![]() |
|
|
яснополянская школаяснополянская школаФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра социологии и психологии Реферат по дисциплине «История педагогики» « Яснополянская школа » Выполнила: студентка 151 группы Илюшкина В. Проверила: доц. Терентьева А.В. Санкт-Петербург 2007 Содержание: Введение……………………………………………………………………3 Глава I.Открытие Яснополянской школы…………..……………………5 Глава II.Организация школы………………………………………………6 Глава III.Школа Л.Н.Толстого. Её система……………………………….8 Глава IV.Интерес и желание народа учиться…………………………….14 Глава V.Обыск…………………..…………………………………………17 Заключение…………………………………………………………………20 Список использованной литературы……………………………………..22 Приложение 1………………………………………………………………23 Введение Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его. Л.Н. Толстой. Ясная Поляна! Ты открыта для каждого - для учителя и студента, для рабочего и инженера, для ученого, поэта, художника… Сюда приезжают люди за тысячи километров. Озаренная солнцем, лучезарная Ясная Поляна вмещает в себя огромный мир…Мир Толстого… Я родилась в Туле. И для меня, как и для всех живущих в этой стране, этот человек играет огромную роль. Я выросла на сказках и рассказах Толстого- моя бабушка прекрасно знала их наизусть и рассказывала каждый раз на ночь, когда я приезжала к ней в Ясную Поляну… И в своем реферате я хотела бы уделить внимание его педагогическим взглядам, его идеи о системы школы, и подробно изучить Яснополянскую школу. Цель моего реферата - подробное изучение организации яснополянской школы, идей Льва Николаевича Толстого о системе образования и вопроса - как долго она просуществовала, внесла ли яснополянская школа вклад в развитие педагогики. Задачи - изучение литературы, посвященной Л.Н.Толстому, изучение его педагогических трудов, рассмотрение статей, связанных с учащимися яснополянской школы, их воспоминаний. Глава I. Открытие Яснополянской школы Яснополянская школа была открыта Толстым в 1859 году. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития. Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой критиковал буржуазную цивилизацию. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. Глава II. Организация школы Однажды во время занятий с яснополянскими детьми в своей школе Лев Николаевич предложил ученикам писать рассказы на темы русских пословиц. Ученики, рассказывает Лев Николаевич, «отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы. -Ты сам напиши,- сказал ему кто-то. -Ну,- сказал я, - кто лучше напишет? И я с вами. Я начал повесть…» «Всякий непредубежденный человек,- пишет Толстой,- имеющий чувство художественности и народности, прочтя эту первую, писанную мною, и следующие страницы повести, писанные самими учениками, отличит эту страницу от других, как муху в молоке: так она фальшива, искусственна и написана таким плохим языком. Федька из-за своей тетрадки все поглядывал на меня и, встретившись с глазами учителя, улыбаясь, подмигивал и говорил: «Пиши, пиши, я-те задам». Его, видно, занимало, как большой тоже сочиняет. Кончив свое сочинение хуже и скорее обыкновенного, он влез на спинку моего кресла и стал читать из-за плеча. (2 с.178) Школа размещалась в конце 50-х - начале 60-х годов во флигеле, где в наши дни находится литературный музей.( 6 с.45) Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дом и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв, такого, к которому мы привыкли в современных школах, в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом, дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день, до позднего вечера.(1 с.89) Отношения с учителем- Львом Николаевичем Толстым - складывались взаимного на основах уважения и любви: ученик, как мы видим, мог хитро подмигнуть учителю, как бы говоря: « я-те задам» или «пиши, мол, пиши, а я напишу лучше», вызывая тем самым уже известного писателя и в то же врем своего любимого учителя на соревнование. А учитель верил в ученика, и не без некоторой робости принимал его вызов. Как только он сказал это, так вся комната застонала от гордого восторга. Какого-то маленького придушили сзади, и никто не замечал»... Когда они вышли из школы, немец, присутствовавший на уроке, заметил, что Лев Николаевич рассказывал историю 1812 года совершенно по-русски, что у них эту историю рассказывают иначе. И Лев Николаевич, конечно, согласился с ним: - Мой рассказ, - сказал он, - не была история, а сказка, возбуждающая народное чувство. В нем снова говорил прежде всего поэт и патриот. Но собой как историком он все же остался недоволен. Никаких наказаний в школе Толстого не было и в помине. И это в те времена, когда не только в церковноприходских школах, в бурсе, но даже в гимназиях били розгами или линейкой, ставили в угол на гречиху и изощрялись в жестокостях «профессиональные учителя», чтобы добиться обыкновенного школьного порядка и дисциплины. Глава III.Школа Л.Н. Толстого. Её система А вот как обстояло дело в «классических», старинных школах, которые наблюдал у себя в уезде молодой Толстой: «Учитель устраивает стол, лавки, назначает время учения, обыкновенно с 8 часов до сумерек... Родители дают детям вычурные, вроде славянских букв, вырезанные указочки. Приводя в школу или на дом к учителю, всегда при ученике просят учителя наказывать, бить, и говорят почти одну и ту же обычную фразу, имеющую цель внушить страх мальчику и убедить учителя в том, что родитель передает ему свою власть побоев над сыном. Большей частью, в день отведения в школу, родители ведут еще ученика в церковь и служат молебен св. Науму, который должен, по их убеждению, на ум наставить мальчика ... Входя в школу, все молятся богу, садятся за книги, вновь крестятся и целуют эти книги. Книга для них есть божество, вроде идолов у чувашей, которое они просят быть милостивым к ним. Каждому задается стишок, который он должен выучить (стишок - значит строка или две)... Учитель поручает старшему смотреть за порядком, сам же большею частью уходит... Заучивание стишков продолжается целый день. Единственную перемену - диверсию составляют спрашивание учителя, соединенное обыкновенно с побоями, и промежутки, когда учитель выходит и ребята начинают баловаться, вслед за чем обыкновенно бывают доносы и наказания... Я не видел еще старинного учителя - кроткого человека и не пьяницу. Я убежден, что эти люди по обязанности своей должны быть тупы и жестоки, как палачи, как живодеры, - должны пить, чтобы заглушать в себе раскаяние в совершаемом ежедневно преступлении над самыми лучшими, честными и безобидными существами в мире...» (11 с.198-199) Толстой борется за иную, новую в своем основании школу, построенную на праве свободы человека, полной свободы, даже если ему, этому человеку, 10-12 лет. Школа в Ясной Поляне «развивалась свободно, - рассказывает Лев Николаевич, - из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из учеников... При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее ими самими чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них влияние учителя».(4 с.203) Толстой, правда, признается, что старые привычки школ так сильны, что и ему нередко приходится отступать от своего правила. И в признании этом он, как всегда, строг к себе. Описанный им случай воровства в школе, психологическое проникновение в души школьников - судящих и судимых - настолько глубоки и интересны, так полно рисуют страдание самого Толстого за мальчиков, уличенных в краже, что считаю нужным включить его в реферат о яснополянской школе. «Летом, во время перестройки дома, из физического кабинета пропала лейденская банка, несколько раз пропадали карандаши и пропали книжки уже в то время, когда ни плотников, ни маляров не работало в доме. Мы спросили мальчиков: лучшие ученики, первые школьники по времени, старые друзья наши, покраснели и заробели так, что всякий следователь подумал бы, что замешательство это есть верное доказательство их вины. Но я знал их и мог ручаться за них, как за себя. Я понял, что одна мысль подозрения глубоко и больно оскорбила их: мальчик, которого я назову Федором, даровитая и нежная натура, весь бледный дрожал и плакал. Они обещались сказать, ежели узнают; но искать отказались. Через несколько дней открылся вор, - дворовый мальчик из дальней деревни. Он увлек за собой крестьянского мальчика, приехавшего с ним из той же деревни, и они вместе прятали краденые вещи в сундучок. Открытие это произвело странное чувство в товарищах: как будто облегчение, и даже радость, и вместе с тем -презрение и сожаление к вору. Мы предложили им самим назначить наказание: одни требовали высечь вора, но непременно самим; другие говорили: ярлык пришить с надписью вор. Это наказание, к стыду нашему, было употребляемо нами прежде, и именно тот самый мальчик, который год тому назад сам носил ярлык с надписью лгун,, настоятельнее всех требовал теперь ярлыка на вора. Мы согласились на ярлык, и когда девочка нашивала ярлык - все ученики с злою радостью смотрели и подтрунивали над наказанными. Они требовали еще усиления наказания: «провести их по деревне, оставить их до праздника с ярлыками», говорили они. Наказанные плакали. Крестьянский мальчик, увлеченный товарищем, - даровитый рассказчик и шутник, - толстенький белый карапузик, плакал просто распущенно, во всю ребячью мочь; другой, главный преступник, горбоносый, с сухими чертами умного лица, был бледен, губы у него тряслись, глаза дико и злобно смотрели на радующихся товарищей, и изредка неестественно у него в плач искривлялось лицо. Фуражка с разорванным козырьком была надета на самый затылок, волосы растрепаны, платье испачкано мелом. Все это меня и всех поразило теперь так, как будто мы в первый раз это видели. Недоброжелательное внимание всех было устремлено на него. И он это больно чувствовал. Когда он, не оглядываясь, опустив голову, какою-то особенной преступной походкой, как мне показалось, пошел домой, и ребята, толпой бежа за ним, дразнили его как-то ненатурально и странно жестоко, как будто против их воли злой дух руководил ими, что-то мне говорило, что это не хорошо... Все убедились, что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказания. И что за дичь? Мальчик украл книгу, - целым длинным, многосложным путем чувств, мыслей, ошибочных умозаключений приведен был к тому, что взял чужую книжку и зачем-то запер ее в свой сундучок, -а я налепляю ему бумажку со словом «вор», которое значит совсем другое! Зачем? Наказать его стыдом, - скажут мне. Наказать его стыдом? Зачем? Что такое стыд? И разве известно, что стыд уничтожает наклонность к воровству? Может быть, он поощряет ее. Толстой во всех жизненных ситуациях наблюдает, анализирует, делает открытия, размышляет о постигнутом им в поведении человека и делится своими выводами с читателями. Толстой никогда не перестает быть писателем. Еще в 1861 году в одном из писем он сообщал: «Есть у меня поэтическое прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа... Нельзя рассказать, что это за дети - их надо видеть... Подумайте только, что в продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины ни один и ни одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова». Когда Лев Николаевич замечал, что ученикам нужна разрядка, он неожиданно для всех мог весело крикнуть: «Догоняйте меня!» - и побежать в сад. Дети срывались с мест и мчались за ним. - Ну, все на меня валяйте! Свалите или нет? - предлагал сф. «И мы, - вспоминает его бывший ученик, яснополянский крестьянин В. С. Морозов, - окружаем Льва Николаевича, цепляемся за него сзади и спереди, подставляя ему ноги, кидаемся в него снежками, набрасываемся на него и вскарабкиваемся ему на спину, усердно стараясь его повалить. Но он, еще усерднее нас, как сильный вол, возит нас на себе. Через некоторое время от усталости, но чаще в шутку, он валится в снег. Восторг неописанный наш! Мы сейчас же начинаем его засыпать снегом и кучей наваливаемся на него...» В комнатах школы было всегда убрано; классы побелены, вдоль стен и на стенах были развешаны и поставлены разные камни и камушки, высушенные бабочки и букашки, камыши, травы и цветы для учеников. Лев Николаевич любил показывать свои экспонаты друзьям, мог говорить о школе часами, увлекаясь рассказами о своих питомцах-учениках и их одаренности. Но, к сожалению, его плохо понимали, и разговоры эти мало занимали его собеседников. Занятия в яснополянской школе проходили не только в классах, но и на прогулках. Иногда уходили на Воронку или в Засеку - это были обыкновенно уроки ботаники и зоологии, - и, если уж очень не хотелось возвращаться домой, раскладывали костры в темном лесу, рассказывали сказки и разные истории, засиживались допоздна. Вечерняя прогулка могла превратиться в урок астрономии: Лев Николаевич хорошо знал созвездия, много занимался законами движения небесных тел, а в ребятах он всегда находил благодарных слушателей , им все было в диковинку. Софья Андреевна пишет сестре: «Левочка всю ночь не спал, наблюдая звезды». А в записных книжках Толстого мы нахо- дим многочисленные выписки, содержащие сведения из астрономии, математические расчеты и теории происхождения планет, чертежи и формулы. Не всем известно, что в дальнейшем Толстой написал и издал свой учебник арифметики, что он изобрел свой способ обучения школьников таблице умножения при помощи десяти пальцев рук через сложение и вычитание. Толстой глубоко и всесторонне изучал химию и физику, законы органического и неорганического мира, стремясь при этом в каждом конкретном случае найти свои доказательства или опровержения господствующих в его время научных положений. Он ничего не принимал на веру и поэтому проделывал предварительную огромную работу ученого-теоретика и ученого-экспериментатора, формируя таким, образом свое научное мировоззрение. Того же он требовал и от учеников: активного мышления, сомнения и проверки истинности того, что считается общепринятым. Больше всего он ценил в детях их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям. Этими же чертами должен обладать и учитель. Самое страшное в учителе - рутина, умственная лень, движение в своей работе по проторенной дорожке. Толстой считал, что «так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование бесконечны». «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше ...» ( 7 с.140) Как всегда, стремясь к предельной лаконичности и точности выражения мысли, он отливает ее в парадоксальную формулу: «Лучшая метода есть отсутствие всякой методы»; и тут же добавляет: «Но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей». И это не было.сказано «для красного словца», -Толстого в этом никогда нельзя заподозрить, - он действительно не сомневался в том, что нужно «знать и употреблять все методы», используемые в педагогической практике, и он действительно знал их. Он не только прочитал огромную методическую литературу своего времени, но и специально ездил дважды за границу (в 1858 и 1860 годах) - в Германию, Францию, Англию, чтобы познакомиться с системой образования в этих странах. Он встречался там с наиболее известными педагогами и теоретиками школьного дела, посещал считавшиеся образцовыми школы, проверял свои взгляды на просвещение народа и систему народного (в прямом смысле этого слова) образования в беседах с выдающимися философами, такими, как Прудон, Герцен, слушал лекцию о воспитании Чарлза Диккенса в Лондоне. Глава IV.Интерес и желание народа учиться Первая школа, которую Л. Н.Толстой завел у себя в Ясной Поляне, относится к 1858-1859 годам. В скором времени он стал расширять сеть школ в окружных деревнях, приглашал учителей, руководил ими, советовался, совещался с ними и постепенно создал в своей округе, 21 школу нового типа на 9 тысяч населения. Лев Николаевич не мог остановиться на этом: если уж взялся за дело народного образования, то осуществить его нужно не меньше, чем в масштабах всей России. Ведь народ безграмотен, живет в темноте. Школ, где могли бы учиться крестьянские дети, было мало, да и в них загоняли детей чуть ли не насильно: «На кой нам грамота, пахать безграмотному сподручней, - считали мужики. - Жили без грамоты - и проживем». Девочек родители не пускали в школу и вовсе. Льву Николаевичу удалось возбудить интерес и желание народа учиться. В его школах учились и мальчики и девочки, конечно же, без всякого принуждения. Достаточно вспомнить Филиппка. Сам Толстой горел своей работой. Он составлял проекты «Общества народного образования», старался привлечь многих лучших людей России к этому столь важному, а может быть, и самому важному для него в то время делу. Ну, а если его проект не пройдет в правительстве, то, писал он, «хоть я один, а все буду составлять тайное общество народного образования». Горячность Толстого выливалась в статьях «О народном образовании», «О методе преподавания грамоте». Он стремился доказать правильность ведения своей педагогической работы, а чтобы легче было распространить свои мысли, он организовал журнал, который назвал «Ясная Поляна». В первом номере этого журнала он писал: «Выступая на новое для меня поприще, мне становится страшно и за себя, и за те мысли, которые годами вырабатывались во мне и которые я считаю з% истинные. Я наперед убежден, что многие из этих \'мыслей окажутся ошибочными». Своих ошибок Толстой не боялся, он и здесь исходил из того, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. В школах Толстого, да и в журнале «Ясная Поляна», работало все больше и больше студентов, многие из которых были отчислены из университетов за участие в революционно-демократическом движении. К 1862 году таких студентов-учителей в Ясной Поляне уже было 12, и Толстой готов был взять к себе и поместить у себя еще 10, он их искал. Это не могло нравиться крапивенскому и тульскому начальству. Против