на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов


Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

Введение

На современном этапе развития России образование утверждается в

качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно

национального, так глобального характера. Это усиливает необходимость

осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования.

Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие

самореализации человека, человек и его права как мера и критерий качества

образования, образование как связь времен - вот те гуманистические

ценности, которые должны встать в центр педагогической деятельности.

В соответствии с этими требованиями права граждан Свердловской

области в сфере образования нормативно зафиксированы в целом ряде

документов регионального и федерального уровня. Анализируя данные

нормативные акты, мы видим, что в центре внимания стоит педагог-

профессионал, способный обеспечить качество предоставленной образовательной

(или педагогической) услуги, что в свою очередь явится предпосылкой

реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности,

иными словами - повлияет на качественные изменения состояния общества.

Подтверждение тому мы находим в докладе директора департамента образования

Свердловской области В.В. Нестерова «Права обучающихся: педагогические

условия реализации». Он отмечает увеличивающийся разрыв между целями

образования, его содержанием, организацией, уровнем профессиональной

образованности и компетентностью педагогов. Причем подчеркивает, что

общество «вправе спросить в первую очередь с высшей педагогической школы:

почему образовательный процесс в вузе не ориентирует на работу

общеобразовательной школе вообще (в лучшем случае 40%), во-первых, во-

вторых, почему в школу продолжают приходить люди, в лучшем случае

озабоченные предметом преподавания, а не педагогическими проблемами, почему

ребенок, подросток как человек и как личность остается вне

профессионального поля?» [ ]

Действительно, в теории и практике высшего педагогического образования

длительное время преобладала традиция готовить не столько субъекта

профессиональной деятельности, сколько учителя практика. По-прежнему немало

тех, кто считает, что главное в подготовке будущего учителя - сообщить ему

сумму знаний. Поэтому практически не уделяется внимание становлению

личности профессионала, развитию у него позитивной концепции «Я педагог».

Исходя из современных реальностей, ведущей задачей профессионально -

педагогической подготовки студентов в педагогическом вузе следует считать

формирование и развитие личности педагога - антропотехника, то есть

педагога, способного работать с детской субъективностью, проектировать

образовательные процессы, обеспечивающие развитие индивидуальности ученика.

Эффективное решение этой задачи возможно только при условии, если в

содержании профессиональной подготовки будет включена, в первую очередь,

культура педагогического мышления, основанного на глубоком теоретическом

осмыслении как педагогической, так и социальной действительности, осознание

закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидении

результатов деятельности. Только в этом случае будущий профессионал

окажется, способен к проектированию и моделированию образовательных

процессов, встраивая субъект-субъектное сотрудничество с учащимися.

Между тем изучение опыта использования психолого-педагогических

дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов обнаружило

отсутствие активных методов развития их профессионального мышления.

Фактически, по-прежнему, подразумевается, что усвоение психологических

знаний само по себе приведет к становлению профессиональной компетентности

выпускников ВУЗа. В результате новые поколения педагогов окажутся слабо

подготовленные к решению основных проблем современного личностно-

ориентированного образования.

Актуальность данной проблемы определила выбор нашего исследования:

«Видео-практикум как активный метод развития профессионального

мышления студентов».

. Цель: Разработать задания для видео-практикума по психологии

обучения, обеспечивающие развитие у студентов способности к

профессиональному мышлению.

. Объект: Процесс становления профессионального мышления студента в

период вузовской подготовки.

. Предмет: Условия и средства развития профессионального мышления у

студентов на занятиях по психологии обучения.

. Гипотеза: Видео-практикум может выступать средством активного

развития профессионального мышления студентов на занятиях по

психологии обучения при условии, если:

.

1) он будет содержать такие записи уроков, которые позволят обнажить

механизм педагогического взаимодействия учителя и учащихся в

образовательном процессе;

2) если структура занятий с использованием видеоматериала будет

включать в качестве обязательных компонентов:

- подготовительный этап направленный на активизацию знаний

по рассматриваемой проблеме;

- основной этап - целенаправленный просмотр видеоматериалов;

- заключительный этап:

. рефлексивный анализ;

. дискуссия по заданным вопросам.

3) Если для активизации мыслительной деятельности студентов фрагмент

видеозаписей для занятий будут подобраны по принципу

противопоставления.

Для проверки гипотезы были решены следующие задачи:

1. Изучено состояние проблемы в отечественной психолого-педагогической

литературе;

2. Определена содержательная сущность понятий: «педагогическая

деятельность, «профессиональное мышление», «субъект

профессиональной деятельности», «активный метод обучения»;

3. Разработаны принципы построения видео-практикума для занятий по

психологии обучения;

4. Отснят и смонтирован видеоматериал в контексте решаемых задач

профессиональной подготовки студентов.

Методы исследования:

1. Контент - анализ психолого-педагогической литературы;

2. Метод проектирования и моделирования учебных ситуаций для занятий

по психологии обучения;

3. Опросные методы (беседа и интервью).

Новизна исследования состоит в том, что впервые разработан видео-

практикум по психологии обучения направленный на развитие профессионального

рефлексивного мышления.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью

применения видеоматериалов на занятиях по психолого-педагогическим

дисциплинам.

Апробация и внедрение осуществлялось на кафедре психологии НТГПИ в

виде лабораторно-практических занятий. Подготовлен материал для публикации

методического пособия "Практикум по психологии обучения студентов".

База исследования: Видеозапись уроков математики, русского языка,

чтения, развития речи (всего 24 урока, тринадцати учителей из ОУ № 34, 43,

86).

Этапы исследования:

1. Изучение литературы - январь 1997г. - март 1998г.

2. Снятие материалов - сентябрь 1997г. - апрель 1998г.

3. Монтирование и обработка материалов

- январь 1997г. - май

1998г.

4. Апробирование материала

- март 1998г. - май

1998г.

5. Оформление - май

1998г.

Глава 1. Психологические основы педагогической

деятельности.

§1. Педагог – субъект профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность учителя, как и любой другой вид трудовой

деятельности, имеет общественно историческую природу. Её цель и средства,

формы и методы вырабатываются в ходе общественно-педагогической практики.

Индивид, принимающий на себя роль учителя, лишь в той мере оказывается

способным ее исполнять, в какой он овладевает ее содержанием и ее формами.

В своей практической деятельности учитель выступает как преподаватель той

или иной учебной дисциплины, выполняет функции классного руководителя,

участвует в методической работе, пропагандирует научно-педагогические

знания. Но какой бы вид работы учитель не проводил, он всегда остается

учителем-воспитателем, систематически осуществляющим педагогические

функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащегося.

Функции эти вытекают из социально – педагогических целей, которые

общество предъявляет школе.

Современное общество ставит новые задачи образованию.

Образование – это путь и форма становления целостного человека,

обретение им образа человечества в пространстве культуры и во времени

истории.

Сущность и цель утверждающегося нового образования – это

действительное развитие общих родовых способностей человека, обретение им

универсальных способов деятельности и мышления (А.С. Арсеньев, Г.С.

Батищев, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).

Суть профессиональной деятельности педагога в контексте этой парадигмы

образования составляет социально – педагогическое и психологическое

проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление

личности ребенка. Полноценная реализация этой функции возможна только

объектом профессиональной деятельности.

В словаре С.И. Ожегова субъект определяется как познающий и

действующий человек, существо противостоящее миру, как носитель каких-либо

свойств [ ]. В психологическом словаре большой акцент делается на

внутренние детерминации активности личности. Так, понятие субъект означает

«существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать

целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира. Субъект – это

человек, познающий и преобразующий мир».[ ] Именно в этом

значении, как показал анализ литературы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Б.

Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.) и

употребляется в психолого–педагогический исследованиях термин «субъект

деятельности».

Впервые в таком контексте исследовал категорию «субъект» Б.Г. Ананьев.

Он отмечал, что человек – субъект прежде всего основных социальных

деятельностей – труда, общения, познания. [ ]

По мнению авторов сущностными характеристиками субъекта деятельности,

отличающим его от простого исполнителя является способность к

самостоятельному целепологанию и предвосхищению последствий своих

действий, свобода выбора и ответственность за принятое решение.

Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.)

