на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики


Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ИХ РОЛЬ В

ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

МАТЕМАТИКИ

Выполнила:

студентка IV курса ФНК

Янченкова Ирина Витальевна

Научные руководители:

к.п.н., доц. Беловолова С.П.

ст. преп. Сутягина В.И.

учитель русского языка

Каштанкина Л.И.

НОВОСИБИРСК ( 1998

Содержание

стр.

Введение

............................................................................

................................. 2

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования

познавательных интересов младших школьников

....................... 4

§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательно интереса

............................... 4

§ 2. Понятие «познавательный интерес»,

его структура

...................................................................

..... 10

§ 3. Уровни и критерии сформированности

познавательного интереса

................................................... 19

§ 4. Общая характеристика воспроизводящей и

творческой деятельности, их соотношение в

учебной деятельности младших школьников

................... 25

Глава II. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках русского языка

через использование творческих заданий

.................................. 30

§ 1. Воспроизводящие и творческие работы

учащихся на отдельных этапах учебного

процесса на уроках русского языка

................................... 30

§ 2. Воспроизводящие и творческие работы

учащихся при закреплении материала по

русскому языку

...................................................................

. 47

§ 3. Воспроизводящая и творческая деятельность

учащихся при обучении умениям и навыкам

................... 59

Глава III. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках математики

через использование творческих заданий при

работе с понятиями

........................................................................ 70

§ 1. Общая характеристика «понятия»

...................................... 70

§ 2. Анализ различных методик формирования

понятий у младших школьников

.......................(.(...(. 80

§ 3. Методика формирования познавательных

интересов младших школьников через

использование творческих заданий при

работе над понятиями «Объёмные тела»

........................... 85

§ 4. Составление геометрических словариков

как один из видов творческих заданий при

формировании геометрических понятий у

младших школьников

........................................................ 101

Заключение

............................................................................

........................ 105

Библиография

............................................................................

.................... 106

Введение

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической

наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не

нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия

педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая

потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а

результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,

очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство

педагогического воздействия, в частности, в средство формирования

познавательных интересов младших школьников, в средство формирования

потребности учиться, получать знания.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного

исследования «Творческие задания и их роль в формировании познавательных

интересов младших школьников на уроках русского языка и математики».

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании

познавательных интересов младших школьников.

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих

познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках

русского языка и математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных

интересов младших школьников на уроках русского языка и математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

В дипломном исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность

формирования познавательных интересов

младших школьников на уроках русского языка и математики достигается через

использование творческих заданий:

а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении

умениям и навыкам;

б) направленных на формирование понятий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами

применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической

и методической литературы; организация целенаправленной опытно-

экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование,

изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал

определённые цели.

I этап (май 1995 г. – декабрь 1995 г.) — изучение и анализ литературы

по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и

анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

II этап (декабрь 1995 г. – декабрь 1996 г.) — проведение опытно-

экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий,

проверочный варианты эксперимента.

III этап (декабрь 1996 г. – май 1997 г.) — анализ результатов

исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное

оформление результатов исследования, формулировка практических

рекомендаций.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её

результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и

студентов.

Глава I. Теоретические основы проблемы

формирования познавательных

интересов младших школьников

§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в

практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований

жизни. Социально-экономи-ческие изменения в России начиная со второй

половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития

просвещения.

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,

пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,

однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие

для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,

И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них

«новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу

ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить

детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя

перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных

документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.

Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов

занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса

к учению с нравственностью.

Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во

взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в

учении. Условием развития

любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей,

которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению»,

выражающему интерес, внимание к изучаемому.

Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.

В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных

Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с

уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё

же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой

дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.

Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

Впервые любопытство от любознательности отграничил

В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при

надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к

познанию, развивающую умственную самостоятельность.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность

детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,

книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут

заинтересовать детей, так как природа близка им.

Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна

связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла

найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной

России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

Со второй четверти XIX в., когда усилилась реакция, тем более не было

условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление

любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных

способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести

низшие сословия к недовольству существующим строем.

К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в

тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 –

1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы

носили, в основном, формальный и декларативный характер.

И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в

решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему

интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой

проблеме всё ещё не было.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее

побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность,

связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту

ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать

перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание

— в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять

занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от

серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы

наставления К.Д. Ушинского.

Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.

Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному

развитию детей.

Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-

педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему

миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих

педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес

ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его

способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого

является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления

интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,

которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем

оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,

опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и

любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов

высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали

интерес детей к учению.

В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий,

которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов не мыслили развития интереса к

учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их

единство способствует формированию активного отношения к действительности.

Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа

с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-

методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания

предметов, затрагивали проблему интереса.

Методическая мысль была единодушна в том, что вызывать интерес к учению

особенно важно на первоначальном его этапе.

Н.А. Корф, видный деятель начальной школы этого периода,

идентифицировал интерес с чувством удовольствия и обращал внимание на

методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от

ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с

тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь

волю и внимание.

Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было

много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,

консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное

положение народного учителя.

В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении

А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался

через призму интереса.

Проблемой интереса занимался известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г.

вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический

очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. Каптерев

попытался классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические,

социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и

она практически не нашла своего применения.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-

воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных

строить коммунистическое общество.

С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в

обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в

обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он

считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального

опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к

окружающей среде.

И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на

стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который

необходимо укреплять и продолжать.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и

развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного

вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,

наталкивающих на вопросы, и т.д.

Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны

интересом, что содержание образовательной работы определяется детским

интересом.

В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство

содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного

процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами

детского коллектива и интересами отдельной личности.

Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на

классно-урочную систему обучения.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток.

Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника:

неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес,

который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ

педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-

педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток,

накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей

(преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство

сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте

разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим

учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся,

обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

§ 2. Понятие «познавательный интерес», его структура

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет

множество трактовок в своих психологических определениях, он

рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г.

Морозова);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его

жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать

окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в

действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в

стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные

стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в

познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием

многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной

области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с

соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и

отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание,

мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых

способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические

процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к

постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности

(изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и

значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов,

привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность

обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой

деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их

них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы,

нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного

производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании

технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности

содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы,

способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек,

одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием,

более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое

складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в

социальных условиях его существования и никоим образом не является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.