на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


яснополянская школа


яснополянская школа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра социологии и психологии

Реферат

по дисциплине

«История педагогики»

« Яснополянская школа »

Выполнила: студентка 151 группы

Илюшкина В.

Проверила: доц. Терентьева А.В.

Санкт-Петербург

2007

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

Глава I.Открытие Яснополянской школы…………..……………………5

Глава II.Организация школы………………………………………………6

Глава III.Школа Л.Н.Толстого. Её система……………………………….8

Глава IV.Интерес и желание народа учиться…………………………….14

Глава V.Обыск…………………..…………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………..22

Приложение 1………………………………………………………………23

Введение

Без своей Ясной Поляны я

трудно могу себе представить Россию

и мое отношение ней.

Без Ясной Поляны я, может быть, яснее

увижу общие законы,

необходимые для моего отечества,

но я не буду до пристрастия

любить его.

Л.Н. Толстой.

Ясная Поляна! Ты открыта для каждого - для учителя и студента, для

рабочего и инженера, для ученого, поэта, художника… Сюда приезжают люди за

тысячи километров. Озаренная солнцем, лучезарная Ясная Поляна вмещает в

себя огромный мир…Мир Толстого…

Я родилась в Туле. И для меня, как и для всех живущих в этой стране, этот

человек играет огромную роль. Я выросла на сказках и рассказах Толстого-

моя бабушка прекрасно знала их наизусть и рассказывала каждый раз на ночь,

когда я приезжала к ней в Ясную Поляну…

И в своем реферате я хотела бы уделить внимание его педагогическим

взглядам, его идеи о системы школы, и подробно изучить Яснополянскую

школу.

Цель моего реферата - подробное изучение организации яснополянской школы,

идей Льва Николаевича Толстого о системе образования и вопроса - как долго

она просуществовала, внесла ли яснополянская школа вклад в развитие

педагогики.

Задачи - изучение литературы, посвященной Л.Н.Толстому, изучение его

педагогических трудов, рассмотрение статей, связанных с учащимися

яснополянской школы, их воспоминаний.

Глава I. Открытие Яснополянской школы

Яснополянская школа была открыта Толстым в 1859 году. В основу ее работы

легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей

при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование,

работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем

педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за

рубежом и была примером для подражания. Отчеты учителей систематически

печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода

учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным

мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и

поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы

обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались

особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных

учеников, фиксировались особые периоды их развития. Возвратившись весной

1861 года из-за границы, Толстой критиковал буржуазную цивилизацию.

Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат

тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает

народные массы. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н.

Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность,

догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и

деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа

была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по

созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих

прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на

уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности,

всех его способностей.

Глава II. Организация школы

Однажды во время занятий с яснополянскими детьми в своей школе Лев

Николаевич предложил ученикам писать рассказы на темы русских пословиц.

Ученики, рассказывает Лев Николаевич, «отшатнулись, убедившись, что это

дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.

-Ты сам напиши,- сказал ему кто-то.

-Ну,- сказал я, - кто лучше напишет? И я с вами. Я начал повесть…»

«Всякий непредубежденный человек,- пишет Толстой,- имеющий чувство

художественности и народности, прочтя эту первую, писанную мною, и

следующие страницы повести, писанные самими учениками, отличит эту

страницу от других, как муху в молоке: так она фальшива, искусственна и

написана таким плохим языком.

Федька из-за своей тетрадки все поглядывал на меня и, встретившись с

глазами учителя, улыбаясь, подмигивал и говорил: «Пиши, пиши, я-те задам».

