![]() |
|
|
Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала2. Найти значения этих величин: a) выбрать инерциальную систему отсчета; b) определить массу рассматриваемой точки; c) найти ее ускорение, для чего: . определить траекторию точки, направление ее мгновенной скорости; . найти оставляющие ускорения (показать на рисунке); . найти графически результирующее ускорение (записать векторную форму для него); d) найти равнодействующую всех сил, действующую на материальную точку; для этого: . выяснить, с какими телами она взаимодействует; . указать силы, действующие на нее; . определить графически равнодействующую, записать (в векторной форме) ее формулу. 3. Подставить в общую формулу, величины, найденные в п.2,б,в и г. 4. Получив уравнение второго закона динамики в векторной форме, перейти от него к скалярным. Например: на полу шахтной клети находится груз массой 100 кг. Определить силу, действующую на груз со стороны пола, если клеть поднимается вертикально с ускорением 0,3 [pic]. Анализ. В описанной ситуации рассматриваются два тела: груз и клеть (рис. 5,а) — во взаимодействии с Землей. Выясним, можно ли применить к ним законы Ньютона. 1. Груз неподвижен относительно клети; клеть ускоренно движется относительно Земли; система отсчета, связанная с Землей, инерциальная. 2. Скорости рассматриваемых тел малы по сравнению со скоростью света. 3. Поскольку клеть и груз движутся поступательно, каждое из этих тел можно считать материальной точкой. Вывод: в данной ситуации применимы законы Ньютона. План решения. Преобразование закона. Поскольку масса клети неизвестна, применим второй закон Ньютона только к грузу: [pic], где [pic] — равнодействующая всех сил, действующих на груз, [pic] — его ускорение. Исследуем движение груза: его траектория — прямая (клеть поднимается вертикально вверх); векторы скорости и ускорение направлены вверх (рис. 5,б); на него действуют сила тяжести [pic] и сила упругости пола клети [pic]. Равнодействующая этих сил должна совпадать по направлению с ускорением (рис. 5,в). поскольку равнодействующая равна [pic], то [pic]. Уравнение движения груза будет иметь вид: [pic]; это и есть конкретизирована форма второго закона Ньютона. Математические преобразования. Направив ось Y вертикально вверх, переходим к уравнению в проекции на координатную ось; [pic], где [pic]; [pic], [pic]. Следовательно, [pic], откуда искомая сила упругости: [pic]; [pic] Проверка результата и его исследование. Наименование единиц силы упругости верное, ее численное значение правдоподобно, так как [pic] по модулю больше [pic]. Если бы груз поднимался равномерно [pic], то [pic], как и должно быть при равномерном движении. § 2.Самостоятельная работа учащихся с учебной и дополнительной литературой. 2.1. Специфика усвоения знаний учащимимся в процессе работы с литературой. Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, подлежащих усвоению в период обучения, как в средней школе, так и в высшей, повышает требования к уровню образования. Хотелось бы особо подчеркнуть, что процесс познания не может быть успешным без овладения системой умений и навыков учебного труда, которая включает в себя умение читать и писать, самостоятельно планировать работу, осуществлять контроль за ее выполнением, вносить последующие коррективы и т.д. от уровня контроля сформированности этих умений находятся в зависимости успехи в учении, уровень обучаемости школьников. В психологии различают (Н.В. Кузьмина и др.) такие группы умений как организационные, конструкторские, коммуникативные, июстические, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. Для процесса обучения первостепенное значение имеют последние из названных. Каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания. Когда-то считалось, что учить школьников обращению с книгой должны преподаватели литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность переноса умения работать с литературно-художественными и историческими текстами на тесты физические и технические. В качестве основных методов обучения рекомендовалось самостоятельное чтение текста учащимися и составление ими плана прочитанного. Сейчас разработана методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, основанная на логико-генетическом (структурном) анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний — факты, понятия, законы и теории. Требования к усвоению главных структурных элементов знаний обычно выписывают на плакатах или помещают на стенде. Если есть возможность размножить планы, то их полезно выдать каждому ученику в личное пользование. Вот несколько примеров обобщенных планов. *Пункты, отмеченные звездочкой, предлагаются только в старших классах. Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у школьников умения самостоятельно работать с литературой, умение выделить главные мысли в тексте, предупредить механическое заучивание текста. Все это оказывает положительное влияние на знания учащихся. Они становятся более глубокими и осознанными. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер. Ученик при чтении текста стремится выделить в нем основные структурные элементы, выявляет и анализирует информацию, относящуюся к каждому из них. Такого рода деятельность по переработке информации оказывает существенного влияние на содержание и структуру ответов по прочитанному: они становятся более четкими, краткими по форме, глубокими по содержанию — ответами по существу. Применение планов обобщенного характера имеет важное значение не только для формирования умения выделить главные мысли в тексте. Они служат ориентировочной основой в овладении основными группами понятий («формы материи», «свойства тел», «явления» «физические величины»), законами и теориями по любому предмету. 2.2. Самостоятельная работа учащихся с учебником физики. Учебник — это краткий свод научных сведений, доступных пониманию учащихся данного возраста. Он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методов обучения. На это нацелен и методический аппарат учебника: шрифтовые выделения в тексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфам, система задач и упражнений, предметно-именной указатель, описания лабораторных работ. Анализ психологической компоненты ориентировочной основы действий, методических исследований и практики преподавания привел к выводу о необходимости формировать у учащихся 6 групп умений работать с учебником. Первая группа — извлечение наиболее значимой информации из текста, выделение главного и фиксирование его в логическую цепочку. Например, прочтя параграф о механическом движении, можно записать следующую логическую цепочку: «механическое движение — траектория движения — путь — единицы пути». Это главные мысли данного параграфа, его ключевые моменты, «звенья» цепочки, а остальной материал лишь раскрывает, иллюстрирует их. Так из конкретного текста учебника следует, что механическое движение — это изменение положения тела относительно других тел; траектория — линия, вдоль которой движется тело; путь — длина траектории, пройденная телом за определенный промежуток времени; единицы пути: 1 м, 1 км и т.д. Далее можно выделить материал, поясняющий уже каждое из звеньев. В процессе такой работы заложенная в учебнике обширная информация как бы «свертывается» в несколько слов (звенья, образы), связанные между собой. При воспроизведении текста эти образы «развертываются» в рассказ. Но из психологии известно, что восприятие на этапе «свертывания» значительно облегчается, если работа сопровождается записями, отражающими результаты анализа текста. И это нужно помнить. Если выделение и фиксация основных знаний в виде логической цепочки проводятся систематически — из урока в урок, то это дает хороший результат. Процесс выделения и раскрытия логических цепочек предполагает неоднократное чтение материала. Первичное дает общее представление, вторичное — позволяет выделить главные мысли, третье — выделить материал для пояснения отдельных звеньев. Тесное сочетание устных и письменных видов деятельности способствует развитию речи и овладению научной терминологией. Элементарный подсчет показывает, что обычно ученик говорит на уроке «по делу» не более 1-2 минут. Значит, если мы предложим учащимся думать «про себя» в течение 10-15 минут о тексте учебника, проговаривая рассуждения, чтобы правильно сделать записи в тетради, то мы значительно увеличим объем воспроизводимой каждым из них учебной информации. А поскольку письменная речь более точна, чем устная, в ней все, каждое слово должно быть продумано и взвешено, она в большей степени служит развитию логического мышления школьников и их культуры мысли. Надо отметить, что в логическую цепочку можно уложить материал на одного, а 2-3 параграфов. Например, возможно составление такой цепочки: опыты по изменению формы и объема тел — промежутки между частицами вещества — молекулы — размеры молекул — состав молекул воды. Каждое звено цепочки в процессе рассказа учителя и работы с текстом учебника «наполняется» содержанием — экспериментальными и логическими подтверждениями, которые кратко фиксируют на доске и в тетрадях. В качестве плана ответа логическая цепочка имеет преимущества перед вопросами к параграфу: она меньше по объему, более целенаправленно отражает содержание параграфа и лучше запоминается. Использовать ее целесообразнее на стадии изучения материала. А на обобщающих уроках предпочтительнее структурные схемы, строят которые по алгоритму: факты — гипотеза следствия проверочный эксперимент — выводы. Вот как выглядит подобного рода схема по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»: исходные факты (изменение объема тел при нагревании, охлаждении, сжатии или растяжении) — гипотеза (все тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном движении, между ними существуют промежутки) — следствие (существование различных агрегатных состояний вещества) — эксперимент (диффузия, броуновское движение, притяжение свинцовых цилиндров) — выводы. Вторая группа — это умения извлекать знания из наглядного материала учебника, которого там много. Рисунки и фотографии из школьного учебника знакомят с 1) информацией, помогающей уяснить главные понятия и закономерности; 2) машинами (например, автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и космического транспорта); 3) бытовыми приборами и инструментами (например, лампой накаливания, электролитами, пылесосом, термосом, холодильником, телевизором, ножницами и т.д.); 4) измерительными приборами (например, термометром, весами, секундомером, барометром, манометром, амперметром и др.); 5) графическими условными обозначениями электрических приборов; 6) дискретной фиксацией изучаемых явлений и процессов (например, на рисунке могут быть показаны начальный, промежуточный и конечный результаты диффузии); 7) реальным видом реальных физических объектов; 8) различными графиками и схемами. Психологическая особенность восприятия рисунков состоит в том, что вначале человек как бы приковывает свой взор к изображения и интенсивно всматривается в него, запоминая. Но эта реакция быстро угасает, если не организовать специальную деятельность по анализу изображения, выделения в нем наиболее значимых компонентов (например, по рисунку двигателя внутреннего сгорания — поршня цилиндра, впускного и выпускного клапана, свечи) или отдельных этапов процесса (скажем, в ДВС — впуск рабочего тела — такт сжатия — рабочий ход — выпуск). Серия рисунков учебников второго типа может послужить основой для повторения учеником устного рассказа о ДВС. Графики позволяют раскрывать динамику исследуемых явлений процессов, выявлять причинно-следственные связи, устанавливать количественные зависимости и записывать их в виде формул. Например, из графика зависимости скорости равномерного движения от времени легко извлечь формулу [pic], т.е. графики не только дают картину протекания явления или процесса, но и вооружают учащихся экономным методом исследования. Все сказанное убеждает в том, что в учебном процессе необходима различная по форме работа с иллюстративным материалом учебника. При этом эффективны такие задания: - внимательное рассмотрение рисунков, схем, чертежей, графиков с целью выявление природы и особенностей физического процесса (устное или письменное задание); - составить собственную опись рисунков, сопоставить рисунки с текстом учебника (эти задания развивают наблюдательности, аналитическое мышление, умение выражать свои мысли); - установление и развитие причинно-следственных связей (давая такое задание нужно обратить внимание учащихся на то, что причину и следствие нужно относить только к конкретному событию, явлению, процессу, поскольку один и тот же факт в одних условиях может быть причиной, в других — следствием); - можно внести изменения в ту или иную схему, график, экспериментальную установку, приведенные в учебнике и попросить учащихся дать описание процесса в новых условиях. Третья группа — это умения, связанные с решением задач. В учебниках обычно представлены различные типы задач: задачи-рисунки, качественные, графические, расчетные, задачи с образцами решения, экспериментальные. Учебник может помочь в выработке умений решать их. Полезно предлагать такие задания: - прочитать условие задачи и найти в учебнике параграф или фрагмент в нем с описанием того физического явления, о котором идет речь в условии; - найти в учебнике условные обозначения необходимых физических величин, формулы, таблицы для определения искомой величины; - после решения задачи-вопроса и получения ответа найти в учебнике тот материал, который подтвердит его правильность(например, после ответа на вопрос «как набирают чернила в авторучку?» записать в тетрадь фразы: «чернила набираются по действием атмосферного давления»; ученик находит в учебнике слова — подтверждения о том, что в пространство, образующееся под поднимающимся поршнем, устремляется вслед за поршнем вода под давлением наружного воздуха). Четвертая группа — умения работать с таблицами физических величин. Для их отработки полезно формировать навык производить следующие действия: - объяснить, пользуясь таблицей в учебнике, физический смысл значений входящих в нее величин; - находить наибольшее и наименьшее значение для названного интервала значений; - составлять задачи с использованием таблиц. Эта работа формирует у учащихся количественные представления об изучаемых физических величинах, умения работать со справочником, понимать смысл входящих в него данных. Пятая группа — экспериментальные умения. Для их формирования нужна большая практика. Поскольку лимит учебного времени не позволяет резко увеличить число классных фронтальных работ, то можно применять домашние экспериментальные задания, тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию. Например, в классе проделана лабораторная работа «Изучение мензурки и измерение с ее помощью объема жидкости». На дом можно дать похожие экспериментальные задания: «Определить цены деления и пределы измерения домашних измерительных приборов: мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока», «определить вместимости посуды (кружки, чашки, стаканы, глубокие тарелки), которой вы пользуетесь». Подобного рода здания сближают обучение и практическую жизнь. Домашнее экспериментальное задание предлагается выполнить по учебнику: найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить «те действия, которые включены в указания к работе». Шестая группа — умение ориентироваться в тексте и справочном материале учебника. Для их выработки можно использовать такие упражнения: - по оглавления рассказать о тематической структуре учебника, тематике его параграфов; - по предметно-именному указателю найти материал о таком-то ученом и пересказать его. В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже — на уроках в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко — источника самостоятельного приобретения знаний (в лучшем случае на эту работу учеников отводится 2-3% времени урока). Такая недооценка возможностей применения учебника отрицательно сказывается на развитии общеучебных навыков школьников. За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой: - уметь пользоваться оглавлением, предметно-именным указателем; - уметь выделять главное (существенные признаки изучаемых явления, сущность законов и др.) в прочитанном тексте; - уметь самостоятельно разобраться в математических выводах формул; - уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками; - уметь составлять план и конспект прочитанного материала; - уметь излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно; дополнять материал имеющий в учебнике, сведениями, полученными из других источников; - уметь работать, составить библиография по интересующему вопросу. Перечисленные умения и навыки необходимы и для продолжения обучения в вузе, особенно в системе заочного и вечернего образования. В VI классе ученикам на уроках физики необходимо объяснить, почему выделенные в учебнике жирным шрифтом определения нужно заучивать дословно. Для этого следует прочитать определение, выпустив из него одно или два слова, а затем разобрать, как изменился смысл. Здесь же следует разъяснить, зачем в учебнике применяется жирный, обычный и мелкий шрифты. Для использования иллюстративного материала учебника следует давать задания типа: «Рассмотрите рисунок установки и выясните: 1) физическое явление, которое она показывает, 2) ее составные части и их назначение, 3) наличие описания установки в тексте параграфа. Сопоставьте это описание с рисунком»; «Проанализируйте график и определите: 1) величины, которые отложены на координатных осях, 2) ход процесса, 3) значение функции при данном аргументе» и т.п. так, например, при самостоятельном изучении шестиклассниками по учебнику системы водопровода роль ориентировочной основы для нее выполняет следующие вопросы-задания: 1. Назвать основные части системы водопровода и найти их на схеме, указать значение (см. рис. 6). 2. Показать на схеме части водопровода, представляющие собой сообщающиеся сосуды. 3. Описанный в учебнике водопровод называется башенным. Объясните почему. Какие вы еще знаете системы водопровода. Обучая школьников умению работать с учебником при решении задач, можно давать такие задания: 1) прочитайте параграф, в котором описано данное явление или закон, 2) найдите обозначения физических величин, нужных для решения. 3) выберите необходимые формулы, 4) найдите в таблицах справочный материал (значения описанных физических величин). Для выработки умений пользоваться различными таблицами физических величин рекомендуется давать такие задания: 1) объясните физический смысл приведенных в таблице значений величин, 2) найдите наибольшее и наименьшее значение величины и др. В VII классе: самостоятельно выделить главное в изучаемом материале, составлять план прочитанного параграфа. Эту работу следует выполнять вначале на уроке, а затем — дома. Для поощрения учеников лучшие планы можно зачитывать на уроке и разрешать учащимся пользоваться ими при ответе. В VII — XI классах следует формировать более сложные умения: составлять и использовать обобщенные планы, анализировать и синтезировать текст учебника, обнаруживать и понимать логические связи внутри его отдельных глав, разделов и всей книги. Самостоятельная работа школьников с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности учителя и учащихся на уроке. Учебник должен быть использован и на уроках для усвоения нового материала, что способствует активизации учащихся в процессе обучения. Это может быть осуществлено в следующих случаях: Часто работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией опыта. Например, при изучении вынужденных колебаний ставится опыт для наблюдения резонанса маятников и внимание учащихся обращается на то, что данное явление возникает, когда маятники имеют одинаковую частоту. Как же его объяснить? Учащимся дается задание: найти объяснение в книге (§ 51). После самостоятельной работы учащихся в беседе подчеркивается сущность резонанса, закрепляется его оформление, а затем вычерчивается на доске резонансная кривая. Иногда можно начать изучение темы с самостоятельной работы на уроке с учебником. Это возможно в том случае, если учащиеся имеют запас знаний, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |