на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)


прощания: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу.

Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Реализуется этот

принцип в идентичности формы буквенного знака и последовательности

изображения. Так, все буквы, имеющие в своем составе овал

(_______________________), прямую линию с четвертым овалом (___________) и

линии с петлей, переходящий в строчный овал (__), имеют лишь один вариант

начертания, в котором используется прием нижнего повтора.

Такой подход избавляет ученика от нежелательного переваривания на

дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма,

предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка,

основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте.

Формирование автоматизированности графического и индивидуального

каллиграфического почерка у учащихся основано на логическом принципе

группировки письменных знаков [4, с.34]. Суть этого принципа заключается в

том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего

(одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны,

так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные

объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3

разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква «__»

строчная состоит из 3 элементов: прямой линии, линии с закруглением с одной

стороны и линии с закруглением с двух сторон. Следовательно, она входит в 3

группы: первую – по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии с

закруглением с двух сторон и в седьмую – по прямой.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотность

повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с

закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных

букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую

очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых

букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь

16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а

11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10 новых букв в

сравнении с первыми двумя группами Т.О., только первые 3 группы включают в

себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9

букв изучаются в следующих 5 группах.

Методисты Безругих М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что учитывая

особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать

не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из

элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из

этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда

овал (а не был разным в буквах «__», «__», «__» и так далее). В русском

курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это

прямая черта, «__» - черта с закруглением внизу, «__» - черта с

закруглением вверху и внизу, «__» - овалы, «____» - правые и левые

полуовалы. Есть еще «__» - начальный элемент букв __, __, __, короткие

петли, петли, выходящие за строку вверх __ и вниз - __, точки, но для

понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же

самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть

стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на

вид» элемент «__» пишется по-разному в буквах __, __, __. Основные элементы

заглавных букв: «__» - прямая черта, «__», «__» - черта с закруглением

внизу и влево, «__» - овалы, «__», «__» - полуовалы левые и правые, петли и

другие элементы.

«Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное

время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию

буквы еще до того, как он будет учиться писать их», - считают Безрких М.М.

и Хохлова Т.Е. Он может сделать это самостоятельно, сначала на примере

самых простых букв - __, __, __, __, __, __ и так далее. Для

конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв

или лото, в каждой клеточке которого – часть буквы, «разделенной» не только

по вертикали на элементы, но и по горизонтали. Лото поможет быстро найти

общие элементы в разный буквах и составить буквы из прямых элементов.

Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр

компьютеры [9, с.20].

т.О., не только Н.Г. Агаркова предлагает принцип одновариантного

(стабильного) начертания письменных букв. С ней согласны Безруких М.М.,

Хохлова Т.Е. Разница лишь в том, что каждый методист выделяет свои группы

букв.

И, наконец, дадим характеристику последнему, третьему принципу,

выделенному Н.Г. Агарковой. Это логический принцип группировки письменных

букв.

Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно

короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически

продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных

зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их

письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке

автоматизированности графического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-

целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными

психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит

формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его

основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух

категорий: 1) зрительных и 2) двигательных. Конфигурация элементов первой

категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных

графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма

при условии автоматизированности графического навыка.

«Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знание и

выполнение учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей

буквой: верхнее, нижнее и среднеплавное», - пишет Н.Г. Агаркова.

К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведения которых

начинается на верхней линейке рабочей строки (разлиновка тетради для 1-го

класса) или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой

«в линейку»: __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __.

Исключение составляет буква __, так как она начинается чуть ниже верхней

линейки рабочей строки или середины строки (в тетради «в линейку»).

К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть

выше нижней линейки рабочей строки: __, __, __, __, __, __, __, __; к

среднеплавному виду – буквы, начало которых на середине рабочей строки: __,

__, __, __, __, __, __, __, __, __.

В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться

следующим алгоритмом:

1) Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду

соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней

линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь «в

линейку»);

2) Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то

линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше

нижней линейки строки;

3) Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду

соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до

середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию

первого двигательного элемента.

Значительные трудности овладении первоначальным письмам и в работе

графического навыка обусловлены неумением младшего школьника управлять

последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием

тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей

руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и

позволяет избежать утомления.

При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся

сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и

поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии,

выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону

(плавные и полуовальные), пишутся при расслабленном состоянии мышц руки.

Все опорные линии надо писать под основной счет («раз-два-три-четыре»), а

некоторые – под счет «и».

Таким образом, прием тактирования является инструментом

целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует

успешной выработке графического навыка.

Суть работы учительницы начальных классов 109-й московской школы

Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает младших школьников

нетрадиционному способу письма и в более короткий срок формирует у них

прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.

Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у

младших школьников каллиграфические навыки письма приобрел в последние годы

особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический

навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.

Традиционным способом обучить детей письму удается. Но при этом

затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же

практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их

соединений не развивается: монотонность и однообразное написание элементов

букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных

и творческих способностей, его речь.

В книге Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что понятие

образуется, когда сформируются ощущения [17, с.294]. Эта мысль и была

положена в основу работы Е.Н. Потаповой. Таким образом, понятие о букве она

начала формировать через ощущения.

Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие

мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап

– закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Как видно, все

этапы между собой связаны.

Первый этап письма – развитие мускульной памяти по данным наблюдений

ученых известно, что мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и

наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии проводится тогда, когда все

дефекты уже утвердились и физиологически период работы мускульной памяти

уже миновал.

Первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так,

обучаясь писать букву, ребенок нервничает, у него не получается петля. Она

у него искажена, и он запоминает букву с искаженной петлей.

А петля не получается у ребенка потому, что еще очень слабы мелкие

мышцы пальцев его руки. Что же в этом случае может помочь ребенку? Это

упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на

первом этапе особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка.

Это выделяла и Н.А. Федосова (см. выше).

Второй этап письма – развитие тактильной памяти. Основная цель второго

этапа – это соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и

строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации, дети получают

и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка,

орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и

продолжается до конца изучения букв.

Третий этап – письмо букв с помощью трафарета. Этот этап длится 10-14

дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых

этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон

букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание

буквы, ее элементов [70, с.23].

Методом Потаповой можно учить детей писать быстро, красиво, весело.

Подсчитано: ученики Потаповой быстрее учатся читать и писать, допуская

ошибок вдвое меньше обычного. Методика Потаповой позволяет воспитывать у

детей самобытность, творческий дух, а также обеспечивает развитие личности

ученика.

Основным принципом, «отправной точкой» в методике обучения каллиграфии

Илюхиной В.А., учителя-методиста средней школы №4 г. Щербинки Московской

области стала необходимость учить детей писать красиво. По мнению учителя,

без сомнения, отражает характер. В таком случае, разве можно отрицать тот

фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию

характера? «Илюхина убеждена, что обучая искусству писать четким, красивым

почерком, она воздействует на ребенка в воспитательном плане: «Я считаю,

что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом

постижения прекрасного. Это особенно важно в период столкновения почерка,

который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие

положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание,

чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим

трудом – все это можно с успехом формировать обучение письму» [39, с.10].

Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку,

научить его созидать, снять в первые дни учебы психологическую перегрузку,

сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, интересным и,

главное, результативным.

В.А. Илюхина работает по традиционной методике безотрывного письма, но

с совершенно другим подходом. Ее дети с первого дня говорят то, что пишут.

Постоянно проводят анализ, сравнение и написание большей части новых букв и

разбирают почти буз помощи учителя. В связи с таким подходом к письму дети

выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. Спустя 1,5 месяца после

начала учебы работа детей настолько похожи друг на друга, что невозможно по

почерку определить, какой ученик выполнял задание.

В чем же секрет этой методики? Сложнее всего детям написать те

элементы букв, где присутствует овал. Поэтому Илюхина постаралась заменить

его прямой линией. И все обучение каллиграфии сводится к обучению написания

нескольких основных элементов.

Прежде всего – это написание прямой наклонной линии. Причем линии

должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть

одинаковой высоты (высота сточной и заглавной букв).

Следующее – умение делить линию на 2, 3 равных части, так как

написание таких букв, как __, __, __, __, __, __ - особенно, а при

соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части. Ведь, в

сущности, любое слово можно «вписать в частокол» прямых наклонных линий,

соединяя их прямыми или линиями с закруглениями, а также частями овала на

разной высоте.

Кроме этого, Илюхина учит детей таким элементам, как «поворот на

месте» (закругление), «крючок до середины», или, как называют его еще дети,

«туфелька балерины», которая не должна быть слишком узенькой, чтобы

«балеринка-буквочка не упала», но и не слишком широкой, «чтобы было

красиво». А также ученики Илюхиной знают особый «секрет», а он состоит в

том, что при письме таких букв, как, например, __, и многих других, при

написании последнего элемента «палочка с закруглением внизу», мы ведем

ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание

каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.

Первые уроки - очень важный период. Именно на них и закладывается

основной принцип письма по методике Илюхиной. Описанные выше упражнения

выполняются постоянно. Дети приучаются писать в такт (как у Н.Г.

Агарковой), по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для

танцующей ноги. Стогий размер в движении – вот вся тайна красивого и

быстрого письма.

Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они

вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести

то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные

упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не

нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и

быстрее пойдет дело потом.

