![]() |
|
|
Чтение художественных произведений в начальной школебольшинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно они не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного произведения посредством использования различных видов творческого пересказа был проведен формирующий эксперимент. Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись на уровень ''идеи''. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что творческий пересказ, взятый за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками. Для проверки достоверности данных измерений был использован U - критерий Манна-Уитни, с помощью которого было доказано, что реакция в результатах не случайна. В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования: исследование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Список используемой литературы. 1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969. – с.167. 2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215 3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58 4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20 5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – с.315 6. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – с.190 7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11 с.19-25 8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 – с.399 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – с.383 10. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа. – 1990 - №12. С.31-34 11. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Л., 1955 – с.315 12. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3. с.67-68 13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С.6-13. 14. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – М. – Л., 1949 – с.289. 15. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5. С.20-23. 16. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12. С. 30-34. 17. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31. 18. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988. – с.79. 19. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - с.350. 20. Левин В.А. когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с.192. 21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997. – с.288. 22. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с.215. 23. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – с.112. 24. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. – Киев., 1984. – с.17. 25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с.368. 26. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955. – с.208-232. 27. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 1981. – №3. – с.27-31. 28. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168. 29. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976, с.224. 30. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27. 31. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 1997. - №5. С.59-63. 32. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – с.206. 33. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 с.206. 34. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – с.463. 35. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 –3. – М.: Просвещение, 1994. – с.160. 36. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с.431. 37. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С – Пб.: Питер, 2000. – с.432. 38. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. – М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. – с.427. 39. Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М.: Просвещение, 1993. – с. –224. 40. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М.: Просвещение, 1977. – с.158. 41. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965. – с. 347. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999. – с.720. 43. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с.384. 44. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7. с.28-32. 45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999. – с.671. 46. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, Обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. – с.88. 47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – с.557. 48. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995 №10. – с.20-24 49. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Просвещение, 1950. – с.220. 50. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: Искусство, 1964. – с.86. 51. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №2 с.50-54. 52. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №1 с. 53-57. 53. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа.- 1990. - №1 с.20-26. Приложение 1. Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся экспериментального класса. |№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател| | |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный | | |вопросы | |ельно | |баллов |уровень | | | | |заданные | | | | | | | |вопросы | | | | |1 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. | |2 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | |3 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |5 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |6 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |7 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |8 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. | |9 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |10 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |11 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |12 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |14 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. | Продолжение таблицы. |15 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |16 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |17 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |18 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | |19 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. | |20 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |21 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |22 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |23 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |24 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |25 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | Приложение 2. Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся контрольного класса. |№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател| | |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный | | |вопросы | |ельно | |баллов |уровень | | | | |заданные | | | | | | | |вопросы | | | | |1 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |2 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |3 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |5 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |6 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. | |7 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |8 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |9 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |10 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |11 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |12 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. | |13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |14 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |15 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. | |16 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | |17 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |18 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |19 |5 |Конст. |7 | |12 |Героя. | |20 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Конст. | |21 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |22 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. | Продолжение таблицы. |23 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |24 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |25 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | Список произведений, использованных при экспериментальном обучении. 1. Ю.И. Ермолаев ''Проговорился''. 2. Г. Б. Остер ''Как получаются легенды''. 3. Б. В. Шерин ''Собирай по ягодке – наберешь кузовок''. 4. А. П. Платонов ''Цветок на земле''. 5. А. П. Платонов ''Еще мама''. 6. В. Г. Распутин ''Мама куда – то ушла''. 7. М. М. Зощенко ''Золотые слова''. 8. М. М. Зощенко ''Великие путешественники''. Легенда к произведению Г.Б. Остера ''Как получаются легенды''. Это было в больнице. Девочки решили вызвать пиковую даму. Сделали всё, как полагается: протерли зеркало одеколоном, нарисовали куском мыла сердце и ступеньки и три раза сказали: ''Пиковая дама, появись!'' И она к ним пришла. Одна девочка успела загадать желание: она попросила жвачку. Дама протянула её блок, и только она дотронулась до нее, как рука ее почернела и вся скрючилась. Остальные испугались и быстро включили свет. Пиковая дама исчезла, но рука у девочки так и осталась черной и скрюченной. К чему бы она не прикасалась – все обугливалось. Девочка очень боялась, что заденет маму рукой. Однажды это все-таки случилось. И что же? Рука у девочки опять стала нормальной. (Аня О.) Приложение 5. Начало к рассказу В.Г. Распутина ''Мама куда-то ушла''. Сегодня у Татьяны Владимировны был выходной день. Она работала фельдшером в поселке. С утра она переделала все домашние дела, поиграла с маленьким Ваней. Затем она покормила Ваню обедом и уложила спать. Она тоже прилегла отдохнуть, как кто-то постучал в окно. Это был мальчик из ее поселка. Он передал Татьяне Владимировне, что ее срочно ждут в больнице. Недавно произошла авария на дороге, и от нее требовалась помощь. Татьяна Владимировна не знала, что делать с сыном, как оставить его спящего одного. Но ее ждали люди, которым нужна ее помощь. И она, оставив сына одного, пошла в больницу. (Женя Г.) Наступила суббота. Проснувшись, мама пошла на кухню готовить завтрак малышу. Она решила, что приготовит ему омлет, но в холодильнике яиц и молока не оказалось. Тогда она решила, что пока малыш спит она сходит в магазин. Но магазине в рядом с домом молока не было, и она пошла в другой магазин. А в это время … (Руслан Н.) Приложение 6. Продолжение рассказа А.П. Платонова ''Ещё мама'' Артем пошел в школу. Там его дожидалась Аполлинария Николаевны сидели еще два мальчика, которых звали Саша и Коля. Учительница сказала: ''Первым уроком у нас будет математика. Я научу вас считать''. И вот пришли остальные ребята. Начался урок. ''Кто умеет считать до десяти?'' – спросила учительница. Артем поднял руку и начал считать до десяти: ''Раз, два, три, четыре, …''. Аполлинария Николаевна похвалила Артема. Потом учительница начала учить детей как писать цифры. Артему очень понравилось считать. После уроков Артем радостный побежал домой, ему очень хотелось побыстрее маме, что они делали в школе. (Аня О.) Приложение 7. Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня художественного произведения у учащихся экспериментального класса. |№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател| | |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный | | |вопросы | |ельно | |баллов |уровень | | | | |заданные | | | | | | | |вопросы | | | | |1 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |2 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |3 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст | |4 |5 |Конст |8 |Конст |13 |Конст | |5 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи | |6 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |7 |9 |Идеи |12 |Идеи |21 |Идеи | |8 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст | |9 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст | |10 |5 |Конст |6 |Конст |11 |Конст | |11 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст | |12 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя | |13 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |14 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи | |15 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст | |16 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя | |17 |5 |Конст |6 |Конст |11 |Конст | |18 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |19 |5 |Конст |5 |Конст |10 |Конст | |20 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |21 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст | Продолжение таблицы. |22 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи | |23 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя | |24 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя | |25 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | Приложение 8. Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня художественного произведения у учащихся контрольного класса. |№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател| | |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный | | |вопросы | |ельно | |баллов |уровень | | | | |заданные | | | | | | | |вопросы | | | | |1 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. | |2 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |3 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. | |4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |5 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |6 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |7 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи | |8 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |9 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |10 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | |11 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |12 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | |13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |14 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. | |15 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |16 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. | |17 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |18 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | Продолжение таблицы. |19 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |20 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |21 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя | |22 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |23 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | |24 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. | |25 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. | Приложение 9. - до эк 90 сперимен 80 та 70 60 - после 50 эксперим 40 ента 30 20 10 84 48 16 36 16 0 фрагментирующий Констатирующий ''героя'' ''идеи'' Рис.1 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в экспериментальном классе. 90 - экспе 80 реминт 70 тальный 60 - конс 50 статирую 40 щий 30 20 10 0 Фрагментарный Констатирующий ''героя'' ''идея'' рис.2 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в контрольном и экспериментальном классах ----------------------- [1] Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3. [2] Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. - № 3. с. 67. [3] Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11. с. 6. [4] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201. 1 Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 76. 2 Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321. 3 Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. – с.116. [5] Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99. [6] Шпунтов А.И., Иванина Е.И., Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. // Начальная школа. – 1995. - № 10. с. 20. [7] Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Просвещение, 1988. – с. 79. [8] Ромзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с. 431. [9] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с. 368. ----------------------- n1 (n1 +1) †††††?????††?????††???????†††††??? 2 25x26 2 25x26 2 n1 (n1 +1) 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |