на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дидаскология


любознательность, способность к творчеству, иначе повышается

утомляемость и разочарование.

Лео Стайно: отсутствие дифференцированных описаний пед. профессий

является тормозом в повышении

профессиональной компетентности.

Кауфман, Жермене, Д. Жеральд: причины затруднений молодых педагогов в

неуверенности в себе, в отсутствии

должной помощи и руководства старших, в отсутствии взаимопомощи.

В. Уоллер: нравственное отчуждение учителя от ученика, происходит

непонимание друг друга, нет желания учиться

и учить.

Шугермэн: сравнение различных учителей по характеру и стилю их работы.

Выделил инструментальный и

экспрессивный тип педагога (важность формирования положительных мотивов

к учению, эмоциональный фактор

учитывают...). Прогрессивный стиль работы выделяют. Проявляют интерес к

учащимся, их жизни - учителя

широкого типа, а узкого типа - только о предмете. Полезны для школы

оба: и для учебы, и для общения с другими.

Форма соц. контроля, необходимость подчинения учат учителя узкого

профиля.

Наличие этих учителей позволяет избежать конформизма и нигилизма.

Жан Тронмардт (француз): главное - умение учителя предупреждать

конфликты с учащимися.

Германия.

Определение типов профессиональной пригодности учителей. Поиск образа

педагога путем анализа исторического

опыта и период наблюдений и представлений учащихся об идеальном

учителе. Вывод:

нормативный облик педагога зависит от общественных условий,

изменение представлений учащихся об идеальном учителе зависти от уровня

их развития,

преднамеренный образ действия учителя при решении пед. задач совпадает

с его реальными знаниями в

конфликтных ситуациях (отсюда высший профессионализм),

формы руководства и контроля за учащимися влияют на успехи в учебе и

знаниях детей.

Д. Роланд (немец): условия эффективности пед. труда:

успешно работающие педагоги преподают оживленно и интересно, варьируют

методы, учитывают инд. различия учащихся, умеют находить правильный тон, не

диктат и не панибрат, интеллектуально подвижны в выполнении

профессиональных задач, имеют свои идеалы, надежны в работе.

Эрист Гомм: лучшие педагоги организуют условия ориентирования ученика в

процессе обучения и т. о.

стимулируют его активную самостоятельную работу.

Тюссель: хороший педагог доверяет своим ученика, помогает решать

трудные проблемы, которые сам и ставит.

Тендлер (американец): общество зависит от тех, кто учит.

Мидли, Фландерс, Брофи, Гуд и др.: изучение свойств личности учителя

является сегодня пройденным этапом.

Ранее только описывались качества эффективности учителей. Чаще

наблюдение и экспертные оценки.

Ф. Харт (американец): анализирует мнение студентов нравится учителей от

хороших специалистов (больше

научаться).

Вторые - требуют больше профес. навыков, лучше знают предмет, умеют

создать дисциплину.

С целью преодоления недостатков (описание отдельных черт);

создание простых классификаций, т. е. группировка личностных свойств на

основе усмотрения сходства между ними, т. е. от "теории черт" пришел

"структурный подход к профессиографии".

Фред Стокинг: "Какой учитель лучше?"

Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший

может немного "играть", чтобы

учащиеся сами нашли ответ.

Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо

быть тихим и внимательным, когда его

учащиеся стараются высказать свои мысли.

Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший

учитель еще более скромен:

уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый

глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б

ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что

честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они

формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций.

Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует

самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое

удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и

становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей

жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна.

Большой интерес - монография.

Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к

образовательному процессу:

обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с

большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен

выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как

дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.

Обучение - как наука и как искусство.

Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения.

Следовательно, педагог должен обладать:

знаниями,

артистическими умениями,

личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности

Маслоу.

Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это

обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные

характеристики:

интеллектуальные,

личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную

личность. Характеристики, определяющие умение работать:

знание предмета,

владение материалом,

решение задач... в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы

педагогов:

интеллект выше среднего,

быть лучше среди учеников колледжа,

любить и стремится понять людей,

умение излагать свои мысли,

обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим),

любить учащихся,

быть любознательным, социально и эмоционально зрелым,

верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей,

любить общаться с людьми,

обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы

с людьми.

Исследования с позиции структурного подхода. Адам Дрейер: проблемы

обучения в средней и высшей школе. Личностные качества педагогов

рассматриваются с необходимыми личностными характеристиками в контексте

ошибочных действий учителя. Выделим основные, общие ошибки по основаниям:

личностные качества учителя,

условия обучения,

дисциплинированные воспитанники,

методика обучения,

оценка знаний учащихся,

трудные пед. ситуации,

отношение к пед. теории.

