![]() |
|
|
Дидаскологиялюбознательность, способность к творчеству, иначе повышается утомляемость и разочарование. Лео Стайно: отсутствие дифференцированных описаний пед. профессий является тормозом в повышении профессиональной компетентности. Кауфман, Жермене, Д. Жеральд: причины затруднений молодых педагогов в неуверенности в себе, в отсутствии должной помощи и руководства старших, в отсутствии взаимопомощи. В. Уоллер: нравственное отчуждение учителя от ученика, происходит непонимание друг друга, нет желания учиться и учить. Шугермэн: сравнение различных учителей по характеру и стилю их работы. Выделил инструментальный и экспрессивный тип педагога (важность формирования положительных мотивов к учению, эмоциональный фактор учитывают...). Прогрессивный стиль работы выделяют. Проявляют интерес к учащимся, их жизни - учителя широкого типа, а узкого типа - только о предмете. Полезны для школы оба: и для учебы, и для общения с другими. Форма соц. контроля, необходимость подчинения учат учителя узкого профиля. Наличие этих учителей позволяет избежать конформизма и нигилизма. Жан Тронмардт (француз): главное - умение учителя предупреждать конфликты с учащимися. Германия. Определение типов профессиональной пригодности учителей. Поиск образа педагога путем анализа исторического опыта и период наблюдений и представлений учащихся об идеальном учителе. Вывод: нормативный облик педагога зависит от общественных условий, изменение представлений учащихся об идеальном учителе зависти от уровня их развития, преднамеренный образ действия учителя при решении пед. задач совпадает с его реальными знаниями в конфликтных ситуациях (отсюда высший профессионализм), формы руководства и контроля за учащимися влияют на успехи в учебе и знаниях детей. Д. Роланд (немец): условия эффективности пед. труда: успешно работающие педагоги преподают оживленно и интересно, варьируют методы, учитывают инд. различия учащихся, умеют находить правильный тон, не диктат и не панибрат, интеллектуально подвижны в выполнении профессиональных задач, имеют свои идеалы, надежны в работе. Эрист Гомм: лучшие педагоги организуют условия ориентирования ученика в процессе обучения и т. о. стимулируют его активную самостоятельную работу. Тюссель: хороший педагог доверяет своим ученика, помогает решать трудные проблемы, которые сам и ставит. Тендлер (американец): общество зависит от тех, кто учит. Мидли, Фландерс, Брофи, Гуд и др.: изучение свойств личности учителя является сегодня пройденным этапом. Ранее только описывались качества эффективности учителей. Чаще наблюдение и экспертные оценки. Ф. Харт (американец): анализирует мнение студентов нравится учителей от хороших специалистов (больше научаться). Вторые - требуют больше профес. навыков, лучше знают предмет, умеют создать дисциплину. С целью преодоления недостатков (описание отдельных черт); создание простых классификаций, т. е. группировка личностных свойств на основе усмотрения сходства между ними, т. е. от "теории черт" пришел "структурный подход к профессиографии". Фред Стокинг: "Какой учитель лучше?" Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший может немного "играть", чтобы учащиеся сами нашли ответ. Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо быть тихим и внимательным, когда его учащиеся стараются высказать свои мысли. Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший учитель еще более скромен: уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций. Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна. Большой интерес - монография. Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к образовательному процессу: обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения. Обучение - как наука и как искусство. Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения. Следовательно, педагог должен обладать: знаниями, артистическими умениями, личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности Маслоу. Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные характеристики: интеллектуальные, личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную личность. Характеристики, определяющие умение работать: знание предмета, владение материалом, решение задач... в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы педагогов: интеллект выше среднего, быть лучше среди учеников колледжа, любить и стремится понять людей, умение излагать свои мысли, обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим), любить учащихся, быть любознательным, социально и эмоционально зрелым, верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей, любить общаться с людьми, обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы с людьми. Исследования с позиции структурного подхода. Адам Дрейер: проблемы обучения в средней и высшей школе. Личностные качества педагогов рассматриваются с необходимыми личностными характеристиками в контексте ошибочных действий учителя. Выделим основные, общие ошибки по основаниям: личностные качества учителя, условия обучения, дисциплинированные воспитанники, методика обучения, оценка знаний учащихся, трудные пед. ситуации, отношение к пед. теории. Личностные качества: поставленный голос, обширный словарный запас, коммуникационные умения, отсутствие дурных привычек, выполнение правил личной дисциплины, такт, знание учеников, профес. этика, умение работать индивидуально и в группе, позитивный подход к жизни и учащимся, эмоциональный самоконтроль. Для преодоления ошибок в дисциплинированности учащихся необходимы снисходительность в сочетании со строгостью и разумной требовательностью. Т. о. Дрейер раскрывает те сущностные свойства личности педагога, которые характеризуют его всесторонне. Отрицательные стороны его модели - отсутствие структурированности, анализа целостной личности педагога. Основная функция учителя все-таки признается — обучение, а воспитание - явно недооценивается. Это дало возможность Дональду Мидлеру сделать вывод: главное - личностный подход. Его идея легла в основу направления. В формуле Мидлера нашли идеи пед. неопрагматизма, который популярен в США. Америк. иссл-ли сейчас изучают знания учителя и его влияние на знания учащихся. Они особенно активно поощряют методы утилитарной модификации знаний и образа мыслей в удобном для властей направлении. Это следствие 60-70-х годов - анархизм. Крепить дисциплину, т. к. рост преступности и вандализма в школе. Охрана в школе, надзор за подростками. Вандализм среди учащихся распространяется и на другие страны. Пед. общественность США обратилась к технократическим направлениям в педагогике, основанные на бихевиористской технике методику модификации знаний. Проблема учителя приобретает иной вид. Учитель - узаконенный "модификатор знаний", социальный инженер. Это тенденция все больше начинает проявляться в России. 21. 09. 99г. Бельгия. Жельбер де Ландшир. Особенно важно учитывать, что учителя и ученики - это не пассивные существа, которые могут целиком подчиняться определенным теориям и установлениям. Каждый из них - это личность, в которой есть какие-то доминирующие качества, которые и определяют стиль преподавания в такой степени, что можно выделить определенные типы педагогов. 1) стремящиеся развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональный и социальный факторы, гибок, не замыкается на содержании изученного материала, непринужденная манера общения, дружеский тон, индивидуальный подход. Антипод: отчужден, эгоист, сдержан. 2) заинтересован в умелом развитии учащихся, строго придерживается содержания учебных программ, высокие требования к учащимся, строгие в проверке усвоения, общение на расстоянии, подход сугубо профессиональный. Антипод: неорганизован, небрежен. 3) творческий, изобретательный, увлекающийся, менее озабочен, развивает только умения, способности, отношение к учащимся субъективно. Антипод: скушен, традиционен. В чистом виде встречается редко (доминирующие свойства), т. к. каждая ситуация и личность отличаются одна от другой. На основе типов создают большое количество моделей. Например: тип отражен в следующей модели. Эмоциональная сфера - расположенность к обучению, дружба с учащимися, но без фамильярности, умеет слушать и понимать, оптимист, ему доверяют. Познавательная сфера', гармонические способности, здравый смысл, имеет симпатии, хорошо владеет речью и предметом, меньше внимания на предметное содержание, а больше на эмоциональные реакции, ссылается на личностный опыт, к учащимся субъективен, оценивает приблизительно, подбадривает в трудные минуты и т. п. Теоретически нет единого типа хорошего педагога и нет единой модели его личности. Хороший педагог тот, кто дает возможность учащимся усвоить больше и лучше, а практически один педагог в различных ситуациях м/б хорошим и плохим. Т. о. он пытается дать целостную характеристику личности педагога. Пытается создать образ модели личности педагога, включенную в эмоциональную и познавательную сферу, где эмоциональная важнее. Его исследования не дают четкие рекомендации по отбору молодежи на пед. профессию и затрудняют создание методики по проф. отбору. Еще занимаются проблемой Мидли, Миллер, Хис и другие. Эффективные педагоги отличаются от неэффективного большим числом ЗУНов, возможностей, составляющих продуктивность, профес. общение их. Мидли: число проф. умений велико, всеми не обязательно обладать, одни инвариантные (общие) и их должен иметь каждый педагог. Значение этого подхода: дает гарантию того, что положительно подготавливаемые педагоги могут выполнять проф. функции, можно избежать и энциклопедизма. И программу экзамена легче составить. Гуманистический подход к профессиографическому анализу пед. Д К. Роджерс (индериктивный метод) Нельзя влиять на клиента, контакт должен основываться на уважении друг к другу (главное правило), к инд. позиции человека. Это есть и в психологии педагога. Учитель должен выступать в роли человека, облегчающего обучение и отношения с учащимися, по типу врача и клиента (на уважении). "Облегчение обучения основывается на опр. личностных качествах, которые существуют в межличностных отношениях между фасилитатором (облегчающим обучение) и учеником". Все обычные средства (умение, стиль руководства, знания, методы обучения) бывают необходимы время от времени, но взаимоотношений, основанных на человеческих контактах, они не заменяют. Качества (отношения) педагога: искренность и неподдельность; оценивание, принятие личности, которое выражается в доверии (объективное и верное); эмпатийное понимание. На нем развиваются творчество, развиваются обучение - это не оценивающее понимание, а оно основывается на правиле: "Понимаю, что вы чувствуете и думаете, но не анализирую и не осуждаю Вас". Эффективен тот педагог, который пользуется этим психотерапевтическим инструментарием, дает возможность сдерживать привнесенные культурой агрессивные черты и развивать гуманистические черты, заложенные изначально. Развивая теорию Роджерса, Дэвид Асспи обращает внимание на важность "равнозначных ответов" обратных реакций (реакция учителя на действия ученика: "Я тебя слышал и понял". Один из главных обратных ответов - эмпапия. Т. о. Роджерс и Асспи - главное внимание уделили эмоционально-волевой сфере учителя - "аффективным переменным", зачастую в ущерб другим качествам. Вообще амер. исследователи большое внимание уделяли аффективным сферам (они определяют продуктивность пед. Д). Особенно в связи с изучением продуктивности работы педагога при обучении смешанных и малоэтнических групп. Сэмюэль Джон: белые учителя в смешанных классах. Отзывчивые мягкие педагоги лучше работают с негритянскими детьми. У белых - уверенность в себе, требовательность, владение речью, в отношениях - интересы дела ценят одобрение учителя. Приоритет аффективной сферы мотивируют тем, что от общения педагога зависит достижение учеником целей и они могут меняться, а главное - личность ученика, которая может справиться с новыми задачами. На западе тенденция: школа - место штамповки индивида и важно общение педагога, контролирующего соц-культурную ситуацию. Учитель как субъект пед. Д. Макаренко: "Моя работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных операций, более или менее для длительных, иногда растягивающихся на год, иногда проводимых в течение 2-Здней, иногда имеющих характер молниеносного действия, иногда имеющих, так сказать, "инкубационный период", когда накапливаются потенциальные силы или действия, а потом оно вдруг приобретает характер открытый. Всякая такая операция представляет очень сложную картину: она должна преследовать главную цель — воспитательное влияние на целый коллектив, во-вторых, она должна иметь ввиду влияние на данную личность, в-третьих, она должна в какое-то гармоническое положение поставить и меня, и коллектив воспитателей... Конечно, идеально поставленной проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде". (Сочинение, 1957г., т. 7, стр. 420) Здесь очерчивается сложный состав пед. Д в ее единстве и целостности. Здесь выражено то общее, что присуще всем конкретным видам пед. Д, но не сводится ни к одному из них. Проф. пед. Д - разновидность любой соц. Д. и, следовательно, проф. Д м/б полноценно объективно охар-вана в терминах и понятиях общей теории Д (психологической теории Д, которая разработана А. Н. Леонтьевым): мотив и ценностный смысл действий, условия влияющие на выбор способов достижения целей, операционный состав действий и т. д. Наша задача: выявить специфические особенности этих компонентов в их общей структуре пед. труда. Начальный этап анализа проф. Д; списание ее функциональной структуры. Нина Васильевна Кузьмина: пед. Д складывается из взаимосвязанных внутренних элементов, соотв-ет опред. группе рабочих функций и опред. группе пед. способностей, которые является как инд. формы отражения структуры пед. Д. Она к этим компонентам относит: 1) конструктивные (отбор и композиция учебно-воспитательного и образоват. материла по возрастным и инд. особенностям учащихся, планирование и построение пед. процесса, планирование структуры действий учащихся и своих, проектирование учебно-методической базы образоват. процесса); 2) организаторские (включение учащихся в различные виды Д, в организацию ученического коллектива и превращения его в инструмент пед. воздействия на личность); 3) коммуникативные (установление правильных взаимоотношений педагога с учащимися, коллегами, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить запросы учащихся, правильно понять и оценить эффективность пед. воздействий и перестроить их). Это наметило новый прогрессивный подход к изучению структуры проф-пед. Д. Но! Эти компоненты м/б отнесены к любой профессии. А труд педагога имеет специфическую структуру. Этот недостаток в опред. мере преодолен. Александр И. Щербаков добавил к этим трем компонентам следующие: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, исследовательскую (гностическую) функции. Главное место отводится информационной - исходный момент всей пед. работы. Ее осущ-е опирается на глубинное и свободное владение учебным материалом, методику его преподавания, искусство устной речи... Надо пользоваться средствами контроля для организации обратной связи. Развивающая функция отражая единство обучения, воспитания и развития, она обеспечивает управление перцептивным, мыслительным, эмоциональным, волевым и др. компонентами проф. Д педагога. Последовательное ее осущ-ие приучает ребенка анализировать, обобщать, классифицировать. Ориентационная функция определяет содержание ценностных ориентации школьников к природной и социальной среде (активная позиция формирует идеалы, мотивы, ценности). Мобилизационная функция - актуализация знаний и жизненного опыта учащихся, формирование познавательной самостоятельности и социоактивности. Исследовательская функция - научный подход к проф. Д, выдвигать гипотезу, спроектировать и провести несложный эксперимент, проанализировать свой пед. опыт и других, навыки владения литературой... Это рефлексивный пласт проф. Д педагога, работа педагога приобретает творческий, исследовательский характер. Они связаны в целостной структуре личности педагога и составляют основу его проф. Д. Каждая из отдельных функций в разных классификациях изначально отражает какое-либо действие педагога, но как те они соотносятся между собой и с общей структурой пед. Д, какие ведущие функции, какие подчиненные, какие связаны с общими целями пед. Д, а какие с частными... Для этого нужен анализ целостной структуры пед. Д Целостное представление о Д педагога можно составить на основе системного подхода. А. А. Леонтьев: "Д - это не реакция и не совокупность реакций, а система, которая имеет строение, внутренние переходы и превращения, свое развитие". Методология системного анализа предполагает вычленение в объекте не отдельных элементов, а системообразующих характеристик, которые определяют внутреннюю природу, качественное своеобразие изучаемого объекта, характеризуют принципы его построения. Т. о. пед. Д как система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается объектом пед. Д Маркова: "Объект пед. Д имеет двойственную природу.* Это ребенок, учение, человек во всем богатстве его жизнедеятельности.* Это те элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат строительным материалом для формирования личности. Эта двойственность природы пед. Д нередко приводит к тому, что молодой педагог неадекватно понимает предметную сферу своей Д, в центре которой находится человек. Он неоправданно сводит предметную сферу к работе с учебным материалом, к подготовке и проведению уроков, забывая, что это всего лишь инструмент пед. Д, а не ее суть. Суть - создание предпосылок для развития и формирования личности". Т. о. пед. Д - есть своеобразная метаД, в смысле того, что она является Дю по организации другой Д (Д обучаемых: организует, так сказать, базовые Д воспитанников (учение, труд, образование, худ. творчество). Этим педагог обеспечивает развитие личности, ее становление субъектом собственной жизнедеятельности. Пед. Д в любой форме всегда есть акт, в основе которого лежит не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и ученика. Д педагога как бы надстраивается над Д ученика. Цели педагога - продуктивная Д учащихся. Процесс достижения целей реализуется через организацию деятельности ученика и т. п. Т. о. объектом пед. Д является пед. процесс как динамически развивающаяся целостность, как открытая система, пед. процесс включает в себя всю совокупность условий целенаправленного формирования личности. В логике этой целостности функционируют частные пед. процессы (образование, воспитание как формирующие различных подструктур личности). Воспитание, самовоспитание, обучение, взаимообучение и самообразование как процессы, обусловленные особенностями взаимодействия их учениками, учебной и внеучебной работой, как процессы, развертывающиеся в различных сферах жизнедеятельности: нравственной, трудовой, экологической - приобщают личность к различным компонентам культуры и общественных отношений. Педагог должен стать живым объединителем всех этих элементов единого пед. процесса. (Макаренко) В этих условиях он воспринимает и регулирует свою деятельность не как набор уроков и мероприятий, а как неделимый, внутренне связанный процесс, закономерной сменой фаз формирования личности. В связи с расширением функций пед. процесса учитель все более будет выступать не просто как транслятор информации, а как организатор и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |