на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитание различных категорий девиантного поведения


Воспитание различных категорий девиантного поведения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «ПЕДАГОГИКА»

Тема: “Воспитание различных категорий девиантного поведения. ”

Проверил: к. пед. н. доцент

Лузгин С. А.

Рязань 2002 г.

План

Введение 3

Девиантное поведение – что это такое? 4

СМИ – причина девиантного поведения? 8

Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку! 13

Центры психологической реабилитации 18

Заключение 22

Литература 23

Введение

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно

пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы

пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной

реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь»,

«Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение

подростков», «Смысложизненные предпочтения подростков», «Внимание:

беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской

проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в

Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных

«круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен

заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается,

если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице.

Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут

спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная

система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ,

трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год

от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут

быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания,

подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного

поведения» знает только по наслышке. Да, он читали или где-то слышали о

рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде

неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и

как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения

проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть

только одно место - тюрьма».

Однако, всегда ли это будет единственное и правильное решение? Поломать,

покалечить начинающуюся судьбу так легко. Еще проще, наверное, чем

надломить деревце, растущее у оживленной дороги. Неудачно развернулся рядом

неуклюжий грузовик, и хрупкое деревце, бывшее только что зеленым и

стройным, сломалось. Как его потом выправить, вылечить, чтоб росло дальше,

выше и чтоб росло без изъяна?

В этой работе я постараюсь рассмотреть варианты воспитания лиц

девиантного поведения именно с точки зрения не «сломать» неудачно

начинавшуюся жизнь, а «помочь вернуться» из своих заблуждений в реальный

мир, но уже без злобы, на правах равного.

Девиантное поведение – что это такое?

Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным

или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и

ожиданиям;

2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых

формах человеческой деятельности, не соответствующих официально

установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и

ожиданиям.[1]

К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм,

проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет

собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во-

вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-

третьих, противоречия, обусловленные перестройкой организмов социального

контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и

послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие

сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится

сталкиваться учителям и родителям?

Злоупотребление алкоголем. Эта опасность распространена у нас широко. По

данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14

лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше

ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его

потребность в нем.

Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленным

стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если

строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве

сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения,

человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток

стремится погасить характерное для него состояние тревожности и

одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы

юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из

признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует

отрицательный пример родителей.

Употребление наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с

психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и

переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей

впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания

узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают

обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое

явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90%

наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников,

собирающихся в определенных местах.

Более точно распределение можно проследить по данным социологического

опроса.

Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)[2]

|1 |Под влиянием других людей, компаний |85,5 |

|2 |Из-за употребления спиртных напитков |7,6 |

|3 |От безделья, отсутствия занятий |57,7 |

|4 |От незнания всех последствий употребления |15,7 |

| |наркотиков | |

|5 |Из-за стремления к удовольствию |59,2 |

|6 |Желание выглядеть взрослым |23,3 |

|7 |Чтобы забыть плохое |35,1 |

|8 |Отсутствует контроль взрослых |13,8 |

|9 |Ради интереса к «запретному плоду» |54,1 |

|10 |От неумения контролировать себя |22,6 |

|11 |По принуждению |7,9 |

|12 |Чтобы стать «своим» |43,2 |

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были

характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и

жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую

без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так

называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно

невинных, посторонних людей.

«Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих

домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами

и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то

кому-то что-то не так сказал…»[3]

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и

пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и

несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спорт

секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы

гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности

свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них

– своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки:

меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты

вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль

каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная

ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно

совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой

солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое

потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут

объяснить.

Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была

у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически

больные, ненормальные люди;

2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти

психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так

называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в

свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств

среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных

попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди

подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% -

16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-

тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя

девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют

демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не

повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание

покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и

юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток

совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может

вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то

конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди

мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на

различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать

понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого»,

«выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы

он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы

суицида несколько).

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение

образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид

девиантных действий повышает вероятность вовлечения также и в другой. До

некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению

социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события,

влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение в начале

всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет

соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные

условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов,

плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или

преодоление трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его

самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие

девиантной группы:

Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне

готов;

Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких

действиях;

Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов,

которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом

образуется порочный круг.

Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их

подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая

антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и

т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в

социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где

такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают

отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения

девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение

способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат

возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению

девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки

из немотивированных становятся мотивированными.

Итак, кратко охарактеризовав что подразумевается под девиантным

поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов

борьбы с ним.

СМИ – причина девиантного поведения?

Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения

среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые

должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют

увеличению их численности.

В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня

нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки),

"Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики),

"Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих

"американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о

повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для

доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже

отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками,

поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей,

где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном

отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и

диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер

с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.

В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по

культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических

исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о

средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в

возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди

них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких

источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни

молодежи, ответы распределились следующим образом.

Источники информации о жизни молодежи

(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]

|Из телепрограмм |27,7 |

|Из радиопрограмм |19,1 |

|Из газет |14,3 |

|Из журналов |18,2 |

|Из сети "Интернет" |12,3 |

|Из слухов |8,1 |

|Из других источников |0,3 |

Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.

Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по

своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции,

ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи

информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и

отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь,

освещают широкий спектр молодежных проблем.

В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос,

сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным

источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде"

оказались книги.

Сколько времени Вы уделяете:[5]

|Источник информации |1-2ч.|3-4ч. |Более 4ч.|Не уделяю|

|Чтению газет и журналов |56,4 |20,5 |4,7 |18,4 |

|Прослушиванию аудио- и |46,8 |22,7 |9,3 |21,2 |

|видеокассет | | | | |

|Видеофильмам |43,8 |24,6 |7,3 |24,3 |

|Телепередачам |43,6 |36,8 |14,3 |5,3 |

|Изучению специальной |36,9 |12,1 |5,1 |45,9 |

|литературы, учебников | | | | |

|Радиопередачам |35,5 |26,9 |14,9 |22,7 |

|Чтению художественной |34,3 |15,7 |7,5 |42,5 |

|литературы | | | | |

К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков и

молодежи можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы,

диск-жокеев, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных,

телевизионных и радиокомментаторов, обозревателей и ведущих программ и т.

п.

Печатной периодике молодежь уделяет значительно меньшее внимание. Тиражи

большинства современных газет и журналов невелики. По охвату аудитории они

намного уступают электронным СМИ. В условиях современного мегаполиса

воздействие СМИ на человека многократно возрастает, т.к. в информационный

процесс включается множество дополнительных факторов, усиливающих

пропагандистское воздействие.

Какие газеты и журналы читает московская молодежь?[6]

|Название |% | |Название |% |

|"Московский |14,3 | |"FUZZ" |1,8 |

|комсомолец" | | | | |

|"Аргументы и факты" |12,8 | |"Российская газета" |1,7 |

|"Комсомольская |8,2 | |"Труд" |1,5 |

|правда" | | | | |

|"Афиша" |5,4 | |"Штучка" |1,5 |

|"Коммерсант" |5,1 | |"Советская Россия" |1,4 |

|"ОМ" |4,6 | |"Неон" |1,4 |

|"Независимая газета" |3,9 | |"Тусовочка" |1,3 |

|"Птюч" |3,9 | |"Российские вести" |1,2 |

|"YES!" |3,8 | |"Студенческий |1,2 |

| | | |меридиан" | |

|"Молоток" |3,6 | |"Сегодня" |1,0 |

|"Известия" |2,7 | |"КТО?" |0,9 |

|"COOL GIRL" |2,6 | |"Завтра" |0,8 |

|"Криминал" |2,4 | |"Башня" |0,8 |

|"COOL" |2,4 | |"Твое время" |0,6 |

|"Совершенно секретно"|2,3 | |"Красная звезда" |0,4 |

|Газеты |2,2 | |"Правда" |0,4 |

|административных | | | | |

|округов | | | | |

|"Вечерняя Москва" |1,8 | |"Правда Москвы" |0,1 |

Пропагандистская кампания молодежных СМИ, касающаяся борьбы российских

войск с бандитскими и ваххабитскими группировками в Чечне направляла свои

удары на войска, находившиеся в районе боевых действий, смакуя "жестокости"

российских солдат, демонстрируя их "беспомощность и непригодность",

"безграмотность" руководства, одновременно компрометировались действия

нового Президента России В. В. Путина, рисовался образ нового диктатора,

пришедшего к власти в России, параллельно с этим обильно давалась

информация негативно рисующая Российскую Армию вообще - развал, коррупция,

не боеспособность, огромная численность, груды устаревшего оружия, взрывы

на складах и т. п., при этом упор делался на разложение солдат и офицеров,

"ужасы дедовщины", убийства и самоубийства, мародерство, чтобы вызвать у

тех, кто должен призываться в армию и у родителей призывников активное

неприятие службы в армии, панический страх перед ней. Дезертиры, предатели,

уклонисты от службы в армии объявлялись чуть ли не героями. ОРТ, НТВ, ТВЦ,

даже государственная РТР, словно соревнуясь друг с другом, клеветали на

Российскую Армию, Российского Президента, искажали реальные события,

превознося чеченских террористов, делая из них героев-патриотов,

сражавшихся с "оккупантами". Их примеру следовало большинство печатных СМИ.

Та же картина, та же методика прослеживается на примере пропаганды

наркотиков, алкоголя, преступности, сексуальной распущенности в молодежной

среде. На страницах молодежных изданий можно прочитать о том, чем

отличаются одни наркотики от других, каковы "достоинства" и "недостатки"

слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как

обращаться со шприцем и как разводить, можно найти технологии изготовления

наркотиков в домашних условиях и адреса, места их распространения в городе.

На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению

молодежь, зачастую слышит горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о

том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это

способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.