на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха


игрушек, на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову

на звук), слушать лепетные слова и звукоподражания, обозначающие названия

игрушек.

Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его

учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы.

Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует

увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию

слухового восприятия тесно связана с формированием прозносительной стороны

речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается

число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с

музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.

В быту также учат ребенка воспринимать слухозрительно и только на слух

различные побуждения и вопросы.

Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия

детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков

природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует

прослушивание грампластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок,

музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке,

побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

Дошкольный возраст

С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается

работа, начатая еще в раннем возрасте. В дошкольный период обучения

родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка

родителями успехов в обучении ребенка может иметь тяжелые последствия в

виде педагогической запущенности, отставания в развитии от сверстников,

воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и

обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в

специальном детском саду или группе. Родители должны систематически

консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и

результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления

работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической

работы с ребенком. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся

дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременного пребывания,

где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в присутствии родителей, дают

рекомендации по поводу занятий дома.

Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать

контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дошкольники.

Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и

обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Большое

значение может иметь знакомство с публикациями родителей, подготовленными

на основании своего опыта. Много таких статей предлагается в разделе

«Университет для родителей» журнала «В едином строю».

Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками,

имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к

работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и

углубляется по различным направлениям.

Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и

обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов

(гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.

Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длительность которых

колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы,

чередование которых делает их неутомительными для детей.

Так же как и при организации работы с детьми раннего возраста,

обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье,

предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи.

Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности

проведения работы с ребенком.

В работах различных специалистов подчеркивается необходимость работы по

всестороннему развитию ребенка. Наиболее полно различные направления работы

с глухими и слабослышащими дошкольниками и методика их проведения

представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д.

Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших

направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение

общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие

пространственной ориентировки и координации движений, формирование

правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в

семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с

разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.

В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах

дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и

поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение

некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых;

труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе

за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся

изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об

окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой

природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение

следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни,

занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных

бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном

опыте ребенка при общении с людьми.

Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи:

усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия;

понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов,

побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми.

Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии

дошкольников с нарушениями слуха.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и

упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание,

запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия

цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-

действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию

воображения.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети

в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати;

освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в

пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать и решать

простые задачи при условии наглядно представленного условия. Математические

знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи

с познаванием окружающего мира, когда возникает потребность использовать

различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять

между участниками и т. д.

Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой

игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов

и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в

играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-

заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности,

важное значение придается игре как средству развития речи: обозначению

атрибутов игры, называнию ролей и определению сюжета, общению с другими

детьми в процессе игры.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с

продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на

предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение

передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов;

умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по

рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного

рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами,

людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в про

цессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобразительной

деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием

фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением

рассказыванию.

Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются

основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов

и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал

используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями

за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами

изобразительной деятельности и конструирования.

Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует

также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа

по развитию устной и письменной речи детей.

Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного

восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики.

Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике

в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению

их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по

фонетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие

речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего

дошкольного возраста учат использовать в речи некоторые нормы орфоэпии.

Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое

значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения,

которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом

ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для

формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в

быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом

словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а

постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам.

Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и

фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет,

выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других

видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения

рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из

жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии

ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их

неоднократное чтение поддерживает у ребенка интерес к чтению. Постоянное

чтение подписей к картинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок

должно подвести к формированию навыка чтения адаптированных и

неадаптированных текстов, пониманию их содержания.

В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения,

словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого

взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего

понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки,

фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным

рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в

занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно

он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые

истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться

творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и

самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава

используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с

табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для

формирования интереса к письму используются разнообразные методические

приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба,

слухозрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь

написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других

людей, дать описание сюжетной картинки, написать несколько связных

предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно

уточняться в плане понимания значения написанных слов и фраз.

Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно

связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках

окружающего мира.

В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового

восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат

различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е.

воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми

знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной

слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе

восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний,

фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии

с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям

постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по

звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова.

Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в

быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного

усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и

произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию

слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как

весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в

процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и

уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и

фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с

которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих

и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а

слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового

восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в

зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия

неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов,

голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов,

сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового

восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта,

природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает

для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями

детского сада.

Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье

включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть

связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.

Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом

в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со

стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания,

Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам

воспитания детей в семье.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

Образовательные дошкольные учреждения

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для

детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом

состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для

глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым

положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и

слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и

обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих

детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей

с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия

достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных

образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями

слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической

комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают

глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и

обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех

лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения

(группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и

праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного

образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих

детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание

двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса

педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами

воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а

также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных

программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников

(возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с

общеразвивающими группами входят и компенсирующие — для детей с нарушениями

слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при

дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для

слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и

слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из

детей одного возраста или смежного.

Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное

обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с

нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-

развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом),

педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах,

школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.

Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и

позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к

школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы)

принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В

некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного

возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее

выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в

более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится

общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку

дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих

детей.

При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих

детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в

дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на

двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах.

Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и

слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные

коррекционные и общеразвивающие программы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного

возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих

или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения

могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также

классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В

образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две

образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного

образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе

являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и

обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей

психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих

для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и

коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в

дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-

педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и

обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях

разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания.

Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с

нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав

которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при

школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным

подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.