Толстого была организована травля, пока в виде доносов, будто в Ясной Поляне размножаются и распространяются студентами «Колокол» Герцена, статьи и прокламации революционного содержания. В III отделение поступило донесение жандармского полковника Воейкова, в котором сообщалось о возможной крамольной деятельности в среде преподавателей Ясной Поляны. За Толстым и всеми, кто его посещал, стали следить. Так, весной 1862 года в Ясную Поляну заезжал управляющий помещика Костомарова. Вскоре его пригласили в канцелярию губернатора, ему был устроен «настоящий допрос»: «Итак, вы знакомы с графом Толстым? Вы дважды его посещали? О чем вы с ним говорили? Видели ли вы его школу? Говорили ли вы с ним о школе?» ( 3 с.178) Сам Лев Николаевич пока еще ничего не знает о надвигающихся неприятностях и в мае 1862 года по предписанию врачей уезжает с двумя яснополянскими учениками в самарские степи на кумыс-лечиться. 2 июля жандармский полковник Дурново получил предписание шефа жандармов князя Долгорукова произвести обыск в Ясной Поляне в связи с тем, что «в III отделении получены сведения: в принадлежащем графу Л. Н. Толстому в Тульской губернии сельце Ясная Поляна проживает около 20 студентов разных университетов, некоторые без письменных видов, занимая там должность учителей сельских школ и писарей в волостных правлениях, по воскресным же дням собираются все они у него, графа Толстого, и хотя цель этих собраний и предмет бывших там суждений не известны, но собрания сии возбуждают подозрение, тем более, что граф Толстой других своих знакомых и соседей принимает вообще очень редко. На четвертой неделе великого поста привезены были к нему... из Москвы литографические камни и краски, для печатания, как говорят, запрещенных сочинений ... Дом графа Толстого охраняется в ночное время значительным караулом, а из кабинета и канцелярии его устроены потаенные двери и лестница». Глава V. Обыск Обыск проходил два дня, 6 и 7 июля. Вот как его увидел учитель Е.Л.Мережков, срочно вызванный Татьяной Александровной из Тулы: «Въезжаем на двор, смотрим - там целое нашествие! Почтовые тройки с колокольчиками, обывательские подводы, исправник, становые, сотские, понятые и в довершение всего - жандармы. Жандармский полковник во главе этой грозной экспедиции, со звоном, шумом и треском подкативший вдруг к мирному дому Льва Николаевича, к бесконечному изумлению деревенского люда. Нас едва пропустили в дом. Бедные дамы (тетенька Татьяна Александровна и сестра Мария Николаевна. - И. Т.) лежат чуть не в обмороке. Везде кругом стража, все разрыто, раскрыто, перевернуто, ящики столов, шкапы, комоды, сундуки, шкатулки. В конюшне поднимают ломом полы, в прудах парка стараются выловить сетью преступный типографский станок, вместо которого попадаются только одни невинные караси да раки. Понятно, что злополучную школу и подавно вывернули вверх дном». ( 8 с.124) Такой же обыск был произведен и в школах Колп-ны и Кривцова, а также в селе Никольском Чернско-го уезда (Никольском-Вяземском). Л.Н.Толстой узнал о происшедшем, лишь когда приехал из самарских степей в Москву: ему рассказала об этом в письме сестра Мария Николаевна. Насколько он был возмущен обыском в Ясной Поляне, можно представить себе по раздраженному тону письма к А. А. Толстой, столь нехарактерному для их переписки: «Хороши ваши друзья! Ведь все Потаповы (управляющий III отделением в 1861-1864 годах. -И. Т.), Долгорукие (начальник III отделения и шеф жандармов в 1856-1866 годах. -И. Т.) и Аракчеевы (временщик при Александре!. - И. Т.) к равелины (в Петропавловской крепости, где содержались наиболее опасные политические преступники. -И. Т.)-это все ваши друзья. Мне пишут из Ясной Поляны: 1-го июля приехали 3 тройки с жандармами, не велели никому выходить; должно быть и тетиньке, и стали обыскивать. - Что они искали - до сих пор неизвестно. Какой-то из ваших друзей перечитал все мои письма и дневники, которые я только перед смертью думал поручить тому другу, который будет мне тогда ближе всех; перечитал все переписки, за тайну которых я бы отдал все на свете, и уехал, объявив, что он подозрительного ничего не нашел. Счастье мое и этого вашего друга, что меня тут не было, - я бы его убил! Мило! славно! Вот как делает себе друзей правительство. Ежели вы меня помните с моей политической стороны, то вы знаете, что всегда и особенно со времени моей любви к школе, я был совершенно равнодушен к правительству и еще более равнодушен к теперешним либералам, которых я презираю от души. Теперь я не могу сказать этого, я имею злобу и отвращение, почти ненависть к тому милому правительству, которое обыскивает у меня литографские и типографские станки для перепечатывания прокламаций Герцена».( 9 с.304) Через две недели, уже из Ясной Поляны, он снова пишет все той же Александре Андреевне пространное письмо, чтобы она «показала его разным разбойникам Потаповым и Долгоруким»... Теперь, чем дольше я в Ясной, тем больней и больней становится вся испорченная жизнь... Дела этого оставить я никак не хочу и не могу. Вся моя деятельность, в которой я нашел счастье и успокоенье, испорчена. Тетенька больна так, что не встанет. Народ смотрит на меня уж не как на честного человека, мнение, которое я заслужил годами, а как на преступника, поджигателя или делателя фальшивой монеты, который только по плутоватости увернулся. «Что, брат, попался? будет тебе толковать нам об честности, справедливости; самого чуть не заковали». О помещиках что и говорить, это стон восторга... Выхода мне нет другого, как получить такое же гласное удовлетворение, как и оскорбление (поправить дело уже невозможно), или экспатриироваться, на что я твердо решился. К Герцену я не поеду. Герцен сам по себе, я сам по себе...» Школе Толстого был нанесен большой урон, и немало усилий потребовалось затем Льву Николаевичу, чтобы отстоять в глазах запуганных крестьян свой авторитет и с таким трудом завоеванное доверие. Как известно, Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился. Его поглотила всецело новая, семейная жизнь и хозяйственная деятельность. Школа продолжает существовать, журнал «Ясная Поляна» просуществует лишь до марта 1863 года, принеся Толстому «3000 убытку» - не хватало подписчиков. А в дневнике уже в декабре 1862 года Толстой записывает: «Пропасть мыслей, так и хочется писать». (11 с.270) Заключение Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н.Толстой И Лев Николаевич Толстой - один из тех людей, которые будут «светить вечно». Я рассмотрела организацию яснополянской школы, идеи Л.Н.Толстого. К сожалению, в музее в Ясной Поляне нет экспозиции, посвященной ей, но о ней упоминается пара слов время экскурсии. Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что очень большое внимание уделялось Л.Н.Толстому. Причем уделялось и у нас, и за рубежом, особенно в советское время. Все книги, проработанные мной, относятся ко второй половине ХХ века. Проводились даже эксперименты в школах Тульской области, где применялась система Л.Н.Толстого, но в конце концов, решили вернутся к классической системе. Можно в двух словах охарактеризовать концепцию Яснополянской школы Л. Н. Толстого и выделить: 1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок -цель, а не средство образовательного процесса; 2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его положительной сущности; 3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал; 4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного; 5) опыт как один из методов образования и воспитания; признание за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент; 6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям; самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия; 7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее обучение); 8) непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазвитие. Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно. Список использованной литературы 1.Апостолов Н.Н.Живой Толстой: Жизнь Л.Н.Толстого в воспоминаниях и переписке. - М.,2001. 2.Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого.- Тула, 1967. 3. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого.- Тула, 1969. 4.Воспоминания яснополянских крестьян о Л.Н.Толстом. - Тула,1960. 5. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула, 1997. 6.Пузин Н.П.Ясная Поляна: Дом-музей Л.Н.Толстого.- М.,1986. 7.Смирнов Н.А.Лев Толстой-редактор журнала «Ясная Поляна».- Тула,1972. 8.Сухотина - Толстая Т.Л.Воспоминания. - М.,1981. 9. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. 10. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 10 т. (Юбилейное изд.) - М., 1989. т.3 11.Толстой И.В. Свет Ясной Поляны. - М., 1986. 12.Яснополянский сборник. Литературно-критические статьи и материалы о жизни Л.Н.Толстого. - Тула.,1955. Приложение 1 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |