на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром


собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут

деревья.

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют

ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки

желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.

В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек

нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки

тополя, семена липы.

Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа

прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит

к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки

падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее.

Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная;

гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже

хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как

бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на

досуге.

Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень

большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был

“День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада.

Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне

расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут

с собой через всю жизнь, и хочется им сказать:

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений

и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких

качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты,

заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его

основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень

большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному

возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной

чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм,

который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и

окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи

между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные

представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных

обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим

окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его

практики.

Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в

отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-

следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем

остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых

причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с

отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он

ушел в гости".

Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с

неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает

различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать,

иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между

"человеческим" и "не-человеческим".

Поскольку все природное включается дошкольником в сферу

"человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению

к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к

природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический

характер: отнесение всего природного к сфере "человеческого" вовсе не

означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности:

Почему у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает без тени эмоций

пятилетний дошкольник.

Зачем ты ломаешь кусты? А их здесь много!

Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ

осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера

модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит

"субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником

всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей

самоценности.

Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм (от лат.

arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все

объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих

собственных целей.

Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем

неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим

родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба

звездочку и т.д. "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший

автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама,

еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была

искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз".

Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то

и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: "А что

мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем

купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам", "Солнце

существует для того, чтобы я мог загорать" и т.д. Ярким выражением

типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой

детьми серии мультфильмов про Виннипуха: "Зачем существует дерево? Чтобы в

нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить

пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел".

Вообще, наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника

"зачем". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и

А.Р.Лурия .

Алик, 5 лет 5 месяцев.

Вечером через окно увидел Юпитер.

- Мама, а зачем существует Юпитер?

Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.

-Ну, зачем же существует Юпитер?

Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:

-А мы с тобой зачем существуем?

На это получила мгновенный и уверенный ответ:

-Для себя.

-Ну, и Юпитер тоже для себя.

Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:

-И муравьи, и клопы, и комары, и крапива тоже для себя?

-Да.

И он радостно засмеялся.

Юпитер не может существовать "просто так": это разрушает сложившийся

образ мира. Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным,

дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя".

Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к

формированию у них прагматического характера модальности отношения к

природе.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в

дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.

В какой же сфере в наибольшей степени проявляется отношение к природе у

дошкольников, какой компонент интенсивности: перцептивно-аффективный,

когнитивный, практический или поступочный у них преобладает?

Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия

дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает

степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем

более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше

проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии

на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его

действий взрослым и т.д. . Иными словами, степень сформированности

представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы

определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами,

и отношение к ним.

С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и

проявляется субъективное отношение к природе у дошкольников. Характерно

рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых, с

которыми они взаимодействуют, например, воспитателей в детском саду. Если

первая реакция воспитательницы, увидевшей бабочку: "Ах, какая прелесть!"

(перцептивно-аффективный компонент), то первая реакция дошкольника поймать

ее и потрогать, узнать, "какая она на ощупь" и т.д. (когнитивный

компонент).

Иногда познавательная активность дошкольника носит слишком

"исследовательский" характер: в этом случае он может стереть пыльцу с

крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет".

Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным

объектам объясняется тем, что дошкольники, как уже говорилось, просто не

относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности.

В сущности, воспитатели навязывают детям свой собственный,

свойственный взрослым, тип отношения к природе, в котором преобладает

перцептивно-аффективный компонент.

Это ярко проявляется в таких явно "скопированных" со взрослых ответах

дошкольников на вопрос, почему они любят природу: "Нравится любоваться

природой", "Природа украшает нашу жизнь" и т.п. С трудом можно представить

дошкольника, который идет по лесу и "любуется природой", если, конечно,

рядом нет взрослого, который подскажет, что природой нужно любоваться.

Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе

требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и

эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже,

практически только к юношескому возрасту. В то же время, неразвитость

перцептивно-аффективного компонента у дошкольников вовсе не означает

низкого уровня такого параметра отношения как эмоциональность. Именно

поэтому часто считается, что отношение к природе у дошкольников носит

эмоциональный характер. Но оно может быть эмоциональным по своей

насыщенности, но не "эмоционально" по своей направленности.

Практический компонент интенсивности отношения к природе у

дошкольников также сформирован достаточно низко. Их стремление к

практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не

активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке,

он просто реагирует на поступающие от нее специфические стимулы. Кроме

того, из-за отсутствия технологической вооруженности, т.е. наличия

соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут

реализовать практический компонент отношения.

В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для

дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным

поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а

системой запретов: "не рвать", "не сорить", "не ломать". Действенность

таких запретов весьма относительна. Если человеку дается инструкция: "Ни в

коем случае не представляйте яблоко" он просто не может не представить это

яблоко.

Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент

отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен

когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ ЖИВОТНЫХ

В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.

Кроме растений и животных в уголке природы, воспитатель знакомит

детей с животным миром на прогулках и экскурсиях, им дают знания о

некоторых насекомых, животных тех мест, где находится дошкольное

учреждение. Например, чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям

гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением, на котором они

были найдены. После наблюдения можно убедиться, как за короткий срок

гусеницы поражают листья. В беседе воспитатель подчеркивает пользу птиц,

уничтожающих таких гусениц.

Учитывая, что в условиях города и пригородных зон в настоящее время

осталось очень мало бабочек, ловить их и помещать в садики не следует;

лучше рассматривать их на прогулках, когда дети их видят летающими или

сидящими на растениях, траве. Не следует также разрешать детям собирать

большое количество насекомых (например, жужелиц, божьих коровок или других

жуков), что дети иногда любят делать; можно поймать 1-2 вида насекомых,

рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив, какую

пользу они приносят природе.

Уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном

участии воспитателя.

Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и

выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.

Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно

часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение

для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте

проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно

устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро

становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.

Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида

и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши

видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,

заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это

укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает

желание самим заботиться о них.

Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,

рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

Основные занятия о животных и сведения об уходе за ними дети получают

во время занятий. Однако не следует процесс ознакомления с животными

сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за

животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по

наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за животными усиливает интерес

детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя

длительными наблюдениями. На занятии животное не всегда «показывает» все

свои повадки, а в процессе систематического наблюдения за ним ребята могут

узнать много интересного. Во время обсуждения работы и наблюдений дежурных

воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет

наиболее внимательных. Таким образом, педагог постоянно поддерживает

интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес

воспитателя, его внимание к животным.

Пример.

Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными?

Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к

водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми,

воспитатель отмечает самые характерны признаки ее внешнего вида и повадок

(большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета;

передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве,

прыгает). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать

лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что

делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а

через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в

тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее.

Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об

этих животных.

При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием

сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и

сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает

жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за

жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и

улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними

организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не

только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за

повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к

ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу,

воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает

ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок.

Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от

врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от

преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху

спасает панцирь.

С детьми старшей группы можно провести занятие «Рассматривание лягушки

и устройство террариума для нее» после наблюдения за ней в природе. Дети

рассматривают животное, описывают его внешний вид и повадки, отмечают

строение ног и способ передвижения; сравнивают лягушку с ящерицей, которую

видели во время экскурсии, отмечают, что лягушка прыгает – у нее задние

ноги длиннее передних, у ящерицы ноги одинаковой длины, она бегает. Затем

воспитатель предлагает вспомнить, где дети видели этих животных, какая там

была земля, трава; просит рассказать, какие условия нужны для жизни

земноводных и пресмыкающихся. Предлагает на очередной экскурсии поймать

лягушку и поместить ее в террариум для более детального рассматривания и

длительного наблюдения. Но надо устроить в террариуме так, чтобы было

похоже на водоем, создать влажный воздух, положить камешки и т.д.).

Воспитатель вместе с детьми выбирает на участке место, где поставить

террариум. В конце занятия педагог дает детям задания по уходу за

террариумом (опрыскивание – частое или редкое, чистка террариума, кормление

животного и т.п. ) и наблюдению за животными: как едят, как подходят к

кормушке, когда прячутся в домике и т. д.

При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель

подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней

– вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными

дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают

много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы

воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам

(нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через

некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей

соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как

подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих

животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз

или рта, может вызвать раздражение.

После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно

провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить

признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает

(передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают

передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).

На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они

видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее

наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о

пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид,

повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или

банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают

жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает,

например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются.

Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок

аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки.

Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных,

наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками,

узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру;

ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Получают некоторые

сведения о сезонной жизни животных (весной лягушки и тритоны перемещаются к

водоему, на зиму некоторые животные засыпают в норах, под корягами, на дне

водоемов).

Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для

дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и

стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить

особенно понравившихся.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные

ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят

любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное

отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

5. Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников

средствами природы.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИя МИРА чЕЛОВЕКОМ НАчИНАЕТСя С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ чУВСТВ И

САМЫМ ВАЖНЫМ СРЕДИ НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ. МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА,

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.