Его, видно, занимало, как большой тоже сочиняет. Кончив свое сочинение

хуже и скорее обыкновенного, он влез на спинку моего кресла и стал читать

из-за плеча. (2 с.178)

Школа размещалась в конце 50-х - начале 60-х годов во флигеле, где в наши

дни находится литературный музей.( 6 с.45)

Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел

по дом и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и

распределения часов на уроки со звонками на перерыв, такого, к которому мы

привыкли в современных школах, в яснополянской школе не было. Каждый

занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто

тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то

прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом,

дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день,

до позднего вечера.(1 с.89)

Отношения с учителем- Львом Николаевичем Толстым - складывались взаимного

на основах уважения и любви: ученик, как мы видим, мог хитро подмигнуть

учителю, как бы говоря: « я-те задам» или «пиши, мол, пиши, а я напишу

лучше», вызывая тем самым уже известного писателя и в то же врем своего

любимого учителя на соревнование. А учитель верил в ученика, и не без

некоторой робости принимал его вызов.

Как только он сказал это, так вся комната застонала от гордого восторга.

Какого-то маленького придушили сзади, и никто не замечал»...

Когда они вышли из школы, немец, присутствовавший на уроке, заметил, что

Лев Николаевич рассказывал историю 1812 года совершенно по-русски, что у

них эту историю рассказывают иначе. И Лев Николаевич, конечно, согласился

с ним:

- Мой рассказ, - сказал он, - не была история, а сказка, возбуждающая

народное чувство.

В нем снова говорил прежде всего поэт и патриот. Но собой как историком он

все же остался недоволен.

Никаких наказаний в школе Толстого не было и в помине. И это в те времена,

когда не только в церковноприходских школах, в бурсе, но даже в гимназиях

били розгами или линейкой, ставили в угол на гречиху и изощрялись в

жестокостях «профессиональные учителя», чтобы добиться обыкновенного

школьного порядка и дисциплины.

Глава III.Школа Л.Н. Толстого. Её система

А вот как обстояло дело в «классических», старинных школах, которые

наблюдал у себя в уезде молодой Толстой: «Учитель устраивает стол, лавки,

назначает время учения, обыкновенно с 8 часов до сумерек... Родители дают

детям вычурные, вроде славянских букв, вырезанные указочки. Приводя в

школу или на дом к учителю, всегда при ученике просят учителя наказывать,

бить, и говорят почти одну и ту же обычную фразу, имеющую цель внушить

страх мальчику и убедить учителя в том, что родитель передает ему свою

власть побоев над сыном. Большей частью, в день отведения в школу,

родители ведут еще ученика в церковь и служат молебен св. Науму, который

должен, по их убеждению, на ум наставить мальчика ...

Входя в школу, все молятся богу, садятся за книги, вновь крестятся и

целуют эти книги. Книга для них есть божество, вроде идолов у чувашей,

которое они просят быть милостивым к ним. Каждому задается стишок, который

он должен выучить (стишок - значит строка или две)... Учитель поручает

старшему смотреть за порядком, сам же большею частью уходит... Заучивание

стишков продолжается целый день. Единственную перемену - диверсию

составляют спрашивание учителя, соединенное обыкновенно с побоями, и

промежутки, когда учитель выходит и ребята начинают баловаться, вслед за

чем обыкновенно бывают доносы и наказания...

Я не видел еще старинного учителя - кроткого человека и не пьяницу. Я

убежден, что эти люди по обязанности своей должны быть тупы и жестоки, как

палачи, как живодеры, - должны пить, чтобы заглушать в себе раскаяние в

совершаемом ежедневно преступлении над самыми лучшими, честными и

безобидными существами в мире...» (11 с.198-199)

Толстой борется за иную, новую в своем основании школу, построенную на

праве свободы человека, полной свободы, даже если ему, этому человеку,

10-12 лет. Школа в Ясной Поляне «развивалась свободно, - рассказывает Лев

Николаевич, - из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на

все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в

школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не

пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего

влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из

учеников... При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более

образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем

сильнее ими самими чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них

влияние учителя».(4 с.203)

Толстой, правда, признается, что старые привычки школ так сильны, что и

ему нередко приходится отступать от своего правила. И в признании этом он,

как всегда, строг к себе. Описанный им случай воровства в школе,

психологическое проникновение в души школьников - судящих и судимых -

настолько глубоки и интересны, так полно рисуют страдание самого Толстого

за мальчиков, уличенных в краже, что считаю нужным включить его в реферат

о яснополянской школе.

«Летом, во время перестройки дома, из физического кабинета пропала

лейденская банка, несколько раз пропадали карандаши и пропали книжки уже в

то время, когда ни плотников, ни маляров не работало в доме. Мы спросили

мальчиков: лучшие ученики, первые школьники по времени, старые друзья

наши, покраснели и заробели так, что всякий следователь подумал бы, что

замешательство это есть верное доказательство их вины. Но я знал их и мог

ручаться за них, как за себя. Я понял, что одна мысль подозрения глубоко и

больно оскорбила их: мальчик, которого я назову Федором, даровитая и

нежная натура, весь бледный дрожал и плакал. Они обещались сказать, ежели

узнают; но искать отказались. Через несколько дней открылся вор, -

дворовый мальчик из дальней деревни. Он увлек за собой крестьянского

мальчика, приехавшего с ним из той же деревни, и они вместе прятали

краденые вещи в сундучок. Открытие это произвело странное чувство в

товарищах: как будто облегчение, и даже радость, и вместе с тем -презрение

и сожаление к вору. Мы предложили им самим назначить наказание: одни

требовали высечь вора, но непременно самим; другие говорили: ярлык пришить

с надписью вор. Это наказание, к стыду нашему, было употребляемо нами

прежде, и именно тот самый мальчик, который год тому назад сам носил ярлык

с надписью лгун,, настоятельнее всех требовал теперь ярлыка на вора. Мы

согласились на ярлык, и когда девочка нашивала ярлык - все ученики с злою

радостью смотрели и подтрунивали над наказанными. Они требовали еще

усиления наказания: «провести их по деревне, оставить их до праздника с

ярлыками», говорили они. Наказанные плакали. Крестьянский мальчик,

увлеченный товарищем, - даровитый рассказчик и шутник, - толстенький белый

карапузик, плакал просто распущенно, во всю ребячью мочь; другой, главный

преступник, горбоносый, с сухими чертами умного лица, был бледен, губы у

него тряслись, глаза дико и злобно смотрели на радующихся товарищей, и

изредка неестественно у него в плач искривлялось лицо. Фуражка с

разорванным козырьком была надета на самый затылок, волосы растрепаны,

платье испачкано мелом. Все это меня и всех поразило теперь так, как будто

мы в первый раз это видели. Недоброжелательное внимание всех было

устремлено на него. И он это больно чувствовал. Когда он, не оглядываясь,

опустив голову, какою-то особенной преступной походкой, как мне

показалось, пошел домой, и ребята, толпой бежа за ним, дразнили его как-то

ненатурально и странно жестоко, как будто против их воли злой дух

руководил ими, что-то мне говорило, что это не хорошо... Все убедились,

что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь,

а не нравоучения и наказания. И что за дичь? Мальчик украл книгу, - целым

длинным, многосложным путем чувств, мыслей, ошибочных умозаключений

приведен был к тому, что взял чужую книжку и зачем-то запер ее в свой

сундучок, -а я налепляю ему бумажку со словом «вор», которое значит совсем

другое! Зачем? Наказать его стыдом, - скажут мне. Наказать его стыдом?

Зачем? Что такое стыд? И разве известно, что стыд уничтожает наклонность к

воровству? Может быть, он поощряет ее.

Толстой во всех жизненных ситуациях наблюдает, анализирует, делает

открытия, размышляет о постигнутом им в поведении человека и делится

своими выводами с читателями. Толстой никогда не перестает быть писателем.

Еще в 1861 году в одном из писем он сообщал: «Есть у меня поэтическое

прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа... Нельзя

рассказать, что это за дети - их надо видеть... Подумайте только, что в

продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины ни один и ни

одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного

слова».

Когда Лев Николаевич замечал, что ученикам нужна разрядка, он неожиданно

для всех мог весело крикнуть: «Догоняйте меня!» - и побежать в сад. Дети

срывались с мест и мчались за ним.

- Ну, все на меня валяйте! Свалите или нет? - предлагал сф.

«И мы, - вспоминает его бывший ученик, яснополянский крестьянин В. С.

Морозов, - окружаем Льва Николаевича, цепляемся за него сзади и спереди,

подставляя ему ноги, кидаемся в него снежками, набрасываемся на него и

вскарабкиваемся ему на спину,

усердно стараясь его повалить. Но он, еще усерднее нас, как сильный вол,

возит нас на себе. Через некоторое время от усталости, но чаще в шутку, он

валится в снег. Восторг неописанный наш! Мы сейчас же начинаем его

засыпать снегом и кучей наваливаемся на него...»

В комнатах школы было всегда убрано; классы побелены, вдоль стен и на

стенах были развешаны и поставлены разные камни и камушки, высушенные

бабочки и букашки, камыши, травы и цветы для учеников. Лев Николаевич

любил показывать свои экспонаты друзьям, мог говорить о школе часами,

увлекаясь рассказами о своих питомцах-учениках и их одаренности. Но, к

сожалению, его плохо понимали, и разговоры эти мало занимали его

собеседников.

Занятия в яснополянской школе проходили не только в классах, но и на

прогулках. Иногда уходили на Воронку или в Засеку - это были обыкновенно

уроки ботаники и зоологии, - и, если уж очень не хотелось возвращаться

домой, раскладывали костры в темном лесу, рассказывали сказки и разные

истории, засиживались допоздна.

Вечерняя прогулка могла превратиться в урок астрономии: Лев Николаевич

хорошо знал созвездия, много занимался законами движения небесных тел, а в

ребятах он всегда находил благодарных слушателей , им все было в

диковинку. Софья Андреевна пишет сестре: «Левочка всю ночь не спал,

наблюдая звезды». А в записных книжках Толстого мы нахо-

дим многочисленные выписки, содержащие сведения из астрономии,

математические расчеты и теории происхождения планет, чертежи и формулы.

Не всем известно, что в дальнейшем Толстой написал и издал свой учебник

арифметики, что он изобрел свой способ обучения школьников таблице

умножения при помощи десяти пальцев рук через сложение и вычитание.

Толстой глубоко и всесторонне изучал химию и физику, законы органического

и неорганического мира, стремясь при этом в каждом конкретном случае найти

свои доказательства или опровержения господствующих в его время научных

положений. Он ничего не принимал на веру и поэтому проделывал

предварительную огромную работу ученого-теоретика и

ученого-экспериментатора, формируя таким, образом свое научное

мировоззрение.

Того же он требовал и от учеников: активного мышления, сомнения и проверки

истинности того, что считается общепринятым. Больше всего он ценил в детях

их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям.

Этими же чертами должен обладать и учитель. Самое страшное в учителе -

рутина, умственная лень, движение в своей работе по проторенной дорожке.

Толстой считал, что «так как дело преподавания есть искусство, то

оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование

бесконечны». «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода

есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти

дальше ...» ( 7 с.140)

Как всегда, стремясь к предельной лаконичности и точности выражения мысли,

он отливает ее в парадоксальную формулу: «Лучшая метода есть отсутствие

всякой методы»; и тут же добавляет: «Но знание и употребление всех метод и

изобретение новых по мере встречающихся трудностей».

И это не было.сказано «для красного словца», -Толстого в этом никогда

нельзя заподозрить, - он действительно не сомневался в том, что нужно

«знать и употреблять все методы», используемые в педагогической практике,

и он действительно знал их. Он не только прочитал огромную методическую

литературу своего времени, но и специально ездил дважды за границу (в 1858

и 1860 годах) - в Германию, Францию, Англию, чтобы познакомиться с

системой образования в этих странах. Он встречался там с наиболее

известными педагогами и теоретиками школьного дела, посещал считавшиеся

образцовыми школы, проверял свои взгляды на просвещение народа и систему

народного (в прямом смысле этого слова) образования в беседах с

выдающимися философами, такими, как Прудон, Герцен, слушал лекцию о

воспитании Чарлза Диккенса в Лондоне.

Глава IV.Интерес и желание народа учиться

Первая школа, которую Л. Н.Толстой завел у себя в Ясной Поляне, относится

к 1858-1859 годам. В скором времени он стал расширять сеть школ в окружных

деревнях, приглашал учителей, руководил ими, советовался, совещался с ними

и постепенно создал в своей округе, 21 школу нового типа на 9 тысяч

населения.

Лев Николаевич не мог остановиться на этом: если уж взялся за дело

народного образования, то осуществить его нужно не меньше, чем в масштабах

всей России. Ведь народ безграмотен, живет в темноте.

Школ, где могли бы учиться крестьянские дети, было мало, да и в них

загоняли детей чуть ли не насильно: «На кой нам грамота, пахать

безграмотному сподручней, - считали мужики. - Жили без грамоты - и

проживем». Девочек родители не пускали в школу и вовсе.

Льву Николаевичу удалось возбудить интерес и желание народа учиться. В его

школах учились и мальчики и девочки, конечно же, без всякого принуждения.

Достаточно вспомнить Филиппка.

Сам Толстой горел своей работой. Он составлял проекты «Общества народного

образования», старался привлечь многих лучших людей России к этому столь

важному, а может быть, и самому важному для него в то время делу. Ну, а

если его проект не пройдет в правительстве, то, писал он, «хоть я один, а

все буду составлять тайное общество народного образования».

Горячность Толстого выливалась в статьях «О народном образовании», «О

методе преподавания грамоте». Он стремился доказать правильность ведения

своей педагогической работы, а чтобы легче было распространить свои мысли,

он организовал журнал, который назвал «Ясная Поляна». В первом номере

этого журнала он писал: «Выступая на новое для меня поприще, мне

становится страшно и за себя, и за те мысли, которые годами вырабатывались

во мне и которые я считаю з% истинные. Я наперед убежден, что многие из

этих \'мыслей окажутся ошибочными». Своих ошибок Толстой не боялся, он и

здесь исходил из того, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

В школах Толстого, да и в журнале «Ясная Поляна», работало все больше и

больше студентов, многие из которых были отчислены из университетов за

участие в революционно-демократическом движении. К 1862 году таких

студентов-учителей в Ясной Поляне уже было 12, и Толстой готов был взять к

себе и поместить у себя еще 10, он их искал. Это не могло нравиться

крапивенскому и тульскому начальству. Против Толстого была организована

травля, пока в виде доносов, будто в Ясной Поляне размножаются и

распространяются студентами «Колокол» Герцена, статьи и прокламации

революционного содержания. В III отделение поступило донесение

жандармского полковника Воейкова, в котором сообщалось о возможной

крамольной деятельности в среде преподавателей Ясной Поляны. За Толстым и

всеми, кто его посещал, стали следить.

Так, весной 1862 года в Ясную Поляну заезжал управляющий помещика

Костомарова. Вскоре его пригласили в канцелярию губернатора, ему был

устроен «настоящий допрос»: «Итак, вы знакомы с графом Толстым? Вы дважды

его посещали? О чем вы с ним говорили? Видели ли вы его школу? Говорили ли

вы с ним о школе?» ( 3 с.178)

Сам Лев Николаевич пока еще ничего не знает о надвигающихся неприятностях

и в мае 1862 года по предписанию врачей уезжает с двумя яснополянскими

учениками в самарские степи на кумыс-лечиться. 2 июля жандармский

полковник Дурново получил предписание шефа жандармов князя Долгорукова

произвести обыск в Ясной Поляне в связи с тем, что «в III отделении

получены сведения: в принадлежащем графу Л. Н. Толстому в Тульской

губернии сельце Ясная Поляна проживает около 20 студентов разных

университетов, некоторые без письменных видов, занимая там должность

учителей сельских школ и писарей в волостных правлениях, по воскресным же

дням собираются все они у него, графа Толстого, и хотя цель этих собраний

и предмет бывших там суждений не известны, но собрания сии возбуждают

подозрение, тем более, что граф Толстой других своих знакомых и соседей

принимает вообще очень редко. На четвертой неделе великого поста привезены

были к нему... из Москвы литографические камни и краски, для печатания,

как говорят, запрещенных сочинений ... Дом графа Толстого охраняется в

ночное время значительным караулом, а из кабинета и канцелярии его

устроены потаенные двери и лестница».

Глава V. Обыск

Обыск проходил два дня, 6 и 7 июля. Вот как его увидел учитель

Е.Л.Мережков, срочно вызванный Татьяной Александровной из Тулы: «Въезжаем

на двор, смотрим - там целое нашествие! Почтовые тройки с колокольчиками,

обывательские подводы, исправник, становые, сотские, понятые и в

довершение всего - жандармы. Жандармский полковник во главе этой грозной

экспедиции, со звоном, шумом и треском подкативший вдруг к мирному дому

Льва Николаевича, к бесконечному изумлению деревенского люда. Нас едва

пропустили в дом. Бедные дамы (тетенька Татьяна Александровна и сестра

Мария Николаевна. - И. Т.) лежат чуть не в обмороке. Везде кругом стража,

все разрыто, раскрыто, перевернуто, ящики столов, шкапы, комоды, сундуки,

шкатулки. В конюшне поднимают ломом полы, в прудах парка стараются

выловить сетью преступный типографский станок, вместо которого попадаются

только одни невинные караси да раки. Понятно, что злополучную школу и

подавно вывернули вверх дном».

( 8 с.124)

Такой же обыск был произведен и в школах Колп-ны и Кривцова, а также в

селе Никольском Чернско-го уезда (Никольском-Вяземском).

Л.Н.Толстой узнал о происшедшем, лишь когда приехал из самарских степей в

Москву: ему рассказала об этом в письме сестра Мария Николаевна.

Насколько он был возмущен обыском в Ясной Поляне, можно представить себе

по раздраженному тону письма к А. А. Толстой, столь нехарактерному для их

переписки: «Хороши ваши друзья! Ведь все Потаповы (управляющий III

отделением в 1861-1864 годах. -И. Т.), Долгорукие (начальник III отделения

и шеф жандармов в 1856-1866 годах. -И. Т.) и Аракчеевы (временщик при

Александре!. - И. Т.) к равелины (в Петропавловской крепости, где

содержались наиболее опасные политические преступники. -И. Т.)-это все

ваши друзья. Мне пишут из Ясной Поляны: 1-го июля приехали 3 тройки с

жандармами, не велели никому выходить; должно быть и тетиньке, и стали

обыскивать. - Что они искали - до сих пор неизвестно. Какой-то из ваших

друзей перечитал все мои письма и дневники, которые я только перед смертью

думал поручить тому другу, который будет мне тогда ближе всех; перечитал

все переписки, за тайну которых я бы отдал все на свете, и уехал, объявив,

что он подозрительного ничего не нашел. Счастье мое и этого вашего друга,

что меня тут не было, - я бы его убил! Мило! славно! Вот как делает себе

друзей правительство. Ежели вы меня помните с моей политической стороны,

то вы знаете, что всегда и особенно со времени моей любви к школе, я был

совершенно равнодушен к правительству и еще более равнодушен к теперешним

либералам, которых я презираю от души. Теперь я не могу сказать этого, я

имею злобу и отвращение, почти ненависть к тому милому правительству,

которое обыскивает у меня литографские и типографские станки для

перепечатывания прокламаций Герцена».( 9 с.304)

Через две недели, уже из Ясной Поляны, он снова пишет все той же

Александре Андреевне пространное письмо, чтобы она «показала его разным

разбойникам Потаповым и Долгоруким»... Теперь, чем дольше я в Ясной, тем

больней и больней становится вся испорченная жизнь... Дела этого оставить

я никак не хочу и не могу. Вся моя деятельность, в которой я нашел счастье

и успокоенье, испорчена. Тетенька больна так, что не встанет. Народ

смотрит на меня уж не как на честного человека, мнение, которое я заслужил

годами, а как на преступника, поджигателя или делателя фальшивой монеты,

который только по плутоватости увернулся. «Что, брат, попался? будет тебе

толковать нам об честности, справедливости; самого чуть не заковали». О

помещиках что и говорить, это стон восторга... Выхода мне нет другого, как

получить такое же гласное удовлетворение, как и оскорбление (поправить

дело уже невозможно), или экспатриироваться, на что я твердо решился. К

Герцену я не поеду. Герцен сам по себе, я сам по себе...»

Школе Толстого был нанесен большой урон, и немало усилий потребовалось

затем Льву Николаевичу, чтобы отстоять в глазах запуганных крестьян свой

авторитет и с таким трудом завоеванное доверие.

Как известно, Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился. Его поглотила

всецело новая, семейная жизнь и хозяйственная деятельность. Школа

продолжает существовать, журнал «Ясная Поляна» просуществует лишь до марта

1863 года, принеся Толстому «3000 убытку» - не хватало подписчиков. А в

дневнике уже в декабре 1862 года Толстой записывает: «Пропасть мыслей, так

и хочется писать». (11 с.270)

Заключение

Каждый человек - алмаз,

который может очистить

и не очистить себя.

В той мере, в которой он очищен,

через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека

не стараться светить,

но стараться очищать себя.

Л.Н.Толстой

И Лев Николаевич Толстой - один из тех людей, которые будут «светить

вечно».

Я рассмотрела организацию яснополянской школы, идеи Л.Н.Толстого.

К сожалению, в музее в Ясной Поляне нет экспозиции, посвященной ей, но о

ней упоминается пара слов время экскурсии.

Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что очень большое

внимание уделялось Л.Н.Толстому. Причем уделялось и у нас, и за рубежом,

особенно в советское время. Все книги, проработанные мной, относятся ко

второй половине ХХ века.

Проводились даже эксперименты в школах Тульской области, где применялась

система Л.Н.Толстого, но в конце концов, решили вернутся к классической

системе.

Можно в двух словах охарактеризовать концепцию Яснополянской школы Л. Н.

Толстого и выделить:

1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок

-цель, а не средство образовательного процесса;

2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его

положительной сущности;

3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира,

единство рационального, эмоционального и волевого начал;

4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;

5) опыт как один из методов образования и воспитания; признание за каждым

педагогическим коллективом права на эксперимент;

6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям;

самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из

принципов этики ненасилия;

7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее

обучение);

8) непрерывность образования, переходящего в самообразование и

саморазвитие.

Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть

истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь,

столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем

по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в

величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого

педагога-гуманиста бессмертно.

Список использованной литературы

1.Апостолов Н.Н.Живой Толстой: Жизнь Л.Н.Толстого в воспоминаниях и

переписке. - М.,2001.

2.Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого.- Тула,

1967.

3. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике

Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.

4.Воспоминания яснополянских крестьян о Л.Н.Толстом. - Тула,1960.

5. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка:

Психологические основы духовной педагогики. - Тула, 1997.

6.Пузин Н.П.Ясная Поляна: Дом-музей Л.Н.Толстого.- М.,1986.

7.Смирнов Н.А.Лев Толстой-редактор журнала «Ясная Поляна».- Тула,1972.

8.Сухотина - Толстая Т.Л.Воспоминания. - М.,1981.

9. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953.

10. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 10 т. (Юбилейное изд.) - М., 1989.

т.3

11.Толстой И.В. Свет Ясной Поляны. - М., 1986.

12.Яснополянский сборник. Литературно-критические статьи и материалы о

жизни Л.Н.Толстого. - Тула.,1955.

Приложение 1

11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.