на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам


Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие

способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом,

служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение

ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,

нравственные ценности;

б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на

каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье

вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой

составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с

первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.

Изменяются только формы воспитания;

в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),

побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на

самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать

свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей,

которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник

жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание

развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно

вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.

Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это

прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те

качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно

демонстрируешь.

А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:

1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее

членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между

супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;

2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

социально-статусная – предоставление членам семьи определенного

социального положения в обществе.

Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-

физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению

социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-

первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья

перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и

детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права

человека, выводит из семейного эгоизма […..].

Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от

стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной

поддержки между поколениями […..].

Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в

распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в

определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации

взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы

зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в

системе брака, формализированных различным образом личностными

особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются

различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития.

Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно,

поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь,

однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного

жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику

внутрисемейных отношений […..].

Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном

передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта

эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта

отношения к явлениям, продуктам жизни.

1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое

развитие подростков

Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко

ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или

девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное

представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он

является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует

свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И

вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано

с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому

расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может

ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть

так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала

(реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это

чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться,

утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не

успокоят его, это может привести к беде […..].

Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это

очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом

возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим;

подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его

представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть

осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у

родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь

сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить

которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому

человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания

невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и

не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и

матери, которые должны создавать все это [ ].

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут

вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже

привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно

бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы

пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы

лечатся [ ].

На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме.

Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого

следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть

жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали

включать в рубрику продуктов питания.

Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление

алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому

пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь,

относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в

социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство),

приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой

деятельности.

Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться

как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно

– «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная

зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов –

физической и психической зависимости […..].

Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения

ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные

напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже

подростки.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только

семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно

может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы

отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули,

почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей.

Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера,

лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.

[…..]

Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые

отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после

развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для

полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее

регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости

прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка

[…..].

Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии

они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной

раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные

«промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное

поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений,

горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет

долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку

трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки,

интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное

время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У

таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы

саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков

развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает

заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция,

эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится

интеллектуальное развитие […..].

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка

психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это

тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к

вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по

стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих

наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к

себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные

привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них

может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у

них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он

будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и

презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен

возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки.

Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и

т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого

общества, и опять происходит негативная социализация личности такого

подростка.

Нередко встречается прямое культивирование патологических форм

поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера

подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая

ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].

Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы

купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству,

проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни

детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание

этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного

лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в

инвалида.

Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые,

пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному

насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это

травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков,

которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям.

Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей

пьяниц.

В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у

подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией,

хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети

становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно

неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую

хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества

[…..].

Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или

пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым

пьянством и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо

приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути

преодоления всего того, что приводит к пьянству […..].

Негативное влияние семьи алкоголиков оказывают на физическое развитие

и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и

к миру.

1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное

отношение к алкоголю

Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма,

позволил выделить следующие из них:

– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-

неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность,

неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы

быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем.

Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены

социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных

факторов риска;

– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Районы

проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто

меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и

общности среди людей, населяющих их, которое существует в более

благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем

преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают

основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди

местной молодежи;

– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства

оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка,

поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми

друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление

трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность

возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;

– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с

вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет на продажу

алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли

продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой

ответственности;

– семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в

семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься

к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы,

так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в

семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в

4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в

нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение

к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют,

имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные

напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.

Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному.

Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную

зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными

напитками в юношеском возрасте. Молодые люди, начинающие –пить в возрасте

до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит

пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет.

Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста

против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов.

Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к

алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление

алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана

с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально

насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя

и правонарушениях;

– реклама. Алкогольные изделия открыто рекламируются. Сопровождающая

их информация, например, «Полная свобода», «Всегда первый…», «Свежий взгляд

на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании подростка алкоголь с такими

ценностями жизни, как свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих

связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не

осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное

стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя

свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу

макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять

рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не

испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и

окружающими взрослыми людьми.

Некоторые подростки, по мнению ряда исследователей, даже когда они

подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования

показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд

защитных факторов:

1) чувство юмора;

2) внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;

3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым

человеком, помимо родителей. На сознание подростка большое влияние может

иметь учитель;

4) убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе

нравственные ценности:

– успешное овладение необходимыми умениями;

– признание и одобрение умелых действий;

5) нормы, исключающие употребление алкоголя, принятые в семье, в

школе, в общине […..].

Таким образом, семья является одним из факторов (как побуждающих, так

и сдерживающих), определяющих отношение подростков к алкоголю.

1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков

Социальный педагог ориентирует семью на выполнение ряда принципов.

Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе

воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий

взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания

проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как

социального явления.

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует

руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно

выстраивать политику воспитательной деятельности [ ]. К важнейшим

принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

1) Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление

характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который

представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый

результат. В значительной степени современная семья ориентируется на

объективные цели, которые формируются в каждой стране как главный компонент

ее педагогической политики. Носителями объективных целей воспитания

являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе

связана. Так, многие семьи, исходя из интересов подростков, учитывают цели

и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что

обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности.

2) принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на

житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых

из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все

человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. получено много научных

данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного

процесса. В ряде исследований (Т. А. Маркова, Л. В. Загик и др.) выявлено,

что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с пониманием родителями

педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей

приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

3) Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа

заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность,

таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами,

вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам,

нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность,

уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. Это

значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «я» на

том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям

свойственно видеть «проблемы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо

образцом, каковым чаще всего является сверстник в семье друзей или

родственников.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.