на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Специфика музыкального воспитания дошкольников


могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления

(через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки,

могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо

ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт

восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих

импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей

сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других

людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование

художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети

передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий,

повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей

преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха,

налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые

представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения

о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные

потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может

исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно

детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует

развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает

детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает

реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей,

пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной

деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в

движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические

упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства

более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя

Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в

качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор

Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития

музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического

воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что

обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое

«чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал

умение выражать себя в движениях.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными

реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому

движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание

детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого,

отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики,

взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти

свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и

образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка.

Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия

по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на

положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь

музыкальный смысл, этих занятий исчезает» (24, стр.200). Для того, чтобы

сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений,

занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы

танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер,

а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются

различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой

интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в

20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит

идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он

провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных

инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран

репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для

исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые

правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные

методические рекомендации по использованию, настройке инструментов,

последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах,

описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает

музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные

способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда,

помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные

способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство

ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые

представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам,

различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра

на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,

воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого

инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны

почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться

использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается

музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать

индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают

попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды

детского музыкального исполнительства.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала

возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского

творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи,

взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и

экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят,

а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что

необходимое условие возникновения детского творчества – накопление

впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для

творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества

– накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально,

непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою

очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает

развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно

не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого

ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность

музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального

содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности,

оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить

основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества

требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных

ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая

деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности:

в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное

творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста,

используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих

проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в

пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы

сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает

упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых

представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их

импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств

может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая

активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения

музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике

возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности

музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть

возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений,

которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей.

Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как

поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее

содержание.

Инструментальное творчество детей как правило проявляется в

импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте,

непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает

на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество –

владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах,

различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие

музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы

дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить

настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который

предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это

помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного

языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только

обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают

необходимые теоретические знания о музыке.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные

знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки –

характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием

музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке

каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную

окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный

лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение,

нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму

(количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски

музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том,

что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из

звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют

различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их

чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на

характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми

различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных

произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные

знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах,

средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах,

овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и

т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от

других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в

процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для

развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах,

приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята

приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками

(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической

деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их

исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера

музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от

характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики,

акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов,

усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных

инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах,

приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной

деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к

общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он

проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются

наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной

деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение

психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие

личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном

детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и

соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие

именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы

уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение

осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она

перестает быть развивающим.

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛОНИКОВ

§ 1

СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство

дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания

в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество

программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого

дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той

программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального

воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального

воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это

достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида

деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально -

образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий –

фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой

форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение,

музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения

элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи,

которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический

способ построения программы.

Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в

области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных

инструментах.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится

на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия

произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные

пособия –литературный текст, условные обозначения, карточки,

соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно

произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием

акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме

и т.д.

В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание

на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых

развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что

для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по

нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно

воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях

следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой

используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей

советскими композиторами.

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать

произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике.

В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки

исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение,

своё чувствование музыки.

ПРОГРАММА О.П.РАДЫНОВОЙ

Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена

группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под

редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной,

поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах

совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный

педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры,

развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой

личности ребёнка» (20,стр.7). Всего этого можно достигнуть, считает автор,

через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не

должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию

предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов

музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной

деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах)

формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа

выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно

взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети

слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать

музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие

характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют

внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а

научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е.

накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные

в музыке.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения

предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование

у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о

чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно

именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-

дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное

восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По

содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические,

комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.

СХЕМА

| | | |Занятия | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Фронтальные | |По подгруппам| |Индивидуальны|

| | | | |е |

| | | | | | | | | | | | |

|Тип| |До| |Те| |Ком| |Типо| |Дом| |Те| |Тип| |До| |Тем|

|ово| |ми| |ма| |пле| |вое | |ина| |ма| |ово| |ми| |ати|

|е | |на| |ти| |ксн| |(ран| |нтн| |ти| |е | |на| |чес|

| | |нт| |че| |ое | |ний | |ое | |че| |(ра| |нт| |кое|

| | |но| |ск| | | |и | | | |ск| |нни| |но| | |

| | |е | |ое| | | |млад| | | |ое| |й | |е | | |

| | | | | | | | |ший | | | | | |воз| | | | |

| | | | | | | | |возр| | | | | |рас| | | | |

| | | | | | | | |аст)| | | | | |т) | | | | |

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе

синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов

программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах

развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и

включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы

хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют

на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения

различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной

выразительности» (21, стр.3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком

произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных

знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода

«художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку

для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический

характер художественно-творческой деятельности» (21, стр.4). Наиболее

плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи,

литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры

ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов

организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов

музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в

оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их

сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и

стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и

доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств,

авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит

органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к

тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке

в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и

даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года

жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в

музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не

ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях,

персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные

произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне

ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует

его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают

создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая

настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы

(П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы

рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит

его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят:

«Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета

со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты

и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же

научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач

музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа

«СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его

подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими

возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела:

«Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети

знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева.

Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки –

балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных

жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи

фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Авторы программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.

§ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию

дошкольников. Сравним их.

Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой,

но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей

является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области

восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных

инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование

музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е.

элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат

средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности

тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг

от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения

программа Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок

проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает,

танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех

гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти

программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр

и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии,

ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая

музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не

предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как

показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании

эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает

интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий.

Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое

усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в

них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что

формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам,

индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны

быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение,

игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне

кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития

ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает

его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для

становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается

на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного

ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать

музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку,

игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог

ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и

т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

ГЛАВА 3

РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ САДАХ г.РЕЖ

Большинство детских дошкольных учреждений г.Реж используют для

музыкального воспитания детей программу Н.А.Ветлугиной. В результате

проведенных мною исследований в дошкольных учреждениях г.Реж выяснилось,

что музыкальные работники на практике не имеют возможности реализовать эту

программу полностью. Данная программа не реализуется по двум причинам:

дефицит времени на занятиях (два раза в неделю по 25-30 минут),;

1. зависимость от календарных праздников (разучивается музыкальный

репертуар с целью его использования на праздничных утренниках).

На занятиях редко применяются слушания музыки и игра на музыкальных

инструментах, почти не используется творчество, отсутствует вокальные

упражнения – попевки для формирования элементарных вокальных навыков,

полностью отсутствует знакомство с нотной грамотой и основными музыкальными

понятиями. Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего

обучения. В процессе игры на музыкальных инструментах формируется одна из

основных музыкальных особенностей – звуковысотный слух. Качество пения

снижется из-за отсутствия вокальных и слуховых упражнений.

Как видно из таблицы, на музыкальных занятиях почти не используется

творчество, игра на инструментах, дидактические пособия, наглядные пособия,

полностью отсутствуют музыкально-теоретические понятия. По причине

отсутствия дидактических и наглядных пособий дети не могут полноценно

воспринять прослушанное произведение. Чтобы запомнись что-либо,

недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные

пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более

полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без

наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский

писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется

мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только

стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку,

то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен,

если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты

держишь его как птичку, то она плохой твой помощник» (26, стр.121).

Такое использование различных видов деятельности объясняется тем, что

используя на занятиях, преимущественно, пение и музыкально-ритмические

движения, педагогам легче составить программу концерта для праздничного

утренника.

В процессе своих наблюдений я пришла к выводу, что дошкольники,

выпускаясь из детского сада, не умеют анализировать музыку, чисто петь,

слушать, не имеют представления об элементарных музыкальных понятиях

(направление движения мелодии, регистры, лады).

§ 2

Рекомендации по совершенствованию

музыкального воспитания дошкольников

Посетив музыкальные занятия в детских садах, я заметила, что

большинство занятий проходят однообразно и очень мало используются игровые

формы обучения.

Пользуясь свободой в составлении плана занятия, педагоги часто большую

часть времени занятия уделяют пению. Таким образом разучивание песни длится

10-15 минут, дети начинают отвлекаться быстро утомляются. К.Ф.Ушинский

писал: «Основной закон детской природы можно выразить так – ребенок

нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее

однообразием и односторонностью». Исходя из этого утверждения и из

собственной практики работы с дошкольниками в ДМШ я рекомендую все виды

детской музыкальной деятельности организовывать в игровой форме. Игра, это

основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не

проявляет себя так полно, как в игре. Об этом много говорится и пишется, но

на практике применение игровых форм на занятиях носит исключительный

характер.

В своей практике на каждом занятии я с ребятами «отправляюсь» в гости в

музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания

на занятии имеют игровую форму. Например, песни мы разучиваем по фразам,

как эхо, а не повторяем просто так 1 куплет по три раза, для выполнения

ритмических упражнений мы превращаемся в радистов и т.д.

Каждое занятие пронизано линией сквозного развития, одно событие

(задание) вытекает из другого. Занятия получаются очень содержательными и

интересными. Это важно для запоминания учебного материала. Память ребенка

– это его интерес. Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение

от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности,

тем самым обеспечивая запоминание.

В тоже время следует помнить, что у дошкольников процессы возбуждения

преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать

занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные,

расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к

разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и

запоминания.

Как мы видели из предыдущей главы, на музыкальных занятиях практически

не используются дидактические карточки и наглядные пособия, предусмотренные

во всех программах по музыкальному воспитанию дошкольников. Это

отрицательно сказывается на усвоении знаний и навыков. У детей в этом

возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому необходимо

поддерживать его посредством наглядных пособий и действий самих детей с

дидактическими материалами.

Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно,

что заинтересовать детей чем либо взрослый может только когда он увлечен

сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой

музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый

проявляет равнодушие, оно передается и детям. На практике я наблюдала это

на примере движений под музыку: в одном садике музыкальный руководитель

любит и умеет танцевать, когда то занималась хореографией, и дети на ее

занятиях танцуют все так, будто посещают специальные занятия хореографии. В

другом же садике музыкальный руководитель равнодушен к танцам и дети на его

занятиях исполняют танцевальные движения нечетко, невыразительно.

ВЫВОДЫ

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольных учреждениях

города Реж, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, я пришла

к выводу, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по

музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и

эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по

музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной

деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям

по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут

проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться

эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

На мой взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание

дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ,

методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось,

использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,

1981;

4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост.

В.И.Руденко – М.: 1980;

6. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие - М.: 1978;

7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

8. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов /

под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

9. Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для

искусства: лекции – М.:1922;

10. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

11. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред.

Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

12. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

13. Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева – Л.:Музыка,

1970;

14. Музыка – детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка,

1976;

15. Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка,

1981;

16. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

17. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //

Восприятие музыки – М., 1980;

18. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

20. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное

воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос,

1994;

21. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе

синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2000;

22. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе

синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998;

23. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

25. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М.,

1985;

26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

27. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкльного

воспитания – М., 1989.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.