на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по риторике


то не изучал.

Однако с развитием психологии, психиатрии, гипнологии, психофизиологии

и других наук выяснилось, что та звуковая гамма, которая наполняет нашу

речь, состоит из элементов, каждый из которых вызывает свойственную именно

ему определенную ответную реакцию в сознании и подсознании слушателя.

Я противник нейролингвистического программирования. Но вовсе не из-за

сказок о каком-то "зомбировании". И без этого 2/3 населения любой страны

изначально (из-за ампутации еще в детстве - воли и самостоятельности

мышления) готовы подчиниться чужому мнению, тотально пропагандируемому

средствами массовой информации. Ярким примером этого служит опрос жителей

США, 74% из которых с восторгом поддержали последнюю бомбежку Ирака. Когда

российские журналисты задали американцам вопрос: для чего нужны эти

бомбардировки, - половина из опрошенных вообще не смогла дать хотя бы мало-

мальски вразумительный ответ, ссылаясь на то, что властям виднее, как нужно

защищать демократию (интересно, какую роль в защите демократии янки отводят

погибшим мирным жителям Багдада?). Другая половина интервьюированных дала

четкие ответы. Но они больше походят на параноидальный бред: "Саддам хотел

взорвать химическое оружие в Нью-Йорке", "Не важен Ирак, важно, что США

показали миру, что они не остановятся ни перед чем, защищая мир на всей

планете", "Мы не можем терпеть фашистский режим у своих границ" (для

справки: Ирак одно из самых удаленных от США государств, - как с запада,

так и с востока), "Клинтон доказал, что США не боятся террористов" и прочая

галиматья, интересная лишь психиатрам и психопатологам. То же самое в

России: большей части населения внушили, что развал Державы и бардак -

неизбежная плата за свободу и демократию, а любое наведение порядка в

стране - шаг к тоталитаризму. Абсолютно бездоказательное утверждение, но,

увы, оно крепко вколочено в мозги наших сограждан.

Так что я выступаю против нейролингвистического подхода вовсе не по

моральным соображениям, а по чисто техническим. Дело в том, что: этот

подход апробирован лишь на языках нескольких наций - раз, и сбивает с пути

начинающих ораторов (они начинают искать лишь один прием, позволяющий им

добиться успеха, вместо того, чтобы овладевать всей системой методов

воздействия на массы) - два. Я - за открытый поединок между убеждениями и

эгоцентризмом слушателей и мыслью, волей и энергией оратора, овладевшего

навыками управления звуковой волной. Я еще не встречал нейролингвистических

методик, нормально адаптированных к русскому языку. Если найдете,

приносите - посмотрим, обсудим. Но то, что сейчас ходит по рукам россиян,

это чистейшая дребедень: дикий перевод с английского, скрещенный с

совершенно невежественными потугами составителей. И вообще: ораторское

искусство - это альтернатива гипнозу и прочим, рассчитанным на подавление

воли методам. Задача оратора состоит не в усыплении сознания аудитории для

внедрения в него той или иной программы поведения, а в глубинной

перестройке этого сознания, путем воздействия на психику и пробуждения ее

скрытых резервов. Оратор должен разбудить аудиторию, дать ей энергию,

укрепить ее слабую волю, зажечь в ней стремление к действию и обосновать

необходимость тех или иных действий... Не является ли НЛП чистейшей

мистификацией? Очень и очень может быть; не удивлюсь, если узнаю, что эту

басню состряпала на Брайтон-Бич пара одесских аспирантов-эмигрантов.

ФРАЗА

Это наиболее массивный и наиболее заметный элемент речи. Написанный

текст речи состоит из предложений. Живое выступление состоит из фраз. Сама

же фраза по объему может быть меньше предложения (особенно это касается

сложносочиненного), а может и включать в себя несколько коротких

предложений. Фраза - это совокупность слов. В таком количестве, которое

позволяет оратору четко сформулировать свою мысль (например: "Расходные

статьи бюджета не отражают реального положения дел в финансовой и налоговой

сферах") или эмоциональное отношение к предмету обсуждения (например:

"Этот бюджет - дерьмо!"), не теряя при этом внимания слушателей. Без

фиксирования фраз речь оратора превращается в бессмысленный словесный

винегрет. Это как обед: разделенные блюда вызывают аппетит, а сваленные в

одну кучу щи, картофельное пюре, жаркое, сок и мороженое - тошноту.

Фразы разделяются паузами. При резком смысловом переходе, при

подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также для

придания ей большей эмоциональности применяется гросспауза - драматическое

молчание от 5 до 10 секунд.

Живую речь убивает монотонность. Потому что у слушателей теряется

интерес к оратору, а значит и к содержанию его выступления. Для поддержания

внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне

применяется периодическая смена тональности фраз. Видов интонации -

четыре: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Их

чередование и делает речь изящной и обаятельной. Некоторые ораторы часть

своей речи (обычно заключение) произносят в восходящей и ускоряющейся

интонации. Это азианизм, который всегда выглядит довольно эффектно. Однако

он требует от оратора колоссальной отдачи нервной энергии и физических сил.

Среди общего массива фраз есть такие, которые не имеют

непосредственной связи с содержанием выступления. Это кодовые и опорные

фразы.

Функция кодовой фразы - подвигнуть слушателей на конкретные действия

без обоснования необходимости их совершить. Кодовые фразы в основном

применяются в бизнесе. В этой области деятельности открытое признание своих

меркантильных интересов наталкивается на подсознательную негативную

ответную реакцию контрагентов, которым не хочется способствовать чужой

наживе. Поэтому в переговорах коммерсанты камуфлируют свой интерес заботой

о процветании своего собеседника, время от времени, употребляя некоторые

выражения для аккуратной ориентации его на совершение определенных действий

(продать товар по низкой цене, застраховать груз, помочь разделаться с

общим конкурентом, принять вексель и т.д.). Обычно те, кто использует

кодовые фразы в своем выступлении, постоянно меняют на его протяжении их

форму, чтобы при повторении они не были заметны. Но при этом обязательно

должен сохраняться базовый глагол.

Вот, например, несколько кодовых фраз, которые я шесть лет назад

вытащил из выступления одного из лидеров московских гербалайфщиков. Его

речь была посвящена здоровью и финансовому благополучию собравшихся в зале

людей. И в нее, совершенно незаметно для публики, были вкраплены фразы:

"Вам необходимо приобрести наш товар", "И поэтому вам его срочно

необходимо приобрести", "Если вы его не приобретете сегодня..." и т.д.

Здесь базовый глагол - "приобрести". Его синоним - "купить" - имеет

негативное восприятие у людей, поскольку связан с тратой заработанных

денег, поэтому выступающий вместо него и ввел именно "приобрести". Кроме

того, что оратор удачно подобрал не режущий слух базовый глагол, он еще и

не повторил дословно ни одной кодовой фразы, меняя форму. И, наконец, все

разглагольствование о здоровье и благополучии прочно ассоциировалось в

подсознании публики с одним необходимым для достижения этих вещей действием

- вытаскиванием из кошелька денег и покупкой модного в те времена товара.

Таким же приемом пользуются и проповедники религиозных сект, вытягивая из

паствы материальные средства под бойкое стрекотанье о любви к Всевышнему. В

современной теле- и радиорекламе, видимо из-за ограничений во времени,

базовый глагол используется редко. Вместо него идет какая-то нелепая

солянка из наречий (быстро, вкусно, дешево, хорошо...), которые придают

рекламе совершенно обратный эффект. По крайней мере, при воздействии на

русских людей.

Опорная фраза не носит столь иезуитского характера, как кодовая, и

гораздо чаще используется в политических выступлениях. Она предназначена

для: поддержания высокого эмоционального накала (когда оратор хочет еще

пришпорить темперамент публики, а что сказать, не знает), передышки оратора

(можно применить гросспаузу), подавления оппонента или подготовки

тематического перехода в дискуссии. Опорная фраза должна быть риторической,

то есть - неоспоримой и отвечающей самым глубинным убеждениям большинства

слушателей. Например: "Родина-мать зовет!", "Отечество - в опасности!",

"Россияне должны иметь достойную жизнь!"

СЛОВО

В свою очередь частью фраза также состоит из частей. Ее элементом

является слово (кроме тех случаев, когда оно эквивалентно самой фразе,

например: "Товарищи!", "Вздор!", "Болтовня!"). Если мы представим себе

фразу как интонационную лестницу, то слова будут ее ступенями. Но слово -

не просто нота, которую надо воспроизвести для исполнения мелодии. Именно

СЛОВО - ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР ЭНЕРГИИ при выступлении. И каждое слово,

независимо от интонации, должно быть насыщено максимумом ораторской силы.

Подчеркиваю! В каждом слове, независимо от того, находится ли оно на пике

восходящей интонации или, наоборот, в самой низшей точке нисходящей,

необходимо посылать слушателям энергетический заряд.

Между словами вставляются микропаузы. Короткие словосочетания можно

не разделять и произносить слитно, как одно слово. Например:

"головнаяболь", "словаскорби", "толькотак". Заметьте, что первое слово в

объединяемом словосочетании оканчивается на гласную, такой порядок

расположения сливаемых воедино слов наиболее оптимален для объединения.

СЛОГ

Слово делится на слоги. Именно по слогам следует разучивать речь

(естественно не делая между ними никаких пауз). Именно от глубины

воздействия содержащихся в слогах сигналов на подсознание слушателей

зависит то, сколь долго будет удерживаться в их сознании полученная от

оратора информация. Слоги - это своего рода гвозди, с помощью которых

оратор прибивает к памяти слушателей высказываемые им мысли и чувства. Есть

три способа употребления слогов при выступлении.

Первый - "икающий". На каждом из слогов делается нажим. Этот способ

спасает монотонность фразы и алогичное крепление в ней слов. Он

подразделяется на два вида: "квакающий" (пример - Ельцин, низкий тембр,

замедленность) и "булькающий" (пример - Гитлер, высоко, до фальцета и

быстро).

Второй - "поющий". Слоги "играют" за счет растягивания гласных звуков

и некоторого микширования согласных. При этом ударные слоги выделяются

более других. Примером может послужить для вас собственное изложение

стихотворения, допустим какого-либо пушкинского четверостишья.

Третий способ - "смешанный". Предельная высота в ораторском искусстве.

Часть слогов произносится нараспев, часть коротко с нажимом. Оратора,

который бы постоянно использовал такой способ, я не знаю. Изредка некоторым

удается. Например, выступление Левитана по радио 22 июня 1941 года. А

вообще образцы использования такого способа легче найти среди выступлений

советских актеров 30-х - 50-х годов.

Слоги необходимо проговаривать четко, не зажевывая концы даже при

максимальном темпе.

Больше о фразах, словах и слогах говорить не вижу смысла. Гораздо

проще на практикумах поработать с ними в живую, тогда и объяснений

потребуется гораздо меньше. Скажу несколько слов о кодовом сигнале. Этот

четвертый элемент речи находится в довольно малоисследованной зоне. Кодовый

сигнал отличается от кодовой фразы тем, что сам по себе лишен абсолютно

какого-либо рационального содержания. Его функция заключается в том, чтобы

ввести слушателя в кратковременный транс (своего рода сон наяву), который

не сохраняется после окончания выступления. Во время транса слушателей

побуждают совершить то или иное действие (иногда с использованием кодовой

фразы, чтобы избежать подозрений со стороны посторонних или для того, чтобы

эффект был длительным - одна из методик при психокодировании наркоманов и

алкоголиков). Например - совершить массовое самоубийство или составить

дарственную на свое имущество.

Кодовым сигналом можно сделать любой звук из слова. Главное, чтобы он

был не один, а в обрамлении обычно проговариваемых в ускоренном темпе

обычных слов. А, например, итальянские спецы вообще выносит кодовый сигнал

за пределы слова. Вот как это выглядит у жуликов Неаполя (со слов моего

знакомого, подвергшегося их "обаянию"): "Сеньор! А-а-а? Какие цветы! А-а!

Купите. А? А-а-а! Упал ваш бумажник, сеньор! А-а! А-а! Не упал? А! А! А-а-а-

а? А деньги в нем сохранились? А? А-а! А?.." Эта атака шла минут десять.

Еще минут десять моему знакомому (а был он как стеклышко трезв и ко всему

прочему плохо понимал по-итальянски) понадобилось, чтобы прийти в себя и

обнаружить, что бумажник-то при нем, но вот деньги совсем не сохранились.

