на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста


данной проблеме.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-

кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным

избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня

запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,

неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию

низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в

социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская

гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и

агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к

ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с

неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-

заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и

равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,

сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в

семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;

чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край

эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной

слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о

том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и

запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,

навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания

и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию

истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и

отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как

этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее

воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной

возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно

защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и

зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу

поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители

порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто

копируют модель воспитания их собственных родителей (29).

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других

указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к

ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,

содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка

шестилетнего возраста является то, что:

а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также

процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.

Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,

осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку

взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.

Поддъяков).

в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).

Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в

сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.

Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности

родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили

воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие

эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,

незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,

как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.

1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей

в системе детско-родительских отношений

По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.

Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.

Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна

коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в

развитии личности.

Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление

недостатков психологического развития или поведения человека с помощью

специальных средств психологического воздействия.

Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена

на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в

обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие

потенциальных творческих резервов человека.

Психологическая коррекция различается по видам и формам.

По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;

личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;

директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;

специальная.

Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах

коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,

что один человек пытается помочь другому.

Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских

отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность

родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и

особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей

общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в

качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и

программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому

проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря

психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет

увеличить эффективность занятий.

А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских

отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика

психологического воздействия, основанная на активных методах групповой

работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения

знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения

и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного

группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в

сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется

принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

В процессе социально-психологического тренинга применяются различные

методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),

ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на

рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных

детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением

родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие

на его самосознание через уровень его развития.

Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,

упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,

питание, прогулки, достаточный сон.

Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на

стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных

защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и

т.д.).

Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в

образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:

рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так

далее.

По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,

в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в

воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным

представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его

психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к

нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских

отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-

ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На

современном этапе сложилась система работы с родителями или формы

сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры

родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и

индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:

собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:

консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников

широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы

семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в

спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на

выставки), посещение природы и т. д.

Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,

наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению

знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные

клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по

воспитанию детей).

Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских

отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-

психологический).

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных

исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований

зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,

А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,

поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей

восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,

невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного

типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но

впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела

личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о

психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,

методах воспитания.

Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами

проведен констатирующий этап исследования.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в

семье

Задачи:

1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,

содержании и методах воспитания детей.

2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа

методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);

- методика «Неоконченные предложения».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о

ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

-анкетирование;

-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами

было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест

Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами

ребёнка);

-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:

необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность

прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность

изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение

деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к

другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого

ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных

отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где

ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в

центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и

родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах

взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из

членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от

родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку

деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из

родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное

выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через

использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через

прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,

оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-

родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя

в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,

счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё

это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и

ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка

прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье

комфортно и уютно.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей

(50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал

всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще

отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что

ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей

(20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил

только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о

чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную

позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на

рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок

не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,

ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей

тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое наказание;

-отсутствие общения с родителями;

-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

-общение с ребёнком на повышенных тонах.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Условные обозначения:

- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

- низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех

семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В

основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в

семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей

не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика «Неоконченные предложения».

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и

детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

Методика проведения:

Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного

обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы

первое, что придёт в голову (Приложение 1).

Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к

родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).

Так, Света В. ответила: «Мой папа очень весёлый», «Моя мама и я любим

стряпать»; Серёжа А.: «Моя мама добрая», «Мой папа и я играем в

конструктор»; Стас В.: «Моя мама целует меня».

Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

Так, Вадим К. ответил: «Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь

Р.:

«Моя мама ругается»; Артём А.: «Я чувствую себя счастливым, когда мой

папа уезжает».

В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.

Так, Аня С. пояснила: «Мой папа и я никогда не играем», «Мы с мамой любим

гулять».

Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис

П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

Так, Денис П. сказал: «Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю»;

Катя П.: «Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят».

В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или

с одним из них. Руслан М.: «Когда я шумно играю, папа кричит на меня»; Аня

К.: «Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком»; Игорь

Р.: «Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один».

По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,

вызывающие тревожность у ребёнка:

-боязнь физического наказания;

-страх остаться дома одному;

-отсутствие родительской ласки;

-крики родителей за проступки.

Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у

15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У

6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях

тревожность не наблюдалась.

По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих

семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними

нет взаимопонимания.

Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов

(Приложение № 2).

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании

ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам

выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30

родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании

детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно

воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с

ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.

Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют

ту или иную сторону в его воспитании.

У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его

воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что

говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают

достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о

формах, способах, методах воспитания.

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-

опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый

вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить

уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.