на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов


брак, нежели разжигаться» ].

Так, по мнению Блаженного Августина, в раю размножение должно бы

совершаться иным способом, нежели у падшего человечества: «Тогда

половые члены приводились бы в движение мановением воли... и тогда

супруг прильнул бы клону супруги без страстного волнения, с сохранением

полного спокойствия души и тела и при полном сохранении целомудрия» . И

хотя Бердяев, говоря о воззрениях Августина, подчеркивает, что «Трактат

Блаж. Августина невозможно читать, таким духом мещанства от него разит»

], тем не менее и самому русскому философу не импонирует идея

размножения как таковая, поскольку она есть, по его мнению,

бессмысленная смена рождений и смертей, пародия на истинное бессмертие,

а носительницей родового начала, отдающего человека «во власть дурной

бесконечности полового влечения» , является именно женщина, ибо «сам по

себе мужчина менее сексуален, чем женщина» [ 57].

Интересным образом и у русского, вроде бы вполне «либерального»

философа мы вынуждены отметить ненависть к репродуктивной функции

женщины, неприятие бесконечности (наряду с деторождением он расценивал

как «дурную бесконечность» и теорию реинкаркации, которая вызывала у

него не меньший ужас, чем стихия «женственности») и оценку «женских»

качеств как иерархически более низких, нежели качества «мужские».

Английский поэт и романист Р. Грейвс, исследуя архаические пласты

греческой мифологии, пришел к выводу, что «количество ипостасей

богини... доходит до девяти, когда каждая из ее персонификаций —

девственница, нимфа и старуха — представлена триадой, чтобы еще больше

подчеркнуть ее божественность. Одна-ко поклонявшиеся богине... ни на

миг не забывали, что имеются в виду не три богини, а всего одна...».

Патриархатное христианство рассекло некогда единое тело Великой Богини

на фрагменты, грубо разорвав их взаимоперетекае-мость, оценочно

акцентировало каждую из частей, положительно маркировав девство,

расценив как допустимое материнство, презрительно терпя эротику, если

она оправдана деторождением («неоправданная» эротика отныне именуется

блудом), и вынеся полностью за пределы божества смерть как фрагмент

абсолютно «антибожественный». Конечно, этот процесс начался еще раньше,

задолго до христианства, но свое логическое завершение обрел именно в

этой религии.

Таким образом, прежде гармоничная модель мира оказалась разрушенной,

«части» ее, естественно перетекавшие друг в друга, противопоставлены,

поляризованы и находятся в состоянии взаимного отрицания, что крайне аг-

рессивирует бытие. На смену имманентной миру и человеку Богини-

Праматери пришел трансцендентный Отец, который отныне будет обитать «на

небесах», т. е., как правильно подметила Малаховская, в области первой

(девственной) ипостаси Богини. А человек, прежде бывший соработником

божественной силы, отныне станет рабом божьим.

И если, как пишет С. Булгаков, «в почитании женской ипостаси в

божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не

раскрывшиеся в полноте, быть может, и доселе...» , то ныне поруганные

божества древности мстят человеку за пренебрежение ими. Объявив все

языческие божества бесами, демонами, христианство заложило само под

себя мину замедленного действия, посеяло зерно собственного будущего

кризиса.

Поскольку в патриархатной культуре мужчина и женщина воспринимаются

описываются как жесткая оппозиция, а за фасадом этой оппозиции

располагаютс» и на ней строятся другие оппозиции (например

«мужественная» культура—«женственная» природа), оппозиционизм же

актуализирует агрессию, то и сам эротическии акт нередко описывается в

художественной «высокой» литературе в военньц терминах или терминах,

обозначающих отношение покорителя к покоренному Например в арабских

сказках нередко сравнение девственницы с еще необъезженно] кобылицей

(четкая коннотация с покорением природы), а мужской детородный оргак

отождествляется с орудием убийства: напрягшейся стрелой, пушкой,

котораг пробивает брешь в неприступной крепости и т. д. Любовь и смерть

воистину оказы ваются сестрами, но не так, как в матриархатной религии,

где они естественные равнозначные ипостаси единой Богини, а как два

вычлененных недолжных («пре ступных») фрагмента, связанных общей

репрессивной функцией. Тело Великой Богини расчленено, тело человека

политизировано. И потому одной из основных задач современного феминизма

является, как это точно формулирует Т. Клименкова, «выведение

сексуальности из-под власти микрополитики» .

