на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики


ребенка” [5]:важность и необходимость устных упражнений доказывать не

приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в

совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств

ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного

материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне

автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом

урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить

проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении

всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо

выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,

предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все

учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.

Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют

мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,

развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на

слух, быстрота реакции.[5]

В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют

создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности

учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте

имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он

имеет свои задачи:

1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых

для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия

объяснения учителя.

2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют

кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд

задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым

вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой

точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных

упражнений.

Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно

определить их место в системе формирования понятий и навыков.

1.8 Виды упражнений для устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися

разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:[1]

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти

его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать

числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при

этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение

полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100-9; 100 минус 9

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с

несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных

ступеней, например:

- 47+24-56

- 72:12·9

- 400-7·4 и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения

в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную

формулировку, например:

- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными

числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-

480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,

как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над

числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-

-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его

можно предлагать для устных вычислений.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |

|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |

|Разность | | | | | |

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать

у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению

вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо

установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше

или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

20·8*18·10 8·9*8·10

Вместо “*” поставить знак , =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из

выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:

однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть

с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-

ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о

неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

- решение уравнения 24:х=3

- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

- найдите неизвестное число: 73-х=73-18

- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,

помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами

арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,

они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных

навыков.

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует

их мыслительную деятельность. [1]

1.9 Формы восприятия устного счета.

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) –

при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,

поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны:

они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) –

запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без

записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить

действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить

таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

А так же:

- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

1.10 Организация занятий по устному счету.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,

необходимо установить правильное соотношение в применении устных и

письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда,

когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их

можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного

материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим,

специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для

этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные

упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению

изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости

от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные

упражнения предназначаются для повторения материала, формированию

вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их

провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные

упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести

устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в

конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого

внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы

их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это

времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что

подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как

правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно

стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.

Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в

различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки

заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко

воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными,

сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В

случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо

прибегать к записям или рисункам на доске.

Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует

развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также

играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного

интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-

познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития

личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая

любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель

будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом,

пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения

задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее

условие сознательного усвоения материала.

Глава II. Экспериментальная часть.

Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами

соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая

проходила в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент.

2) Формирующий эксперимент

3) Контрольный эксперимент.

Цель нашего исследования: убедиться в эффективности

использования различных видов устных вычислений для развития

познавательного интереса на уроках математики.

Наше исследование проходило на базе школы №301 Фрунзенского района.

Были взяты два класса: 1а - экспериментальный и 1б – контрольный

Характеристика экспериментального класса.

Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 24

человека, 11 мальчиков и 13 девочек. Класс занимается по традиционной

программе (1-4). В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой

работоспособностью и активностью на уроках (Ильинская, Манукян, Медведев,

Муравьёва, Осипова, Полянский, Пукки, Гусевский, Соколов,

Степанов), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в

обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также

есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку

чтобы отвечать на вопросы (Заболотная, Соколов, Гасымова, Ожаренкова,).

Класс занимается по учебнику Моро М.И., Бантова М.А. первый класс, часть

вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически

проверяются.

Характеристика контрольного класса.

В данном классе 18 человек, 10 мальчиков и 8 девочек. Класс

занимается по традиционной программе (1-4), по учебнику Моро М.И., Бантова

М.А. первый класс, часть вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях,

которые систематически проверяются. В классе есть дети, которые отличаются

высокой работоспособностью и активностью, и дети, которые не поднимают руку

чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе.

2.1 Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках

математики на исходном этапе эксперимента.

Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и

контрольного классов; провести исследовательские методы и выявить результат

по данным исследования.

Нами были проведены следующие методы:

1) Анкетирование учащихся.

Учащимся была предложена следующая анкета:

Фамилия, имя………………………………………………………..

1) какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?

………………………………………………………………………..

2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?

(решать выражения, задачи, устные упражнения, никакие)

………………………………………………………………………..

3) Ты быстрее решаешь устно или письменно?…………………………………………………………..

4) Любишь ли ты устный счёт?

………………………………………………………………………..

5) Тебе больше нравиться выполнять задания по русскому языку, чтению

или по математике?

………………………………………………………………………..

6) На какой бы урок ты опоздал? (русский, математика, чтение)

………………………………………………………………………..

Основное внимание при анализе анкет учащихся уделялось на 1 и 6 вопросы, 2

и 5 вопросы дополняли ответ, а 3 и 4 вопросы были дополнительными и не

давали ответа на то интересна ли ученику математика или нет.

Варианты ответа учеников:

Ученику интересна математика:

1 математика

2 любой вариант кроме “никакие”

3 -----

4 -----

5 математика

6 русский (чтение)

Ученик средне заинтересован:

1 математика (никакой)

2 -----

3 -----

4 -----

5 любой вариант ответа

6 русский (чтение)

Ученику неинтересна математика:

1 любой предмет кроме математики

2 любой вариант ответа

3 -----

4 -----

5 русский язык (чтение)

6 математика

|Фамилия |1 вопрос |2 вопрос |3 вопрос |4 |5 вопрос |6 вопрос |

| | | | |вопрос | | |

|Александров |Математика|Устные упр|Устно |Да |Математике |Чтение |

|Гасымова |Изо |Никакие |Устно |Да |Чтение |Математика|

|Заболтная |Мир вокруг|Устные упр|Устно |Да |Чтение |Математика|

|Ильинская |Русский |Задачи |Устно |Да |Русскому |Чтение |

|Кривошеева |Чтение |Выражения |устно |Нет |Чтение |Русский |

|Логинов |История |Устные упр|Устно |Да |Математике |Русский |

| |города | | | | | |

|Максимова |Изо |Никакие |Письменно|Нет |Чтение |Русский |

|Манукян |Мир вокруг|Устные упр|Устно |Да |Чтение |Математика|

|Медведев |Русский |Устные упр|Устно |Да |Русскому |Математика|

|Муравьёва |Математика|Задачи |Устно |Нет |Математике |Русский |

|Никитина |Труд |Выражения |Письменно|Нет |Математике |Чтение |

|Ожаренкова |История |Устные упр|Устно |Да |Чтение |Русский |

| |города | | | | | |

|Осипова |Математика|Выражения |Устно |Да |Математике |Русский |

|Павлова |Чтение |Задачи |Устно |Да |Чтение |Математика|

|Пархоменко |Русский |Выражения |Устно |Нет |Русскому |Чтение |

|Петровский |Чтение |Выражения |Письменно|Нет |Чтение |Русский |

|Полянский |Математика|Задачи |Устно |Да |Математике |Чтение |

|Пукки |Математика|Выражения |Устно |Нет |Математике |Русский |

|Соколов |Русский |Задачи |Письменно|Нет |Русскому |Чтение |

|Соколов |Математика|Устные упр|Устно |Да |Математике |Русский |

|Степанов |Мир вокруг|Никакие |Письменно|Нет |Русскому |Математика|

|Уколова |Мир вокруг|Устные упр|Устно |Да |Русскому |Чтение |

|Шарангина |История |Устные упр|Устно |Да |Чтение |Математика|

| |города | | | | | |

|Гусевский |Математика|Задачи |устно |Да |Математике |Чтение |

Результаты анкетирования. Таблица №1

Диаграмма №1

[pic]

Анализ анкет учащихся показал, что математика - не самый любимый

предмет среди учащихся. (См приложение №1)

2) Анкетирование Чистяковой Н.П. и Федотовой Г.Н. – классных учителей 1а 1б

классов.

Цель: выявить, как ведётся учителями работа по применению устных

упражнений.

Учителям была предложена следующая анкета:

1) Проводите ли вы устный счет?

…………………………………………………………………………………

2) Если да, то как часто (ответ подчеркнуть)

а – на каждом уроке

б – 3-4 раза в неделю

в – если остается лишнее время

3) На каком этапе урока проводятся Вами устные вычисления? (ответ

подчеркнуть)

а – при проверке домашнего задания

б – при подготовке к изучению нового материала

в – при ознакомлении с новым материалом и при закреплении

г – при контроле знаний, умений и навыков

4) В какой форме вы предпочитаете проводить устный счет?

…………………………………………………………………………………

5) Что такое по вашему мнению познавательный интерес к предмету?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6) В чем задача учителя в повышении интереса у учащихся к урокам

математики?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Анализ анкет показал, что учителя пользуются различными видами устных

упражнений. Однако данная работа проводится не систематически из-за

нехватки времени. (См приложение № 2)

3) Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.

Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального и

контрольного классов активны и заинтересованы на уроках математики

Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота

реакции, стремление достичь положительных результатов.

В графу “активен” заносились те ученики, которые активно работали на всем

протяжении урока, давали быстрые и правильные ответы,

В графу “средне активны” заносились те ученики, которые работали только над

теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже

руку чтобы ответить, давали неверные ответы.

В графу “пассивен” заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не

поднимали руку чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.

Данные о результатах наблюдения мы занесли в таблицу.

|Фамилия |Активен на уроке |Средне активен |Пассивен |

|Александров | |+ | |

|Гасымова | | |+ |

|Заболотная | | |+ |

|Ильинская | | |+ |

|Кривошеева | | |+ |

|Логинов | |+ | |

|Максимова | |+ | |

|Манукян | |+ | |

|Медведев |+ | | |

|Муравьёва |+ | | |

|Никитина | |+ | |

|Ожаренкова | | |+ |

|Осипова |+ | | |

|Павлова | | |+ |

|Пархоменко | | |+ |

|Петровский | | |+ |

|Полянский |+ | | |

|Пукки | |+ | |

|Соколов | |+ | |

|Соколов | | |+ |

|Степанов | | |+ |

|Уколова | | |+ |

|Шарангина | | |+ |

|Гусевский | |+ | |

|Итого: |17 % |33 % |50 % |

Таблица 2 Результат наблюдения по данным экспериментального класса.

Диаграмма №2

[pic]

Таким образом в исследовании принимало участие 24 человека, в

результате которого мы выяснили, что большая часть класса, а именно 50% не

проявляют интереса, 33% проявляют частичный интерес в различных видах

деятельности и лишь 17% активно участвуют в работе на уроках математики

Подобное наблюдение проводилось и контрольном классе. Данные о результатах

наблюдения мы занесли в таблицу.

Таблица 3 Результат наблюдения по данным контрольного класса.

|Фамилия |Активен на уроке |Средне активен |Пассивен |

|Абдулганиев | |+ | |

|Азаренкова | | |+ |

|Барканов |+ | | |

|Вербина |+ | | |

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.