на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Типичные ошибки в семейном воспитании


Типичные ошибки в семейном воспитании

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Реферат по теоретическому курсу

“Семейная педагогика”

“Типичные ошибки в семейном воспитании”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

1. Нормативная часть

Основы семейного воспитания.

Воспитательный потенциал семьи.

Одарённые дети – какие они?

Особенности воспитания одарённых детей в семье.

Дети с нервно-психическими отклонениями.

Особенности воспитания нервных детей в семье.

Основы организации сотрудничества школы и семьи.

Общение учителя с родителями.

2. Творческая часть

«Типичные ошибки в семейном воспитании»

Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания

Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании

Заключение

3. Список использованной литературы

Нормативная часть

Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок

в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей

жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней

ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по

длительности своего воздействия на личность ни один из институтов

воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы

личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину

сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного

фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не

может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может

сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто

вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих

детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности;

несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того

не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как

сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо

точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие

воспитательное значение.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно,

чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами,

чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в

воспитании маленького человека – достижение душевного единения,

нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не

стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию

детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга.

Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные

требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно

должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы

ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти

вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм

взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая

решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что

будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная

любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их

ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребёнок не

удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение

меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не

уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая

должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) . Ребёнок может

вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже

отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются,

всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей,

которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при

столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская

уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих

себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания

ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь

этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное

воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем

или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека –

все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый,

индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В

родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и

временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь.

Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко

индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на

любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную

родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному

поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.

Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач,

более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания,

учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут

быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных

взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье

проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства

инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в

семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим

трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-

либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных

отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже

целесообразности независимого существования взрослых от детей, может

порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип

взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных

отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее

организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации

преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим

типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество,

становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей

играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств,

возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем,

что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь

каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.

Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную

жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше

выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и

психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия

благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у

ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая

естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это

относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И тем не менее

подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской

любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией

подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие

своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это

требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и

возможно правильное формирование психического мира человека, только на

основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна

научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям

любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это

приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот –эти

неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви,

когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного

фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это

универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может

быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого

ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с

родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую

любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя

заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и

родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого

друг с другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении

диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение

ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное

значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем.

Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в

общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не

объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в

известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует в общей

жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё

важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка

в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект

самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для

родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами

своих детей.

Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви

необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На

психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями

называется принятием ребёнка. Под принятием понимается признание права

ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том

числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать

неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными

ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка

личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый!

Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет

родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым по сути она ни была,

какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с

ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать

для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать

критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный

поступок.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в

семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность

воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой

системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит

осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе

займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

Одарённые дети – какие они?

Работы известного психолога Н.С. Лейтеса по изучению психики одаренных

детей занимают видное место в русской педагогике. Многие психоло-

педагогические принципы развития творчества у детей младшего школьного

возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец,

Ю.З. Гильбух.

Ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть

предшественником подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве

блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся

умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе

возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств

интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и

утрата некоторых детских возможностей.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период

усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на

нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,

расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая

умственные достоинства и в будущем.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Следует учитывать и такое обстоятельство: могут измениться интересы и

устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто

затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в

чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая

неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей

в дальнейшем развитии ребёнка. Таким образом, имеются возможные причины, по

которым ребёнок с многообещающим умственным стартом может не оправдать

ожиданий. Но совершенно неверным будет вывод, что ранние проявления

одаренности вообще не надо принимать всерьез: возрастная одаренность далеко

не всегда проходит бесследно – она определенным образом сказывается на

формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются – необычность этих

детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Особенности воспитания одарённых детей в семье.

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта,

не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более

счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным

расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в

ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и

гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку

пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление

чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило,

опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову

ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими

способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют

знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе

самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В

дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего

человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к

ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести

запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен,

кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А

ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими

успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления

необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со

временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно

не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее

независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то,

чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая

ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,

учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить

родительское воспитание.

Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание

далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат

одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же

уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока

другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит

от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных

учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы

в том, что:

а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен

возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;

б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а

некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не

всегда понятной умственной активностью.

Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику

более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие

намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко

педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок

нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников,

склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет

новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим

ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в

тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти

перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все

же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться

и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна,

он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой

недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется

занятиями?

Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему –

ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате

уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся

дети оказываются в конфликте с учителями. Причина такого конфликта в том,

что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под

стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может,

кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним

подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они

вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою

любознательность и творческие порывы.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним

умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он

обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят

необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во

взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.