на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Духовно-нравственное воспитание в семье


их в торговлю, это риск. Риск ошибиться и потерять все. Но Господь отдает

предпочтение именно такому рискованному решению, а не безопасной

возможности зарыть имеющийся талант в землю.

Принципы семейного воспитания

Когда начинать воспитание ребенка

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова

спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с

какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к

сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут

не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это

уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую

еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается

процесс воспитания – или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя

ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На

Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в

период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери.

Это естественно, ведь ребенок – плод родительской любви, отвечает на

любовь. Но он чувствует также и нелюбовь – в том случае, если он

нежеланный. Это нельзя забывать.

Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,

причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более

собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И

благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже

живущего младенца.

Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы –

следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И

если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией

благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим

законам, законам "века сего".

Ничто не заменит ребенку семью

По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.

И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение

правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование

отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В

университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских

курсах – девушки.

Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины.

Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины,

хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не

работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая

деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные

основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания.

Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и

уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак,

все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не

сошлись характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто.

Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом,

почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что,

соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть

своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей

душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ,

разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что

произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего "я". Целое

рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия –

нецелостность. Во мне, в моей душе много других "я", а мои "я" тоже где-то

гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя

видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация

нецелостности – нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие

неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи

– и человек лишается корней.

Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный

педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить

ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В

один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания

Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит

женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то

лохмотьях; около нее – тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как

только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то

засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя

зубьями, чтобы причесать... Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это

– моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не

осознает.

И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того,

что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но

дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с

ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.

Родители учатся вместе с детьми

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного

образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше

время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку

духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок

воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его

семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают

свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но

мы никого не неволим.

В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было

единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в

детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о

сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему

отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на

своего ребенка, а потом сказал: "Все это поповские бредни". И все. В

следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение

папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша

родительский авторитет очень высок.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.

Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений

прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что

многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,

"продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного

очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то

учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной

школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в

достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей

– у нас пока нет.

Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание

для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа

человека, душа гражданина Царства Небесного. [5]

Как воспитать религиозность у детей

Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям

знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям

только знание о Боге.

А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется

только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится

отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину

души.

Знание Бога отличается от знания о Боге.

Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством,

знание о Боге — достояние ума и памяти.

О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают

Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли

господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,

3).

И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую

связь между живыми существами — человеком и Богом.

Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как

некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то

логическими доводами,— это значит каким-то таинственным образом дать

возможность нашему внутреннему «я» увидеть Бога внутренним оком.

Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя

достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники

не в состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его Божественную силу,

которую видели в Нем простые рыбаки, мытари и блудницы.

И в наше время богословское, семинарское и академическое образование

не обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним

зрением сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и

воспитания заключаются в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в

руководимом это внутреннее зрение сердца, или, иначе сказать, произвести в

его сердце такое изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога.

Конечно, нельзя отрицать значения и важности богословского

образования и обучения Закону Божию; но надо отметить, что знание Бога надо

ясно отличать от знания о Боге и, сообщая детям последнее, не думать, что

этим исчерпывается задача религиозного руководства.

Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное

содержание нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге,

отношение Бога к миру и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в

Таинстве Крещения, обладает естественной способностью знать Бога. Это

вероятно и имеет в виду Господь Иисус Христос, когда говорит: если не

обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3);

славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и

разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25); кто умалится, как это дитя,

тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4); чистые сердцем... Бога узрят

(Мф. 5, 8).

Это свойство внутреннего, непосредственного зрения Бога, некоторые

люди сохраняют на всю жизнь. Таковы, прежде всего святые: преподобный

Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие.

Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических

заключений пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же

непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца.

Никто не доказывает бытия солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые

не ищут доказательства бытия Божия. Ставить признание бытия Божия в

зависимость от соображений нашего разума, постоянно колеблющихся и

меняющихся в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших

знаний— это значило бы обосновать несомненное сомнительным, или

рассматривать солнце при помощи тусклой свечи.

И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей

своей жизни сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного

восприятия бытия Божия, и это особенно свойственно людям простым и

смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца.

Почему дети теряют веру в Бога

Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать

Бога и верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит

эта потеря веры, и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов

тем, кто говорит, что не нужно «навязывать» детям религиозных верований.

Религиозная вера не может быть навязана человеку; она не есть что-

либо постороннее человеку, она есть необходимая потребность человеческой

природы, главнейшее содержание внутренней жизни человека.

