на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль самооценки в самовоспитании старших школьников


Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Московский Педагогический

Государственный Университет

им. В.И.Ленина

биолого-химический факультет

Реферат

на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»

Научный руководитель:

кандидат психолгических наук,

доцент, член-корреспондент АПСН

Спичак Светлана Феодосьевна.

Москва 1998г.

1

Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей

современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией,

раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития

человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная

динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических

процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные

характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология,

психология младшего школьника, психология подростка, психология юности,

психология взрослого человека.

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается

подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей,

мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение

гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих

социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с

окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой

социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной

деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между

интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что

индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в

первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В

различные периоды жизни человека соотношение между социальным и

биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на

психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального

созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в

юношеском возрасте.

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя

юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),

которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для

первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути

( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором

профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй

- участие в производительном труде и использование приобретённых

профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему

совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

2

Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами

психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и

самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности

выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных

данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется

отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей

действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.

Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения

человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к

самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека

с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.

Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам

составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом

возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и

поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и

замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и

было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского

возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений

вопрос об представлении о себе в этом возрасте.

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо

отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом

возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к

концу подросткового возраста постепенно уменьшается.

У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных

частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности

движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют

успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно

исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода

полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во

многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже

не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но

меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,

вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что

прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно

уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода

физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в

предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на

второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место

ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,

что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий

спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее

содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее

содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а

на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать

других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

3

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего

школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших

школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более

критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,

нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки

старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что

старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества

предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают

предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это

создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств

старшеклассников.

Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей

преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена

менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество

таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить

в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.

Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем

десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более

высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же

самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на

0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования

старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как

показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о

высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они

охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши

называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди

положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в

дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план

выступают те качества, которые важны для установки контактов со

сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,

эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,

склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в

коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

4

Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее

доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в

психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание

является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,

возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят

другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,

изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую

очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

В этот период происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего

мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее

событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,

расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство

или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить.

Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется

избирательность общения, потребность в уединении.

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике

восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром

общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не

обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не

влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?

Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё

благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о

котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней

жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.

Становление личности включает в себя также становление относительно

устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.

Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -

сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию

своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»

подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу

и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё

могу сделать в жизни?»

Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша

хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в

условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность

в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему

возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность

в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив

всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего

добиться.

Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,

познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение

этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и

стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого

овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей

воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как

возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать

собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится

более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой

характер и развивать свои способности.

Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в

достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в

тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится

своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.

Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны

быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»

Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений

можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому

периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера,

способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось,

но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего

внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация,

которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он

начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.

Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие

положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает

сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут

быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может

претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых

сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования

мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас

знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их

систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к

теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие

принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом

предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием

понятийного мышления.

5

Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою

очередь, приводит к самовоспитанию.

Как показывают исследования, уже младшие школьники могут

охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи

между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё

поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно

нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки

показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес

ездили».

Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который

устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками.

Характерна мотивировка следующего рода: « Я боюсь темноты, стараюсь прыгать

через «коня»,потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще

обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить

существенное от несущественного в своем поведении и характере.

Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается

ситуативным.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника

систематизировать и обобщать свои знания о себе.

Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём

характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно

оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как

узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со

слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость

характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от

дурных привычек?».

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими

трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не

всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который

рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со

стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,

действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и

беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время

проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,

тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно,

чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в

помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и

классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что

следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать.

Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно

рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить

совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и

отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те

личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он

правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не

занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования

старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не

потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся.

Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный

результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с

большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать

своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать

совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной

заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных

способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой

умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в

спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего

каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к

самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и

есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

6

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со

взрослыми.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.