на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков


Глава 3. Особенности культурно-исторического развития России

и организации школьного образования

Понимание русского воспитания, образования и педагогического сознания

– одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем педагогики. Эта

сложность объясняется целым рядом причин.

Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно

ее целостного изучения и понимания.

Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток

господствующие в науке (и шире — в общественном сознании) концепции,

парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному

пониманию явлений. Достаточно сказать, что едва ли не до Великой

Отечественной войны господствовали представления о низком культурном

состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I.

Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов

достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики

России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит,

кажется, только одной идее, доказать, что никакого серьезного образования и

педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого

воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а

потому «будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания,

русский народ, естественно, заимствовал то, что ему было более по сердцу,

отвечало складу его жизни, его привычкам и взглядам" [55, 1]. Поэтому

русский народ и заимствовал ветхозаветную систему воспитания. И даже там,

где факты говорят о высоком образовании Древней Руси, П.Ф. Каптерев

доказывает, что это были случайные явления: «Откуда взялись у нас такие

просвещенные и талантливые писатели и деятели, как преподобный Нестор,

Митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.? Мы не знаем,

чтобы они прошли какую-либо хорошую и серьезную школу; может быть, им

пришлось столкнуться с какими-либо образованными людьми, например, греками.

Но несомненно одно: они были начетчиками, самобразовавшимися личностями,

много читавшими и думавшими» [53,48].

Объяснить такое предвзятое отношение к древности можно, преодолев

широкую установку исторической науки, даже скорее широкого общественного

мнения, и, прежде всего западноевропейского, на средние века как на

«сплошную черную ночь».

Только с конца XIX в. начинается реабилитация средних веков, приходит

понимание, что это была иная культура, нежели культура Возрождения и

Просвещения.

В России же понимание и сознание того, что Древняя Русь, особенно

первых веков христианства, была великим культурным государством приходит

только после войны благодаря трудам Б.Д. Грекова [28], М.Н. Громова [29],

Д.С. Лихачева [63, 64, 65], Б.А. Рыбакова [88], Б.В. Сапунова [91], В.Л.

Янина [106, 107] и др.

Разумеется, исследования такой ориентации в России были всегда,

достаточно просто указать на громадную работу конца XIX — начала XX вв. по

изданию древних русских рукописей. Благодаря их трудам был описан

богатейший мир культуры Древней Руси.

После же войны и прежде всего благодаря трудам С.Д. Бабишина [9,10],

Б.Г. Сапунова [91], Р.А. Симонова [93, 93, 96] и др. происходит

восстановление подлинной картины древнерусского образования и педагогики.

(В этой связи надо указать и на исследования дореволюционных ученых И.А.

Лавровского [66] и С.И. Миропольского [69], впервые указавших на

достаточно развитое образование в Киевской Руси.)

В-третьих, и, может быть, самая главная причина — это то колоссальное

воздействие, которое на наше общественное сознание оказал известный спор -

противостояние западников и славянофилов. Суть первой позиции очень четко

определил, П.Я. Чаадаев, когда писал: «Начиная с самых первых мгновений

нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для

общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной

почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей

среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения, и из

того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую

внешность и бесполезную роскошь». [103, 11].

Отсюда уже логически следовало пренебрежение своей культурой и

историей, и напротив, преклонение перед культурой других, прежде всего

западноевропейских народов, и как следствие — требование все делать, или,

во всяком случае, понимать, оценивать по иностранным меркам, не задумываясь

об их истине, их применимости к нашим условиям.

Вторая позиция, теоретически оформившаяся в трудах А.С. Хомякова

[102], а затем Н.Я. Данилевского [43], напротив, исходила из признания

превосходства российского пути развития над западноевропейским.

Конечно, эти позиции только теоретически оформились в трудах указанных

мыслителей, но фактически подобные взгляды встречаются и раньше, и особенно

в XVIII в. И заметим, что эти идеи оказывали немалое влияние на практику

воспитания, когда, с одной стороны, создавались формы воспитания и

учреждения исключительно на западноевропейский манер, а с другой стороны,

мощным было движение, направленное на сохранение воспитания как оно есть, и

даже не возврат его к предшествующим формам. При всем кажущемся различии

этих концепций и взглядов, они в общем схожи в одном — решительным

неприятием существующей действительности, в попытке коренным образом

изменить ее. И только в средствах они расходятся: первые за образец берут

Западную Европу, вторые – прошлое России. И по большому счету трудно даже

решить, какая позиция вреднее, потому что воспитание, общество равно нельзя

вернуть в прошлое или заставить жить по законам, для этого общества не

свойственных, подобно тому, как один организм не может функционировать по

законам другого. Тем не менее, эти идеи в громадной степени определяют наше

педагогическое и общественное сознание.

Самое же важное, что до сих пор в нашем общественном и педагогическом

сознании по-настоящему не представлена концепция А.С. Пушкина, продолженная

целой плеядой великих писателей России, прежде всего Ф.М. Достоевским, а из

педагогов К.Д. Ушинским. А.С. Пушкин представляет Россию великой страной и

в прошлом, и в настоящем, имеющей, как и все государства, свои недостатки,

может быть, и очень большие. И, несмотря на них, он принимал существующую

Россию и любил ее, и служил ей. А.С. Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь

всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с

предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я

не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории

наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». [82, 29]

Поэтому главное требование этих деятелей состояло не в уничтожении

современного состояния общества (образования) в угоду западническим или

прошлым отечественным образцам, а во всемерном развитии реально

существующего общества, реально существующего образования в соответствии с

исторически сложившимися и действующими закономерностями, укладом, нормами

и законами.

Думается, что если бы позиция А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, К.Д.

Ушинского и многих других деятелей восторжествовала в широком общественном

сознании России XIX — XX вв., России удалось бы избежать многих великих

бед. И, безусловно, это дало бы возможность более правильного и взвешенного

понимания нашей истории, истории нашего образования и педагогической мысли.

Культура, образование и воспитание представляют сложное, исторически

развивающиеся явление. Их развитие до XV в. описывается в частности в

работах: 105, 10, 29, 36, 53, 88, 91, 92,102 и др.

Историю образования в России принято, и это во многом правильно,

отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления

его сложились на Руси гораздо раньше, в предшествовавшие века. Рост

населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного

труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепленных

городов; формирование первых начал государства; появление специальных

военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным семейным

отношениям, — все эти перемены привели к усложнению процесса воспитания,

появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной семьи значительно

сократилась доля общественного воспитания, — главные воспитательные функции

взяла на себя семья.

Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век.

Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только

политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр

I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения,

начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.

С Петра начинают складываться основы современной школы. По его

указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются

другие начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа

начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и

гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей школы России.

По его указаниям или с согласия была открыта школа математических наук, а

на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, иноязычные

школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была реформирована

Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным учреждением, дающим

как светское, так и духовное образование. В 1725 году была открыта

Петербургская Академия наук с университетом и гимназией. Открытие этих

учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в

России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли

ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Татищев. Первый

реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для

бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские

школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития

просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого

человека.

Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы,

современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый

ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому,

что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось

насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось

завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для

университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к

тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев

населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по

сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования

от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский

человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной

службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в.

фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал

и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-

воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же

реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие

общественности в делах образования. Все это определило то, что новое

образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно,

что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в

XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве,

где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия.

Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией,

в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые

страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование учебных заведений, заложенных

им, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных

заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII века. И

связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского

просветителя М.В. Ломоносова (1711 — 1766). Фактически его деятельность и

роль в судьбе русского образования сопоставима только с ролью Петра. Если

Петр заложил фундамент современного образования в России, то Ломоносов стал

основоположником отечественного (национального) образования, потому что

национальное образование начинается с национальной культуры, причем

культуры, освоенной образованием. Ломоносов стал основоположником

российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря ему

наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем

самым он подготовил почву для развития отечественного образования.

И он же выступил инициатором и создателем национального образования

[см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и

др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Академии наук,

которая была не только важным центром науки, но и важным центром

просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при

Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль в

открытии Московского университета.

М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизненные

русские гимназии — со временем они стали главной формой подготовки к

университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в

работе многих его соратников и учеников.

Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины

II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и

воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования —

если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных

сочинений — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и

просвещения на первое место в общественном (по крайней мере,

официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание

гражданина и человека, воспитание русского человека на основе

отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования

(пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной

культуры); забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и

Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в

этой сфере проходили либо под ее руководством, либо при ее согласии. И

именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей

Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой (1704—1795). Подготовил доклад «Генеральное

учреждение о воспитании обоего пола юношества» [18], который в 1764 году

получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую

идеологию русского Просвещения — воспитание «новой породы людей», согласно

которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать

правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать

детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус

[19], создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало

созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России.

