на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Антропология (шпаргалка)


масштабов отчуждения, в том числе путем создания экологически

целесообразной техники, избавляющих человека от рутинных видов

деятельности, преодоление бюрократизма, повышение духовной культуры

личности, а следовательно, усиление потребности в продуктивной

деятельности, в самореализации.

9. Смысл и ценности жизни человека.

Понятие «цель жизни» ассоциируется с образом горной вершины, которую

надо достичь и которая у каждого человека своя. Одни сразу намечают к

покорению самый высокий пик, другие довольствуются небольшими высотами.

Целью жизни называют некий мысленный ориентир, к которому устремляются

дела и поступки человека. «Смысл жизни» раскрывается через «понимание

жизни», «разумность жизни», «осознанность». Если человек сознает

направленность своей жизни, сознательно выстраивает иерархию, ценностей,

сознает свои возможности и стремится к их реализации, - то тем самым он

задает смысл своему существованию.

Проблема смысла жизни имеет объективную и субъективную стороны и

упирается в вопрос о том, находит ли человек смысл своей жизни сам или он

задан человеку изначально, извне. В любом случае жизнь без понимания смысла

вызывает у человека состояние психологического дискомфорта,

мировоззренческого вакуума.

Каждый человек – биологическое существо, представитель Homo sapiens. В

этой ипостаси он является носителем жизни и должен стремиться к сохранению

и воспроизведению жизни. Жизнь как биологическое явление изначально

целесообразно, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни.

К объективно-субъективному пониманию смысла жизни приводит осознание

человеком принадлежности к конкретно-историческому типу общества,

стремление наполнить биологическое существование социально-значимым

содержанием. Для человека важно, чтобы его деятельность была востребована,

признана и положительно оценена другими людьми. Смысловое оправдание своей

деятельности человек ищет в различных направлениях: в творчестве, познании,

выполнении долга, творении добра.

10.Человек как биосоциальное существо. Диалектика биосоциологического

социального.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле. Субъект и

продукт общественно исторической деятельности и культуры.

Индивид – единственный представитель человеческого рода. Это отдельны

обособленный член, какой либо социальной общности.

**********

Человек – биосоциальное существо. Т.к. он имеет нервную систему,

систему желез, имеет обмен веществ, имеет побуждение (голод, жажда),

особенности созревания и развития организма.

Для человека характерно биологическое существование. Людей можно

разделить на три типа – слизь, желчь, ветер:

Люди типа слизь – это крупные люди и у них доминирует флегматичный

темперамент. Нрав тихий, спокойный, но они алчные.

Люди типа желчь – это худощавые люди и проявляют себя в раннем возрасте.

Люди типа ветер – это слабые люди. Относятся в большинстве к меланхоликам и

т.д.

Вообще людей можно разделять по разным признакам. Существует множество

разных типов и конституций человека.

Сущность человека как социального объекта. Т.е. по мнению К. Маркса –

«Сущность человека присуща отдельному индивида своей общественности, ни

есть абстракт, она есть совокупность всех общественных отношений».

Диалектическое и взаимопроникновение не означает ни их взаимного

растворения, ни параллельного существования их начал. Биологические

структуры человеческого организма биосоциального фактора в значимой мере

претерпели модификации.

Биологическое в человеке предстает не как расположенные вещи

социального и биологического ряда следует понимать как биологического и

социального. Следует иметь ввиду не только биологическом сохранении в

социальной, но химическом в физическом, химическом в биологическом,

биохимическом в молекулярном.

11. Психофизиологические основы социальной активности.

(Функции левого и правого полушария головного мозга).

Левое полушарие головного мозга связано с правой рукой и правым глазом,

отвечает за логику и математические способности.

Правое полушарие мозга отвечает за художественные способности,

связанное с левой рукой и левым глазом.

Мозг у каждого человека работает индивидуально. Альфа-ритм мозга, у

каждого человека индивидуален. Он отвечает за индивидуальное

психологическое развитие.

12. Особенности формирования индивидуальных свойств в личности.

(Генотип и фенотип).

Личность – интегральное социальное качество, которое формируется в

процессе включения индивида в систему общественных отношений освоение им

материальных и духовных продуктов.

Личность имеет психогенную основу врожденную – характер, темперамент.

Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств

индивида.

Геном – это совокупность генов содержащих в одном наборе хромосом данного

человека.

Генотип – это генетическая или наследственная конституция организма

совокупность всех его генов.

В современной науке рассматривается генотип ни как отдельная

механическая система, а как единая система в которой любой ген может

находится в сложном механизме с остальными генами.

Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма с формой

его индивидуального развития. Формируется в результате взаимных свойств

организма и среды обитания.

У человека известно около 3000 мутагенных генов и сотни из них

участвуют в развитии некоторых черт индивидуальности.

Мозг у каждого человека работает индивидуально. Индивидуальность

начинается формироваться на эмбриональном уровне, на метаболизме матери.

Затем в течении всего антропогенеза, называющей генной системой мозга и

всей системы человека. Клетки мозга физически созревают в течении года..

Под генетическим контролем находятся не которые параметры энцифолограм

мозга, в частности альфа ритм, характеризующие некоторое базальное

состояние функционной зоны мозга. Формируясь к 12 –19 годам жизни

сохраняется альфаритм на всю длительность жизни.

Свойство нервной системы является наиболее важными биологическими

факторами, которые детерминируют формирования индивидуальной психической

системы развитии.

(Известно, что пластичность одним из необходимых является необходимость

к творческим способностям).

13. Экологические проблемы в жизни современного человека.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно

нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не

только природные свойства, но и социальные. Общество встало в противоречии

с природой в двух отношениях:

. Во-первых, как социальная действительность, оно есть не что иное, чем

сама природа;

. Во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на

природу, изменяя ее.

Природные и социальные системы находятся во взаимодействии. Природная

среда, географические и климатические условия оказывают значительное

воздействие на жизнь людей, обуславливают во многом разнообразие обществ,

особенности развития этносов, народностей, наций.

В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу

общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу,

искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого

гармоничного воздействия. Отсутствие гармоничного взаимодействия социальной

и природной системы приводят к экологическим кризисам и катастрофам. Уже на

заре индустриальной цивилизации в XIX в. появились первые признаки

ухудшения качества биосферы, связанные с загрязнением атмосферы крупных

городов, источников воды и питания.

Но с особой остротой экологические проблемы встали перед человечеством

во второй половине XX в., что послужило одним из признаков кризиса

индустриальной культурно-исторической эпохи. Корни этих проблем, причины

разрушительной деятельности человека следует видеть не в неведении или злом

умысле, а в так называемом техническом типе мышления, когда природа

рассматривается как источник сырья для материального производства. Для

этого типа мышления характерно то, что человек мало задумывается над

смыслом вещей, а увеличен соотношением их различных сторон. Решение

экологических проблем зависит от способности человечества изменить позицию

по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо

осознание того, что живая природа и человечество – это единый организм, что

жизнь общества – это составная часть глобального биохимического процесса.

14. Игра в жизни человека.

Первым видом активности каждого человека в детстве является игра. В

широком смысле игра предполагает не только специализированные ее виды –

детские, спортивные, карточные, но и возможность превращения любой

деятельности в игру. В этом случае целью становится сам процесс, а не его

результат. В игре утверждаются человеческие способности и умения,

приобретаются знания, формируется духовный мир.

ИГРА, это форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время

игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы,

специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности,

осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По

мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду

деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно

верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал

игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет

только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне

человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными

исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными

биологическими потребностями организма и психики человека.

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи.

Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого

философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная

подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера,

определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения

удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф.

Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных

влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд

считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре

как к проявлению избытка жизненных сил.

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать

выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя,

подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра

удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре

своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого

может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в

самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности

что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или

соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной

компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной

односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции

невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства

личности.

Нидерландский мыслитель и историк культуры Йохан Хейзинга,

предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек

играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг,

доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо

занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по

добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью,

заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а

также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра,

существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается,

по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова

некое излишество.

15. Социализация.

Личность появление на определенном этапе исторического развития.

Первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании не

выделяет себя из родовой целостности. Развитие производительных сил и

связанное с ним разделение труда делают человека особенным индивидом.