Личностные качества: поставленный голос, обширный словарный запас,

коммуникационные умения, отсутствие дурных привычек, выполнение правил

личной дисциплины, такт, знание учеников, профес. этика, умение работать

индивидуально и в группе, позитивный подход к жизни и учащимся,

эмоциональный самоконтроль. Для преодоления ошибок в дисциплинированности

учащихся необходимы снисходительность в сочетании со строгостью и разумной

требовательностью.

Т. о. Дрейер раскрывает те сущностные свойства личности педагога,

которые характеризуют его всесторонне. Отрицательные стороны его модели -

отсутствие структурированности, анализа целостной личности педагога.

Основная функция учителя все-таки признается — обучение, а воспитание -

явно недооценивается. Это дало возможность Дональду Мидлеру сделать вывод:

главное - личностный подход. Его идея легла в основу направления.

В формуле Мидлера нашли идеи пед. неопрагматизма, который популярен в

США. Америк. иссл-ли сейчас изучают знания учителя и его влияние на знания

учащихся. Они особенно активно поощряют методы утилитарной модификации

знаний и образа мыслей в удобном для властей направлении.

Это следствие 60-70-х годов - анархизм. Крепить дисциплину, т. к. рост

преступности и вандализма в школе. Охрана в школе, надзор за подростками.

Вандализм среди учащихся распространяется и на другие страны. Пед.

общественность США обратилась к технократическим направлениям в педагогике,

основанные на бихевиористской технике методику модификации знаний. Проблема

учителя приобретает иной вид. Учитель - узаконенный "модификатор знаний",

социальный инженер. Это тенденция все больше начинает проявляться в России.

21. 09. 99г.

Бельгия. Жельбер де Ландшир.

Особенно важно учитывать, что учителя и ученики - это не пассивные

существа, которые могут целиком подчиняться определенным теориям и

установлениям. Каждый из них - это личность, в которой есть какие-то

доминирующие качества, которые и определяют стиль преподавания в такой

степени, что можно выделить определенные типы педагогов.

1) стремящиеся развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональный и

социальный факторы, гибок, не замыкается на содержании изученного

материала, непринужденная манера общения, дружеский тон, индивидуальный

подход. Антипод: отчужден, эгоист, сдержан.

2) заинтересован в умелом развитии учащихся, строго придерживается

содержания учебных программ, высокие требования к учащимся, строгие в

проверке усвоения, общение на расстоянии, подход сугубо профессиональный.

Антипод: неорганизован, небрежен.

3) творческий, изобретательный, увлекающийся, менее озабочен, развивает

только умения, способности, отношение к учащимся субъективно. Антипод:

скушен, традиционен.

В чистом виде встречается редко (доминирующие свойства), т. к. каждая

ситуация и личность отличаются одна от другой.

На основе типов создают большое количество моделей. Например:

тип отражен в следующей модели. Эмоциональная сфера - расположенность к

обучению, дружба с учащимися, но без фамильярности, умеет слушать и

понимать, оптимист, ему доверяют. Познавательная сфера', гармонические

способности, здравый смысл, имеет симпатии, хорошо владеет речью и

предметом, меньше внимания на предметное содержание, а больше на

эмоциональные реакции, ссылается на личностный опыт, к учащимся

субъективен, оценивает приблизительно, подбадривает в трудные минуты и т.

п.

Теоретически нет единого типа хорошего педагога и нет единой модели его

личности.

Хороший педагог тот, кто дает возможность учащимся усвоить больше и

лучше, а практически один педагог в различных ситуациях м/б хорошим и

плохим.

Т. о. он пытается дать целостную характеристику личности педагога.

Пытается создать образ модели личности педагога, включенную в эмоциональную

и познавательную сферу, где эмоциональная важнее.

Его исследования не дают четкие рекомендации по отбору молодежи на пед.

профессию и затрудняют создание методики по проф. отбору.

Еще занимаются проблемой Мидли, Миллер, Хис и другие.

Эффективные педагоги отличаются от неэффективного большим числом ЗУНов,

возможностей, составляющих продуктивность, профес. общение их.

Мидли: число проф. умений велико, всеми не обязательно обладать, одни

инвариантные (общие) и их должен иметь каждый педагог.

Значение этого подхода: дает гарантию того, что положительно

подготавливаемые педагоги могут

выполнять проф. функции, можно избежать и энциклопедизма. И программу

экзамена легче составить.

Гуманистический подход к профессиографическому анализу пед. Д

К. Роджерс (индериктивный метод)

Нельзя влиять на клиента, контакт должен основываться на уважении друг

к другу (главное правило), к инд. позиции

человека. Это есть и в психологии педагога.