значит освоить (подчеркнуто А.В.) эту деятельность, овладеть ею, быть

способным к ее осуществлению и творческому преобразованию[ ]. Или,

иначе говоря, стать субъектом можно будучи компетентным в содержании и

процессе осуществления деятельности. Однако парадокс состоит в том, что

субъектность не только следствие наращиваемого профессионального

потенциала, но и условие его наращивания. Сформировавшиеся смысловые

установки, позитивное Я, в нашем контексте «Я - педагог», побуждают

человека, «требуют» от него постоянного самосовершенствования и

саморазвития профессиональной деятельности. Только в позиции субъекта

человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет

практического преобразования, относится к самому себе, оценивать способы

деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Только позиция субъекта обеспечивает ему непрерывность и устойчивость

профессионального роста.

По определению В.И. Слободчикова и Н.А. Исаевой, субъект

профессиональной педагогической деятельности – это педагог профессионал. Он

отличается от учителя – предметника тем, что ориентирован на работу с

детьми, с человеческой субъективностью, а не с учебным материалом.

Практически умеет работать с процессами образования и развития, владеет

способами собственных оригинальных методик педагогической и

антропологической работы. В отличие от исполнителя он свободен и

инициативен при разработке стратегии и тактики своей профессиональной

деятельности.

Субъективность педагога проявляется в его способности к построению,

проектированию своей деятельности, ее изучению и развитию. Им специально

простраивается образовательный процесс, разрабатывается его содержание и

форма с учетом личностного взаимодействия учителя и учеников. Этот процесс

включает в себя не только обучение как прямое, непосредственное

взаимодействие учителя, направленное на усвоение учеником знаний, умений,

навыков, но и учение, как особое проектирование деятельности ученика как

субъекта, которая должна быть направлена не только на познание внешнего

мира, но и самого себя в условиях самоорганизации, самореализации.

Отношение с учащимися занимают центральное место в труде учителя, так

как характер именно этих отношений определяет результат педагогической

деятельности. В силу этого субъективность педагога нельзя понимать, как

качество, присущее только индивидуальному субъекту. Она существует как

единство интра- и интериндивидуального компонентов личности.

Как отмечает Л.И. Анциферова [ ], отношения личности

реципроктны. Человек не только сам относится, но и фиксирует в себе

отношение других людей. Реципроктность отношений выражена в понятии

«отраженная субъектность», предложенном А.В. Петровским, под которым

понимается идеальная представленность одного человека в другом. Педагог,

отражаясь в учениках, выступает как деятельное начало, способствующее

изменению их взглядов и отношений.

Однако эти взгляды служат импульсом развития и самого педагога, так

как ему не безразличны особенности отношения другого участника

взаимодействия – ученика. Чувствует ли себя ученик субъектом собственной

деятельности и субъектом взаимодействия с учителем – это «отражается» в

педагоге и определяет качество субъективности.

Важной характеристикой педагога как субъекта деятельности является и

то, что он в отличии от специалиста – предметника, который в своей

профессиональной деятельности не выходит за рамки своего статуса (статус –

это характеристика предметно –регламентируемых отношений, в которых

человеку однозначно предписаны, заданы в готовом виде его место, способы

взаимодействия, система взглядов и оценок) встает по отношению к своей

деятельности в определенную профессиональную позицию. Позиция – это

комплекс представлений педагога о себе как профессионале, устойчивые

системы отношения к себе, к ученику, к коллегам, определяющие его

поведение. Профессиональная позиция включает в себя осознание учителем

норм, правил, модели своей деятельности (требование к педагогической

деятельности, общению, личности) как эталонов для оценивания своих качеств.

Именно здесь на основании общей образованности складывается

профессиональное кредо учителя, из которого он исходит в своей

профессиональной деятельности. Другими словами можно сказать, что

профессиональная позиция по существу есть индивидуальное самоопределение

личности в контексте профессиональной деятельности и выстраивании на этой

основе профессиональной концепции «Я – педагог». Согласно Э. Бернсу «Я –

концепция» представляет собой диалектическую совокупность свойственных

каждой личности установок, направленных на саму личность. Позитивная «Я –

концепция» создает позитивное отношение к себе, самоуважение, самопринятие,

ощущение собственной ценности. Только в случае позитивной «Я – концепции»

педагог будет стремится к саморегуляции, самоактуализации в педагогической

деятельности. Чувствуя себя стойко и уверенно, он будет доброжелателен и

справедлив ко всем своим ученикам, будет способен осуществлять

педагогическую деятельность не в форме действий, направленных на подавление

личности и самостоятельности ученика, а на создание оптимальных условий для

творческой самодеятельности учащихся.

§2. Требования к личности педагога как субъекту педагогической

деятельности.

Анализ психолого – педагогической литературы показал существование

общего представления о педагогической деятельности, как социально важного

явления, особого вида общественно полезной деятельности взрослых людей

направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни.

В народном сознании всегда жила мысль о высокой общественной миссии

педагога. Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала, - это

сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд,

требующий от человека проявлений всех свойств и характеристик его личности.

К.Д. Ушинский утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего

распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности

непосредственного воспитателя, стоящего лицом к миру воспитанника влияние

личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,

которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни

системой наказаний и поощрений»[ ].

Однако при рассмотрении психологической структуры деятельности

учителя, мы увидели существование различных подходов к пониманию сущности

данного понятия, а, следовательно, и требования к личности педагога –

субъекту педагогической деятельности. А.И. Щербаков [ ] выделяет в

качестве систематизирующих педагогической деятельности такие функции как:

информационная, мобилизационная, развивающая, ориентационная. Выбор

функций, которые педагог призван выполнять, в процессе реализации стоящих

перед ним педагогических задач А.И. Щербаков аргументирует следующим

образом.

Основной целью школьного обучения является вооружение учащихся

знаниями[ ]. Поэтому на первый план в деятельности учителя выступает

информационная функция. Источники знаний весьма многообразны, однако

информационно – логическая деятельность учащихся и психологическая

переработка получаемой детьми информации осуществляется под

непосредственным влиянием учителя[ ]. В связи с этим можно

выделить мобилизационную функцию. Однако труд учителя не сводится только к

этим двум аспектам. Педагог ставит своей задачей всестороннее развитие

индивидуальных способностей школьников. Эта функция названа развивающей. К

содержанию ориентационной функции учителя относится побуждение интереса

учащихся к изучению основ науки и производственному труду, формированию

социальной и общественно значимой профессиональной ориентации с учетом

требования общества, склонностей и возможностей каждого школьника,

воспитание общественно - активной личности[ ]. Рассмотренные функции в

педагогической деятельности учителя, по мнению А.И. Щербакова, являются

основными, специфически педагогическими, так как они непосредственно

обеспечивают достижение успеха в решении единой педагогической задачи

образования и воспитания школьника.

На основании этих функций он определяет требования к личности

педагога. Это фундаментальное, широкое, активное знание предмета

преподавания, умение мобилизировать все физические и умственные силы

учащихся на решение различного рода учебных задач, формировать и укреплять

умения и навыки как учебного, так и производственного труда, глубокое

знание психологических особенностей ребенка.

Не трудно заметить, что структура деятельности учителя, предложенная

А.И. Щербаковым рассчитана на субъект – объектные отношения педагога и

ученика. Она предполагает считать учителя «центральной фигурой

педагогического процесса» в том смысле, что в нем, исключительно в нем

сконцентрировано все содержание учебно-воспитательной работы, от него

исходит и им все кончается, он единственный источник знаний, мыслей,

убеждений для учащихся[ ]. Главная задача учителя сводится к

передаче знаний, формированию умений и навыков учащихся – объектов своего

труда. Н.В. Кузьмина в основу анализа структуры педагогической деятельности

положила, как и А.И. Щербаков функциональный подход[ ]. Но такие

функции, как конструктивная, организационная, коммуникативная, гностическая

– которые А.И. Щербаков определил, как специфически педагогическими, а

общетрудовыми по мнению Н.В. Кузьминой являются основными в

профессиональной деятельности учителя. Н.В. Кузьмина выделяет

педагогическую деятельность, как процесс решения бесчисленного ряда

педагогических задач, подчиняющихся общей конечной цели – формированию

творческой личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания,

поведения[ ].

Данный автор связывает конструктивную функцию с умением отбирать и

строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие личности

учащихся. Организаторская функция представляет собой деятельность учителя

направленную на организацию: собственного поведения (педагогические

действия в реальных условиях деятельности на занятиях и вне их); обратной

связи с учениками; деятельности учащихся, их действий и поступков.

Коммуникативная функция – это совместная деятельность педагога и

учащихся, построение межличностных взаимодействий (восприятие и понимание

людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности,

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.