Бецкой открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и

Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных

заведений.

Ф.И. Янкович (1744 — 1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава

народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в России

создавались малые и главные народные училища с двух-пяти - летним сроком

обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные — более

широкое чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика,

география, грамматика и т.д. В 1782 году Янковичем было открыто

Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для

народных училищ.

В конце XVIII века в России было открыто 315 народных училищ, в

которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот

период сыграл Н.И. Новиков (1744 — 1818), который попытался организовать

народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством

для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его

стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России),

просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на

пожертвованные деньги, им были открыты училища для народа. [О его

деятельности см. 101].

Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании.

В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к

разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав

учебных заведений, подведомственных университетам», который определил

строение и функционирование российского образования.

По Уставу в России установилась единая система образования, к

сожалению, это законодательное решение было отменено через год. Страна была

разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение

переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного

просвещения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа

школ: приходские, уездные училища, гимназии и университеты.

Первые годы XIX в. известны быстрым ростом числа всех учебных

заведений. В это время открывались принципиально новые учебные заведения, в

том числе и знаменитый лицей в Царском Селе.

После Отечественной Войны 1812 года в образовании начинается

усиливаться консерватизм, особенно во второй четверти XIX века с принятием

Устава 1828 года, который еще более жестко изолировал разные ступени

образования друг от друга, жестко связав их с определенными сословиями.

Однако в это время наблюдается рост числа разных школ. Наиболее видную роль

в организации начальных школ сыграл В.Ф. Одоевский (1804-1869) [79]. В этот

же период открываются разные профессиональные школы: сельскохозяйственные,

технические, коммерческие, в том числе и высшие, например, технологический

институт, институт гражданских инженеров и др.

Таким образом, в XVIII — середине XIX в. в России сформировалась

идеология и философия нового образования; утвердилось понимание в широком

общественном сознании важности научного образования в судьбе государства и

каждого человека, по существу, сложилась определенная система образования,

состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений,

начиная с малых народных училищ, а затем приходских, и кончая университетом

и Академией. Вместе с тем новое образование (и воспитание) во многом

оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной

культуры, что нередко вело к пренебрежению отечественной культурой,

отчуждению образованных и необразованных людей и даже к перекосам во всем

строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной области.

Середина XIX в. — время коренных реформ всех сфер жизни России, в том

числе и образования. Несколько лет после 1855 г. вопросы образования

находились в центре внимания общества и государства. Результатом широкого

обсуждения стала серия Уставов, принятых в 60-е гг., которые определили

дальнейшее развитие школы России. В эти же годы сложилось мощное

общественно-педагогическое движение, которое, несмотря на периоды

затухания, начинает играть все возрастающую в судьбе образования России.

В образовании эти перемены выражались в быстрых темпах появления

разных школ, от начальных до высших, появлении массовых форм такого

образования, как народное, женское.

Начальная школа. Создаются разные типы начальных школ — в начале XX в.

их было в России до 60-ти. Главными становятся государственные, земские и

церковно-приходские школы. В 1912 г. в России учреждаются высшие народные

школы с 3-х летним сроком обучения. С 70-х гг. XIX в. стали открываться

учительские семинарии.

Средняя школа. В 60-е годы в России не только совершенствуется

классическая гимназия, но и создается реальная школа, хотя она и не

получает прав классической, реформируются средние школы разных ведомств,

духовного и т.д.

60-е гг. стали временем создания новой системы женского образования.

Ранее существовавшие, как светские, так и духовные женские заведения,

целиком реформируются, наиболее яркий пример – Смольный институт. Создается

новый тип женского учебного заведения – женская гимназия. Первую женскую

гимназию в России в 1856 году в Петербурге открыл В.И. Вышнеградский.

Особенно плодотворным в развитии средней школы России было начало XX

века. В этот период в стране функционировали самые различные школы:

государственные — гимназии, коммерческие училища, военные школы (кадетские

корпуса) и т.д.; общественные — реальные гимназии, женские гимназии и т.д.;

частные – гимназии, особенно женские, школы, училища. И практически все эти

школы дают высокий уровень образования.

В 60-е годы продолжается рост разных профессиональных учебных

заведений, в том числе и высших.

Заметный подъем в этот период переживали национальные школы во всех

районах России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.