Когда мы заботимся о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым,

развиваем в нем правильное понятие о красоте, вкус к прекрасному, мы не

навязываем ему чего-либо чуждого или несвойственного его природе, мы только

помогаем ему из самого же себя извлекать, как бы освобождать из пеленок, в

себе самом усматривать те свойства и движения, которые вообще свойственны

человеческой душе.

То же самое нужно сказать и о познании Бога.

По принципу ненавязывания ничего детской душе, мы вообще должны бы

были отказаться от всякого содействия ребенку в развитии и укреплении его

душевных сил и способностей. Мы должны были бы всецело предоставлять его

самому себе до тех пор, пока он вырастет и сам разберется, каким он должен

быть, и каким нет.

Но этим мы не избавили бы ребенка от посторонних влияний на него, а

только придали бы этим влияниям безпорядочный и произвольный характер.

Возвращаемся к вопросу, почему одни люди до конца дней своих

сохраняют в душе своей постоянную, непоколебимую веру, между тем как другие

теряют ее, иногда теряют окончательно, а иногда с большим трудом и

страданиями возвращаются к ней?

В чем заключается причина этого явления? Мне кажется, это зависит от

того, какое направление принимает внутренняя жизнь человека в его раннем

детстве. Если человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить

правильное соотношение между собой и Богом, он не отпадает от веры; если же

собственное «я» займет в его душе неподобающее ему первенствующее и

господствующее место, вера в душе его затмится. В раннем детском возрасте

собственная личность обычно еще не становится на первом месте, не делается

предметом поклонения. Почему и сказано: если не обратитесь и не будете как

дети, не войдете в Царство Небесное. С годами собственная личность все

более и более возрастает в нас, становится центром нашего внимания и

предметом нашего угождения.

И эта в себе самих сосредоточенная эгоистическая жизнь обычно идет

по двум направлениям — по направлению чувственности, служения телу, и по

направлению гордости, узкому доверию и преклонению перед рассудком вообще,

и перед своим собственным в частности.

Обыкновенно бывает так, что то и другое направление не совмещаются в

одном и том же человеке. У одних преобладают соблазны чувственности, а у

других соблазны рассудочности. Чувственность с возрастом переходит иногда в

половую нездоровость, от которой бывают свободны натуры рассудочные и

гордые.

Чувственность и гордость, как два вида служения собственной личности

— это как раз те именно свойства, какие проявлялись, как мы знаем, в

первородном грехе первозданных людей и воздвигли преграду между ними и

Богом.

То, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами.

Нездоровое направление нашей внутренней жизни с детства, приводящее

к развитию в нас или чувственности, или гордости, загрязняет чистоту нашего

внутреннего, духовного зрения, лишает нас возможности видеть Бога.

Мы отходим от Бога, остаемся одни в своей эгоистической жизни и со

всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таков процесс нашего отпадения от Бога.

У тех же людей, которым удается сохранить правильное соотношение с

Богом, процесс развития эгоистических, чувственных и гордостных

расположений встречает преграду в памяти о Боге; они берегут в себе и

чистоту сердца и смирение ума; и тело и ум у них вводится в свои границы их

религиозным сознанием и долгом. Они смотрят на все возникающее у них в душе

как бы с некоторой высоты своего религиозного сознания, производят

надлежащую оценку своим чувствам и стремлениям и не позволяют им овладевать

собой безконтрольно. При всех постигающих их соблазнах они не теряют

основное религиозное направление их жизни.

Таким образом, задача и трудность религиозного руководства

заключаются в том, чтобы помочь ребенку, мальчику и девочке, юноше или

девушке сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать

развиваться в себе соблазнам чувственности и гордости, которыми засоряется

чистота внутреннего зрения.

Вспоминая свою молодость я должен сознаться, что именно указанным

мною внутренним процессом произошла во мне в тринадцати —

четырнадцатилетнем возрасте утрата религиозности. Развивавшиеся во мне

влечения чувственности и чрезмерное доверие к уму, гордость рассудочности

мертвили мою душу.

И не я один, многие из моих товарищей страдали тем же.

Если бы около нас нашелся наблюдательный и опытный руководитель и

заглянул в нашу душу, то, может быть, он нашел бы в ней что-нибудь и

хорошее, но главным образом нашел бы в ней леность, лакомство, лживость,

скрытность, самонадеянность, чрезмерную уверенность в своих силах и

возможностях, критическое и скептическое отношение к чужим мнениям,

склонность к поспешным и необдуманным решениям, упрямство и доверчивое

отношение ко всяким отрицательным теориям и т. п.

Не нашел бы он только в душе нашей памяти о Боге и рождаемой ею

внутренней тишины и смирения.

Такого руководителя у нас не было. Наш законоучитель, очень

почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и

объяснять дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и

безразличный характер, как и все другие уроки. Вне уроков мы не видели и не

могли видеть законоучителя. К исповеди, единственной в году, мы относились

малосознательно.

И ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь.

Как сохранить или возвратить у детей веру в Бога

Говорят — научите детей в обстоятельствах их повседневной жизни,

домашней и школьной, замечать присутствие Бога и вы можете сохранить им

веру. Это не совсем так. Верующие дети несомненно всегда видят в своей

повседневной жизни присутствие Бога, но в том-то и горе, что это не мешает

им в старшем возрасте потерять веру, и то, что в детстве они объясняли

очевидным воздействием Бога, в юношеском возрасте уже представляется им в

другом освещении и свою детскую веру они начинают считать наивным

заблуждением. Соображения, кажущиеся в детстве очень основательными и

убедительными, взрослого человека перестают удовлетворять. Когда мне было

лет одиннадцать — двенадцать, я однажды никак не мог решить заданной нам

трудной задачи. Я пробился над ней целый вечер напрасно. Ложась спать, я

усердно помолился, чтобы Господь помог мне решить задачу. Ночью мне

приснилось решение этой задачи и утром, вскочив с постели, я с радостью

записал его, и моя душа была полна глубокого, благодарного чувства к Богу,

в помощи Которого я не сомневался. Когда же мне исполнилось семнадцать лет,

этот мой детский опыт ничуть не помешал считать себя неверующим, я объяснял

случившееся безсознательной работой отдохнувшего ума.

Этот случай показывает, что наши детские заключения об участии Бога

в нашей жизни ничуть не обеспечивают нам сохранение веры в юности. Юности

вообще свойственно относиться ко всему скептически, а в особенности к тому,

что предлагается старшими, как неоспоримая и обязательная для молодежи

истина.

Говорят — читайте детям Библию, Библия научит их знать Бога.

Несомненно, конечно, что слово Божие, слышанное в детстве, оставляет

свой след в душе и приносит плод в свое время. Однако и в этом случае имеет

значение не убедительность библейских истин для ума, а нечто иное, более

глубоко производимое словом Божиим изменение сердца. Если Библия остается

только достоянием ума и памяти, она не поможет сохранению веры.

Библейские рассказы, с полным доверием выслушанные и принятые в

детстве, — в юности, особенно под влиянием отрицательной, научной критики и

ходячих в обществе взглядов — уже вызывают недоверие и отрицание. Нужна

глубокая и непоколебимая вера в Библию, как в подлинное слово Божие, чтобы

не утратить благоговейного отношения к ней, а такой веры, как мы знаем, не

имеют иногда и профессиональные богословы.

То же самое нужно сказать и о чтении житий святых. Жития святых,

конечно, могут воодушевлять подвигом христианской жизни, но для этого

нужно, чтобы мы видели в святых не только героев давно минувших времен и

исключительных обстоятельств, а наших вечных спутников, наставников и

помощников в христианском подвиге, живых членов Святой Христовой Церкви, с

которыми мы можем быть в постоянном общении и к которым можем обращаться с

молитвами о помощи. Другими словами, память о святых только тогда приносит

нам настоящую помощь, когда мы живем полной христианской жизнью, живем в

Церкви в нераздельном единении со святыми, и когда святые не являются для

нас только далеким историческим воспоминанием.

Все указанные способы религиозного влияния на молодежь страдают тем

коренным недостатком, что они скользят по поверхности, обращаются

преимущественно к рассудку и не сообразуются с внутренним состоянием

детской души, уже начавшей разлагаться под влиянием греха.

Чтобы оказать действительную, реальную помощь в религиозной жизни,

необходимо вникнуть в этот внутренний, духовный процесс, происходящий в

молодой душе и приводящий ее к религиозному опустошению. Только ясно

представляя себе этот процесс, в каждом индивидуальном случае, можно

увидеть выход из этого состояния.

Главное же в этом процессе — развитие греховного, замкнутого в себе

расположения.

С этим-то и надо бороться, а не обращаться к одному только уму с

рассуждениями общего характера.

Как утрата веры, так и возвращение к ней никогда не совершаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.