на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников


весенних цветов и т. п.

Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей

положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает

интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём

творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая

природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует

повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми,

делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче,

вызывает у них желание сохранить красоту природы.

Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А.

Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного

явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение

изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила

золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные

листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся

обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес

детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по

цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть

дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом

не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите

вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся

детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними

можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети

могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить

детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию

пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы

организующих рисунок пластины.

Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение

воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них

вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных

жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают

внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с

человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы,

иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин

изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость

пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных.

В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-

декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам

придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило,

вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол,

пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота –

украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им

радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать

восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними

при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в

движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого

наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине,

месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать

игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах.

Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит

изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать

животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что

это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и,

изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами

природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет

нравственно-эстетические чувства.

Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества”

представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной

деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной

таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений:

(мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)

|Задачи |Содержание, формы и методы работы |

|Развитие |Используя объекты и явления природы, развивать у детей |

|ощущений, |восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, |

|восприятия |цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить|

|детей, |детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и |

|обогащение их |называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.|

|сенсорного | |

|опыта. | |

|Развивать |Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их |

|способность |изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов),|

|воспринимать, |по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере |

|наблюдать, |роста животных (изменение пропорций тела), изменение |

|фиксировать |положения тела животных и птиц при движении и разных позах.|

|форму, цвет, | |

|строение, |При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать |

|изменение |внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей |

|роста и |животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить |

|развития, |объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной |

|сходство и |деятельности). |

|различие. |В процессе наблюдений в природе, которые следует |

| |осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей |

| |разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, |

| |поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха |

| |животного (разумеется, если это не опасно), установление их |

| |качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); |

| |кинестезические при обведении предмета рукой по контуру |

| |основной формы, частей; обонятельные с целью установления |

| |запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, |

| |наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. |

| |п. |

| |Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта. |

| Развивать |На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев,|

|эстетическое |обведение формы пластины листа по контуру, определение |

|восприятие |окраски листа: основных цветов и оттенков при разном |

|объектов и |освещении (для детей старшего возраста). |

|явлений |При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и |

|природы. |других объектов природы: красота (цельность, ажурность, |

| |изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание |

| |цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного |

| |цвета в другой. |

|Развивать |Собирание, рассматривание разнообразных природных |

|образное |материалов, составление разнообразных изображений путём |

|мышление и |комбинирования разных природных материалов. Складывание из |

|воображение. |листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных |

| |композиций, составление букетов. Рисование (лепка, |

| |вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных |

| |и других природных объектов. С детьми старших и |

| |подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные |

| |картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья,|

| |семена), “Домино” и др. |

| |Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме |

| |листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура |

| |штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять |

| |разнообразие и варианты, придуманные детьми. |

|Развивать |В старшей и подготовительных группах - рисование осенних |

|детское |листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем |

|творчество. |собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с |

| |натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, |

| |красивые осенние листья, составить реальную или декоративную|

| |композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п.|

| |Характеризуя природные явления, следует широко привлекать |

| |художественное слово. |

| |Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как |

| |можно больше разнообразить изобразительные материалы, |

| |стимулировать использование детьми различных способов |

| |изображения. |

|Замечать |Сбор природного материала для поделок из него, |

|изменения в |рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание|

|природе. |красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. |

| |Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление |

| |(исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, |

| |деревьев и др. |

| |Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение |

| |облаков в разную погоду, в разное время дня. |

|Формирование у|Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с |

|детей знаний о|характерными изменениями в эти периоды времени |

|предметах и |(расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, |

|явлениях |цветение цветов и др.). |

|природы, о |Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.|

|животных, | |

|рыбах, птицах,|Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, |

|их общих и |с подгруппами). |

|характерных |Развитие детского творчества в процессе изображения объектов|

|признаках. |животного мира. |

| |Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, |

| |аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные |

| |признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их |

| |величину и место положения по отношению к главной части. |

|Учить детей |Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в |

|рассказывать |которых изображены объекты природы, пейзажи. |

|об объектах |Обратить внимание детей на разнообразие образного решения |

|природы. |изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания|

| |изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать |

| |манеру и отдельные средства выразительности разных |

| |художников. |

| |Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, |

| |необычное увидел в природе. |

| |Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. |

| |Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. |

| |Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить |

| |выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. |

| |Рассматривание скульптуры мелких форм. |

| |Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание|

| |индивидуальных и коллективных композиций |

| |(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о|

| |животных. |

|Воспитание |Показать детям связь человека с природой: труд в природе, |

|бражного |раскрыть влияние человека на природу (использование |

|отношения к |природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение|

|природе. |к природе (примеры из художественной литературы). |

| |Подобрать стихотворения о природе. |

| |Подобрать музыку на тему природы. |

| |Воспитателем подобрать материал и |

| |сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах. |

| |Организовать выставку детских работ по изображению природы и|

| |поделок из природного материала. |

Вывод: в главе III была представлена примерная работа с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную

и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой

деятельности и планирует дальнейшую работу.

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль

играет основное средство- метод наблюдения.

В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать

и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в

этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные

требования к нему.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности

означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей

объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно

представить художественный образ как результат изобразительной

деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых

общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной,

творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует

особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств,

которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако

выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным.

Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в

лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и

корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую

разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую,

двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми

разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений

дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными

внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате

солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе

объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование

реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает

необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,

разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,

обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное

слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми

разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели

наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно

сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере

надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в

сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,

выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети

эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь

ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для

выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы

в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать

явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,

зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При

систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих

чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со

старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и

издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в

пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со

старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для

этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить

ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше

использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения

целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на

лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,

выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины

будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,

какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.

Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками

т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения

теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится

на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует

дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой

особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр

изобразительного искусства, предметом которого является изображение

первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто

изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время

года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,

национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих

на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,

убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.

В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.

Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и

выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский

писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких

живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части

подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно

прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по

себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему

содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое

золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают

золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами

её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,

различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-

поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),

космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города

(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции

мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы

(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху

(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,

портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и

воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт

во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком

объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,

климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое

ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого

мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,

разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией

живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия

художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта

положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на

наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,

будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания

художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,

впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже

восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту

оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.

связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.

Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с

живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.