![]() |
|
|
Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школыесли: - в структуре школы создаются социальные службы; - семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через посредство социальных служб. Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных педагогов, психолог и врач 10,5 ставки. Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа: изучена среда, в результате чего оформлена характеристика микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам разработаны программы воздействия на них. 2. Служба культурного досуга. Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек (социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно- досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря". При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс- центр" и т.д. Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных видах культурно-досуговой и спортивной деятельности. Следующая социальная служба: Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся, родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях, обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч, давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности родителей и детей. Дава- лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов. 3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности. Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек. 4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив. Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты: Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира (это творческие занятия, коллективные творческие дела). Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально- тренинговые игры, другие досуговые формы. Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию. Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы, консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами, инициативными группами. 5. Служба социальной профилактики. Основными задачами являются: - Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании. - Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические консультации для родителей. - Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей, приобретение льготных путевок и т.д. - Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации. - Защита детей от жестокости взрослых. - Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка. Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных. Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона доверия". По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной работы. Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно, чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы. По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13 г.Нерюнгри*, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество ----------- * см. приложение п. 2, учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе. Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости мальчиков и девочек в различных типах семей.** В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше могут оценить и поощрить успехи девочек. Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13. Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер высказывания, с которым согласен.*** Анализ ответов проходил по следующим аспектам: - Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-) Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка. Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное. - Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-) ----------- **см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3 В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. - Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-). Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. - Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка. У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их. Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании: Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких- либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь". На втором месте находится следующая причина -воспитательная неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им. На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка. Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони- мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен. Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов: 1. Принятие - отвержение Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа опрошенных ). 2. Кооперация. Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ). 3.Симбиоз. Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным (40 % от числа опрошенных). 4.Авторитарная гиперсоциализация. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ). Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности: -------------- *. см. приложение п. 4. Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и т.д. Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные "нити" между учителем->ребенком->родителем. Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие профессиальное и социальное учителей. Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы: - Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально- экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации. - Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний. - Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности - Система социальной поддержки педагогических работников на государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к соблюдению и защите учительских интересов. Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями. Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении дополнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля зрения социальный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до учителей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр между учителями и детьми. В результате проделанной работы мы попытались пометить пример ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду альных особенностей в работе школы. ------------- *см.приложение № 8, **см.приложение № 9 План работы социального педагога в начальном звене на первое полугодие. I. Учебно-методическая работа. 1. Изучение литературы по социальной педагогике. 2. Знакомство с периодической печатью. 3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов. 4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей. II.Работа с семьей. 1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников. 2. Дифференциация семей по типам. 3. Организовать взаимодействие социальных служб для разрешения возникающих конфликтов. 4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров. 5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций. 6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями. 7. Проводить консультации для родителей по определенному графику. III.Работа с детьми. 1. Изучить занятость детей во внеурочное время. 2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согласованно со школьным психологом. 3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с учителями. 4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой. 5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми". IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания. 1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов. 2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом. Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы. Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия и для детей и для родителей. Глава № 3. 3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми. В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между родителями и детьми. Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми (например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к нынешнему воспитательному влиянию. В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми определенные семейным правом, можно кратко сформулировать: 1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти. Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности. 2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и со стороны детей. Последовательно осуществляется принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей. 3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие. 4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются на родителей, так и на соответствующие общественные и государственные организации. Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятельность. Далее, закон принимает во внимание средства, которые используются при нарушении родительских прав и обязанностей. Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую семейную обстановку или потерявших родителей. Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает совершеннолетия. Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют приемные дети и усыновители. Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное им право по воспитанию детей. За воспитание своих детей родители несут ответственность перед обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми участниками воспитательного процесса, не возлагая на них своих родительских обязанностей. Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями - это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды, наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по воспитанию родных и приемных детей. Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супругов является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку. В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отвечали родители. В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой, связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Закон дает возможность судебным органам определять время для встречи того родителя с ребенком. Если родитель лишается родительских прав, то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать родителям своим трудом. Воспитательные меры государственных органов. Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера. Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры: 1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям. 2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы, общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением. 3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту. Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют родительские права. Однако никогда не перестает существовать обязанность родителей по содержанию ребенка. Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к усыновленному ребенку. Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей, обеспечить ему новую семью. Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что государственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители. Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |