на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы


если:

- в структуре школы создаются социальные службы;

- семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через

посредство социальных служб.

Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная

служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных

педагогов, психолог и врач 10,5 ставки.

Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа:

изучена среда, в результате чего оформлена характеристика

микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее

нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе

полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам

разработаны программы воздействия на них.

2. Служба культурного досуга.

Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек

(социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как

детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-

досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны:

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День

матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и

состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских

конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей

семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и

учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-

центр" и т.д.

Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных

видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.

Следующая социальная служба:

Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной

ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся,

родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях,

обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся

организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и

профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч,

давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов

на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности

родителей и детей. Дава-

лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические

занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.

3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.

Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни;

выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация

взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика

вредных привычек.

4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных

инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:

Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их

увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира

(это творческие занятия, коллективные творческие дела).

Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-

тренинговые игры, другие досуговые формы.

Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных

игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.

Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы,

консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами,

инициативными группами.

5. Служба социальной профилактики.

Основными задачами являются:

- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом

внимании.

- Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические

консультации для родителей.

- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей,

приобретение льготных путевок и т.д.

- Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и

воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.

- Защита детей от жестокости взрослых.

- Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.

Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи,

имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно

возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.

Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона

доверия".

По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась

успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной

работы.

Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных

педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит

от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно,

чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих

собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.

По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13

г.Нерюнгри*, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и

успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с

количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество

-----------

* см. приложение п. 2,

учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест

вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни

жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости

мальчиков и девочек в различных типах семей.**

В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не

в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и

ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше

могут оценить и поощрить успехи девочек.

Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы

сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.

Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить

тот номер высказывания, с которым согласен.***

Анализ ответов проходил по следующим аспектам:

- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию

ребенка.

Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) -

случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при

этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь

тогда, когда случается что-то серьезное.

- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)

-----------

**см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3

В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) -

игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление

родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом

духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с

родителями, в их любви.

- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).

Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах

преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную

моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики,

непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых

семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали

ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок

имеет минимальное количество обязанностей в семье.

- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку

делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку

"все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции

эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) -

недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже

если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.

Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные

причины отклонения в семейном воспитании:

Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом

месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-

либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются

нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не

удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы

ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.

Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".

На втором месте находится следующая причина -воспитательная

неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то

психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти

в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка,

уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у

родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления

своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение

конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница

во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один

настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка.

При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в

воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.

Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании,

данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой

родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского

отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-

мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был

предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском

отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением

которого он согласен.

Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:

1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель

стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких

родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель

воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа

опрошенных ).

2. Кооперация.

Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в

них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за

ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным

(40 % от числа опрошенных).

4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается

навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в

семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

--------------

*. см. приложение п. 4.

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание

сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,

таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и

т.д.

Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить

никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же,

происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только

родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное

взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение

работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные

"нити" между учителем->ребенком->родителем.

Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие

профессиальное и социальное учителей.

Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых

условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-

экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к

такой адаптации.

- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в

традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым

содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.

- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и

возможностями свободной, творческой педагогической деятельности

- Система социальной поддержки педагогических работников на

государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к

соблюдению и защите учительских интересов.

Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых

требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе

воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание

требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных

консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями.

Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении

дополнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным

педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей

намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по

сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в

современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям

и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой,

танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен

упустить из поля зрения социальный педагог, для решения этой проблемы

необходимо доносить до учителей данные о интересах учащихся, организовывать

пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.

В результате проделанной работы мы попытались пометить пример

ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду

альных особенностей в работе школы.

-------------

*см.приложение № 8, **см.приложение № 9

План работы социального педагога в начальном

звене на первое полугодие.

I. Учебно-методическая работа.

1. Изучение литературы по социальной педагогике.

2. Знакомство с периодической печатью.

3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи,

учителей и детей.

II.Работа с семьей.

1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших

школьников.

2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных

вечеров.

5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями

младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.

III.Работа с детьми.

1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить

согласованно со школьным психологом.

3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с

учителями.

4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных

органов.

2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на

индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных

привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно

необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит

преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено

общеобразовательной школы.

Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон

доверия и для детей и для родителей.

Глава № 3.

3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.

В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между

родителями и детьми.

Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми

(например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними

детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает

определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче

ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает

участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания

протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает

основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к

нынешнему воспитательному влиянию.

В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми

определенные семейным правом, можно кратко сформулировать:

1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы

доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти.

Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с

позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности.

2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и

со стороны детей. Последовательно осуществляется

принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.

3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие.

4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются

на родителей, так и на соответствующие общественные и государственные

организации.

Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать

нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятельность.

Далее, закон принимает во внимание средства, которые используются при

нарушении родительских прав и обязанностей.

Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет

законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие

государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую

семейную обстановку или потерявших родителей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента

рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате

взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным

вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и

обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает

совершеннолетия.

Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют

приемные дети и усыновители.

Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное

им право по воспитанию детей.

За воспитание своих детей родители несут ответственность перед

обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей

и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми участниками

воспитательного процесса, не возлагая на них своих родительских

обязанностей.

Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями -

это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как

нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды,

наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по

воспитанию родных и приемных детей.

Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супругов

является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного

супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не

обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.

В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок

не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон

требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отвечали родители.

В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой,

связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи

родителем. Закон дает возможность судебным органам определять время для

встречи того родителя с ребенком. Если родитель лишается родительских прав,

то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться

материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать

родителям своим трудом.

Воспитательные меры государственных органов.

Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае

нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области

воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера.

Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его

родителям.

2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы,

общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.

3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего

ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по

возрасту.

Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить

родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей

в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не

выполняют родительские права. Однако никогда не перестает существовать

обязанность родителей по содержанию ребенка.

Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к

усыновленному ребенку.

Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые

отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей,

обеспечить ему новую семью.

Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что

государственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно

летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители.

Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.