![]() |
|
|
Перепись населения России 2002 года|Русские |3954961 |3954449 |--------- |512 |303 |--------- |11243 | |Татары |179347 |131109 |48091 |147 |12059 |117096 |210 | |Украинцы |81982 |35166 |46762 |54 |12639 |32876 |159 | |Немцы |33588 |12523 |21040 |20 |----------------|11420 |136 | | | | | | |---- | | | |Башкиры |30051 |19076 |8408 |2567 |1743 |19969 |560 | |Белорусы |29329 |10129 |19149 |51 |3642 |9485 |221 | |Марийцы |26757 |21342 |5372 |43 |1097 |18461 |146 | |Удмурты |21506 |11571 |9896 |39 |2022 |10908 |67 | |Евреи |18433 |1424 |16921 |88 |946 |1278 |1230 | |Чуваши |16314 |8794 |7489 |31 |1707 |8316 |94 | |Мордва |16164 |8380 |7773 |11 |1766 |8006 |54 | |Другие |46076 |30294 |15089 |693 |2066 |27215 |927 | |националь- | | | | | | | | |ности. | | | | | | | | Данные Всесоюзных переписей населения 1959 и 1970 г. разрабатывались по наличному населению, однако некоторые сведения, в частности, о величине и составе семьи были получены по постоянному населению. В переписи 1979 г. итоги по общей численности и распределения населения по полу разрабатывались и публиковались как по наличному, так и по постоянному населению. Большая же часть данных публиковалась по постоянному населению. Последняя перепись в СССР была проведена в 1989 г. Её программа включала 24 вопроса. Семь из них были посвящены характеристике жилья, так же исключили вопрос об образовании, указав в подсказке на него обучение в профессионально – техническом училище. Для более подробного изучения миграции спрашивали не только, сколько времени человек проживает в данном населенном пункте, но и откуда прибыл. В дополнение к вопросу для женщин «сколько детей родила» выясняли так же, сколько из этих детей осталось в живых. Если в прошлых переписях спрашивалось об одном дополнительном источнике средств существования, то в переписи 1989 года выясняли 2 возможных дополнительных источника средств существования. Наконец, вместо первого вопроса о главе семьи один из членов семьи будет переписываться первым, остальные в соответствии с родственниками отношением к нему, т.е. члены семьи записывались по отношению к тому, кто записан первым. Впервые в переписи 1989 года со сведениями о населении, были собранны сведения о том, в каких условиях живут люди. Это позволило получить информацию о жилищных условиях различных социально – демографических групп населения во всех районах страны, о развитие жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильём и его благоустройстве. 2.1. Причины и особенности микропереписи населения 1994 года. Осуществление в стране глубоких социально-экономических реформ, необходимость разработки и реализации новой государственной политики в области населения в условиях кризисного обострения демографических процессов требуют разнообразной статистической информации о социально- демографических характеристиках россиян. Полные и наиболее объективные сведения о населении дают всеобщие переписи, последняя из которых была проведена в 1989 г. однако резкие и динамичные перемены в экономической, социальной, политической сферах развития общества за 5 лет, прошедших после переписи, существенно повлияли на население, его структуру и размещение по территории. Для получения данных о современном составе населения и демографических перспективах страны, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 145 марта 1993 года № 231, в феврале 1994 года повсеместно (за исключением Чеченской республики) проведена микроперепись с охватом 5% населения. Особое значение и ценность материалов микропереписи заключаются в том, что они получены непосредственно у населения путем опроса респондентов по специальной программе, причем каких-либо иных источников и способов сбора информации по ряду важнейших показателей в настоящее время не существует. Это, прежде всего, относится к сведениям о национальном составе, источников средств существования, уровне образования, брачном состоянии населения и составе домохозяйств, репродуктивном поведении и репродуктивных планах женщин. 