Учитель должен выступать в роли человека, облегчающего обучение и

отношения с учащимися, по типу врача и

клиента (на уважении).

"Облегчение обучения основывается на опр. личностных качествах, которые

существуют в межличностных

отношениях между фасилитатором (облегчающим обучение) и учеником".

Все обычные средства (умение, стиль руководства, знания, методы

обучения) бывают необходимы время от

времени, но взаимоотношений, основанных на человеческих контактах, они

не заменяют. Качества (отношения) педагога:

искренность и неподдельность;

оценивание, принятие личности, которое выражается в доверии

(объективное и верное);

эмпатийное понимание. На нем развиваются творчество, развиваются

обучение - это не оценивающее понимание, а оно основывается на правиле:

"Понимаю, что вы чувствуете и думаете, но не анализирую и не осуждаю Вас".

Эффективен тот педагог, который пользуется этим психотерапевтическим

инструментарием, дает

возможность сдерживать привнесенные культурой агрессивные черты и

развивать гуманистические черты,

заложенные изначально.

Развивая теорию Роджерса, Дэвид Асспи обращает внимание на важность

"равнозначных ответов" обратных реакций (реакция учителя на действия

ученика: "Я тебя слышал и понял". Один из главных обратных ответов -

эмпапия.

Т. о. Роджерс и Асспи - главное внимание уделили эмоционально-волевой

сфере учителя - "аффективным переменным", зачастую в ущерб другим

качествам.

Вообще амер. исследователи большое внимание уделяли аффективным сферам

(они определяют продуктивность пед. Д). Особенно в связи с изучением

продуктивности работы педагога при обучении смешанных и малоэтнических

групп.

Сэмюэль Джон: белые учителя в смешанных классах.

Отзывчивые мягкие педагоги лучше работают с негритянскими детьми. У

белых - уверенность в себе, требовательность, владение речью, в отношениях

- интересы дела ценят одобрение учителя. Приоритет аффективной сферы

мотивируют тем, что от общения педагога зависит достижение учеником целей и

они могут меняться, а главное - личность ученика, которая может справиться

с новыми задачами.

На западе тенденция: школа - место штамповки индивида и важно общение

педагога, контролирующего соц-культурную ситуацию.

Учитель как субъект пед. Д.

Макаренко: "Моя работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных

операций, более или менее для длительных, иногда растягивающихся на год,

иногда проводимых в течение 2-Здней, иногда имеющих характер молниеносного

действия, иногда имеющих, так сказать, "инкубационный период", когда

накапливаются потенциальные силы или действия, а потом оно вдруг

приобретает характер открытый. Всякая такая операция представляет очень

сложную картину: она должна преследовать главную цель — воспитательное

влияние на целый коллектив, во-вторых, она должна иметь ввиду влияние на

данную личность, в-третьих, она должна в какое-то гармоническое положение

поставить и меня, и коллектив воспитателей... Конечно, идеально

поставленной проведенной операцией будет считаться только такая, при

которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде".

(Сочинение, 1957г., т. 7, стр. 420)

Здесь очерчивается сложный состав пед. Д в ее единстве и целостности.

Здесь выражено то общее, что присуще всем конкретным видам пед. Д, но не

сводится ни к одному из них.

Проф. пед. Д - разновидность любой соц. Д. и, следовательно, проф. Д

м/б полноценно объективно охар-вана в терминах и понятиях общей теории Д

(психологической теории Д, которая разработана А. Н. Леонтьевым): мотив и

ценностный смысл действий, условия влияющие на выбор способов достижения

целей, операционный состав действий и т. д.

Наша задача: выявить специфические особенности этих компонентов в их

общей структуре пед. труда.

Начальный этап анализа проф. Д; списание ее функциональной структуры.

Нина Васильевна Кузьмина: пед. Д складывается из взаимосвязанных

внутренних элементов, соотв-ет опред. группе рабочих функций и опред.

группе пед. способностей, которые является как инд. формы отражения

структуры пед. Д. Она к этим компонентам относит:

1) конструктивные (отбор и композиция учебно-воспитательного и

образоват. материла по возрастным и инд. особенностям учащихся,

планирование и построение пед. процесса, планирование структуры действий

учащихся и своих, проектирование учебно-методической базы образоват.

процесса);

2) организаторские (включение учащихся в различные виды Д, в

организацию ученического коллектива и превращения его в инструмент пед.

воздействия на личность);

3) коммуникативные (установление правильных взаимоотношений педагога с

учащимися, коллегами, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить

запросы учащихся, правильно понять и оценить эффективность пед. воздействий

и перестроить их). Это наметило новый прогрессивный подход к изучению

структуры проф-пед. Д. Но! Эти компоненты м/б отнесены к любой профессии. А

труд педагога имеет специфическую структуру. Этот недостаток в опред. мере

преодолен.

Александр И. Щербаков добавил к этим трем компонентам следующие:

информационную,

развивающую,

ориентационную,

мобилизационную,

исследовательскую (гностическую) функции.

Главное место отводится информационной - исходный момент всей пед.

работы. Ее осущ-е опирается на глубинное и свободное владение учебным

материалом, методику его преподавания, искусство устной речи... Надо

пользоваться средствами контроля для организации обратной связи.

Развивающая функция отражая единство обучения, воспитания и развития,

она обеспечивает управление перцептивным, мыслительным, эмоциональным,

волевым и др. компонентами проф. Д педагога. Последовательное ее осущ-ие

приучает ребенка анализировать, обобщать, классифицировать.

Ориентационная функция определяет содержание ценностных ориентации

школьников к природной и социальной среде (активная позиция формирует

идеалы, мотивы, ценности).

Мобилизационная функция - актуализация знаний и жизненного опыта

учащихся, формирование познавательной самостоятельности и социоактивности.

Исследовательская функция - научный подход к проф. Д, выдвигать

гипотезу, спроектировать и провести несложный эксперимент, проанализировать

свой пед. опыт и других, навыки владения литературой... Это рефлексивный

пласт проф. Д педагога, работа педагога приобретает творческий,

исследовательский характер. Они связаны в целостной структуре личности

педагога и составляют основу его проф. Д. Каждая из отдельных функций в

разных классификациях изначально отражает какое-либо действие педагога, но

как те они соотносятся между собой и с общей структурой пед. Д, какие

ведущие функции, какие подчиненные, какие связаны с общими целями пед. Д, а

какие с частными... Для этого нужен анализ целостной структуры пед. Д

Целостное представление о Д педагога можно составить на основе

системного подхода. А. А. Леонтьев: "Д - это не реакция и не совокупность

реакций, а система, которая имеет строение, внутренние переходы и

превращения, свое развитие".

Методология системного анализа предполагает вычленение в объекте не

отдельных элементов, а системообразующих характеристик, которые определяют

внутреннюю природу, качественное своеобразие изучаемого объекта,

характеризуют принципы его построения.

Т. о. пед. Д как система не сводится к сумме образующих ее элементов,

она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном

ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается

объектом пед. Д

Маркова: "Объект пед. Д имеет двойственную природу.* Это ребенок,

учение, человек во всем богатстве его жизнедеятельности.* Это те элементы

общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат

строительным материалом для формирования личности. Эта двойственность

природы пед. Д нередко приводит к тому, что молодой педагог неадекватно

понимает предметную сферу своей Д, в центре которой находится человек. Он

неоправданно сводит предметную сферу к работе с учебным материалом, к

подготовке и проведению уроков, забывая, что это всего лишь инструмент пед.

Д, а не ее суть. Суть - создание предпосылок для развития и формирования

личности".

Т. о. пед. Д - есть своеобразная метаД, в смысле того, что она является

Дю по организации другой Д (Д обучаемых: организует, так сказать, базовые Д

воспитанников (учение, труд, образование, худ. творчество). Этим педагог

обеспечивает развитие личности, ее становление субъектом собственной

жизнедеятельности.

Пед. Д в любой форме всегда есть акт, в основе которого лежит не прямое

воздействие, а взаимодействие педагога и ученика.

Д педагога как бы надстраивается над Д ученика. Цели педагога -

продуктивная Д учащихся. Процесс достижения целей реализуется через

организацию деятельности ученика и т. п.

Т. о. объектом пед. Д является пед. процесс как динамически

развивающаяся целостность, как открытая система, пед. процесс включает в

себя всю совокупность условий целенаправленного формирования личности.

В логике этой целостности функционируют частные пед. процессы

(образование, воспитание как формирующие различных подструктур личности).

Воспитание, самовоспитание, обучение, взаимообучение и самообразование как

процессы, обусловленные особенностями взаимодействия их учениками, учебной

и внеучебной работой, как процессы, развертывающиеся в различных сферах

жизнедеятельности: нравственной, трудовой, экологической - приобщают

личность к различным компонентам культуры и общественных отношений. Педагог

должен стать живым объединителем всех этих элементов единого пед. процесса.

(Макаренко)

В этих условиях он воспринимает и регулирует свою деятельность не как

набор уроков и мероприятий, а как неделимый, внутренне связанный процесс,

закономерной сменой фаз формирования личности.

В связи с расширением функций пед. процесса учитель все более будет

выступать не просто как транслятор информации, а как организатор и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.