Выполнение специфических функций дет ему определенную социальную роль, в

свете которой он оценивается другими и на которой основывается его личное

самосознание. Каждый появившийся на свет индивид становится личностью в

ходе социализации, т.е. в процессе освоения социальных ролей, функции, норм

поведения, духовных ценностей и развития самосознания. Возможность

социализации «маугли» - существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных

в сообществе животных, - носит крайне ограниченный характер и не приводит к

возникновению личности. «Маугли», возвращенные в общество, смогли усвоить

лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из

нескольких десятков слов. Они так и не научились дружить, улыбаться,

абстрактно мыслить, вести беседу, прожив в человеческом обществе не более

десяти лет.

Истории известны примеры и другого рода. Слепоглухие дети, обученные по

специальной методике педагогом А. И. Мещеряковым, успешно включались в

нормальную человеческую деятельность, достигли значительных высот в

духовном развитии. Один из них – А. И. Суворов – работает научным

сотрудником Института психологии Российской академии образования. Данные

примеры свидетельствуют о том, что социальная среда играет решающую роль в

превращении биологического существа в социальное.

Стремление к слиянию с социальной общностью (и отождествлению с нею) и

вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает

личность и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального

развития. Творческая активность личности как субъекта социальных отношений

становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от

предшествующих поколений культурой. Активность личности коренным образом

отличается от активности животных. Человек – существо уникальное и

свободное. Его практическая универсальность проявляется в том, что он не

производит, повинуясь как животное, а может производить по меркам любого

вида, а также по законам красоты. Будучи активным элементом социальной

системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей,

создает проект будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их

достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений

в объективных и социальных структурах, в системе общественных отношений.

16. Любовь в жизни человека.

"Что такое любовь?" - этот вопрос задавали себе многие люди во все

времена. У некоторых может возникнуть вопрос: "А надо ли вообще этим

заниматься?" Вопрос это очень сложный каждый человек подразумевает под этим

понятием что-то свое. Например для мужчины и для женщины эти понятия

абсолютно разные, это и понятно ведь строение мозга различно. Женщины имеют

больше связей между полушариями мозга, и большее число этих связей

приходится на центры отвечающие за эмоции. Именно поэтому женщины более

эмоциональны. В разных книгах само слово любовь трактуется по разному.

Обратимся к некоторым из них:

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность,

человеческую общность или идею. Большая Советская Энциклопедия

Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного теплого и светлого.

Феликс Эдмундович Дзержинский.

Я предлагаю рассмотреть этот вопрос сточки некоторых наук: химии,

геометрии и психологии. Казалось бы, как химия может объяснить любовь или

привязанность? Но биохимия рассматривает такие летучие органические

соединения как феромоны. Ранее считалось что феромоны - это ферменты,

выделяемые млекопитающими которые влияют на самочувствие других особей того

же вида. Феромоны, как выяснилось позже есть и у человека. Каждый из нас

имеет свой набор феромонов, которые в зависимости от ситуации будут

выделяться в воздух с нашей кожи. Если человек чего-то боится то с его кожи

начинает выделяться феромон страха, и особи вокруг него начинают

чувствовать себя настороженно. Потому что они воспринимают феромоны NCD

центром расположенном в носу. Надо отметить, что это не рецептор отвечающий

за восприятие запаха, этот центр отвечает именно за феромоны. Поэтому

людям, перенесшим операцию на носоглотке труднее будет улавливать общее

настроение. Так вот эти же вещества отвечают и за чувство любовь, или

скорее отвечают за "нравиться - не нравится". Женщины и мужчины обладают

разными наборами феромонов, но из-за каких-то аномалий центр может работать

не правильно, так возникает привязанность к лицам своего же пола.

Необходимо отметить, что такое влечение нельзя называть любовью, т.к. его

результатом не может быть здоровое потомство. Парфюмерные компании уже

научились вырабатывать искусственные феромоны, для того чтобы добавлять их

в свою продукцию - одеколоны и духи. Но надо отметить, что в результате

этого нельзя добиться всеобщей любви, для этого нужно еще и другие факторы.

Человек пользующийся этой продукцией будет симпатичен многим у кого NCD

центр будет способен воспринять эти феромоны. Феромоны меняются с

возрастом. Несмотря на то, что феромоны являются такой сильной поддержкой

на них нельзя полагаться. Так например в США принят закон по которому

основанием для развода является тот факт, что один из супругов пользовался

парфюмерией содержащей феромоны.

Теперь попытаемся рассмотреть, как влияет красота лица. Исследования

проводились независимо в Англии и в США. На мой взгляд американцы добились

больших результатов, но я расскажу про оба эксперимента. В Англии в

Университетском Центре заметили зависимость между степенью симметричности

лица и его красотой. Так например косоглазие будет сразу сказываться в

отрицательную сторону.

Метод американского пластического хирурга. Он применяет свой метод на

своих пациентах. Он попытался создать модель идеального лица. Для этого он

в каждый элемент лица вписал шестиугольник. Получившийся макет он перенес

на пленку, а затем и на компьютер. Результатом стала компьютерная

программа, которая указывала бригаде его врачей, где необходимо подтянуть

кожу, где изменить профиль лица и т.д. В целом же надо отметить, что

наиболее симпатичны здоровые люди, способные дать здоровое потомство.

С рождения у нас в головном мозге записывается информация обо всех

людях, которых мы видели. Мозгом автоматически создается усредненный

вариант идеального партнера. Именно он будет базовым при выборе партнера.

Поэтому белые люди, много прожившие в Африке могут выбрать себе партнера -

негроидной расы. Важно знать, что мужчина любит глазами, а женщина - ушами.

Это вполне четкая формула. Поэтому женщине чтобы ее любили не обязательно

быть очень образованной, ей надо быть - красивой. А мужчина не должен быть

сверхкрасив он должен много знать. Еще одним важным моментом является то,

что невозможно полюбить человека не зная его лично. Поэтому невозможна

любовь к телезвездам о которых читали в газетах, или видели их на

телеэкране.

В области психологии опять происходит разлом: для женщин - одно, для

мужчин - другое. Что заставляет их вступить в брак? Во-первых - это

инстинкт, желание иметь детей. Во-вторых - это, как это не печально,

социальные устои. Если холостой 30 летний мужчина не вызывает вопросов, то

уже 25 летняя девушка не сможет спокойно жить. Виной тому будет ее

окружение, в том числе и родители.

17. Индивидуальное развитие человека.

(Жизненный путь, цикл).

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть

онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация

неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов

(рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются

соответствующие возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в

понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или этапов развития

(детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные

процессы подразумевают вопрос, как формируются возрастные свойства и

каким путем(постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из

одной возрастной стадии в другую.

В современной науке существует три главных термина для описания

индивидуального развития в его целом – время жизни, жизненный цикл, и

жизненный путь. Хотя их не редко используют как синонимы, они существенно

различны по содержанию.

Время жизни, ее протяженность или пространство, обозначает временный

интервал между рождением и смертью. Продолжительность жизни имеет важные

социальные и психологические последствия. От нее во многом зависит,

например, длительность существования поколений и продолжительность

первичной социализации детей.

Понятие жизненный цикл более определенно и содержательно. Оно

предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы

(«возрасты жизни», или «времена жизни», подобные временам года)

представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота

жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи,

смена времен года и т.д.). Многие биологические и социальные возрастные

процессы действительно являются циклическими. Организм нормально проходит

фазы рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает,

затем выполняет и, наконец постепенно оставляет определенный набор

социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), после чего тот же цикл

повторяют ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в

обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно

действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших.

Понятие жизненного пути отличается от «жизненного цикла» прежде всего

многомерностью, тем, что оно предполагает множество разных тенденций и

линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии

одновременно автономны и взаимосвязаны. В основе его периодизации –

нелинейные, раз и навсегда определенные фазы, а конкретные жизненные

события. Время, последовательность и способ осуществления любого жизненного

события, будь то вступление в брак или выход на пенсию, не менее важны, чем

сам факт, что данное событие имело место. Это требует сочетания

социологического, психологического и исторического анализа.

Таким образом содержательная характеристика процессов, свойств и стадий

индивидуального развития возможно либо в системе онтогенеза, либо в системе

жизненного цикла, либо в системе жизненного пути. Однако эти системы не

рядоположны: жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл

индивида, а этот в свою очередь включает онтогенез.

18. Влияние нервной системы на формирование индивидуальных психологических

взаимоотношений.

(Соотношение способностей и склонностей).

На формирование индивидуальных психологических взаимоотношений влияет

нервная система. У каждого человека нервная система индивидуальная.

Примером может быть то, что человека можно разделить по типу темперамента,

в котором немаловажную роль играет нервная система. Допустим, что человек

типа сангвиник характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой

сменяемостью эмоций. Человек типа холерик характеризуется быстротой

действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в

речи, жестах, мимике. Меланхолик склонный к депрессии, настроениям грусти,

подавленности. Человек такого типа характеризуется повышенной

впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств.

Ну и, флегматик характеризуется медлительностью, спокойствием, внешним

слабым проявлением чувств. Все эти типы нервной системы отражаются на

способностях и склонностях человека, к какой либо деятельности. Способности

– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями

успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к

знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности

овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых

сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень

развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Помимо особенностей нервной системы, на индивидуальность

психологических взаимоотношений человека, влияет альфа-ритм мозга, который

у каждого человека индивидуален. Он отвечает за индивидуальное

психологическое развитие.

Человек всегда един в одном мышлении. Следовательно, все эти

предпосылки стоит учитывать при обучении детей и иметь индивидуальный

подход к решению проблем человека.

19. Структура личности элементы внутреннего мира личности и взаимосвязь.

Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект

общества. Жизнедеятельность личности всесторонне определяется обществом в

виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных

законов истории, которые она, как и другие субъекты деятельности, не может

изменить ни отменить. Но некоторое пространство для социального действия

личности все-таки остается. По Марксу, «история» не есть какая-то особая

личность, которая пользуется человеком для достижения своих целей, она – не

что иное, как деятельность, преследующая свои цели человека.

Современные авторы отмечают зависимость влияния личности на общество от

социального статуса, занимаемого ею общественного положения. Так, один

человек способен повлиять на судьбу своей семьи, а другой – на судьбу

государства. Степень влияния на социальный процесс первого более очевидны,

чем второго. Каждый конкретный индивид имеет свою меру влияния и

ответственности перед обществом за свои действия.

В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность

отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной

степени, определяющие характер взаимодействий с социальными реальностями.

Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого

является индивид, представляет свой базис личности.

Базис отражается в сознании личности, определяет формирование и

развитие ее внутреннего мира. В мировоззрении личности, совокупность

социальных связей отражается непосредственно, в нем содержится также их

оценка и установка на поддержание или изменение существующего положения.

Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов поведения

личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных

условиях, возможность сделать выбор деятельности.

Отношение между элементами внутреннего мира, если их соотнести с

отношениями личности с социальной средой, являются вторичным. Одновременно

с этим они развиваются по своим специфическим законам, приводя в конечном

итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным

началом, постоянно преобразующим себя и созидающим мир.

20. Особенности познавательной деятельности человека.

(Виды сознания и познания).

Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо

человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек усваивает

только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания, которыми мы

овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны, это знания о

предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип знаний составляют наши

идеи о том, как формируется само знание, откуда у людей берутся бесспорные

представления. Знания не возникают сами по себе, они результат особого

процесса, познавательной деятельности людей. Древний человек, охотясь,

наблюдая за повадками диких животных, приобрёл полезные сведения, которые

помогали ему в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло,

узнаёт, что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может

происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни.

Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению особенности

размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок в школе изучает на

уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь

идёт о специально организованном познавательном процессе.

Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие

двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого

предмета (объект познания). Они соотносятся друг с другом. Человек познаёт

мир посредством органов чувств: зрения,

обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком мира

осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это то, что мы воспринимаем органами чувств. Воздействие на

органы чувств целостного образа предмета называется восприятием.

Чувственный образ предметов и явлений

сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия называется

представлением. Познающий человек не может ограничиться лишь чувственным

познанием, он проникает в суть вещей, используя способность мыслить. Это

рациональное познание. Процесс мышления протекает благодаря мыслительным

операциям: сравнению, уподоблению, обобщению, отвлечению. Процесс мышления

и оформления его в речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за

другом процесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий

утверждается или отрицается что-либо, называется суждением.

В человеческой речи суждения связаны между собой логически. Человек

приходит к выводу или умозаключению.

Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум, оно

опирается на результаты науки и опытов, формой научного познания является

теория. Многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез.

Формами ненаучного познания можно

назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и здравый смысл.

Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство,

ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям,

примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное познание

средствами искусства, которое создаёт художественный образ.

21. Социокультурные факторы эволюции человека на рубеже 20 – 21 вв.

(Стресс, акселерация).

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации,

возникшей на развалиннах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась

на основе особых отношений человека и природы, он стремился вырваться из

зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство

человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и

научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства

человека над природой стали главными целями общественного развития. В

результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального

богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие

эффективной экономической деятельности.

Такие термины как стресс, акселерация стали актуальны в конце 20 в.

По всей видимости, это связано с укрупнением городов, с ускорением ритма

жизни в больших городах - мегаполисах и всеобщей глобализацией общества.

Человек стал более подвержен стрессу, т.к. ритм жизни ускорился, и человек

уже не поспевает за ритмом жизни, что приводит к нервным срывам.

Так же отмечается акселерация, т.е. ускорение роста и развития детей и

подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в ряде

стран в начале 20 в. (по сравнению с концом 19 в.) и наблюдается на

протяжении всего столетия. Поэтому наряду с некоторыми другими типичными

для современного этапа развития человека явлениями, такими, как, например,

увеличение длины тела у взрослых людей, удлинение репродуктивного периода у

женщин, увеличение продолжительности жизни, акселерацию иногда обозначают

термином «вековая тенденция», или «секулярный тренд».

Акселерация — достаточно сложное по своему происхождению явление,

зависящее от действия многих биологических и социальных факторов. Основное

значение, видимо, имеет весь комплекс средовых воздействий, влияющих на

индивидуальное развитие человека в процессе реализации его наследственной

программы. Особенно велика роль качественных изменений диеты, достижений

медицины, иммунизации населения, последствий хозяйственной деятельности

человека, урбанизации и связанных с ней стрессов, ослабления физической

нагрузки. Определенное значение могут иметь процессы, протекающие в

современных популяциях и связанные с продолжающимся смешением населения

планеты. Среди причин ускорения темпов роста и развития многие ученые

называют цикличность солнечной активности, ослабление которой якобы

сопровождается «всплеском» акселерации. Какое бы значение не имели те или

иные природные или социальные явления, ясно, что акселерацию нельзя

объяснить влиянием какого-то одного фактора.

Воздействие акселерации на биосоциальный статус и здоровье человека

оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не

сопровождаться одновременным ускорением «социального созревания», что

создает определенные сложности в становлении личности. Крайние отклонения в

темпах развития вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма («синдром

напряжения») и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности.

(О дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще

И. И. Мечников).

Суть социокультуры.

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для

классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь

личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической

или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними

по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая

детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая

ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от

состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной

устремленности.

Подобная ситуация связана не только с глобальными угрозами

существования человечества, но и с коренным поворотом в системе отношений

“человек-производство”. Современная экономика носит инновационный характер.

Это означает, что материальные и вещественные факторы производства

перестают быть основным носителем ценностей, так как устаревают каждые 3-4

года. Орудия труда, машины, станки, производственные линии, различного рода

техника меняются буквально на глазах. Главным фактором обновления

производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и

творческие возможности. Развитие личных качеств, творческих способностей и

возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится

наиболее выгодным вложением капитала. В результате общественный субъект

приобретает все большую независимость от базиса, его свобода нарастает.

Как показал Д.Белл, в современном информационном обществе человеческий

выбор оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития.

Возникает новая информационная культура, новые способы получения

информации, производственной и научной деятельности. Доступ к

информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для

стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа

к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию,

необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит

процесс автоматизации и работизации производства и управления. В сфере

информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения.

Концепция “информационного общества” определила пути формирования

“материального тела” культуры конца Xxв.

В некоторых сферах культуры, например, в театральном искусстве,

непосредственно творческие проблемы тесно связываются с решением

экономических вопросов. Во время перехода театров на хозрасчет стремление

отдельных деятелей искусства “подзаработать” оборачивается довольно дорогой

ценой - снижением художественной ценности спектакля, нетребовательностью к

репертуару, пошлостью и дурным вкусом во имя прибыли и ложного успеха.

Наступает время, когда серьезно обостряется противостояние и

увеличивается разрыв между комерческой культурой и высокой духлвностью.

Рассуждения о переводе всей культуры на полный хозрасчет ошибочны и могут

нанести духовному развитию большой вред.

В конце XX в. культура все более осознается как эпицентр человеческого

бытия. Она словно кислород насыщает и заполняет социальное пространство.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.