на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Тестовые задания


составления тестов, следовательно найти ошибку в рассуждениях подчас бывает

очень нелегко.

Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить

ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне

деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных

ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По

результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся

решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного

ответа в устной форме.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта

форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они

особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и

компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не

могут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новых

возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к.

снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на

поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода,

тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и

логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои

суждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового

контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать

ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен

отводиться еще один контрольный урок. Я не согласен с таким решением

проблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формы

контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой

промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно:

сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут

проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается

некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои

обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические

вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации,

сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся

распознавать биологические явления; задания по моделированию

(воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и

понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды

деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества

времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий,

формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная

самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы

контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда

самостоятельная работа состоит и из одного задания.

4. Письменная проверочная работа - наиболее распространенная форма в

школьной практике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с

целью определения конечного результата в обучении умению применять знания.

Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и

экспериментальные. Таким образом составленная проверочная работа позволяет

проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: по теме, а также

различные умения по применению биологических знаний при решении творческих

задач. Я считаю, что понятие "проверочная работа» следует расширить и

включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как

форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.

Количество вариантов в такой работе является спорным вопросом. В школе

применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно

лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником.

Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени,

требуемого для проверки проверочной работы учителем, а также к появлению

трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой

сложности. С другой, стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется

необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или

нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать

самостоятельность при выполнении проверочной работы следует не увеличением

числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней. Из просмотренных

мною дидактических разработок проверочных работ по биологии я хочу

привести здесь несколько конкретных принципов их составления, которые

показались мне наиболее интересными:

- творческие задания ТРИЗ, составляющие проверочной работы, могут быть

разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно

учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием

целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на

каком уровне он усвоил материал темы;

-задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности,

необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают

дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и

умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;

-в состав проверочной работы входят не только ТРИЗ, но и качественные,

требующие, например, графического описания процессов или анализа

биологических явлений в конкретной ситуации.

5. Лабораторная работа Ею может стать лабораторная работа, подобная данным

в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с

воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и

биологическим явлениям. Лабораторная работа - достаточно необычная форма

контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений

применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная

работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с

ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и

задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в средних

классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг

деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как

биологический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно

охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также

снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

6. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших

классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную

проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом

делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с

учителем, позволяющая проконтролировать сформированность биологического

мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе,

отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная

форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных

контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у

какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого

количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от

него часть успевающих учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется

стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два Т.к.

зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей

наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих

учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть

учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я считаю, что зачет ценен

тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная

проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание

результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме,

как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения

зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые

принципы подготовки и проведения зачета по теме:

1. на зачет отводится не более 2 уроков;

2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в

начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и

перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

3. теоретических вопросов должно быть не более 20;

4. принимая во внимание сложность такой формы контроля

рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11

классах.

5. Также дисциплинирует учащихся наличие специальных зачетных

книжек.

1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения,

определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и

для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по

данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

Естественно предположить, что контроль нужен на равных этапах обучения и на

разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов

обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.

Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов биологии

принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя

переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего

контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время,

которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое

она позволяет проверить. Так, например, биологический диктант и

кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены

к текущему контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут

охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-

разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так

и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются

при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная проверочная работа

- формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала

и занимают много времени.

Лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако,

учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее

целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами

проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную

таблицу:

|Виды контроля |Формы контроля |

|1. Текущий контроль |Биологический диктант |

| |Тестовые задания |

| |Кратковременная самостоятельная |

| |работа |

|2. Итоговый контроль |Письменная проверочная работа |

| |Лабораторная работа |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2

вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в

процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения.

1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах.

Мотивы учения – это

50% от мотивов отметки.

Ш. А. Амонашвили.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка - это слова, с

помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или

порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний.

Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка - это

привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его

знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не

различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть

оценка успеваемости ученика.

Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета

успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в

успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их

главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и

исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем

работы ученика, ободряет, спекулирует его к дальнейшему обучению, либо,

наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то

неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это

главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно

рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего

учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать

отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-

первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения

темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается

полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых

учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах

необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений,

культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок:

каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки

отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть

доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся

к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их

улучшению. Окончательными же являются лишь итоговый отметки, т.е. отметки,

полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по

окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

Выводы по главе 1.

В главе 1 я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание

контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.

Тем самым, в этой главе я выполнил первые три цели, поставленные передо

мной при написании этой работы. Результаты моей работы в главе 1 можно

кратко изложить в следующей таблице:

|Цели контроля |1. подготовить учащихся, убедившихся в том, |

|знаний и умений |что усвоенные ими новые биологические знания |

|учащихся |и умения отвечают предъявляемым требованиям; |

| |2. получить информацию о том, усвоены или нет|

| |каждым учащимся биологические знания, |

| |указанные в образовательной цели изучения |

| |темы (цикла знаний); научились ли учащиеся |

| |видам деятельности, указанным в цели по |

| |разлитию изучения темы (цикла знаний). |

|Формы контроля |биологический диктант |

|знаний и умений |тестовое задание |

|учащихся |краткая самостоятельная работа |

| |письменная проверочная работа |

| |лабораторная работа |

| |устный зачет по изученной теме |

| |Текущий контроль: |

|Место различных |Биологический диктант |

|форм контроля в |Тестовые задания |

|процессе обучения |Кратковременная самостоятельная работа |

| |Итоговый контроль: |

| |Письменная проверочная работа |

| |Лабораторная работа |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена

достижению оставшихся целей, т.е. разработки контрольных мероприятий

непосредственно для темы «Тип Простейшие».

2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Тип Простейшие» на основе

деятельности теории обучения.

1. Содержание знаний и умений учащихся по теме «Тип Простейшие».

Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель

должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся

целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить

те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в

течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были

сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому

выводу приходят все учителя и методисты, а следовательно есть необходимость

сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся,

которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.

Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь

соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому

предмету.

2. Цели изучения темы «Тип Простейшие».

При изучение темы решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях

строения жизнедеятельности одноклеточных животных, их взаимосвязях со

средой обитания, сходстве с одноклеточными водорослями, о значение

простейших в природе, жизни человека;

Воспитательные: продолжать формирование научно-материалистического

мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях одноклеточных животных со

средой обитания, показа познаваемости биологии паразитических простейших и

использование этих знаний для профилактике заболеваний; осуществлять

патриотическое воспитание (на примере раскрытия достижений биологической

науки нашей страны в борьбе с болезнями, вызываемыми паразитическими

простейшими);

Развивающие: совершенствовать умения работать с микроскопом,

распознавать изученных простейших на рисунках, таблицах, сравнивать их

между собой, составлять общую характеристику группы одноклеточных животных,

продолжать формирование умений работать с учебником, ориентироваться в нем,

находить в тексте главные мысли, составлять план частей параграфа, знать

необходимые сведения необходимые сведения для ответов на вопросы.

3. Циклы усвоения знаний.

Календарный план.

Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений

учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно,

необходимо данную тему «Тип Простейшие» разбить на логические циклы

усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю три цикла усвоения знаний:

6. - Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности.

7. - Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс.

8. - Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и

передвижением инфузории – туфельки.

Данную тему можно провести за 4 урока. Календарный план темы будет

выглядеть следующим образом:

Урок 1. Обыкновенная амеба. Особенности строения и

жизнедеятельности.

Урок 2. Многообразие одноклеточных животных. Зеленая

эвглена, вольвокс.

Урок 3. Инфузория – туфелька. Лабораторная работа

«Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки».

Урок 4. Итоговый урок. Многообразие, значение и общая

характеристика одноклеточных животных.

Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл

усвоения знаний приходится по одному уроку и, следовательно, текущий

контроль целесообразно проводить в конце 1-го, 2-го и 3-го урока. Место

итогового контроля – на 4-ом итоговом, уроке.

4. Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.

В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и

содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы

«Тип Простейшие». Для того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия,

необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся,

можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже

таблица позволяет это сделать.

|Форма текущего |Проверяемые знания уч-ся. |Проверяемые умения |

|контроля | |учащихся |

|1. Биологический |Особенности строения и | |

|диктант |функции клетки | |

| |одноклеточного организма. | |

| |Обыкновенная амеба, среда | |

| |обитания, передвижение, | |

| |питание, дыхание, выделение,| |

| |размножение, образование | |

| |цисты. | |

| |Возможные трудности, которые| |

| |могут возникнуть при | |

| |составлении диктанта: | |

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.