на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дизартрия


добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий

вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо

вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном

выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо

набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки

произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но

и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой,

почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя

вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании.

Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс

перечисленных выше упражнений.

2.2. Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот,

другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через

нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной

клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же

произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки

принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды

воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе

произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь

постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха.

Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно

соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на

траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка,

три Егорка...

- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением

вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть

не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,

дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,

бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку,

внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули

репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на

практике.

«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7

см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет.

Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как

настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет

громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек

загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя

воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком

долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку

покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался,

нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает

порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные

дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного

речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на

короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный,

ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный

период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям

пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время

занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы

пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать

основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих

«представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.),

звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже –

короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются

короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает

улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с

какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия,

какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные

фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

3. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

3.1. Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя

челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих

органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата

проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной

гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения

звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день

по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых

упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно

придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики

должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может

воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда

взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы.

- Показывает его выполнение.

- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп

выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно

следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично

по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае

артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,

движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании

положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что

он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять

движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился

быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться

подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не

вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов

артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли

упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.

Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как весёлые лягушки

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося

звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение

языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами.

Двигается только язык, а не подбородок!

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка

поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется

ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10

сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой,

произнося при этом: пя-пя-пя.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта

узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается

в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем

верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины

к кончику.

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик

языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать

следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним

нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

3.2. Игровые методы

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей

слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить

звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а

также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо

воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,

молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия

предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на

барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз

называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит

звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети

отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и

т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,

отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей

животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок,

лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа

мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных

игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.

Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если

кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному

произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо

выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь,

б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка,

Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.

“Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети

отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-

отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает

покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он

собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу

одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок

называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает

попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом.

Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего

ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин

приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут

распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки

м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими

звуками.

Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств

передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь):

санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог

и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает

свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить

или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки

с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь,

цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях

которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их.

Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой

игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в

машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети

верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили

при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать

слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит

слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем,

чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью

громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в

произношении которых дети испытывают затруднения.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается

произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны

сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более

подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое

восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь

окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и

т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук,

узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки

и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет

работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных

звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в

словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных

(л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и

правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает

затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать

предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое

внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и

шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-

четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки.

Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом

сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово

передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает,

подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог

следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно

отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши

тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и

звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для

индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых

недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно

произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки-

пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему

другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети

правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит

повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над

кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают.

Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся

кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где

какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически

все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых

трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание

развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит

их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч-

щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно

артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков

произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие

того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на

заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные

группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к

определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш,

ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в

звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в

слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого

возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или

упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз,

небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое

внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки,

дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с -

ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во

фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.