на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы


Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

Устинова

Ольга

Волгоград

Содержание.

Введение…………………………………………………………………стр. 2

1. Значение уголка природы в воспитании……………………….…..стр. 3

2. Организация наблюдения в уголке природы ……………………...стр. 5

1. Младшая группа…….……………………………………………стр. 5

2. Средняя группа…………………………………………………...стр. 6

3. Старшая группа…………………………………………………..стр. 10

4. Подготовительная группа……………………………………….стр. 16

Заключение……………………………………………………………...стр. 31

Список литературы……………………………………………………..стр. 33

Введение.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой

положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем

лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней

в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются

такие качества, как реалистическое понимание явлений природы,

любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически

относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к

ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и

способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как

патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок

природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые

животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу

воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и

ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают

представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о

том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них

нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая

животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у

растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения

животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на

красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо

содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у

детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными

воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит

внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах,

укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в

достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные

условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного

окружения.

1. Значение уголка природы в воспитании.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей

экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений

и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых,

систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов

способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-

третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает

основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам,

воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и

животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из

условий и возможностей детского сада и природного окружения.

Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен

соответствовать следующим требованиям:

- "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов,

но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше,

чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих

особей;

- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об

аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая

проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо

животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового

уголка аллергенные объекты;

- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными

признаками;

- растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты,

без колючек, не агрессивны и т.д.;

- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

- подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных

особенностей детей.

Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом

случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения

периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован

в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические

наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В

групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты,

например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок ,

котенок и т.д.

2. Организация наблюдения в уголке природы.

2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА.

Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо

различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и

называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить

правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые

листья. Для решения этой задачи могут быть использованы растения: герань

зональная, фуксия гибридная, бегония вечноцветущая, бальзамин султановидный

и др., для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус

каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо,

чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо

постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый

на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и

салат. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры:

"Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие

растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.

Животные, используемые в младшей группе, также должны иметь типичные

признаки своего класса и различаться по форме тела, способу движения,

условиям жизни, характеру пищи, поэтому целесообразно использовать в

качестве постоянных объектов золотую рыбку или золотистого карася,

канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку и т.п.

Дети младшей группы должны помогать воспитателю в уходе за животными

(насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в

клетку).

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах

представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу

за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц,

поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена

цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель

делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание

к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она

впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:

подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой

и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения

и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо

привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их

к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы:

предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать,

полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное

комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок

сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти

вплотную).

Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,

рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает

неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем

вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных

жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки,

составляя из них букеты.

Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

Аквариум – это модель водоема, где происходят почти все биологические

процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью

рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать

художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения,

ухода за живыми организмами.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая

хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении

рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть,

как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.

Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят,

сколько корма можно давать рыбкам.

С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает

малышей к наблюдению за повадками животных : предлагает посмотреть, как

птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных

формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы

подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается

без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать

подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или

птичка может заболеть.

Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо

кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке

всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз

в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

В ходе выполнения поручения интерес к животным у детей укрепляется,

малыши с удовольствием наблюдают за ними. Но знания детей о животных,

полученные в процессе эпизодических наблюдений, отрывочны, часто

бессистемны; дети не могут выразить в речи свои впечатления, так как их

словарный запас очень мал. Учитывая это, воспитатель на занятиях по

наблюдению за животными не только уточняет знания, укрепляет интерес

малышей к животным, активизирует желание детей ухаживать за животными,

кроме того, цель этих занятий – доставить детям радость от общения с живыми

существами.

В начале занятий воспитатель использует такие приемы, которые помогают

вызвать у детей интерес, привлекают их внимание к наблюдаемому. Например,

он загадывает несложную загадку; не беда, если дети ее не отгадают, или

назовут животное неправильно. Педагог тут же приносит в группу «живую

отгадку», и дети видят, о каком животном шла речь.

Вопросы детям младшей группы задают конкретные, такие, на которые они

смогут ответить одним-двумя словами, например: «Какие уши, большие или

маленькие? Лапки длинные или короткие?» Животное рассматривается по плану:

сначала голова, затем туловище, лапы, хвост. Нужно дать детям целостное

представление о живом существе, подчеркивая, что оно двигается, ест, т.е.

обратить внимание на повадки животного. Можно предложить одному-двоим

малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,

как он ест.

Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети

смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,

которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,

заботливость – лучший пример для подражания.

Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.

На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,

угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за

млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах

кроликов держать не следует.

Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не

меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения

дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о

нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и

расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту

наблюдения.

Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за

кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия

воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:

напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они

посмотреть его еще раз.

На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей

активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает

на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:

«Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?

Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,

например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При

рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.

Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними

животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.

Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:

посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать

занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,

в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же

проводится наблюдение за птичкой.

При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают

настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –

запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует

ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог

дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и

обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем

привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой

целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с

предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю

удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,

дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то

что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные

сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет

травку и т.д.).

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида

и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши

видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,

заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это

укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает

желание самим заботиться о них.

Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,

рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть

разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать

различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с

особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также

формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой

лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).

В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между

способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,

количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ

ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у

растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если

листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать

его нужно часто). При отборе объектов следует учитывать разнообразие

листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные виды одного

рода (например, герань зональную и душистую, бегонию вечноцветущую и рекс).

В качестве новых растений могут быть использованы агава американская, алоэ

древовидное, аспарагус перистый, адиантум венерин волос, разные виды

бегоний и герани. Для запоминания растений может быть использована игра

"Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу и формирования

заботливого отношения организуются дежурства.

При наблюдении за животными дети выясняют зависимость движения от

особенностей строения конечностей, сравнивают животных одного класса, но

разных видов.

Рыбы: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе,

хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то

поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему

виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой

рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.

Птицы: различие в оперении, форме клювов, цвете глаз, особенностях ног;

тело покрыто перьями; поет (щебечет), купается, клюет корм. Канарейки и

волнистые попугайчики.

Млекопитающие: форма мордочки, цвет и длина шерсти, размер тела, ушей и

т.д.; сведения о повадках ( прислушиваются, поворачивают и поднимают уши,

умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Рекомендуется

использовать животных одного отряда, но разных семейств- хомяк и морская

свинка.

При уходе за животными дети должны уметь подбирать разные виды кормов,

протирать стенки аквариума, мыть поилки и кормушки, выращивать овес для

корма.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые

знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь

они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить

растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь

стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе,

приучать их заботится о животных и растениях.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют

поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В

средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с

небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть,

объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с

растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.

В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как

проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе

лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.

Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на

ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до

локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым

ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с

теплой водой.

Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие

стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу:

растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными

уголка природы.

Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами:

помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на

определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы,

как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в

горшочке, которые сами для них вырастили.

Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого

отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать,

узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).

В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или

кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими

животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время

ухода за ними.

По-прежнему знания о птицах дети получают и при постоянных

наблюдениях за ними на участке: у кормушки, на деревьях, и т.п. Отмечают,

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.