![]() |
|
|
Детские и юношеские общественные организацииДетские и юношеские общественные организацииМИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ Специальность 010400 Студентка III курса Латышева И.С. Зачётная книжка № 0112111 СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курсовая работа Научный руководитель Антропова Л.В. Череповец 2002 План: |Введение. |3 | |§1.Классификация детских общественных организаций. |6 | |§2.Характкристика детских и юношеских общественных организаций.|8 | |§3.Детские и юношеские организации позитивной направленности. |10 | |§4.Детские и юношеские организации негативной направленности. |15 | |§5.Детские и юношеские организации нейтрального содержания. |24 | |§6.Педагогические условия успешного взаимодействия школы и |25 | |общественных организаций в воспитательном процессе. | | |Заключение. |27 | |Библиографический список используемой литературы |32 | Введение. Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать. В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлечённость детей и молодёжи в общественное движение составляет около 10%.[1] В 1997 году общий процент детей, считающих себя членами любых детских объединений, составлял в среднем 13,4% опрошенных, а ведь в 1996 году таких респондентов было 15,6%, в 1995- 18,7%, в 1994- более 22%. Желание быть членами детских общественных объединений высказали 45% подростков, не входящих ни в одно из них.[2] Дети не хотят вступать в организации по следующим причинам: [pic] Ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели; [pic] Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых; [pic] Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы; [pic] Закрытость от реального окружения, преобладание «надуманных» жизненных ситуаций, игнорирование отечественных традиций.[3] Изучением данного вопроса занимались следующие исследователи: председатель Федерации детских организаций, депутат Гос. Думы Елена Чепурных; вице-президент Ассоциации исследователей детского движения Тамара Трухачёва; координатор Пионерского содружества и МГСПО Д.Лебедев; кандидат педагогических наук, НИИ детства Н.П.Иванова; зав. Отделом программирования Совета Федерации детских организаций «Юная Россия», кандидат педагогических наук Л.Клочкова; доктор педагогических наук, профессор Н.Шнуркова и др. Объектом нашего исследования являются общественные организации в России, предметом- детские и юношеские общественные организации. Целью работы является раскрыть содержание, формы и методы деятельности детских и юношеских общественных организаций. При изучении данной проблемы мы поставили следующие задачи: 1. раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские общественные организации; 2. показать содержание деятельности позитивно направленных детских и юношеских организаций; 3. исследовать содержание вредных влияний негативно (ассоциативно) направленных юношеских организаций; 4. раскрыть содержание деятельности нейтрально направленных детских организаций; 5. выявить необходимые педагогические условия, способствующие позитивному формированю личности школьников при взаимодействии школы и общественных организаций; 6. разработать методические рекомендации по успешному взаимодействию учителя с детскими и юношескими общественными организациями в проведении культурного досуга. Далее необходимо раскрыть сущность понятий: Так в словаре русского языка С.И. Ожегова: Детский- не свойственный взрослому, незрелый.[4] Общественный- 1)относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе; 2)относящийся к работе по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива.[5] Юность- юный возраст, промежуточный между отрочеством и зрелостью.[6] Организация - общественное объединение или государственное учреждение.[7] В современном словаре иностранных слов: Организация- совокупность людей, групп. Объединённых для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.[8] Большая советская энциклопедия даёт следующее определение: Общественные организации- объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности. О.о.- составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности О.о. взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.[9] Детские демократические организации- добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.[10] §1. Классификация детских общественных организаций. Анализ современной практики позволяет классифицировать детские организации по следующим критериям: [pic]С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются: [pic] Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); [pic] Социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации); [pic] Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т. д.); [pic] Детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.); [pic] Культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов); [pic] Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские). [pic]По идеологическому признаку существующие юношеские общественные организации можно разделить на: [pic]Светские; [pic] Религиозные; [pic] Общечеловеческой направленности; [pic] Узконациональной направленности. [pic]По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются: [pic]Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнёры; [pic]Существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы как «детские»), или взрослых политических движений (например, экологического).[11] [pic]С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач- функций: [pic]Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения; [pic] Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику; [pic]Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы функционирования организаций.[12] Согласно результатам исследования, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у 6,8%опрошенных, коммунарские объединения- у 0,8 %, членство в религиозных, национальных и политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать. Свою принадлежность к такого рода формированиям в сумме отметили лишь около 8 % респондентов.[13] Итак, очевидно, что существует множество различных детских общественных организаций. Их направленность самая разнообразная, что предоставляет широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям. §2.Характеристика детских и юношеских общественных организаций. Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных ДиЮОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным законами. Детские организации имеют большие воспитательные возможности: [pic] Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности; [pic] Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам; [pic] Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально- нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; [pic] Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям. Главная особенность- создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»- добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.[14] Существует широкий спектр различных программ. Примером может служить программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели, Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы вместе и Русское зарубежье.[15] Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие. §3.Детские и юношеские организации позитивной направленности. Молодёжная морская лига. Подростковая преступность и наркомания… Кто только не задумывался над вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему противопоставить? В Молодёжной морской лиге решили этот вопрос по-своему. Дело в том, что здесь решили дать ребятам настоящее мужское дело, пусть трудное, пусть опасное, но такое, которым можно гордиться и не искать компенсаций в вине, сигаретах и наркотиках. Около 100 российских, польских и американских мальчишек собрались вместе. Их усадили на польскую баркентину «Погорье» и отправили в дальнее плавание под командованием известного яхтсмена и педагога Кшиштофа Барановского. Произошло это 1 сентября 1988 года. 9 мая- 8 месяцев спустя потрёпанная штормами баркентина успешно завершила свой рейс. Так и появилась новая общественная организация - Всесоюзная молодёжная морская лига (теперь просто Молодёжная морская лига). Организация объединила клубы юных моряков и речников, детские морские флотилии и речные пароходства, яхт- клубы и кружки судомоделистов страны. Но единение шло не по букве, а по духу. Недаром среди основных направлений работы здесь было записано: [pic] Формирование физического и нравственного здоровья на принципах патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота; [pic] Профессиональная ориентация, подготовка к службе в Военно- Морском флоте; [pic] Укрепление материальной базе клубов, содействие при осуществлении ими дальних морских походов и т. д. Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в Международную ассоциацию учебных парусных организаций. Для успешной подготовки юных моряков России теперь стали проводиться ежегодные сборы в Кронштадте и Петрозаводске. Съезжаются на них, как правило, самые увлечённые мальчишки. До 700 человек. Вот где разгораются спортивные страсти и дымят походные кухни. Моряки - даром, что иному из них нет и 12 лет - гребут на вёслах, ловко ставят паруса, драят палубу, вяжут канаты, стреляют, бегают, плавают…, а воспитатели и наставники всегда рядом. Это В.В.Солярский из Нижнего Тагила, Н.Г.Варухин из Новгорода, В.Тренин из Нарвы, А.Никитин из Петрозаводска, Ю.Прокопьев из Москвы и Г.В.Войнова - старейший работник российского движения юных моряков… Это те, кто поддержит в трудную минуту, разделит печали и радости. Мальчишки, как на грех, подобрались из неполных семей. Почти поголовная безотцовщина, есть сироты и больные. За прошедшие 13 лет парусные суда «Мир», «Серов», «Крузенштерн», «Сэр У. Черчилль» и «Погория» не раз предоставляли борт юнгам из лиги. Пожалуй, не было года, чтобы ребята не были в дальних походах. 350 мальчишек таким образом прошли крещение морем. Сегодня руководители Лиги уповают на строительство собственного судна. Парусник им нужен как воздух. Ему решили присвоить гордое имя «Москва».[16] Клуб «Богатырь». Общественное молодёжное объединение Училища русской народной культуры клуб « Богатырь» находится в городе Зеленограде. Руководители клуба - Андрей Капранов и Михаил Сковородин. В клубе занимаются 40 мальчишек и девчонок. Ребята поют, читают, устраивают различные состязания, что-нибудь мастерят, ходят в походы, ездят на этнографические сборы, проводят праздники, устраивают игры и боевые состязания, в общем, живут интересно. Программа клуба - «Молодёжный казачий круг». Её основная идея- раскрытие различных способностей и силы духа. На семинары приезжают ребята из других городов (Ярославля, Череповца, Казани и др.), где с ребятами также проходят занятия по программе «Богатыря». В клубе ребят учат выживанию в лесу, строить собственную жизнь не за счёт хитрости, приспособленчества или подавления слабых, а рассчитывая на свои силы, не теряя достоинства, помогая товарищам, готовят к семейной жизни и другим не менее важным вещам. Для членов клуба русская культура сегодня - не миф, а реальность. Они не пытаются восстановить до мельчайших подробностей всю этнографическую часть русской культуры, а используют знания, полученные в ходе исследований и этнографических сборов. В планах клуба открытие детского центра по изучению русской культуры и воинских искусств, проведение выездных лагерей, детских праздников, учебных семинаров для родителей и педагогов, открытие «группы продлённого дня». В клубе проходят занятия не только с ребятами, но и с их родителями, ведь именно в семье закладываются основы мировоззрения ребёнка. [17] Студия «Сделай шаг». При Московском театре детской книги «Волшебная лампа» в 1999 году под руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Каждую субботу после спектакля в театре собиралась группа детей. Родители привозили их в колясках. Но свою инвалидность ребята оставляли за порогом. К ним приходили поэты, режиссёры, актёры, художники, композиторы и певцы. Марк Шварц играл с ними в буриме, Григорий Остер давал им «вредные советы», Виктор Луферов составлял из них оркестр, Сергей Феофанов учил их рисовать шаржи. Именно в студии дети стали более независимыми, крепкими духом, научились прощать другим непонимание их недуга.[18] Главный результат работы студии – ребёнок учится не скучать, когда он остаётся один, получает опыт размышлений и творческого поиска. Студия способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми, сближает родителей больных детей, которые общаются друг с другом, делятся своим непростым опытом сопротивления недугу.[19] Скауты. Скаутинг в России изначально шёл трудной непроторённой дорогой и всегда был движением энтузиастов. В 1919 году два русских офицера отправились за границу «для практического ознакомления с постановкой работы в скаутских отрядах». Это были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. А в конце 1919 года Россию посетил Р. Баден- Пауэлл и имел встречу с Николаем II. Организатором первой скаутской группы по праву называют Олега Ивановича |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |