на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников


является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом

детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным

для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться

строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем.

[20, с.245] Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел

предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования

взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно

овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко

привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать

полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять

общественные поручения. [30, с.137]

Психологи установили, что младший школьный возраст

характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению

нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить

нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания,

определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном

возрасте, является формирование гуманистического отношения и

взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

[18, с.411]

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания

детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя

позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к

себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение,

которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт

становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в

сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он

следует или старается следовать всегда и везде, независимо от

обстоятельств.

Ж. Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления

ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к

нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже,

– это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла,

разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и

плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных

оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с

11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на

справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его

поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы

нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и

не имеют исключений, что их нельзя менять. Моральную дилемму он

обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного

подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся с

общепринятыми нравственными нормами. В период нравственного реализма

дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по

намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному

результату, является плохим независимо от того, совершен он

случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако

при явных отрицательных следствиях поступков они способны в

определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая

нравственную оценку его действиям.

Спустя 30 лет, Л. Колберг расширил, конкретизировал и углубил

эту идею. Он установил, что на доконвенциональном (доморальном)

уровне развития морали дети действительно дают оценки поведению

только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и

содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого

уровня, ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам

для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На второй

стадии возникает мысль о полезности нравственных действий,

сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается

любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое,

которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает

удовлетворять свои другому человеку.

На уровне конвенциональной морали большое значение вначале

придается тому, чтобы быть «хорошим», соответствовать извне

заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает

идея общественного порядка или пользы для людей.

На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале

оценивают поведение, исходя из абстрактного представления о

нравственности, а затем на основе осознания и принятия

общечеловеческих нравственных ценностей.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения

распространяется на область чувств. [15, с.214]

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия –

способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм

поведения.

Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к

альтруистическому поведению, так как в его основе лежит

нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе

формируется представление о ценности другого. По мере психического

развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

Человек может испытывать переживания того же качества или,

если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если

человек одинаково реагирует на переживания различных людей в

различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое

свойство. [30, с.159]

С возрастом способность ребенка переживать за другого

развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека

на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную

ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с

развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о

«Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно

научить ребенка учитывать интересы других, их потребности,

представленные переживаниях. Для развития эмпатии очень важно

учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к

воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель

был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя

прийти ему на помощь. [30, с.159]

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование

непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает

нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все

равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он

помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких

ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить

потребности других людей ради их благополучия. [30, с.159]

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным

своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные

(повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и

требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих

требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным

образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают

малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно

стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая

черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей,

дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически

относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников

находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей

внимания и специальной педагогической работы.

Известная «повернутость» морального сознания вовне и

недостаточный уровень самосознания имеют своим следствием то, что

их регулирующая роль в поведении младших школьников оказывается

слабой. Поступки детей зачастую носят подражательный характер или

вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это

нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности,

развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими

нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С

другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения

для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. [33,

с.106]

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать,

что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных

жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков

часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем

разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе

правильной нравственной оценки. [20, с.245]

Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так

как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий,

поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с

ним. Характерная особенность их в том, что они с большим

доверием относятся к взрослым. Если моральное требование взрослым

преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров,

то дети стремятся обязательно его выполнить. [20, с.245] По мере

того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и

представлений, приобретаются навыки социально значимых действий,

вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается

способность совершенствовать свое поведение на основе полученных

знаний о морали. [35, с.8]

Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет

позиция А. Н. Леонтьева: личность тоже «производится» – создается

общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей

деятельности. [29, с.59]

Именно по тому, как приспособляется (адаптируется) ребенок к

общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о

том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни,

позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия,

обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности

контролировать свои желания и чувства.

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не

может быть высокой, но она – важный показатель определенного

психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания,

общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с

окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от

обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных

представлений. [29, с.60]

§ 3. Характеристика методов формирования мотивов

нравственного поведения младших школьников.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека,

побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа

действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного,

обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над

формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе

учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому

моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и

довольно показательный результат воспитания. [35, с.31]

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников

изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и

реальных достижений в области воспитания. Распространенный в

недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя

на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали

длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не

хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка,

учета его личных особенностей. [33, с.60]

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и

организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые

он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они

были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для

него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя

внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их

объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. [30,

с.204]

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют фор-

мированию положительных черт характера и нравственных качеств только

при условии, если они возбуждают у учащихся положительное

внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к

моральному развитию.

Как уже отмечалось в первом параграфе, у нравственного человека сфор-

мированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к

соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов

нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание.

На этом основании мы считаем справедливым утверждение о том, что

методы формирования таких мотивов есть методы нравственного

воспитания.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на

привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто

они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля

(взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным

показателем сформированности нравственных качеств личности является

внутренний контроль, действие которого приводит порой к

эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются

проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности

ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой

сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию

о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности,

развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки

контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств

личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению

личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему

продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому

уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и

нравственный выбор. [29, с.59]

В педагогической литературе описывается множество методов и

приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково

направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов

и особенно различных версий методов накоплено так много, что

разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным

обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но

явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое

логическое основание для классификации многочисленных способов

педагогического воздействия найти трудно.

Так, например, по результатам методы воздействия можно

разделить на два класса:

Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения,

формирующие представления, понятия, идеи,

Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип

поведения. [24, с.523]

Наиболее последовательной и современной представляется

классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют

такие группы методов:

методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и

убеждений (методы формирования сознания личности);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения;

методы стимулирования поведения и деятельности. [22, с.236]

Первый этап правильно организованного воспитания – знание

(понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые

должны быть сформированы в процессе воспитания. В первом параграфе

отмечалось, что мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-

стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является

формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно

воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего

ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые

создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения,

формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие

общее название методов формирования сознания личности.

Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения

следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств,

эмо-ционального переживания требуемого поведения. Если ученики

остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как

известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной

цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками

идея облекается в яркие, волнующие образы. [24, с.533]

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались

короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их

назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а

убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько

понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной

необходимости и личной полезности определенного типа поведения

должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают

цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно

включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при

использовании различных приемов и методов: чтение и анализ

библейских притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы,

разъяснения, внушения, диспуты, пример. [24, с.534]

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой

группы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим

наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-

эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и

метод наглядно-практического воздействия – пример.

В младших классах часто используется рассказ на этическую

тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий,

имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ

помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и

норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание

нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное

отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет

на поведение.

У рассказа на этическую тему несколько функций:

служить источником знаний,

обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся

следующие:

Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В

младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует

переживаниям детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать

произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных

умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное

сопровождение.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического

рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно

соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда

выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не

может рассчитывать на успех.

Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно

позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно

дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно

снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят

к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению,

например к спортивному соревнованию. [24, с.535]

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.