2.2. Некоторые итоги микропереписи населения 1994 Свердловской области. Микропереписи 1994 г. проводилась с 14 по 23 февраля во всех районах городах и районах области Свердловской области (кроме Верхнесалдинского и Гаринского районов, не попавших в выборку) с охватом 5% постоянного населения. На вопросы бланка переписи ответили 232,8 тыс. жителей области, в том числе 203,4 тыс. горожан и 29,4 тыс. селян. Полученные в результате опроса данные существенно дополняют наши представления о демографической, национальной, образовательной характеристике и социально – экономическом положении населения. 1.Поло-возрастной состав населения. Уже многие десятилетия наблюдается неблагоприятное соотношение полов – женщин во всем населении области заметно больше, чем мужчин. Микроперепись зафиксировала еще большие ухудшение этого показателя (см. таблица 2): |В процентах | | |1989 год |1994 год. | | | | | |Все население | | | |в том числе: | | | |городское население | | | |сельское население | | | | |Мужчины |Женщины |Мужчины |Женщины | | |46,6 |53,4 |45,5 |54,5 | | |46,4 |53,6 |45,3 |54,7 | | |48,4 |51,6 |47,3 |52,7 | Увеличение диспропорции полов обусловлено, главным образом, ростом и без того высокой смертности мужчин: по сравнению с 1989 годом её общий показатель увеличился на 56,4% (у женщин – на 28,9%). За прошедшие после всеобщей переписи пять лет ожидаемая продолжительность жизни у мужчин уменьшилось с 64 до 58 лет (у женщин – с 74 до 71). Средний возраст мужчин по данным микропереписи на пять лет меньше, чем у женщин (33,9 года против 38,8 лет). Ухудшилась по сравнению с 1989 г. и возрастная структура жителей нашей области (см. таблица 3): |Население в возрасте (в процентах к итогу) | | |Моложе |Трудоспособном |Старше | | |трудоспособного | |трудоспособного | |Все население:| | |1989 |24,6 |57,0 |18,4 | |1994 |22,4 |56,3 |21,3 | |Мужчины: | | |1989 |26,8 |63,1 |10,1 | |1994 |25,0 |62,2 |12,8 | |Женщины: | | |1989 |22,7 |51,6 |25,7 | |1994 |20,2 |51,3 |28,5 | Падение на 2,2 пункта доли детей и подростков в возрасте до 16 лет обусловлено, главным образом, падением рождаемости (с 13,7 рождений на 1000 человек в 1989 г. до 8,6 в 1993 г. или на 37,4%). Усилился процесс старения населения – удельный вес людей пенсионного возраста увеличился за последние 5 лет почти на три пункта. 2. Национальность и языки. Программа микропереписи предусматривала получение сведений о национальном составе населения. Ответ на вопрос о национальной принадлежности записывался, как это принято при переписях, со слов опрашиваемых, национальность детей определялась родителями. Всего по области микропереписью были уточнены представители 94 национальностей (в переписи 1989 г. – 120 национальностей). По сравнению с переписью 1989 г. в перечне национальностей появились такие новые, как: йезиды (18), татары сибирские (12), гагаузы (9), албанцы и мокша (по 4), турки – месхетинцы (3),тлибишинцы, кумандинцы, нагайбаки, хемшилы, белуджи (по 2), арчинцы и тиндинцы (по 1) и, кроме того, казаки (8). Смотри таблицу 4 |В расчете на 100 000 человек |1994 год в | | |% к 1989г. | | |1989год |1994год | | |Русские |88744 |90235 |101,7 | |Татары |3905 |3839 |98,3 | |Украинцы |1747 |1398 |80,0 | |Башкиры |882 |813 |92,2 | |Марийцы |665 |630 |94,8 | |Немцы |668 |528 |79,0 | |Белорусы |614 |502 |81,8 | |Удмурты |502 |432 |86,1 | |Евреи |304 |265 |87,2 | |Чуваши |346 |248 |71,7 | |Мордва |328 |247 |75,3 | |Армяне |78 |97 |124,4 | |Азербайджанцы |155 |79 |51,0 | |Молдаване |94 |64 |68,1 | |Казахи |135 |50 |37,0 | |Поляки |56 |48 |85,7 | |Греки |29 |47 |162,1 | |Цыгане |83 |45 |54,2 | |Коми – пермяки |45 |44 |97,8 | |Таджики |30 |37 |123,3 | |Болгары |33 |32 |97,0 | |Узбеки |97 |30 |30,9 | |Грузины |46 |28 |60,9 | |Осетины |18 |21 |116,7 | |Латыши |19 |17 |89,5 | |Коми |31 |16 |51,6 | |Литовцы |35 |15 |42,9 | |Аварцы |12 |14 |116,7 | |Лезгины |19 |12 |63,2 | |Корейцы |13 |11 |84,6 | |Чеченцы |19 |11 |57,9 | |Киргизы |28 |8 |28,6 | |Эстонцы |15 |6 |40,0 | Изменения обусловлены взаимодействием ряда причин, среди которых можно выделить вынужденную иммиграцию из стран ближнего зарубежья (например, русских, армян, таджиков, осетин некоторых других национальностей), возвратную этническою миграцию в эти же страны (украинцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, киргизов, эстонцев), а