Особого рассмотрения требуют и другие символы «женского» ряда —

пустота, бесформенность, пассивность, эмоциональность, — значимость

которых для познания мира явно недооценивается в патриархатной

культуре.

Современный мир сотрясаем множеством кризисов: экологических,

экономических, социальных, политических. Все эти кризисы — лишь

проекции более глобального кризиса, а именно кризиса сознания. И,

возможно, возрастающий ныне интерес к женщине и «женственности»

свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в

выходе из социокультурного тупика.

Национальный Эрос.

Диапазон понятия «эрос» грандиозен: от космических сил притяжения и

отталкивания, гравитации и электромагнетизма (Любовь и Вражда —

первосилы, организующие все в Бытии, по Эмпедоклу) до тончайших

вибраций душевной жизни и чувственности в индивидуальной любви, до

эротики и секса, до совместимости/несовместимости тканей, входящих и

исходящих друг в/из друга в соитии. По «Теогонии» Гесиода, Эрос — из

первейших сущностей-первобожеств, наряду с Хаосом и Эребом. Его функция

— всесвязь элементов Бытия. В этом плане Эрос аналогичен Ре-лигии,

которая, по первосмыслу, «вос-связь» распавшегося, значит,

разъединенного. Эрос и Религия — близкофункциональны и потому —

соперничающи. Эрос входит во все религии как мощный элемент:

Любовь к Богу, к ближнему, Святое семейство и благословение брака в

христианстве, бхакта-йога и тантризм в Индии, орфические мистерии в

Элладе, дионисии, вакханалии, карнавалы; исступления плодородящей силы

Природы весною, когда разгулом эротической энергии во человечех имели

интенцией подпитать грядущую урожайность, плодоношение Природы...

В то же время высокие религии (христианство, ислам, буддизм,

иудаизм...) противостояли Эросу как животной Воле к Жизни,

инстинктивной, «безусловному рефлексу» пола,— и в выстраивании Человека

как общественного существа, как души и духа, как личности и Ното

SAPIENS, обуздывали плоть и природную волю к продолжению рода.

Цивилизация — Природа. Эрос стал подозрителен, Эрос стал гоним-

выжигали и преследовали. Аскеза, сублимация, цензура — все это те рамки-

теснины, формы и клапаны, в которые дозволено было океану Эроса

просачиваться в

Психологи констатируют доминирование лево-или правополушарного

мышления в зависимости от различных условий,что и определяет

психологические особенности субьекта.Недавн опубликованные результаты

исследований Б.Шейвица и его сотрудников из Йельского

университета,изучавших работу мозга с помощью магнитного резонанса

(32), свидетельствуют в пользу общности биологических и культурных

характеристик.Американские исследователи показали, что структуры мозга,

ответственные за функции речи,располагаются в мозге у мужчин более

асимметрично,чем в мозге женщин.Эти результаты существенно дополняют

известные сведения о языковых структурах мозга.изучение которых

началось еще в середине 18 века.Шейвиц и его коллеги установили,что при

решении языковых задач у мужчин активизиуются участки лишь в дном

полушари, а у женщин- в обоих производятся) живые существа,но также и

идеи философии,идеалы для истории и устроения социума.Эрос-

страсть,»пассионарность»(Л.Гумилев).А,как писал Гегель,без страсти не

делается ничего истинно великого.

Словом, Эрос — зона избытка, самопревосхождение Бытия в противовес

его ипостаси: в равенстве самому себе и в экономии, к чему склонны

мудрость и наука... — не техника. Ибо труд и техника,

изобретательность—тоже виды коитуса с Материей, объятий-соитий с нею...

Хотя и наука, как ЛЮБО-.знание, тоже понятие Природы — в жены...

«Познать» ведь — и Истину, и Женщину... Так что и в философии (тоже

ЛЮБВИ к мудрости) игра-охота на все Женское совершается: на Истину,

Субстанцию, Тайну. Основу (в Боге—Шеллинг), на Реальность,

Действительность, Материю, Природу... Все они — женского рода и в

русском, и в латинском, и немецком, и французском. Лишь андрогинный

Альбион все это — усреднил, обезродил... Заместительны «когито» с

«които»... (Космос),характера народа (Психея) и склада мышления

(Логос).

Патриархатная цивилизация, в которой мы прописаны и которая, похоже,

уже заходит в тупик (изведение Природы и Жизни на Земле, проблемы

экологии), в своих ценностных установках всячески унижала и подавляла

Женское и Материнское, давая им побочные роли — и в Духе. Так как

вообще без них обойтись невозможно, то интеллектуальная и властная

цензура отводила канал Эроса и Природы в служебность Мужскому. Так,

«жена да убоится мужа», и женщина — служанка мужчины в исламе.

Так накапливается сложнейший переплет разных форм Эроса, натуральных

и искусственных,— в ходе истории цивилизации и в каждой стране. Тут

тоже уловим особый аспект и ракурс, что видится как Национальный Эрос.

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию»

системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или

мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как

культурные так и социальные.(34)

Установка по Узнадзе-

готовность,предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и

действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый

целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности

,служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17)

Культурный стереотип-определенный канон мыслей и восприятия,устойчивое

воспроизведение досуговых занятий,форм поведения.(10)

С одной стороны,культурный стереотип помогает индивиду приентироваться

в ситуациях закрепившаяся форма предубеждения играет негативную

роль,мешает обьективно оценить противоречия,возникающие в ходе развития

общественных отношений,неоднозначность поступков люде.(10) Понятие

социального стереотипа в социологию введеноамериканским исследователем

У.Липпманом в работе «Общественное мнение».(18)

Стереотип от греч.typos- отпечаток.Прочно сложившийся,постоянный

образец,стандарт.(11)

Стереотип социальный- стандартизированный.устоцчивый,эмоционально

насыщенный,ценностно определенный образ,представление о социальном

обьекте.В таком смысле был введен в социальные науки У.Липпманом.В

основе социального стереотипа находится реальный психологический

феномен генерализации,обобщения,схематизации данных своего и чужого

опыта.

Исторически социальный стереотип исследовался в основном как стереотип

представителя социальной группы,как антропостереотип,а внутри этого

обьекта еще более узко-как этнический стереотип,как предрассудок.

Социологический анализ расскрывает более глубокое содержание

социального стереотипа. Будучи концентрированным выражением социальной

установки(отсюда выдвижение на первый план человека как главного

соц.обьекта и основного содержания социального стереотипа.Он выполняет

те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной

общности:регуляции,интеграции и т.п.Роль социального стереотипа в

социальном процессе определяется тем,что этот стереотип представляет

собой одну из разновидностей превращенной формы общественных

отношений,а именно их переонификацию,их «запись» как отношений

социальных в виде антропоморфных образов .При таком подходе становятся

понятными свойства социального стереотипа,зачастую обьясняемые

особенностями индивидуальной психики,напр.,феномен поляризации или

«черно-белое» мышление.Функциональное назначение социального

стереотипа. состоит в том ,чтобы феноменологтчески поляризовать в

противоположных образах стороны социального противоречия,психологически

мобилизировать на его разрешение силы участников социального

процесса.Социальный стереотип- образ,полярный по знаку оценки ,жестко

фиксированный,не допускающий малейшего сомнения в его

истинности,побуждающий к строго однозначному действию.Свойства

социального стереотипа широко используются в практике средств массовой

информации, в искусстве.(12)

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию»

системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или

мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как

культурные так и социальные.(34)

Установка по Узнадзе- готовность,

предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в

определенном направлении;обеспечивает устойчивый целинаправленный

характер протекания соответствующей деятельности , служит основной

целесообразной избирательной активности человека.(17)

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию»

системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или

мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные

стереотипы, как культурные так и социальные.(34)

Установка по Узнадзе-

готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и

действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый

целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности

,служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17)

Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в

кинематографе.Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с

сегодняшним,можно ясно увидеть смену построения и оценки образа

женщины.Политическая установка общества на привлечение женщин к

социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов

героинь,которые не только строили свою жизнь сами,но и оказывали

влияние на общество,т.е.женщин самостоятельных с определенным,всеми

принятым ,стереотипом поведения.Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний

стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве

положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа

отрицательного.

Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как

босс,компетентный специалист,а женщине отводится обслуживающая роль.С

экранов смотрят на нас умные,очень важные мужчины и экзальтированные

женщины,радостно обнюхивающие колбасы,стиральные порошки,грязные

рубашки или с восторгом разглядывающие подарки,начиная с домашней

техники и заканчивая ювелирными украшениями,полученные от «настоящих

мужчин».Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через

кинематорграф.

Рождаясь,люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся

систему отношений ,где женщинам отведена пассивная роль,а мужчинам

активная.При этом значимость активного («мужского»)всегда выше

пассивного(«женского») в соответствии с иерархией отношений.

Например,в образовательных методиках детских садов обучающие игры для

девочек и мальчиков различно ориентированы.В игровой комнате отведены

части отдельно для девочек и для мальчиков.У девочек воспроизведена

домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир),где они изучают типы

машин,правила дорожного движения,виды профессий.И если на

образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают

навыков),формирующимися у мальчиков в обучающих играх,то мальчиков не

учат о ком-нибудь заботиться.Мальчикам дарят книги познавательног

характера.а девочкам-детскую кулинарию.И хотя книга по кулинарии носит

название детской,она ассоциируется только с девочками и только им

предназначена.

необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.

Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада

(очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости)

презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в

оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать.

иерархиями.(1)

Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему

Роковое противопоставление мужчины как «господина», «главы», «вершителя

судеб» женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в

какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного

устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует

заметить, что проблемы одной «половины» всегда прямым или косвенным

образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы

женщин – суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей

мужчины и женщины в социуме.

В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а

тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же

подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и

материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о

том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То

была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов,

сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи

существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой

инквизиции был распространён миф о женщине – ведьме, и множестве женщин

стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине,

безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда

крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно

узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф

о супрерженщине: женщине – матери, работнице и общественной деятельнице

одновременно.

Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и

поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и

подчиненное положение она занимала в реальности. Американская

исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше

реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её

декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту» [35].

Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние

греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но

в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву,

девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных

домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были

привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они

не могли принимать участия в управлении городом, наследовать

собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам

не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала

определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась

родственникам по мужской линии – сначала отцу, а затем мужу, брату или

сыну.

В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной

дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к

истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век

господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения

женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный

тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при

условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли

рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии

корениться истинное возвышение женщины» [36].

Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем.

Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя

подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные

предрассудки и мифы.

Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время?

Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению

женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую

эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях

различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества,

имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин

во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной

женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль

связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его

[37]. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в

скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т.е.

устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в

обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной

неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Перечислю некоторые из наиболее распространённых стереотипов:

женское предназначение – дом и семья, женщина не может быть хорошим

руководителем, занятость женщин на работе оказывает негативное

воздействие на её детей, влияет на рост преступности в обществе,

женщины не стремятся к успеху, политика не женское дело и т.д. О роли

женщины в обществе и её положении можно судить, с одной стороны, по

официальной статистике (например, каков процент работающих женщин и

женщин – руководителей). Это так называемые объективные данные. С

другой стороны, существуют результаты социологических опросов

общественного мнения. В статье я попытаюсь на основе эмпирического

материала, результатов опросов сравнить мнения различных людей о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.