 70.

[22] Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 г. Якутск, 1993.

С. 123—133; Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1993 г. Якутск,

1993. С. 19.

[23] С. Смирнов, Е. Николаенко. “Экономика трудовой реабилитации инвалидов:

опыт предприятий ВОИ” - Человек и труд, 1998, № 12

[24] Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в

большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не

означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения

респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения

к занятости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.