Кодовый сигнал заключается в необычном сочетании и произношении гласных

или согласных звуков. Иногда вводится совершенно посторонний акустический

сигнал - цоканье языком, причмокивание, покашливание и пр. Тут я вспомнил

одну цыганку, которую встретил в Амурской области лет 15 назад. Так та

вообще использовала в качестве кодовых сигналов ритмичное изменение длинны,

тональности и тембра фраз. Она во время беседы то вводила в транс, то

выводила из него здорового двадцатилетнего парня, заставляя его

непроизвольно делать различные смешные вещи и при этом сохранять

уверенность в том, что ничего необычного не происходит. Но это уже

относится больше не к теории ораторского искусства, а к гипнозу.

Есть еще некоторые сведения о пятом элементе речи, заключающимся в

использовании ультра- и инфразвуковых колебаний, но ничего конкретного пока

нет. В принципе - звук, как один из самых мощных инструментов воздействия

на сознание и психику людей, это ведь мощнейшее оружие. Что эффективней:

взять в руки автомат или заставить стать под ружье миллионы людей? Поэтому

я не исключаю наличия каких-либо сверхсекретных разработок в этой области,

совершенно недоступных даже для специалистов. А вообще влияние звука на

человека еще только начинается. И я думаю, главные открытия в этой сфере

будут сделаны где-то лет через 20, когда будут созданы приборы, имитирующие

и анализирующие человеческое восприятие. Тогда мы, может быть, и поймем,

почему на нас производит впечатление музыка и птичьи трели...

Система Станиславского

На предыдущих занятиях мы представляли себе публику, перед которой

выступает оратор, только лишь в качестве слушателей. Теперь пришло время

взглянуть на нее, как на зрительскую аудиторию. Теперь настал черед нового

отношения к публичному выступлению, а именно - как к театральному

представлению. Причем, в отличие от театра, где зритель лишь пассивный

сопереживатель происходящего на сцене действа, наш подход к зрительской

массе должен быть иной. Она для нас - полноправный и активный участник

совместного с оратором театрального представления. Чувствуете разницу:

пассивно сопереживать и активно участвовать?

За 3-х тысячелетнюю историю существования театрального искусства

была создана всего лишь одна достойная внимания методика обучения

актерскому мастерству. И изобрели ее не греки, не римляне, не немцы с

итальянцами или французами. Мы, русские, создали такую методику! А

конкретно - Константин Станиславский. Не профессор, не академик, а простой

предприниматель, всей душой увлекшийся театральной режиссурой и обучением

актеров, наш соотечественник - гениальнейший русский самородок.

Станиславский родился в Москве в 1863 году. На его глазах исчезали

последние остатки патриархальной России. Он писал: "На моих глазах

возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы,

создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты,

подводные лодки, телефоны...радиотелеграфы, двенадцатидюймовые

орудия...Поистине - разнообразная жизнь, не раз изменявшаяся в своих

устоях".

Именно грандиозные преобразования в науке и технике, а также бурные

изменения в политической жизни страны и крутая ломка всех социальных устоев

общества дали Станиславскому смелость и силу на столь же кардинальные

преобразования всех, существующих до него принципов театрального искусства.

Не один год в свободное от работы время Станиславский играл в пьесах и

пробовал себя в режиссуре как любитель. Такая позиция давала ему

возможность видеть все недостатки старых театральных школ как бы со

стороны: непредвзято, независимым взглядом человека, имеющего возможность

сравнить - насколько настоящее выражение чувств у обычных людей похоже на

то, что изображают на сцене профессиональные актеры и актрисы. И

Станиславский заметил, что у играющих на сцене людей выходит - вместо более

ярких и четко выраженных человеческих чувств - одна лишь жалкая пародия на

них.

Мысль создать собственный профессиональный театр и свою театральную

школу зреет в сознании Станиславского... И вот - знаменитая встреча с

Немировичем в ресторане "Славянский базар". Со стороны кажется, что

случайно, за рюмкой водки, два будущих великих режиссера решили вдруг -

открыть собственный театр. Однако за созданием Художественного театра

стояли годы экспериментов и борьбы с висящими на актерском искусстве еще со

времен Аристофана и Софокла веригами идиотских штампов и традиций. Актеры

"рвали страсть в клочки". И на сценах всех театров мира царили вопли и

истерика. Станиславский же хотел, чтобы на сцене актер жил мыслями и

чувствами своего персонажа, испытывал бы вдохновение, заставляя публику

сопереживать вместе с ним все мало-мальски заметные повороты в сюжете

представляемой пьесы.

Это была смелая, реформаторская, опрокидывающая тысячелетние устои

старого театра идея. А сама система Станиславского, давшая актерам

внутреннюю и внешнюю технику воплощения этой идеи, я уверен, одно из самых

достижений великих в истории человечества, стоящее в одном ряду с

открытиями Сократа, Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна, Лобачевского,

Менделеева и Павлова...

Для чего любому из ораторов, занимается ли он политикой или защитой

экологических прав тараканов, необходима техника вхождения в образ? Для

чего человеку, выступающему по поводу юридических тонкостей нового

нормативно-правового акта или перспектив культивирования гороха в

Заполярье, необходимы приемы вживания в роль? А для того, чтобы, превратив

выступление в театральное представление, заставить и зрителей стать его

участниками. Причем у оратора -актера позиция намного выгодней, чем у

просто актера. Тому приходится играть на партнеров, чтобы косвенно задеть

своими эмоциями зал. А оратор, напрямую обращаясь к аудитории, делает из

нее партнера по игре, заставляя ее не просто сочувствовать себе, а и

СОУЧАСТВОВАТЬ в этой игре.

Ведь в чем цель публичного выступления? Убедить аудиторию в своей

правоте? Да. Но не главная. А главная - ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ:

голосовать, покупать, идти на штурм, бастовать, строить, лететь на Марс или

скинуться на памятник Му-му. Публика может ненавидеть идеи оратора. Бог с

ней! Главное, чтобы она выполнила задачу, которую он перед ней ставит. В

миллион раз хуже, когда мысли оратора всем нравятся, но никто и пальцем не

пошевелит, чтобы их осуществить.

Кроме того, оратор, владеющий системой Станиславского, сможет легко

использовать азианизм, стиль, намного превосходящий по своей мощи все

наиболее убойные варианты аттицизма. Моя мечта - возродить в России умерший

в 60-е азианизм, живое театрализированное публичное выступление. Тотальное

использование ораторами такого стиля, позволит нашей нации вернуть себе

утерянную энергию и бодрость. Наше общество умерло. Оно загнило и уснуло. И

ему сейчас как воздух нужны личности, в чьих силах осуществить пробуждение

и активную деятельность россиян.

И еще одно. Система Станиславского позволяет экономить физические силы

и сохранять психическое здоровье при выступлениях самого высочайшего

эмоционального накала.

ЗАДАЧИ. СВЕРХЗАДАЧА

Войти в образ, вжиться в роль невозможно без осознания того, к чему

стремится персонаж на каждом этапе своего выступления и общей цели этого

выступления...Здесь нам поможет тот план задач, о котором мы говорили на

второй лекции. Однако его необходимо модифицировать в соответствии с

характером роли...Если будущая роль - Врач, то прежде, чем работать над

манерой поведения и мышления медика, следует представить себе публику, как

мучающихся от болезней и пришедших исцелиться пациентов и разработать план

лечения заболевших - ну, допустим, - от астенического синдрома, который

характеризуется сильной эмоциональной подавленностью, тоской, физическим

недомоганием. В такой ситуации можно планировать следующие задачи: снять

барьер недоверия между собой и публикой, убрать у всех собравшихся страх

перед курсом лечения и мысли о неизлечимости болезни и заставить их

поверить в себя, в свои силы и разум, в резервные возможности организма.

Сверхзадача - это цель, которой подчинены все задачи. При этом: цель

роли и цель выступления различны. Цель выступления - побудить массы к

конкретным действиям, указанным в тексте речи, а цель роли различна и

зависит от образа, например: Учителя - заставить задуматься и понять;

Проповедника - подвести зрителя к озарению; Воина - дать инструкцию перед

боем или напутствовать на битву; Отца - благословить на святое дело;

Эксперта - дать незыблемую мировоззренческую концепцию, объясняющую все и

т.д...

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И КОНТРДЕЙСТВИЕ

Не думайте, что можно до трибуны можно быть обычным человеком, а

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.