так же в национальные территориальные образования в пределах России (мордвы, татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, коми и других) и эмиграцию в государства дальнего зарубежья (прежде всего немцев и евреев). Анализ ответов на вопрос программы о родном языке показал, что подавляющая часть респондентов (94,8%) считает родным языком русский, причем 4,8% из них не отнесли себя к русским. Помимо русских, русский назвали родным: евреи (94,7%), поляки (82,9%), немцы (75,5%), белорусы (70,9%), болгары (70,7%), украинцы (69,8%), латыши (66,7%), коми – пермяки (57,8%), мордва (55,9%), удмурты (52,7%), т. е. представляющие собой, в основном, славянские народы или ассимилировавшиеся среди русских национальности. В целом же среди нерусского населения 46,4% опрошенных назвали русский родным и 51,1% - вторым языком, которым свободно владеют. Кроме того, 7,5% евреев, 1% украинцев и 0,7% русских показали, что свободно владеют одним из 4-х иностранных языков (английский, немецкий, французский испанский). При микропереписи впервые получены сведения о том , на каком языке разговаривают жители области дома, на работе, в учебных заведениях и дошкольных учреждениях. Как выяснилось, свыше три четверти (79%) нерусского населения общается дома на русском языке (в том числе в городских поселениях – 85,1%, в сельской местности – 50,1%); удельный вес разговаривающих по-русски на работе существенно выше – 96% (в городах – 99,9%, на селе – 73,6%); в учебных заведениях и дошкольных учреждениях русским языком пользуются 99,2% учтенных микропереписью нерусских (99,8% горожан и 96,7% сельских жителей). Более других (кроме русских) общаются на языке своей национальности: дома – кабардинцы (87,5%), цыгане (68,6%), киргизы и йезиды (по 61,1%), даргинцы (53,3%), марийцы (42,5%), армяне (41,2%), азербайджанцы (35%), таджики (34,5%) и аварцы (34,5%),; на работе – марийцы (29,1%) и татары (6%). 3. Источники средств существования. Данные микропереписи показали, что у 45,4% опрошенных зарплата, получаемая на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности, по – прежнему является основным источником существования. В 1989 г. такой доход имело 52,4% жителей области. Пенсию в качестве источника средств существования называли 26% респондентов; различные пособия – 25%; стипендию получали 2,8% опрошенных; пособие по безработице – 0,6%. В тоже время принципиально новыми возможностями получения доходов, предоставленными в рамках проводимых в стране реформ, пользуется не значительная часть охваченного микропереписью населения. Предпринимательскую деятельность, как источник дохода, назвало 0,8% обследованных, доходы от фермерской деятельности – 0,4% сельских жителей, доходы от собственности (дивиденды, доходы от сдачи в аренду жилья, автомобиля, другой собственности) – 0,2% опрошенных. В итогах микропереписи заметно повышение активности населения в поисках дополнительных источников доходов. Удельный рост респондентов, указавших более одного источника средств существования, увеличился в области с 12,6 % в 1989 г. до 58,2% в 1994 год. Среди них в наиболее типичных сочетаниях назвали: 30,2% - заработную плату и доход от личного и подсобного хозяйства; 16,9% - пенсию и доход от личного и подсобного хозяйства; 3,1% - заработную плату и пенсию. 84,7% из числа всех иждивенцев отдельных лиц получали различные государственные пособия. Наличие трех и более источников средств существования отмечено у 4,4% респондентов. Принимаемые государством меры по защите наиболее социально уязвимых слоев населения, наряду сростом числа пенсионеров, обусловили почти трехкратное увеличение части населения области, получающих пенсию и различные государственные пособия – с 19,3% в 1989 г. до 52% в 1994 г. Хотелось бы еще привести данные о численности постоянного и обследованного населения (см. таблица 5) и о распределение населения по пол (см. таблица 6), по микропереписи 1994 года. Таблица 5: | |Численность |Процент | | | |обследованного | | | |в микропереписи | | | |населения | | |Постоянного |Обследованного | | | |населения |населения | | | |На 01.01.94г. |на 14.02.94 г | | | |/тыс. чел./ |/человек/. | | |Российская |147977,1 |7346961 |4,96 | |Федерация | | | | |Уральский регион |20380,4 |1016762 |4,99 | |Свердловская |4656,7 |232842 |5,00 | |область | | | | |в том числе: |4057,1 |203410 |5,01 | |городское население| | | | | | | | | |г. Екатеринбург |1345,5 |68020 |5,06 | |г. Нижний Тагил |428,7 |22208 |5,18 | |г.Каменск-Уральский|205,8 |10268 |4,99 | |г. Первоуральск |142,6 |7889 |5,53 | |г. Серов |102,0 |4572 |4,48 | |г. Асбест |83,2 |4054 |4,87 | |Сельское население |599,6 |29432 |4,91 | Таблица 6: | | | |На100 | | |Численность |На 1000 человек |женщин | | |/человек/ |приходится |приходится | | | | |мужчин | | |Мужчин |Женщин |Мужчин |Женщин | | |Российская |3373246 |3973715 |459 |541 |849 | |Федерация | | | | | | |Уральский |467597 |549165 |460 |540 |851 | |регион | | | | | | |Свердловская |106001 |126841 |455 |545 |836 | |область | | | | | | |в том числе: | | | | | | |городское |92091 |111319 |453 |547 |827 | |население | | | | | | |г. |30306 |37714 |446 |554 |804 | |Екатеринбург | | | | | | |г. Нижний |10024 |12184 |451 |549 |823 | |Тагил | | | | | | |г. |4623 |5645 |450 |550 |819 | |Каменск-Уральс| | | | | | |кий | | | | | | |г. |3539 |4350 |449 |551 |814 | |Первоуральск | | | | | | |г. Серов |2040 |2532 |446 |554 |806 | |г. Асбест |1794 |2260 |443 |557 |794 | |Сельское |13910 |15522 |473 |527 |896 | |население | | | | | | Очередная перепись должна была состояться в 1999 году, однако отложена с нехваткой денежных средств (и кризисом 1998 года). Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности. Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных. Предполагалось также, что перед проведением переписи счетчики могут проводить предварительные обходы, что бы познакомиться с людьми, которых будут опрашивать. К сожалению, согласно недавним социологическим исследованиям, лишь половина опрошенных выразила готовность честно ответить на все вопросы. Однако у оставшейся половины есть ещё время серьезно подумать и изменить свое мнение. Ведь без полной и объективной информации невозможно нормально управлять государством, тем более таким огромным и сложным, как наша держава. Заключение. В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и осуществление в стране новой современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности населения той или иной национальности, но и об их возростно – половом составе, родном и другом языке, которым они свободно владеют, состояние в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической активности, занятых и т.д. Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченным высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как – то стабилизировать и улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись и она была проведена. Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных ими сложных процессов социально – экономической сфере предъявляют новые требования к информации о состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в рамках переписи. Для этого в проекте её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут служить основой для текущих оценок и расчетов по районам и городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке труда. Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в ряде регионов, кроме того, из – за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов. И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей и государственного значения для формирования эффективной социально – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной работы с использованием всех средств массовой информации. Перепись является одним источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информацию для правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферу общественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизни людей в стране. Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности. Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных. Перепись будет проходить на основании закона гарантирующего конфедициальность полученных сведений, каждый в праве предоставляет данные о себе на добровольной основе. Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |