![]() |
|
|
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления| | |прозрачность. | | |2. |Основы |Простая форма. |-изготовление поделок | | |формообразова|Плоская, объемная |из различных коробок | | |ния и |форма. Детали, |путем обертывания | | |композиции. |украшения. |бумагой и украшения. | | |Форма. | | | | |Веселые | | | | |существа из | | | | |коробок. | | | |3. |Форма. |Трансформация |-изготовление игрушек | | |Оригами. |плоского листа в |оригами с помощью | | | |объемную фигуру. |приема сгибания и | | | | |складывания. | |4. |Ритм. |Ритм. Орнамент. |-орнамент в полосе из | | | | |геометрических | | | | |элементов. | |5. |Ритм. |Композиция, силуэт |-изготовление | | |Композиция из|модели. |«геометрического | | |геометрически| |конструктора из | | |х фигур. | |картона». Составление | | | | |силуэтов моделей | | | | |различных предметов | | | | |способом | | | | |манипулирования. | |6. |Симметрия. |Симметричность в |-изготовление картины | | |Картина из |природе. Композиция. |–аппликации из | | |симметричных | |симметричных деталей. | | |деталей. | |«Лесная поляна» | |7. |Асимметрия. |Асимметричность в |-составление | | |Картина из |природе. Композиция. |композиции из | | |вырезанных | |асимметричных деталей.| | |листьев. | |«Панно». | |8. |Цвет как |Ахроматические, |-изготовление | | |средство |хроматические цвета. |мозаической аппликации| | |выразительнос| |из хроматических и | | |ти. Мозаика. | |ахроматических цветов.| |9. |Теплые и |Теплые и холодные |-аппликация в теплых | | |холодные |оттенки одного цвета.|тонах. «Осенний | | |оттенки | |букет»; | | |одного цвета.| |-аппликация в холодных| | |Аппликация. | |тонах. «Снеговик». | |10. |Разработка и |Асимметричность, |-украшение для | | |изготовление |пластичность, |комнаты. Подвеска – | | |объемных |легкость, |спираль. | | |игрушек и |динамичность, | | | |пространствен|назначение, характер | | | |ных |вещи. Некоторые | | | |композиций. |свойства выражения | | | |Образы зимы. |замысла: путем | | | | |моделирования формы. | | |11. |Изделия из |Симметричность, |-изготовление снежинок| | |сложенного |ахроматические цвета,|из сложенного листа | | |квадрата |гармоническое |белой и голубой | | |бумаги. |сочетание цветов, |бумаги. | | |«Снежинки». |соотношение форм. | | | | |Выражение замысла | | | | |путем выбора | | | | |материала, ритма, | | | | |элементов композиции.| | |12. |Гирлянды в |Симметричность, |-изготовление сложного| | |виде игрушек,|контраст, нюанс, |фонарика | | |зверюшек. |ритм, масштабность, | | | | |сочетание цветов. | | |13. |Прямоугольные|Симметричность, |-изготовление елочного| | |прорезные |легкость, цветовое |фонарика. | | |изделия |сочетание, теплые и | | | |«Фонарик». |холодные цвета. | | |14. |Елочная |Цветовой фон, |-изготовление елочной | | |игрушка «Дед |цветовые отношения |игрушки из ваты и | | |Мороз». |(насыщенность, |картона «Дед Мороз». | | | |светлота), контраст, | | | | |нюанс. | | 2 класс. |№ |Тема урока |Теоретические |Практическая | |урока| |сведения |деятельность | | | | | | |1. |Начальные |Понятие о |-наблюдение и анализ| | |сведения о |художественном |форм симметричных | | |художественном |конструировании. |предметов в природе | | |коструировании |Профессия дизайнера |и анализ правильных | | |(дизайне). |(планировании, |геометрических форм.| | |Аппликация из |проектировании, | | | |симметричных |претворение замысла в|-изготовление из | | |деталей. |изделии). Понятие об |бумаги симметричных | | | |осевой симметрии, |насекомых. | | | |симметричных фигурах.|-составление | | | | |аппликации из | | | | |симметричных деталей| | | | |в круге | | | | |(используются | | | | |геометрические и | | | | |природные формы). | |2. |Основные |Контур, силуэт. |-изготовление | | |формообразовани|Гармония и равновесие|контурных сувениров | | |я и композиции.|соотношения форм: |и игрушек с щелевым | | |Щелевые |пропорциональность |замком из картона. | | |игрушки. |пластичность, | | | | |угловатость. | | |3. |Композиция по |Композиция. |-составление | | |собственному |Повторение элементов,|композиции на | | |замыслу. |ритм, |свободную тему, | | | |асимметричность, |используя различные | | | |симметричность. |формы. | |4. |Проектирование |Проект, |-создание проектов | | |домиков для |проектирование, |будущих, пока еще не| | |сказочных |эскиз, рисунок. |существенных | | |героев. |Художественная |предметов. | | | |выразительность | | | | |изделия, интерьер. | | |5. |Цвет как |Цветовой круг. |-упражнение по | | |средство |Основные и |подбору гармоничных | | |выразительности|дополнительные цвета.|тонов, лоскутков | | |в |Цветовой фон. |ткани. | | |художественном |Гармоничное сочетание|-коллаж из ткани. | | |конструировании|. Контрастное | | | |. Коллаж из |сочетание. | | | |ткани. | | | |6. |Аппликация |Витрина, назначение, |-разработка и | | |«Витрины на |оформление витрины, |оформление проекта | | |улицах». |соответствие внешнему|витрины магазина. | | | |облику улицы и стилю | | | | |здания. Симметрия, | | | | |движение, ритм, | | | | |композиция. | | |7. |Нюанс. |Нюансные сочетания |-аппликация «Ковер | | |Аппликация из |цветов, движения, |осенних листьев» | | |нюансных тонов.|ритм, выражение |(коллективная | | | |сочетания с учетом |работа). | | | |цветовых сочетаний. | | |8. |Комплект для |Стиль, стилевое |-изготовление | | |кухни: |единство, настроение |комплекта из ткани в| | |прихватка, |вещи, гармоничное |едином стиле. | | |грелка на |сочетание цветов. | | | |чайник. | | | |9. |Разработка и |Зависимость формы |-изготовление | | |изготовление |предмета от его |упаковочных коробок | | |объемных |назначения и |для сувениров в | | |игрушек и |особенностей |форме простых | | |пространственны|использования. Форма,|геометрических фигур| | |х композиций. |пропорции, цвет как |(из самостоятельно | | |«Упаковка». |средство |сделанных | | | |выразительности для |разверток). | | | |создания образа. | | |10. |Макеты |Функциональные и |-изготовление | | |интерьеров. |эстетические свойства|макетов интерьеров с| | | |интерьера. Назначение|мебелью. | | | |интерьера. |-изготовление одежды| | | |Компановка. |для кухни. Эскизный | | | | |проект (коллективная| | | | |работа). | |11. |«Образы зимы» -|Оформление, |-изготовление | | |открытки. |украшение, |поздравительных | | | |сочетаемость фона и |открыток из деталей | | | |деталей по цвету. |цветной бумаги. | | | |Фактура материала. | | | | |Целесообразность | | | | |вещи, настроение | | | | |вещи. | | |12. |Маски к новому |Эскиз, цветовое |-изготовление | | |году. |сочетание, характер |деталей масок к | | | |вещи, средство |новогодним костюмам.| | | |выражения образа | | | | |через детали. | | |13. |Детали |Средства |-изготовление | | |новогодних |художественной |деталей костюма | | |костюмов. |выразительности – |(совместное | | | |линия и цвет, детали.|занятие). | |14. |Разработка и |Гармоничность |-изготовление | | |изготовление |цветовых сочетаний, |украшений для елки. | | |елочных |контраст, нюанс, |Складной самоцвет на| | |украшений. |ритм, равновесие. |елку. | 3 класс. |№ |Тема урока |Теоретические |Практическая | | | |сведения |деятельность | |1. |Основы |Композиция, форма |-изготовление | | |формообразования |– объемная, |композиции «улицы | | |и композиции. |плоская. |города» (ночью и днем)| | |«Улицы города». |Масштабность, |групповая работа в | | | |динамичность, |технике аппликации. | | | |легкость, фактура | | | | |материала. | | | | |Цветовой контраст,| | | | |выразительность. | | | | |Теплые и холодные | | | | |цвета. | | |2. |Интерьер |Интерьер. Принципы|-разработка | | |квартиры. |и правила |проектирование | | | |оформления |оформления комнаты (по| | | |интерьеров. |выбору) для сказочного| | | |Эстетические и |героя. | | | |санитарно – | | | | |гигиенические | | | | |требования к | | | | |оформлению жилых и| | | | |нежилых помещений.| | |3. |Мебелировка |Общие сведения о |-разработка проекта | | |квартиры. |мебели. Виды |мебелировки комнаты | | | |мебели и ее |для сказочного героя. | | | |функциональное | | | | |назначение. | | | | |Основные | | | | |требования к | | | | |выбору мебели для | | | | |помещений. | | | | |Особенности | | | | |проектирования и | | | | |расстановки мебели| | | | |в разных комнатах.| | |4. |Цветовое |Цветовой контраст,|-изготовление эскизов | | |оформление жилого|нюанс. |пола, стен, потолка. | | |дома. |Психологическое |Помещения с помощью | | | |воздействие цвета |цветовой гармонии, | | | |на человека. |также изготовление | | | |Настроение, |деталей интерьера из | | | |которое создает |цветной бумаги, | | | |цвет, сочетание |декоративной ткани. | | | |цветов. | | |5. |Обложка к книге –|Композиция , |-разработка и | | |сказке. |компановка |оформление к | | | |деталей. Цветовое |книге-сказке «по | | | |решение как |щучьему велению» (или | | | |средство выражения|по выбору). | | | |содержания. | | |6. |Пасхальные |Роспись, |-изготовление и | | |сувениры. |оформление. |оформление пасхальных | | | |Праздничное |яиц в технике | | | |настроение вещи. |папье-маше. | | | |Символика | | | | |сувениров. | | | | |Цветовое решение | | | | |цветов. Народные | | | | |традиции: праздник| | | | |пасхи. | | |7. |Изготовление |Назначение |-изготовление | | |малых форм. |декоративно-художе|игрушек-сувениров в | | | |ственного |технике бумажной | | | |оформления |пластинки. | | | |игрушек. | | | | |Пропорция, | | | | |масштаб, ритм, | | | | |нюанс, контраст, | | | | |композиция, | | | | |пластический | | | | |объем. | | |8. |Изготовление |Материал, свойства|-изготовление эскизов | | |малых форм. |материалов. Единый|пола, стен, потолка | | | |ансамбль, сюжетная|помещения с учетом | | | |композиция. |цветовой гамонии, | | | | |также изготовление | | | | |деталей интерьера из | | | | |цветной бумаги, | | | | |декоративной ткани. | При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации. А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли: -исключение критики, возможность высказывания любых мыслей без боязни. Что их признают плохой; -поощрение самого необузданного ассоциирования; -количество идей должно быть как можно больше. Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления детей (по книге "Одаренные дети"): -повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс. Способствующий повышению эффективности усвоения; -стимулировать интеллектуальные усилия ребенка; -повысить уверенность ребенка в своих силах; -воспитать определенную независимость взглядов. Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях творческих способностей(по книге "Одаренные дети") -не занимайтесь наставлениями,помогайте детям действовать независимо. Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься; -не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками; -не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно; -научитесь не торопиться с вынесением суждения; -научите детей прослеживать межпредметные связи; -приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций; -используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область приложения полученных навыков в решении задач; -помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний; -подходите ко всему творчески Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития творческого мышления опораются на возрастные особенности функционирования различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают их правомерность.(15,с.87) ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность) , стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико- педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических. индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования. Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний , раскытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности., и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач.. Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно. Т. о, в ходе экспериментального исследования нам удалось подтверить выдвинутую в начале гипотезу. Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся младшего школьного возраста. Среди перспективных вопросов, требующих дальнейшего исследования данной проблемы, можно назвать следующие: -система формирования элементов дизайнерского мышления на последующих ступенях обучения; -влияние работы по формированию элементов дизайнерского мышления на развитие личности ребенка в целом; -система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию элементов дизайнерского мышления. ПРИЛОЖЕНИЕ Занятие №1 Работа с бумагой. Тема: Симметрия и асимметрия в композиции. Цель: Научить создавать композиции у симметричных и асимметричных деталей. Задачи: -Познакомить с понятием «симметричность» и «асимметричность»; -Научить вырезать симметричные и асимметричные изображения; -Развивать умение выражать настроение детали через ее художественные детали; -Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, наблюдательность. Теоретические сведения: симметричные фигуры и асимметрия. Способ передачи динамичности (движения) и статичность (неподвижность). Ход: 1. Вводная беседа: -что такое симметрия? Посмотри на изображение бабочки жука, каждое из них состоит как бы из двух половинок, которые зеркально повернуты друг к другу. Такие фигуры называются симметричными; -поучимся вырезать симметричные фигуры; -начнем с простых листочков (вырезание листочков разных форм из согнутой Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |