на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников


локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в

свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его

причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно

переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг

психологического напряжения личности, но и определить пути его

нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при

которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно

равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного

учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция

удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость

трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении

последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее

сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути,

новые сочетания действий.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести

разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить

неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду

тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить

в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода

психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание

назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во

всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел

выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний

мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с

учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей

«психологической атаки».

- прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает

возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его

воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,

правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник.

По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей

четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке

истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный,

удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что

первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить

положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении

последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе,

ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом

и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь

дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить

его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем

не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы.

Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший

балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом

уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет

показать настоящие знания.

На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал

себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным

натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял

активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания

выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления

начался.

Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю

шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель

был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение

правильно все оценить и во всем разобраться.

Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за

Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его

интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва.

Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу.

Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю

выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные

пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию

порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое

никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши –

слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная

слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого

школьника.

- прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что

искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,

породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и

культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно

спрогнозировать возможные реакции.

В данном случае учительница получила понимание со стороны детей: «Я

давала открытый урок по физике для учителей нашего района. Урок не

получился. Вернее провалился! Ребята молчали. Не поднималась не одна рука.

Ночь я не спала. Утром села к письменному столу и начала писать. Надо было

выложиться, излиться, хотя бы перед собой. Я писала о том, что с детства

мечтала быть учителем. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне

нравиться сними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные.

Но очень жестокие. Что они не только не помогли мне, а совершили в

отношении меня предательство. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я

не приду больше в их класс. На урок я действительно не смогла прийти, и

передала им свою тетрадь. Я не сказала о содержании.

Дверной звонок выдал трель. Почти весь класс стоял на площадке. Вперед

вышел Олег и сказал: «ответ» и начал читать. Оказалось, что ребята

несколько раз прочитали мою тетрадь, и в классе было бурное собрание.

Узнала, что я замечательный человек. Они гордятся таким учителем. Но

оказывается, я все время подчеркиваю перед ними свое превосходство. Меня

считают высокомерной, черствой. Что они после моего письма поняли, как были

предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение,

преданность и любовь. Ко мне подошел Олег и поцеловал мою руку. Я ничего не

могла им ответить. Я ревела. Ревела с удовольствием, с радостью, ревела от

благодарности к этим благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо

знала»(3,78).

Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда,

что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

А должен ли учитель испытывать неожиданную радость?

Он, конечно, может радоваться вместе с учеником его достижениям, но

отлично знает, что эти достижения были им запрограммированы. Но возможно,

что и для учителя радость его воспитанника может оказаться неожиданной,

если он не предполагал его скрытых возможностей, взлета мыслей. Радость

учителя может быть неожиданной, если он убедился, что результаты ребенка

оказались выше ожидаемых благодаря его моральной поддержке или благодаря

применению новых, не испытанных до сих пор методов, созданию новый

психологической ситуации(см. прил.3).

2.2 Общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя

реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной,

заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают

возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его

усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на

успех члена своего коллектива.

Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны,

когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к

лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха,

вызывающую общую радость.

- прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и

стимулом познания, и результатом усилий(3,79).

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда

ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного

ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству

старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело

не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку

и самое главное – желание повторить, развить его.

Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не

сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность

перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства:

совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров,

конкурсов и тому подобное.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству

старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «

старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время

слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его

внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед

одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего

спонсора.

- прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт,

вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления

помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный

потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот

заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где

пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают

мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство

признательности(3,84). В конечном итоге формируется вера в себя, вера в

успех.

Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не

очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел

средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку,

успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у

него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал

вопрос учителя, который попросил его повторить правило , изученное на

прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал

голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой,

поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так

высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А

сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».

Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на

прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и

поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и

сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».

Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий

эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему

ситуацию успеха!

- прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал

интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы

создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные

самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в

специфический прием создания ситуации успеха.

Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”(3,87).

- прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством

оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости.

Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное –

выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения

(3,93). “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае,

если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других,

перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм заражения.

1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона

коллектива.

2 шаг: выбор гносионосителя.

3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически

целесообразного соперничества.

4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной

микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих

настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон

коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение

коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл

“общей радости”.

Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда

отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание,

переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в

достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам

ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния

“своего среди своих”.

3. Радость познания.

Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности,

отражающего потребности личности. Выделяют пять основных мотивов учения.

Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с

удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).

Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с

удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить

образование)

Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы,

как нравственного долга человека перед обществом, семьей.

Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в

коллективе.

Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более

ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит

потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько

процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно

связаны друг с другом, но это не одно и тоже(3,128).

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового,

сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична

(3,134). Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость

познания не может вырасти на пустом месте, не может родится без серьезных

причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя,

формирующего радость познания.

- прием “Эврика”.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок,

выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу,

раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить

интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет

состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и

всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные

задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

- успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку

возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока

достичь не удается;

- ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что

в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю

радость;

- ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому

себе.

Данный прием можно увидеть в следующем примере: « Мы идем на природу, я

обращаю внимание мальчика на множество задач, которые люди решают в

процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил

задачу совершенно самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал

объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я

видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком.

Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то « Я сам решил

задачу», - радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим

успехом»(19,127).

- прием “Линия горизонта”.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с

трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к

возможностям человеческого разума.

Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он

показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем,

если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать

самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он

создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может

почувствовать себя творческой личностью (3,137). Важно искать новые пути,

пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд:

«Майя Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках. Достал

книжки, начал читать и зачитался! Так интересно! Меня слушали все

внимательно. Майя Львовна сказала: « А ты способный! Молодец!» - и

поставила пятерку. Через несколько дней я к ней подошел и предложил: «

Давайте я сделаю доклад о танках! ». Она сказала: « С удовольствием

послушаем. Готовься». Я опять зачитался. С тех пор все время ищу литературу

по истории военной техники. Второй доклад тоже всем понравился»(3,144).

Первый доклад не только принес ребенку радость первого успеха, но и

самое главное, раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска,

нарисовал волнующую для него картину развития человеческого разума,

рождающего удивительные творения науки и техники.

Это была радость. Стремление повторить ее побудило мальчика взяться за

новые поиски, более увлекательные, по своей собственной инициативе. Чем

больше он открывал для себя нового, неизведанного, тем больше формировалась

потребность к поиску, тем глубже становилась радость. Подчеркнем, радость

не от пятерок, а радость от процесса поиска!

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с

трудностями, временными неудачами.

§ 3. Создание ситуаций успеха в практической деятельности учителей.

1. Алгоритм создания ситуации успеха.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным

занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом

обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений,

психологические и физиологические особенности развития, слабая

саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для

школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от

процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно

выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом

операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и

одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-

пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и

доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический

фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

(2,76).

Технологические операции создания ситуаций успеха.

|ОПЕРАЦИЯ |НАЗНАЧЕНИЕ |РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |

|1. Снятие |Помогает преодолеть |«Мы все пробуем и ищем, только |

|страха |неуверенность в |так может что-то получиться». |

| |собственных силах, |«Люди учатся на своих ошибках и |

| |робость, боязнь самого |находят другие способы решения».|

| |дела и оценки окружающих.| |

| | |«Контрольная работа довольно |

| | |легкая, этот материал мы с вами |

| | |проходили». |

|2. |Помогает учителю выразить|«У вас обязательно получиться..»|

|Авансирование |свою твердую убежденность| |

|успешного |в том, что его ученик |«Я даже не сомневаюсь в успешном|

|результата |обязательно справиться с |результате». |

| |поставленной задачей. | |

| |Это, в свою очередь, | |

| |внушает ребенку | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.