В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв,

находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Ученикам Илюхиной

не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как

математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без

верхней опорной линии.

Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и

грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают

гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появилось желание

учиться (потому что получается!), родилась радость от соприкосновения со

школой, уверенность в себе.

На изменение методики обучения письму и появлению новых альтернативных

технологий оказывали влияние орудия и материалы письма, их

совершенствование. На методику обучения каллиграфическим навыкам письма

оказывал влияние также и возраст начинающего обучение письму.

Сам вопрос о том, когда начинать обучение письму, очень давно

дискутировался. Так, американский психолог Ф. Фримен в начале XX века

высказывал мысль о том, что созревание координации движения руки делает

самый благоприятным для обучения письму возраст 9 лет, а в 20-е годы Ю.И.

Фаусек на опыте показал, что при определенной методике развития сенсорики

(зрительного и осязательного восприятия) возможно обучение красивому письму

уже с 5 лет.

А вот высказывание мудрого Б.П. Никитина: «Обучение грамоте с двух лет

обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка» [35, с.13],

обрадовало Зайцева Н.А. и он решил: «А почему бы и нет!». Его методика

«Письмо. Чтение. Счет.» Предполагает обучение письму с трехлетнего

возраста.

В своей методике он использовал пособия. В нем 34 карты размером

100х410 мм. С одной стороны печатные буквы и цифры, с другой – прописные.

Размер букв и цифр по высоте от 36 мм (строчные) до 66 (заглавные). Каждая

буква (цифра) разложена на элементы, выполненные в зеленом цвете. Красные

стрелки указывают направления исполнения элементов: сверху вниз, слева

направо и тому подобное. Освоив последовательность и направления

прописывания элементов, начинает исполнять их в связке друг за другом на

следующей за зелеными элементами черной букве (цифры) (см. Приложение 4).

Сначала обводка пальчиком, затем палочкой, имитируя карандаш или

ручку, а уж потом пишем карандашом.

Новшества:

- изменен наклон, не 75 традиционных градусов, а 640, так как этот

гораздо удобнее для письма детям;

- никаких исправлений ошибок и подчеркиванием цветом в тетрадях

учеников;

- предлагает писать только карандашом, для осуществления многовековой

детской мечты о красивой тетради;

- и самое главное, настаивает на том, чтобы не писать в тетрадях

никакой чепухи типа: «Двадцать шестое ноября. Классная работа.

Двадцать шестое ноября. Домашняя работа.» «С письмом, чтобы его

полюбили, должны быть связаны только приятные эмоции» - пишет Н.А.

Зайцев [35, с.113]. И если учитель не освободит ребят от рутины,

съедающей урочное или домашнее время, то за всем этим «великий и

могучий» не разглядишь. Не случайно, наверно, русский язык – один

из самых ненавистных предметов в школе? При распрекрасной и почти

непререкаемой методике.

За последние годы наметился целый ряд дискуссионных вопросов,

связанных с обучением каллиграфии. Так, вновь возникает вопрос о том, каким

должно быть письмо – наклонным или прямым. Сторонником прямого письма

считают, что оно в большей мере способствует выработке правильной посадки,

разборчивого почерка. В истории каллиграфии известны случаи, когда в

дореволюционный период вводилось прямое написание букв, но ненадолго, так

как оно не уменьшило случаев искривления позвоночника, но при этом сам

процесс письма становится более медленным. Сторонники наклонного письма

считают, что оно допускает более быстрый темп, а гигиенические правила при

нем могут соблюдаться так, как и при прямом.

В зависимости от того, какой позиции придерживается тот или иной

методист, он соответственно стоит предлагаемую систему обучения письму. Мы

рассмотрим несколько таких систем. В них есть что-то новое но и

традиционное «старое».

Так, практическое применение показало, что в методиках Потаповой,

Агарковой, Илюхиной нет ничего принципиально нового. Их исследования

базируются на опыте многих предметников. В методике Потаповой

прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие,

изобретенные очень давно, Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у

Илюхиной и Агарковой. Методики Потаповой и Федосовой позволяют развивать не

только мелкие мышцы пальцев руки, но и все виды памяти: тактильную,

зрительную и слуховую. А чем больше видов памяти развитию у ребенка, тем

быстрее и прочнее он будет усваивать учебный материал. Методики Зайцева и

Илюхиной развивают четкость выполнения инструкций учителя, произвольное

внимание. Кроме того, метод Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся

почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой

действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся

на протяжении всего периода обучения в школе.

2.6. АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ. ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ

На протяжении всей второй главы мы говорили о том, как учитель должен

работать с классом, что бы формировать у учащихся каллиграфические навыки

письма.

Показателями (критериями) графического навыка являются: 1) графическая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.