на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях


Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

Смоленский государственный институт физической культуры

Реферат

Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях.

Выполнил: Даниленко А.И.

Преподаватель: Молдовская И.О.

Смоленск

2000

План:

1. Физическое воспитание как предмет учебного плана.

1. Теоретическая подготовка.

2. Общая физическая подготовка.

2. Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки.

1. Средства профессионально-прикладной физической подготовки.

2. Структура и методические основы профессионально-прикладной физической

подготовки.

3. Форма занятий на профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Учет успеваемости.

3. Основы методики воспитания физических качеств.

4. Основы методики физического воспитания. Характеристика возрастных

особенностей учащихся.

1. Организация и проведение занятий.

2. Организация учащихся на занятиях.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических

учебных заведениях осуществляется по учебным планам, утверждаемым

Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-

техническому образованию.

Учебный план—документ, определяющий состав учебных дисциплин, количество

часов, отводимых на их изучение, а также систему прохождения дисциплин по

годам обучения. Предусматриваемые учебными планами общеобразовательные и

специальные дисциплины, в том числе и физическое воспитание, призваны

обеспечить 'подготовку для народного хозяйства «всесторонне развитых,

технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих,

владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного

производства, научно-технического прогресса и перспективам их развития»

(ст. 31 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном

образовании). Место и значение физического воспитания как учебного предмета

определяются общесоциальными и профессионально-прикладными задачами.

Организуя учебный процесс, руководители и преподаватели физического

воспитания должны иметь ясное представление о направленности и задачах

физического воспитания как обязательной учебной дисциплине 'в

профессионально-технических учебных заведениях.

Физическое воспитание—органическая составная часть общей системы обучения

и воспитания, оно должно содействовать как общему, так и специальному

развитию физических качеств учащихся в соответствии с требованиями

осваиваемой профессии.

Оздоровительные функции физического воспитания как предмета учебного

плана определены Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о

здравоохранении и Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о

народном образовании. В этих документах охрана здоровья населения

рассматривается как обязанность всех государственных органов, предприятий,

учреждений и организаций.

Законодательством Союза ССР и Союзных республик о народном образовании,

постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. «О

введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и

обороне СССР» определены общие социальные требования к физическому

воспитанию как предмету учебного плана.

В законодательстве о народном образовании отмечается, что одна из целей

народного образования—подготовка физически здоровых людей, способных

успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-

культурного строительства, активно участвовать в общественной и

государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую

Родину.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в связи с введением нового комплекса ГТО

указали на необходимость улучшения профессиональной и военно-прикладной

физической подготовки молодежи, более широкого применения средств

'физического воспитания в системе организации труда, отдыха и в

воспитательной работе с молодежью.

В профессионально-технических училищах обучаются юноши и девушки в

возрасте 15—18 лет, который характеризуется поступательным развитием

организма. В связи с этим важнейшая задача физического воспитания —

содействовать правильному гармоническому развитию форм и функций растущего

организма.

Учебно-производственная деятельность учащихся часто связана с

недостаточной двигательной активностью, что может привести к некоторому

ослаблению функций сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Физическое воспитание призвано' обеспечить нормальный двигательный режим,

сохранение здоровья и высокую работоспособность учащихся на протяжении всех

лет обучения.

Программа физического воспитания учащихся профессионально-технических

училищ — государственный документ, определяющий объем знаний, умений и

навыков, а также уровень физической подготовленности, которыми должны

овладеть учащиеся за время обучения в училище. Основу ее содержания

составляет III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО «Сила и

мужество». Этой ступенью комплекса предусмотрено совершенствование

физической подготовленности молодежи к повседневной трудовой деятельности и

службе в Вооруженных Силах СССР.

В соответствии с общесоциальными и профессиональными требованиями

основными задачами физического воспитания учащихся профессионально-

технических училищ являются:

содействие гармоническому развитию растущего организма учащихся;

организация двигательного режима, необходимого для сохранения и укрепления

здоровья, поддержания высокой работоспособности;

формирование специальных знаний, умений и жизненно необходимых

двигательных навыков и физических качеств, обеспечивающих готовность

учащихся к предстоящей трудовой деятельности и защите Родины;

развитие необходимых для избранной профессии физических и психических

качеств, двигательных навыков;

спортивное совершенствование учащихся в избранном виде спорта;

содействие формированию советского патриотизма, 'коллективизма,

сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, учебе,

общественной собственности и других качеств советского человека;

воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и

внедрение в быт учащихся массовых видов физической культуры и спорта;

воспитание организаторских навыков с целью подготовки учащихся к

общественной работе по физической культуре и спорту.

В профессионально-технических училищах физическое воспитание

осуществляется на протяжении всех лет обучения в режиме учебного дня и во

внеучебное время. Предусмотренные плановые учебные занятия по физическому

воспитанию составляют основу всей работы .по физическому воспитанию. От

качества их проведения зависит успех работы по физическому воспитанию

училища в целом.

В программе по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия

.последующим основным разделам: теоретическая подготовка; общая физическая

.подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка. Кроете того,

программой предусматривается организация занятий спортом во внеучебное

время.

Начальную 'военную подготовку, обучение по гражданской обороне и

стрелковую подготовку по комплексу ГТО осуществляют преподаватели других

специальных учебных дисциплин совместно с представителями общества ДОСААФ.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся должны получить

теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о советском

физкультурном движении и организации физического воспитания в

государственной системе профессионально-технического образования;

гигиенические основы физического воспитания; физическая культура в трудовой

деятельности; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике,

спортивным играм, плаванию.

Общие сведения о советском физкультурном движении и организации физического

воспитания в государственной системе профессионально-технического

образования излагаются в темах «Физическая культура и спорт в СССР»,

«Физическое воспитание в профессионально-техническом училище».

Эти темы раскрывают социальное значение и основные задачи массового

физкультурного движения, выдвинутые Коммунистической партией и Советским

правительством на современном этапе; организацию физического воспитания в

СССР и в государственной системе профессионально-технического образования;

общественное и государственное значение Всесоюзного физкультурного

'комплекса «Готов к труду и обороне СССР» — основы физического воспитания

населения нашей страны; содержание единой Всесоюзной спортивной

классификации; роль советских спортсменов в международных соревнованиях и

борьбе за мир и дружбу между народами разных стран.

Теоретические сведения о гигиенических основах физического воспитания

раскрываются в темах «Личная и общественная гигиена», «Гигиеническая

гимнастика».

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение

для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической

культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима

учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту —

обязательное условие успешного решения задач физического воспитания,

предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на

практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями,

'предъявляемыми учащимся в учебной .и производственной деятельности.

О физической культуре в трудовой деятельности рассказывается в теме

«Производственная гимнастика». Теоретические знания по этой теме необходимо

сообщать применительно к особенностям будущей специальности учащихся и

закреплять в процессе практических занятий, во время проведения вводной

гимнастики и физкультурной паузы.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической

подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов

спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним.

Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны

содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и

внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (лекции, беседы, теоретические

сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются

руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содержание занятий

физическими упражнениями в профтехучилищах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая

атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь

в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и

спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с

помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная

осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость,

вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений

обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного

выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и

др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной

физической подготовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы

кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной

систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами

физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без

предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения

в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы

акробатики. Легкая атлетика имеет большие оздоровительное и прикладное

значение, ее виды включены в комплекс ГТО.

Легкая атлетика в учебной работе в ПТУ содействует более успешному

выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию,

восполняет недостатки в разносторонней , физической подготовке по другим

видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные

упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и

высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке

отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь

двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого

пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость,

вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве,

повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами

физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой.

При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные

упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники

лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о

материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

/

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся

профтехучилищ определенное место Нанимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой

(баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами

выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее

благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и

ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию .интереса к физическим

упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность,

дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие

качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга и

активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных

требований по другим основным разделам физического воспитания.

Плавание. Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому

развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки

при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы,

формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку

физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию

организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует

внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные

упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине;

дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем что на плавание программой выделено ограниченное количество

часов, главным являются обучение технике плавания и 'подготовка к

выполнению нормативов комплекса ГТО.

Туризм. Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и

прикладное значение. Туристские походы проводятся во внеучебное время — в

выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и

велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа

передвижения. Туристские групповые походы проводятся с активным

передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и

настоящего нашей Родины, воспитывает чувство советского патриотизма.

Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим

напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристским

походам способствуют внедрению этого ценного средства физического

воспитания в быт учащихся.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Этот вид физической

подготовки — один из обязательных разделов программ.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Профессионально-прикладная физическая подготовка в профтехучилище—

специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый с учетом;

специфических особенностей и требований данной профессии.

За последний период роль такой подготовки в системе профессионально-

технического образования значительно возросла. Это объясняется теми

качественно новыми требованиями, которые предъявляет современное

производство к рабочему в условиях научно-технической революции.

Современное производство оснащается новейшими машинами и оборудованием.

Механизация и автоматизация производственных процессов все больше

освобождает человека от тяжелого физического труда. Преобладающим

физическим трудом становится труд средней и легкой тяжести.

Порождая целый ряд новых профессий и новых особенностей трудовой

деятельности, технический прогресс предъявляет все более высокие требования

к качеству общеобразовательной, специальной (по профессии) и физической

подготовки будущих рабочих.

Характерным для двигательной деятельности 'при современных формах труда,

связанной с управлением сложной техникой, является быстрота и точность

действий (точность по микро интервалами времени, мышечным усилиям и

пространственным характеристикам). Рабочие действия часто сопряжены с

быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени

полученной информации и срочным реагированием.

Все это предъявляет большие требования к центральной нервной системе,

особенно к ее механизмам координации движений, к двигательному,

зрительному, вестибулярному и другим анализаторам.

Вместе с тем есть еще немало профессий, где успешное выполнение рабочих

операций невозможно без высокого развития силы, выносливости и ряда других

физических качеств. К таким профессиям относятся профессии рабочих-

монтажников и эксплуатационников, занятых в строительстве и на обслуживании

высотных промышленных, транспортных и жилых объектов, шахтеров и др.

Многие виды профессиональной деятельности связаны с воздействиями на

организм работающего различных внешних условий (высокая температура

окружающей среды, ускорения, вибрация, эмоциональное напряжение, длительное

пребывание в однообразной рабочей позе и Др.). Например, установлено, что у

рабочих горячих цехов металлургических предприятий большому напряжению

подвержены терморегуляторный аппарат, сердечно-сосудистая и мышечная

системы. В мартеновских, конверторных цехах трудовые операции выполняются

при резком перепаде температур в зимний период (от +22, +24° С до —6, —8°

С), при высокой температуре летом (+45, +50° С), повышенной скорости

движения воздуха (2,5—3 м/с), в некоторых случаях—при интенсивном тепловом

облучении.

В специфических условиях протекает трудовая деятельность монтажников

строительных конструкций, электромонтеров по монтажу и эксплуатации линий

электропередач, контактных электрических сетей на железных дорогах и ряда

других профессий. Большинство рабочих операций они выполняют на высоте с

ограниченной площадью опоры, что сопряжено с опасностью падения. Поэтому

необходим непрерывный контроль за положением собственного тела в

пространстве.

Высота — значительный физиологический раздражитель. Пребывание человека

на высоте с ограниченной площадью опоры может служить причиной

эмоциональной напряженности (боязнь высоты), особенно у молодых рабочих с

небольшим производственным стажем и не прошедших специальной физической

подготовки по профессии.

Таким образом, профессии различаются по психофизиологическим

характеристикам и условиям труда и, следовательно, предъявляют разные

требования к физической подготовленности человека причины предопределяют

профилирование процесса физического воспитания в профтехучилищах при

сохранении ведущего значения общей физической подготовки.

Требование профилирования педагогического процесса нашло свое отражение в

программе по физическому воспитанию учащихся профессионально-технических

училищ. Один из разделов программы составляет профессионально-прикладная

физическая подготовка. Ее место в учебном процессе в каждом училище

определяется спецификой той профессии, по которой готовят рабочие кадры.

Сущность профессионально-прикладной физической подготовки заключается в

направленности педагогического процесса на углубленное развитие у учащихся

физических и психических качеств и двигательных навыков, особенно важных

для .повышения эффективности профессионального обучения и обеспечения в

дальнейшем высокой и устойчивой профессиональной работоспособности. Общая

разносторонняя физическая .подготовка составляет основу и профессионально-

прикладной физической подготовки.

В программе по физическому воспитанию указаны такие задачи прикладной

физической подготовки учащихся профессионально-технических училищ:

- развитие у учащихся физических качеств, особенно важных для данной

профессиональной деятельности;

- формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных

навыков;

- повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

- воспитание у учащихся специфических волевых и других психических

качеств.

Указанные задачи должны решаться в единстве с общевоспитательными и

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.