на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Серия натюрмортов: Природа, поэзия и искусство - вечны


Серия натюрмортов: Природа, поэзия и искусство - вечны

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЖЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аксенова Ксения Евгеньевна

студентка 4 курса 341 группы

очного обучения «дошкольное образование»

Серия натюрмортов на тему:

«Природа, поэзия и искусство – вечны»

Дипломная работа

Научный руководитель:

А.В. Аникина

Ижевск, 2001

План

Введение

1. Актуальность выбранной темы

I. Основная часть:

1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.

2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны».

Этапы работы.

3. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с

натюрмортом.

II. Заключение.

III. Библиография.

Приложение

I. Введение

Впервые за много лет у нас появляются направления, концепции,

ставящие целью возрождение культуры, приобщение всех детей к нравственным,

духовным ценностям, в частности, через искусство. Назовем некоторые

комплексные программы. «Мир вокруг нас» (Попова Т.И.) – программа игровой и

художественной деятельности предполагает полихудожественные формы развития

и воспитания детей, которая позволяет приобщить детей к искусству разных

видов, понять их истоки, приобрести базовые представления об отдельных

формах художественной деятельности; программа «Семицветик» (Ашиков В.И. и

Ашикова Е.Г.) предполагает то же самое. Программа художественно

–эстетического развития дошкольников (Т. Фокина и В. Хитрова) ставит

несколько задач: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения

искусства, знакомство со всеми видами искусства, формирование умения

высказывать свое отношение, умение сравнивать, анализировать, обобщать и

т.д. Наиболее разработанные разделы по изобразительной деятельности и

эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства, на наш

взгляд, есть в программах «Радуга» и «Детство».

Тема диплома: «Серия натюрмортов «Природа, поэзия, искусство –

вечны»» выбрана не случайно, она содержит в себе проблему. Проблемой

является то, что эта тема недостаточно разработана в контексте новых задач

эстетического развития дошкольников. Следует отметить, что эстетическому

воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к

прекрасному, долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде

всего стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а

духовное их развитие оставалось на втором плане. Как понятна в этом плане

тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключался в

том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к

художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать

художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность

суждений, понимание подлинного искусства.»

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству.

Характерная особенность искусства – отражение действительности в

художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка,

воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни,

помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на

становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка

предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко

чувствовать живопись. Эстетическое образование предполагает ознакомление с

разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов,

пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному

творческому процессу, воспитание грамотного зрителя, способность понимать,

созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения

прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и

совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус,

способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но

и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство

и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с

пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

II. Основная часть

1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является

изобразительное искусство и, в частности, живопись. А одним из

интереснейших и своеобразных жанров живописи – натюрморт. Приступая к

работе над натюрмортами, возникла необходимость познакомиться с историей

жанра натюрморт, работами известных художников. Кратко остановимся на

истории натюрморта как жанра живописи.

Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16-17

столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Наряду с бытовым

жанром, натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в

котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские

добродетели. Однако великие мастера доказали, что вещи могут

характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца,

порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.

Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта – греческом

живописце Пернакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его

картины послужили образцами для фресок в Помпеях. Это яркие и сочные

изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных

приборов, монет.

Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является

изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно

связанный с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в

западно-европейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная

школа по-своему, самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский

натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждом художественном центре

страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и

плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные «завтраки», в

Амстердаме – роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги и

другие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты –

череп, свечу, песочные часы.

В натюрмортах относящихся к началу 17 столетия, предметы расставлены

в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах

детали наделены символическим значением: яблоки напоминают о грехопадении

Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – оболочка,

оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти.

Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение. Таковы, например,

полотна Балтазара ван дер Аста (1590 – 1656 гг.)

У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают об

отвлеченных истинах, сколько служат для создания самостоятельных

художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую,

не замеченную прежде красоту. Вид натюрморта, получивший название

«завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве

живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Они стали

создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов,

уставленных скромным набором предметов , типичных для семьи голландского

бюргера 1630 – 1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих

произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого

поколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.

Харлемский живописец Питер Клас (1597 – 1661 гг.) тонко и умело

подчеркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из

них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды

(около 1594 – около 1680 гг.) царит живописный беспорядок. Чаще всего он

писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы

сервировки, еда, к которой едва притронулись, – все здесь напоминает о

недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразными световыми

пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с

крабом», 1648 г.)

Во второй половине 17 века место скромных «завтраков» Класа и Хеды

займут более богатые и эффектные «десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема

Кальфа. На их полотнах изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и

экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и голубой фаянс, и кубки из

морских раковин, цветы, виноградные гроздья, полуочищенные плоды. В этих

натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета,

умение тонко сопоставить материал и фактуру, разнообразные композиции,

изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого

предмета.

Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины

фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные

натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы,

кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от

самых обычных до редких и экзотических пород. Автором этих картин был Франс

Снейдерс (1579 – 1657 гг.), а сами полотна составляют оригинальный и

своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки» («Рыбная лавка»,

«Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). Снейдерс с любовью и мастерством

передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природы в

неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их в роскошные

декоративно-целостные циклы картин.

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу

низменных жанров, однако именно в 18 веке во Франции появляются

великолепные полотна Ж. Б. С. Шардена (1699 – 1779 гг.). Мастер был знаком

с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к

натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько

очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них

строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушенные,

на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их

подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их.

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19

века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира

вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт

как своеобразное декоративное панно.

Постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах

акцентируют свежесть первого впечатления, разрабатывают сложные проблемы

композиционного и цветового решения картины. Необычайно колористическая

экспрессивность А. Матисса видна в работах: «Подсолнечники в вазах» –

теплая цветовая гамма; «Фрукты и кофейник» – холодная гамма; «Синий горшок

и лимон» – цветовая доминанта. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно

использовал свойства холодных тонов уходить в глубину, а теплых –

выдвигаться навстречу («Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики и

груши»). Он также утверждал, что «все в природе лепится в форме шара,

конуса, цилиндра…»; пространственное восприятие предмета зависит от его

цвета.

С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой

лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления

эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в

то время как представители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы

передачи пространства и предметов: конструируют объемы на плоскости,

расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек

зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины

коллажи – различные присыпки, куски газет и другие материалы.

В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются

работы итальянского живописца Д. Моранди, отличающиеся мягким

созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой

цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных,

скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д.

Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо.

Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т.

Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие

развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем,

что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был

обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге

занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение

искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта.

В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это

были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет

цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт

выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их

собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному

воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных

пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы»,

«Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу

моря».

На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин

и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные

произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи

Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». Его

натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с

самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился

передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь

московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих

красок – густых и очень ярких.

В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над

натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А.

Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере,

отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были

созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение

к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего

человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.

Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта,

провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности».

Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров,

детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы

работы.

Кратко ознакомившись с историей натюрморта, мы поняли, что этот

термин появился в начале 19 века во Франции и означает «мертвая натура».

«Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к

действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет

сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не

обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными

отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка, «Натюрморт в советской

живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная

жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в

предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного мира,

произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и

инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру

предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность,

хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её

познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и

разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому,

закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным.

Это придает натюрмортам философскую глубину.

Творческий процесс над серией натюрмортов начинался не с первых

штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывания и постановки

натюрморта, выбора его темы.

На выбор темы повлияло знакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В.

Хеда «Ветчина и серебрянная посуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов

«Цветы в интерьере», Г. Нисский «Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка

яблони», В. Мухина «Натюрморт с геранью», И. Ромадин «Северный интерьер»,

М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина «Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый

этаж». А также знакомство со стихами:

Ф. Тютчева о весне:

«…Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась…»;

об осени:

«… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…»;

А.К. Толстого о весне:

«… Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поет…»;

Д. Кедрина о зиме:

«… На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз…»;

И. Бунина о зиме:

«…Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса…»;

Н. Грекова об осени:

«Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина…»

Работы художников и стихи русских поэтов-классиков подтолкнули меня к

выбору основной темы – «Природа, поэзия и искусство – вечны».

После выбора темы начался этап эскизов – поиск изобразительного

решения обозначенной темы. Было решено, что это будет триптих под условным

названием «Осень, зима, весна». Затем начался предварительный анализ

натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски на отдельных листах. Так как, на

наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа, через пейзажное восприятие

мира, было решено, что главным связующим звеном будут окно и пейзаж за

окном. Началась проработка в эскизах композиционного решения каждого

натюрморта и его схематическое решение, а также поиски соотношения общих

масс предметов натюрморта, изучение характера предметов и уточнение

пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов,

конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы

над этюдами.

Этюды – это работы, выполненные с натуры. Они служат подготовительным

материалом при создании произведений. С помощью этюдов конкретизируется

замысел произведения, прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые

решения натуры, а также способы и приемы письма. На первоначальном этапе

было сделано 3 этюда, решенные в приблизительной цветовой гамме и

написанные акварелью и гуашью.

Акварелью были написаны этюды с осенними и весенними пейзажами за

окном, потому что важнейшими свойствами акварельных красок являются

прозрачность, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель

прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро и легкость облаков,

игру водяных струй дождя, нежность цветочных лепестков, молодых зеленых

листьев. Возможности акварели широки – её краски то сочны и звонки, то

воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены. Акварель незаменима в

передаче стремительно меняющихся состояний природы, эффектов освещения и

яркий впечатлений. Ничем, на наш взгляд, кроме акварели невозможно было

передать свежесть впечатления от пробуждающейся природы и сиюминутность

желтизны и красоты золотой осени.

Для достижения выразительности были использованы различные техники

акварельной живописи, которые сочетались в одной работе – это приемы «по

сухому», «по сырому» и лессировка. Первый слой работ под условным названием

«Осень», «Весна» писался «по сырому», то есть перед нанесением красочного

слоя бумага смачивается с двух сторон водой. Этой техникой были написаны

весенние и осенние пейзажи за окном. Для окончания работы использовала

лессировку – наложение одного цвета на другой, работала почти сухой кистью,

которая обогатила цветовое и фактурное решение работ.

Этюд под условным названием «Зима» был выполнен в технике гуаши.

Выбор этой техники был не случаен, так как гуашь – краска непрозрачная,

плотная и, высыхая, она приобретает матовую бархатистость, что напоминает

фактуру снега. Гуашь содержит белила, которые так необходимы в передаче

зимнего состояния природы.

Завершив работу над тремя этюдами, обозначились названия трех работ:

«Первоосенье», «Зимний натюрморт», «Весточки весны». Эпиграфами к этим

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.