на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дистантное образование


с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в

соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые

организационные подходы по мере развития ДО от односредового к

многосредовому.

3. Учебным заведениям необходимо определиться с целями и перспективами ДО,

определить учебные, технические и административные цели ДО и ответить на

вопросы:

какие учебные программы выиграют от внедрения ДО?

насколько глубоко следует внедрять ДО?

4. Учебным заведениям следует разработать модель своего взаимодействия. Она

должны отражать потенциальные отношения со средней школой, техникумами, с

бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона,

всего государства и других стран.

ДО вышло из прошлого десятилетия как серьезный претендент на изменение

всего высшего образования. Глубина этого изменения определяется тенденциями

в использовании технологий, в пересмотре отношений между учебными

заведениями, между учебными заведениями и учениками, в появлении новых

видов деятельности внутри учебными заведениями. Нынешняя обстановка

предлагает учебным заведениям небывалую возможность для создания такой

образовательной среды, где технологии будут прежде всего сориентированы на

потребности учащихся.

2. Компьютерные телекоммуникации - перспективная технологическая основа

дистанционного образования.

Дистанционное обучение прочно связывается с инновационными технологиями

обучения с помощью компьютеров. Важным средством дистанционного обучения

являются компьютерные обучающие программы. Однако наибольшие перспективы с

точки зрения развития дистанционных образовательных технологий имеют

компьютерные телекоммуникационные сети.

Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы

жизни современного общества: в бизнес, финансы, средства массовой

информации, науку и образование. Несмотря на то что Россия занимает сейчас

37-е место в мире по уровню телефонизации ( являющейся одним из важнейших

факторов, обусловливающих развитие компьютерных телекоммуникаций в стране

), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили

доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно

проявляется и становится заметен процесс внедрения компьютерных

телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь

современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей

стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных

телекоммуникаций непосредственно в учебной работе. Особенно стремятся

участвовать в этом процессе школы из глубинки, где уже есть современная

телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной

информации по различным отраслям знаний.

Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для

внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам.

Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные

телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного

процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном

обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться

многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира.

Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые

формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко, лат. communicatio - общение)

- это в широком смысле все средства дистанционной передачи информации,

такие как радио, телевидение, телефон, телеграф, телетайп, телекс,

телефакс, а также появившиеся сравнительно недавно компьютерные

телекоммуникации.

Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и

самым перспективным видом телекомуникаций. Компьютерные телекоммуникации (

или просто «телекоммуникации» в узком значении этого слова ) - это средства

дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой ( другие ) при

помощи модемов и телефонной сети. Первые попытки создания компьютерных

сетей для решения задач образования были предприняты за рубежом около

двадцати лет назад. А в 80-х годах и в нашей стране начались исследования

по построению отраслевой вычислительной сети для нужд образования как части

отраслевой автоматизированной системы управления. Низкая надежность и

высокая стоимость средств вычислительной техники, отсутствие адекватных

проработок в области архитектуры компьютерных сетей привели к тому, что эти

работы не нашли практического применения.

Сегодня за рубежом, и особенно в США, учреждения образования пользуются

услугами различных коммерческих и общественных сетей. Представляется, что

любые попытки построения архитектуры образовательной компьютерной сети в

нашей стране без учета этого опыта будут не вполне успешны.

Отечественный и зарубежный опыт создания таких сетей показывает, что

образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как

развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время

компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их

содержательного использования и методического обеспечения. На фоне

интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом

отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными

примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций

учащимися в образовательных целях.

Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных

технологий, использующий глобальные компьютерные сети, - обещают совершить

переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций -

электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может

быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение

электронной почты состоит в том, что она

стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;

повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;

расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании

письменной речи;

делает возможным использование новых методических приемов, основанных на

сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по

электронной почте.

От обычной почты электронную отличают три особенности:

1) подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы,

делает процесс подготовки более творческим и быстрым;

2) отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;

3) быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо

может быть доставлено за 4-5 часов.

Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме

телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект

посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности

учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной

информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по

времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами

учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме

неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в

которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах

координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций,

добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции.

Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях

(США, Канада, Великобритания и т.д.).

Компьютерное дистанционное обучение (КДО) применяется для решения широкого

спектра образовательных задач, например:

в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения (например, в

British Open University при изучении курса «Введение в информационные

технологии»);

в университетах, использующих как очную, так и заочную форму обучения (New

Jersey Institute of Technology и New York Institute of Technology (США));

в программах для лиц, желающих получить дополнительное образование

(Connected Education и Nova University (США), Deakin University

(Австралия), Tele-Universite du Quebec (Канада));

в учебных заведениях, где студенты могут выбирать очную или заочную форму

обучения по отдельным курсам (Ontario Institute for Studies in Education);

в традиционных учебных заведениях, где КДО может по желанию студента

являться одной из форм общения с преподавателем или методистом (University

of Guelph (Канада), Lancaster University (Великобритания);

в международных проектах, объединяющих учащихся средних школ или студентов

высших учебных заведений (например, Kidnet);

при проведении социальных программ, связанных с образованием (например,

National Telecomputing Network, Big Sky Telegraph (США)).

В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент

российское образование делает первые шаги к учебному использованию

компьютерной электронной почты - как средству управления учебной

мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной

целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений,

коллективной деятельности учащихся. Во многих школах Росии имеется опыт

следующего использования электронной почты:

для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;

для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов:

1) письма общего характера (письмо-представление, рассказ о своем городе,

рассказ о домашних животных, поздравления с праздниками и др.);

2) письма-отчеты о проведенных исследованиях и выполненных проектах;

3) датаграфические и фенологические наблюдения за погодой;

для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;

для «распределенного» выполнения исследований ( лабораторные исследования и

измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные

им данные измерений и результаты наблюдений).

3. Модели обучения в дистанционном образовании.

Термин «дистанционное образование» обозначает различные образовательные

модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и

преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования,

различные модели дистанционного образования строятся на основе главных

компонент процесса обучения:

изложение предметного содержания;

взаимодействие с преподавателями;

выполнение практических заданий.

Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или

иным образом воздействующие на эти компоненты.

Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми

ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя

и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение

сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае

традиционной системы классного обучения. В других случаях управление

обучением переходит к обучаемым.

Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не

отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они

отражают два крайних случая и середину на континууме от управления

обучением преподавателем к управлению самим учащимся.

А. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА имеет место в тех случаях, когда

интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс,

рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных

местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет

традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и

деканат контролируют успеваемость.

Характеристика данной модели:

Занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели

должны находиться в определенном месте в определенное время (по крайней

мере раз в неделю).

Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше

количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная

сложность.

Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем

находясь в учебном заведении.

Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов,

находящихся в том или ином месте.

От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная

информация, важная в процессе обучения.

Б. МОДЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ освобождает студентов от необходимости

находиться в определенном месте в определенное время. Студенты

обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную

программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета,

который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу.

Контакт между студентом и методистом достигается путем использования

телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.

Характеристики:

Не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя

подробным инструкциям программы.

Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами.

Представление содержания курса происходит через печатные издания,

компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое

удобное время.

Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило,

являются результатом структурированного процесса разработки, в который

вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти

материалы являются общими для всех методистов.

В. МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛАСС включает в себя использование печатного

изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных

дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой

скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями

для организации общения студентов внутри дистанционной группы.

Характеристики:

Представление содержания курса происходит через печатные издания,

компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое

удобное время, индивидуально или в группе.

Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого

преподавателя (например, видеозапись его лекций).

Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием

преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в

соотвествии с моделью распределенного класса).

Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и

уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы,

выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных

исследований.

Можно сформулировать некоторые требования, не зависящие от принятой модели

обучения:

При организации системы распространения учебных материалов очень важно,

чтобы все учащиеся получали их вовремя. Учащиеся должны получать все

необходимые материалы для выполнения заданий, для участия в групповых или

классных занятиях (в моделях А и В), для извлечения максимальной пользы из

обратной связи с преподавателем. Учащиеся, находящиеся в других регионах,

не должны оказываться в невыгодном положении.

Если учебное заведение решило проводить письменные экзамены, процедура

экзаменов должна быть тщательно продумана и организована. Экзамены могут

проводиться в самом учебном заведении или в удаленных специально

организованных экзаменационных пунктах. Личности сдающих экзамен, должны

удостоверяться с помощью фотографии, Необходимо обеспечивать одинаковые

условия для сдающих экзамены во всех местах и следить за этим с помощью

соответствующих технических систем наблюдения и контроля. Важно, чтобы

учащимся предоставлялась возможность самим выбирать экзаменатора, из числа

одобренных учебным заведением.

При проведении экзамена должна тщательно соблюдаться секретность, начиная

от составления экзаменационных заданий до выставления оценок. До и после

проведения экзамена доступ к материалам должны иметь лишь определенные

люди, материалы должны храниться на определенном рабочем месте или

кабинете. В качестве меры предосторожности можно сделать копии работ перед

пересылкой их для проверки.

Учебное заведение может потерпеть убытки на деятельности, связанной с

дистанционным образованием. Это могут быть затраты на телефонные разговоры

и компьютерные сети, почтовые расходы, командировки. Политика учебного

заведения в отношении таких расходов должна быть заранее определена.

учащиеся, которые находятся за пределами учебного заведения, нуждаются в

специальных образовательных услугах, сервисе. Контакты учащихся с выездным

преподавателем имеют решающее значение, поскольку учебные заведения всех

типов должны обеспечить аккуратное поступление информации по всем учащимся.

Консультации могут проводиться по телефону, электронной почте или очно на

выездных консультационных пунктах.

Должен быть обеспечен свободный доступ к источникам неучебной информации.

Учащимся должно быть хорошо известно, к кому обращаться со специфическими

вопросами. Часто это наилучшим образом достигается с помощью печатных

материалов для заочного обучения.

Обычно преподаватели имеют определенное время для индивидуальных

консультаций с учащимися. Должен быть налажен механизм, с помощью которого

дистанционные учащиеся могут связаться с преподавателем. Преподаватель

может сообщить учащимся свой телефонный номер, приемные часы, адрес

электронной почты. В случаях, когда проводятся аудиторные занятия,

преподаватели должны указать время использования телекоммуникационных

технологий (до или после уроков, во время перемен) для обсуждения общих

проблем и связи с дистанционными учащимися.

Многие учебные программы традиционных учебных курсов предполагают легкий

доступ к ресурсам учебных заведений, таких как библиотеки, научные

лаборатории, компьютерное оборудование и программное обеспечение.

Существенно, чтобы при дистанционном обучении преподаватели и администрация

совместно продумали, как достичь целей обучения, если учащиеся не имеют

доступа к учебной базе заведения. Решение в некоторых случаях может

состоять в использовании межвузовской базы, более широкого использования

компьютеров и компьютерных сетей.

Специфические технологии оказываются связанными с моделями дистанционного

обучения:

Модель распределенного класса:

обучающее телевидение;

видеоконференция;

аудиоконференция;

аудиографическая конференция;

Модель трансформации:

компьютерная конференция;

подготовительные материалы для самостоятельного изучения ( самостоятельное

обучение, основанное на печатных материалах, телекурсы).

Наиболее часто упоминаемой особенностью КДО называют его асинхронность.

Однако есть и примеры обучения в режиме реального времени. Так, в Anderson

Center for Innovation in Undergraduate Education (CIUE, США) внедрена

система интерактивного дистанционного мультимедиа-обучения, сочетающая

работу в режиме двусторонней видеоконференции, синхронный обмен данными и

совместное решение задач с использованием распределенного программного

обеспечения. Программное обеспечение включает в себя приложения -

инструкции, текстовые и графические кадры, компьютерную анимацию, видео- и

аудиоклипы. Эта система может рассматриваться как прототип виртуального

класса. Обучение рассчитано прежде всего на взрослых, являющихся

сотрудниками корпораций и желающих пройти переподготовку без отрыва от

работы.

Как происходит обучение в виртуальном классе? Каждый из обучаемых заранее

получает расписание занятий и программное обеспечение. В указанное время он

подключается к видеоконференции, вводя свое имя и пароль. После этого на

экране открывается окно вывода видеоинформации. В этом окне обучаемый видит

преподавателя, приветствующего студентов. Преподаватель дает возможность

каждому из студентов появиться на экране и поздороваться с товарищами по

группе. Затем преподаватель демонстрирует опыт. При желании студент может

сохранить этот фрагмент занятия и затем ознакомиться с ним подробней. После

этого преподаватель, пользуясь заранее разосланной прикладной программой,

объясняет материал экран за экраном. При необходимости он прямо на экране

записывает свои комментарии, привлекая внимание к наиболее важным моментам.

Если какой-то из фрагментов материала вызывает у учащегося недопонимание,

то он может послать сообщение об этом преподавателю. Если таких сообщений

поступило несколько, то преподаватель приостанавливает дискуссию,

возвращается к тому кадру, который вызвал непонимание, и объясняет. в чем

дело. После объяснения материала преподаватель задает студентам вопросы или

предлагает решить задачи, пользуясь имеющимся программным обеспечением.

Выполнив задание, студенты отсылают их преподавателю для проверки.

Преподаватель снабжает их комментариями и демонстрирует классу.

При традиционном обучении преподаватель может использовать при изложении

материала текст, графику, анимацию, видео- и аудиозаписи. Студенты

выполняют задания на доске или индивидуально, за своим столом. При

выполнении заданий они могут взаимодействовать с остальными студентами.

Студенты могут дать понять преподавателю, что они хотят задать вопрос.

При обучении в режиме двусторонней видеоконференции делается попытка

воссоздать атмосферу традиционного класса. Преподаватель и студенты

располагают идентичным обучающим программным обеспечением. Одна из рабочих

станций может использоваться для руководства ходом обучения, в то время как

остальные отслеживают действия лидера. Этим лидером не обязательно является

преподаватель. В какой-то момент он может передать бразды правления одному

из студентов. После этого студент сам начинает контролировать поток

событий. Другие участники могут слышать его и видеть на своих экранах. Если

студент, являющийся в данный момент лидером, что-то пишет или рисует на

своем экране, этот текст или рисунок появляется на экранах всех остальных

учащихся. Обучающее программное обеспечение доступно для рабочих станций

как во время урока, так и после него. Если студент хочет задать вопрос, то

инструктору посылается соответствующее сообщение. Это эквивалентно поднятию

руки в традиционном классе. Преподаватель видит сообщение и решает,

отреагировать ли на него немедленно или отложить на более удобное время.

Роль указки выполняет специальный курсор, позволяющий преподавателю

привлечь внимание к наиболее важным объектам на экране. Подобные указки

имеют и студенты.

Обратим внимание на следующие педагогические аспекты обучения в

виртуальном классе:

Преподаватель не должен быть просто механизмом доставки содержания курса.

Исследование показывает, что чтение лекций не является эффективным при

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.