на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современный комплексный подход к преодолению заикания


Современный комплексный подход к преодолению заикания

План

I Вступительное слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.с. 3

II Современный комплексный подход к преодолению заикания

1 Из истории становления метода . . . . . . . . . . . . . . .с.4-5

2 Лечебно-оздоровительная работа . . . . . . . . . . . . . .с. 5-7

а) лечебная обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. с. 5

б) режим дня и рацион питания . . . . . . . . . . . . . .с .5

в) закаливающие процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . .с.

6

г) лечебная физкультура и ритмика . . . . . . . . . . . с. 6

д) медикаментозное лечение . . . . . . . . . . . . . . . . .

с.6

е) физио и психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. с. 7

3 Коррекционно-воспитательная работа

а) задачи коррекционно-воспитательной работы с. 7-8

б) формы логопедической работы . . . . . . . . . . . . .с.9

- псих.-педагогическое изучение ребёнка . . . . .с.9

- логопедические занятия . . . . . . . . . . . . . . . .

. .с.9-13

- организация самостоятельной работы . . . . . . с.13

- использование помощи разных специалистовс.14-15

- консультационно-методическая работа с

родителями и педагогами . . . . . . . . . . . . . . .

с. 15-16

- воздействие окружающих на личность

заикающегося ребёнка . . . . . . . . . . . . . . . ..

. .с. 16

- повышение квалификации логопеда . . . . . . .с. 16

III Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . .с. 16-17

V Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.с. 18

I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей и её

можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о

расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные

толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и

позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого

речевого расстройства. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход

его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с

окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно

возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования

их речи и личности и ещё в конце хiх в. наш отечественный психиатр И. А.

Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в

возрасте от 2 до 5 лет. Но по мнению большинства учёных, заикание – это не

только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на

себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического

здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие

психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом

состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но тем

не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного

неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь павловским учением о высшей

нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной

нервной системы в целом.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять

заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени

проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый,

стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того,

заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его

успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления

ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на

его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма,

речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране

название комплексного метода преодоления заикания.

II CОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

1) ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДА

Становлению современного комплексного подхода к

преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и

пути преодоления этого заболевания. В связи с тем, что заикание является

весьма сложным речевым дефектом с разнообразными проявлениями, во все

времена рассматривали воздействие и медицинское и педагогическое, и

различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания

применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших

( Гиппократ, Аристотель, Авиценна и др. ). Но терапевтические средства не

являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь дополняли его.

С I в. н. э. до середины хiх в. применялся

хирургический метод, пока окончательно не утвердилось мнение о его

бесполезности и опасности использования ( Антилл, Эгинский,

Фабрицкий.......) . Хирургический метод лечения появился в результате

понимания заикания как следствие патологического строения артикуляционного

аппарата или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с

ортопедической целью восходит ещё к Демосфену, который применял для лечения

собственного заикания инородные предметы ( морские камешки ), держа их под

языком

во время речевых упражнений Впоследствии специалисты применяли различные

механические приспособления : язычную вилку, язычный нажиматель, распорку

для губ, накладки на оба ряда зубов и т. д. Однако самостоятельного

значения в лечении заикания ортопедические приспособления не имели.

С появления взглядов на заикание как на

невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное

значение психотерапевтическому воздействию ( Бертран, Шультесс, Лагузен,

Меркель, Г. Д. Неткачёв и мн. др. ).

Сторонники только дидактических приёмов воспитания правильной речи у

заикающегося ребёнка рекомендовали систему разнообразных и последовательно

усложняемых речевых упражнений ( Соран, Эфеский, Целий Аврелиан, Орибазий и

др.) .

Указания на необходимость комплексного

воздействия и серьёзные попытки его применения при заикании впервые

встречаются в трудах отечественных авторов – Сикорского И. А. ( 1889) и И.

К. Хмелевского (1897) .

И. А. Сикорский в лечении заикания включал гимнастику речи ( система

упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи ),

психотерапевтическое лечение ( создание условий, последовательное

усложнение речевых занятий........), фармацевтическое и динамическое

лечение ( медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения ).

Многоплановость лечебного воздействия по И. М. Сикорскому впервые стала

комплексной системой преодоления заикания. Опираясь на материалистическое

учение отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их

последователей, советские учёные, отобрав из разработанных ранее приёмов

всё лучшее, рациональное, создали современный комплексный метод преодоления

заикания. Развитию этого метода способствовали В. А. Гиляровский, М. В.

Серебровская, Ю. А. Флоренская. Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, С.

С. Ляпидевский, В. С. Кочергина, В. И. Селиверстов и многие другие.

Под современным комплексным методом преодоления заикания

понимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны

психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными

специалистами. Опыт работы с заикающимися многими авторами позволяет

заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его

воздействия условно можно

разделить на две составные части: лечебно- оздоровительную и коррекционно-

воспитательную.

2) ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Основной задачей лечебно-оздоровительной работы,

которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и

оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося,

устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их

психофизическом состоянии ( ослабление или снятие речевых судорог,

расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др. )

К лечебно-оздоровительной работе относятся : создание

благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и

рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура и

ритмика, медикаментозное лечение, физио и психотерапия.

И. М. Сеченов указывал. что в научное понимание

организма человека и его деятельности должна входить и влияющая на него

среда, т. к. без последней существование организма невозможно. Для

заикающегося ребёнка необходимо создать спокойное и в тоже время бодрое,

жизнерадостное настроение, отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своём

дефекте. На ребёнка благотворно влияет хорошо оборудованное помещение, в

котором проводятся лечебно-педагогические занятия ( удобная мебель,

интересные и красочные картины, дид. материал, плакаты и пр. ). Дружеское

участие работников и окружающих людей в сочетании с необходимой

требовательностью позволяет построить правильные отношения в процессе

лечебно-педагогической работы. Основные требования к речи окружающих

заключаются в том, чтобы тон их речи был спокойным, доброжелательным; речь

должна быть проста и доступна для понимания ребёнка, нетороплива,

выразительна, совершенно недопустимо подражание искажённой речи и тем более

передразнивание его.

Установлено , что систематическое чередование

различных видов деятельности, определённый ритм жизни имеют чрезвычайно

важное значение , т. к. способствуют нормализации и облегчению работы

высших отделов нервной системы и всего организма в целом Поскольку многие

заикающиеся дети являются соматически ослабленными, важно предусматривать

достаточное время для отдыха. Важное значение для детей имеет разнообразие

видов деятельности т. к. оно вызывает у детей интерес. Для детей

возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные,

нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать

самостоятельность. Огромное оздоровительное значение для нервной системы

имеет сон. Сон охраняет нервные клетки от истощения, снабжает их

питательными веществами, кислородом и выводит из них продукты обмена.

Правильное питание образует стойкие рефлексы и влияет на течение всех

биохимических процессов в организме. Необходимо также отметить благотворное

влияние витаминов на высшую нервную деятельность, реактивные силы и

иммунологическое состояние организма.

В режиме дня заикающегося ребёнка включаются и закаливающие

процедуры: ежедневное пребывание на свежем воздухе, прогулки. игры,

спортивные развлечения успокаивают нервную систему; воздушные ванны

активно воздействуют на сердечно-сосудистую систему; солнечные ванны и

водные процедуры усиливают и повышают обмен веществ в организме. Все виды

закаливания должны назначаться врачом строго индивидуально в зависимости от

состояния здоровья ребёнка и особенностей местных условий.

Физические упражнения, развивая в целоммышечную систему,

способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координированные

и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от

расторможенности движений,содействует воспитанию дисциплинированности. Всё

это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых

органов заикающегося ребёнка. В лечебных учреждениях используются и

специальные коррегирующие упражнения на занятиях ЛФК.

Мукально-двигательные упражнения помогают коррегированию

общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка

координируют движения определённых мышечных групп и поэтому являются

своеобразной частью лечебной физкультуры – это логопедическая ритмика.

Формы её могут быть разнообразны: отстукивание определённого такта,

изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от

темпа или характера музыки, пение, мелодекломация, рассказывание

стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски и т.

д. Это всё положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и

имеет серьёзное значение для тренировки и коррегирования общей моторики

заикающегося ребёнка.

Существенным компонентом комплексного метода является

медикаментозное лечение. Оно нормализует деятельность центральной и

вегетативной нервной системы заикающегося, ослабляет судороги

речедвигательного аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует

оздоровлению организма в целом. По наблюдениям В.С.Кочергина, роль

медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это

объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения

дополнительных функциональных наслоений. Итак, в комплексе с другими

лечебными компонентами, медикаментозное лечение даёт хороший

терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы

с заикающимися, способствует профилактике рецедивов заикания

По мнению большинства специалистов психотерапия – область медицины

и врачей. Однако в настоящее время значительно возросло непосредственное

участие логопедов в этой работе. Логопеды используют методы рациональной

психо[1]терапии , в некоторых случаях после специальной подготовки с

успехом применяют приёмы суггестивной психотерапии: постоянное убеждение

ребёнка в том, что он может и должен говорить без заикания, фиксация его

внимания на успехах в этом направлении. Следует отметить, что в комплексе

лечения психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия является

не только лечебным воздействием словом ( прямая психотерапия ), но и

лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц....( косвенная

психотерапия) . В современной психотерапии различают 2 основных вида

воздействия словом.:

1) рациональную (по Дюбуа ) или разъяснительную (по

В.М.Бехтереву ) психотерапию

2) суггестивную – внушение в бодрствующем состоянии или во

сне (гипноз ) и самовнушение (аутогенная тренировка )

Все виды психотерапии заикания в основном направлены, с одной стороны, на

устранение психогенных нарушений у заикающихся ( страх речи, ситуаций,

чувство ущемлённости и подавленности, навязчивой фиксации на своём речевом

расстройстве ), с другой – на перестройку у заикающегося ребёнка

изменённого под влиянием дефектной речи социального контакта с

окружающими. Рациональная психотерапия начинается прежде всего с изучения

заикающегося ребёнка. Тщательно собранный анамнез позволяет построить

необходимый план лечебно-педагогического воздействия, помогает глубже

изучить психические особенности ребёнка, вызывает доверие ребёнка,

откровенность и расположение к терапевту. На основании собранного анамнеза

и тщательного его анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и

коллективные психотерапевтические беседы в виде системы разъяснений,

убеждений и обучения.

Внушение (суггестия) – специальный метод психотерапии.

Различают внушение со стороны другого лица и самовнушение. Используется для

снятия психогенных наслоений – страха, фиксации на своём дефекте, ухода в

себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах,

а также для уменьшения силы судорог, для улучшения самочувствия. Существует

«одномоментный метод снятия заикания», предложенный К,М,Дубровским, который

по существу представляет собой императивное внушение в бодрствующем

состоянии. В лечении заикания используют и метод внушения в состоянии

гипнотического сна в комплексе с другими медико-педагогическими средствами

воздействия. В лечебных целях используется также метод аутогенной

тренировки, предложенный Шульцем.

3)КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Выбор рациональных путей коррекции имеет особое

значение в начальной стадии развития заикания*. Необходимо отметить, что

коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное

значение в комплексном медико-педагогическом методе преодоления заикания.

Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время

существует несколько методов логопедического воздействия для устранения

заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются од[2]ной цели –

воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать

у ребёнка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша, чуть

замедленно. Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с

неторопливым темпом общих движений ребёнка. Спокойное уравновешенное

поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает вырабатывать и

определённый темп речи. Умение справляться с волнением, погасить

возбуждение, нормализовать аффективные состояния у заикающегося ребёнка

также способствует этой цели. Важно при воспитании неторопливого темпа

речи обращать внимание на сохранение её выразительности и естественности.

Ребёнок, свободно владеющий словом, получает удовольствие от своей речи.,

при передаче своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации,

мимико-жестикулярные средства. Заикание лишает ребёнка такой возможности.

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация

речевого дыхания, т.к. у заикающихся оно обычно бывает поверхностным,

резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком

на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы

ребёнок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое

слово, а все вместе как одно большое слово, т.к. заикающимся обычно трудно

начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесёт разрозненных слов, тем

меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове ( опора на гласные звуки)

приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые

судороги на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных

звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.

Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по

исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса,

совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и

последовательно излагать свои мысли и желания.

Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы

– воспитание гармонично развитой личности. Основная задача – устранение у

заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание

правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в

коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и

нравственных представлений Исследованием установлено, что личностные и

речевые особенности детей формируются под влиянием воспитательных условий и

речевого окружения. Такова основная позиция советских авторов, в том числе

А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.Е.Левиной и других. Например, А.В.Запорожец

пишет: « Психические процессы и свойства человеческой личности не являются

врождёнными и не могут возникнуть только в результате созревания нервных

структур. Они формируются на протяжении детства под влиянием жизни и

воспитания». *

Логопед в своей работе широко использует методы разъяснения,

убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему

у них затруднена речь, убеждает ребёнка в том, что он может говорить

хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днём он говорит всё лучше и

лучше. Таким образом происходит постепенная перестройка отношения к своему

дефекту, к себе , к окружающим, меняются в лучшую сторону его

характерологические черты. Итак, воспитание навыков свободной правильной

речи и гармонично-развитой личности – это две главные задачи логопедической

работы с заикающимися.

Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического

изучения заикающегося ребёнка. Оно определяет выбор средств и приёмов до

начала и в процессе этой работы, позволяет оценить её результативность и

дать рекомендации после окончания. В конкретные задачи изучения ребёнка

входят:

- сбор анамнестических сведений, позволяющих судить об

особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся

картине его проявления;

- определения места и форм речевых судорог, частоты их

проявления и сохранных речевых возможностей;

- обследование состояния устной и письменной речи (импрессивной

и экспрессивной );

- выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений

психологических особенностей.

Результаты изучения заикающегося фиксируются логопедом в

соответствующей документации.

Логопедические занятия являются основной формой логопедической

работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-

воспитательное воздействие на заикающегося ( прямое логопедическое

воздействие ). Все другие формы работы логопеда составляют систему

косвенного логопедического воздействия ), т.к. по сути они способствуют,

дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и

индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных

навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются

групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных

упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы

психотерапевтического характера и т.д. Логопедические занятия должны прежде

всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на

речь и личность заикающегося ребёнка.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт

основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и

последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей

каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть

оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами

обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и

поведения.

Дидактический принцип системности и последовательности предполагает в

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.