на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению


заданием, учитывались правильные и неправильные решения, по окончании игры

подводились итоги, определялись победители, выполнившие задания наилучшим

образом.

Имитационные игры разрабатывались и организовывались на основании

принятой процедуры, которая включала обоснование выбора формы игры,

определение ее целей, разработку сюжета и конкретизацию задач каждого

участника, уточнения состава и содержания речевых действий, осуществление

игры, подведение ее итогов (см. Психолого-педагогические вопросы проведения

деловых игр// Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней

специальной школе. Обзорная информация. - М., 1983 - Вып. 10).

Имитационные игры были не только средством подготовки учащихся к

речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной

деятельности школьников. С учащимися седьмых - девятых классов

организовывались имитационные игры познавательного содержания: в игровой

форме учащиеся знакомились с персонажами литературных произведений, фактами

биографии выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, углубляли

представление об отдельных периодах истории страны изучаемого языка,

расширяли знания об окружающем мире, обращались к острым проблемам

современности.

В процессе ролевых игр данного типа учащиеся 9-х классов знакомились с

фактами биографии Т. А. Эдисона и его научными открытиями и т. д.

Соответствующий материал изучался как в традиционной, так и в игровой

форме. Участникам предлагалось найти дополнительные научные факты, подумать

над формой и содержанием своих реплик, подобрать иллюстрации. Эта работа

приближалась по способу организации к обсуждению проблем на уроке

иностранного языка, но отличалась тем, что общение школьников

осуществлялось в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым

сюжетом.

Имитационные игры использовались также в целях формирования у

школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и

убеждений. Для достижения этих целей организовывались игры

мировоззренческого содержания. Так, например, имитировалась дискуссия между

советскими школьниками и их «зарубежными сверстниками». Проводились также

игровые дискуссии, раскрывающие отношения школьников к разным направлениям

в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участие в игровой дискуссии

рассматривалось как важное средство подготовки школьников к творческому и

самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли обмену

мыслями, активному и инициативному иноязычному общению.

С учетом выявления профессиональных интересов школьников

организовывались имитационные деловые игры. В таких играх участвовали

будущие рабочие, врачи и учителя, журналисты, деятели искусства и т. д.

Одной из форм было игровое задание с текстом, содержащим профессиональную

информацию на изучаемом языке. Учащиеся дома знакомились с содержанием

текста и выполняли определенное игровое задание. Деловая игра позволяла

имитировать ситуации, которые могли возникать в будущей профессиональной

деятельности. В ряде случаев деловая игра имела двойную задачу: «врачу»

предлагалось не только принять «больного», но и ободрить, успокоить его; во

время «интервью» важно было не только рассказать о себе, но и обнаружить

собственную осведомленность об условиях труда, отдыха и быта в зарубежных

странах, задать вопросы «журналисту».

Имитационные деловые игры соответствовали возрастным особенностям

учащихся старших классов, были важным средством не только обучения

иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников, их

воспитания и всестороннего развития.

Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным

особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном

этапе на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и

старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания,

предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры

поведения. Школьники учились правильно приветствовать друг друга и

взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить

извинения и т. д.

Итак, экспериментальное исследование показало, что на уроках

иностранного языка в зависимости от возраста учащихся возможны следующие

формы ролевой игры [4, 10-11]

ФОРМЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

|младший школьный |средний школьный |старший школьный |

|возраст |возраст |возраст |

|сюжетная ролевая игра |

|сказочного содержания |

| |

|сюжетная ролевая игра |

|бытового содержания |

| |

|имитационная ролевая |

|игра познавательного |

|содержания |

| |

|имитационная ролевая |

|игра мировоззренческого |

|содержания |

| |

|имитационная |

|деловая игра |

|ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура |

|поведения) |

[4,12]

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что ролевые

игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного

возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности,

исследования проблем общения и речевой деятельности. Применение данного

приема позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и

образовательные задачи. [4, 13]

4. Функции ролевых игр.

А теперь давайте рассмотрим ролевую игру с точки зрения ее других

основных характеристик.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это прежде

всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения

учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они

выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая

деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее.

Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую

игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для

учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений

учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается

учителем.

Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда

педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме (Г.А.

Китайгородская) [19,16]. Анализ литературы по использованию ролевой игры в

обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление

полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение

иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма

мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению

материала, активному включению школьников в деятельность (А. Н. Леонтьев,

А. А. Смирнов и др.) . Как подчеркивает И. А. Зимняя, «используемые в

практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения,

игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие

механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения

иноязычному говорению». Ролевая игра строится на межличностных отношениях,

которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного

общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке,

и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в

значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует

развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся

в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет

собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР)

в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает

обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее

всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский

коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это

способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх

воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность

подростка, готовность включаться в разные виды деятельности,

самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу,

найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика

обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные

роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных

персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о

воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого

человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует

учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения

собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать

объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет

ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что

противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и

невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в

одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре.

Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста.

Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра

дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и

расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем

самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных

функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную,

ориентирующую и компенсаторную. [1, 29-30]

5. Структура ролевых игр.

А теперь давайте попытаемся выявить структуру ролевой игры.

В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли,

исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке,

могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида

в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-

демографические), вторые определяются местом индивида в системе

межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) (Краткий

психологический словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского -

М., 1985, с. 309-310). Подбор ролей должен осуществляться таким образом,

чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие

человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и

взаимовыручки и т. п. [20,14]

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как

способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации

мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и

обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.

В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие,

которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из

различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-

речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В.Ляховицкий и

Е.И.Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации: 1)субъект, 2) объект

(предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия

речевого акта.

По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости

каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется 3 уровня

развернутости УРС: первый - самый полный, когда учитель подробно описывает

все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта

домысливаются самими учащимися; третий - минимальный, где указывается

только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням

развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в

ролевой игре.

Итак, УРС является конструктивной основой ролевых игр. Моделируя

общение, УРС как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников

в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С.Станиславскому); выполняя функцию

стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т. е.

«запускает» механизм ролевой игры.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют

учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность

игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых

игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры

(Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия,

использование бутафории. [5,27-28]

6. Обучающие возможности ролевых игр.

Ролевая игра также обладает большими обучающими возможностями. Давайте

рассмотрим, в чем же они заключаются.

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь

она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных

чертах. Именно поэтому психолог В.А.Артемов предлагал «поучиться у

театра» при обучении иностранному языку. В ролевых играх, как и в самой

жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим

образом.

1. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-

побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива.

Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию.

Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен

обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения,

которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в

выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе: «Пусть они (учащиеся)

говорят то, что им хочется сказать.» В условиях иноязычного общения

важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется

сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал,

навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от

учащихся и от учителей. В ролевой игре точно обозначенные «предлагаемые

обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль

сужает его до субъективного мотива.

2. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему

происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но

через «я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется

весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет.

Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно

ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает

эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на

результате, и в конечном счете на усвоении иностранного языка.

3. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении

языкового материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеска строится

по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки,

характера действующих лиц, отношений между ними.

Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной

действительности, которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой.

При этом языковой материал, в который она обличена, “привязывается” к

ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти.

Эмоция, сопутствующая реплике, придает ей естесственную однозначность,

устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для

запоминания.

4. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и

партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся

(ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога),

которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг

друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать

как языковые, так и “актерские” возможности учащихся, поручая одним

более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на

роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста. При этом

удачно найденный жест, “немое” действие, если оно соответствует

ситуации, поощряется всей “труппой”. В результате учащимся с более

слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем,

возможно, полностью включиться в ролевую игру. Таким образом, при

правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную

форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее

воспитывающее значение.

5. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в

элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая

выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении

ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само

же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона,

пониманию других людей.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в

практическом, образовательном и воспитательном отношениях. [6, 69-70]

7.Требования к ролевым играм.

Назовем основные требования к ролевым играм.

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников

интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на

основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так

и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в

необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии

их речь будет естественной и убедительной.

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере,

вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее

чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в

общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах,

в том, что он может исполнять разные роли.

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом

общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый

речевой материал.

6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только

при этом условии он может добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с

ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии

– очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе

какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в

традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный

статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в

группе.

Обычно учитель берет себе роль лишь вначале, когда школьники еще не освоили

данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе

игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом

общения.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для

учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее

типичные.[3, 15]

8. Методическая типология ролевых игр в ВУЗе.

А сейчас давайте рассмотрим более детально методическую типологию

ролевых игр в ВУЗе.

Ролевая игра как вид социально-психологического тренинга (СПТ) обладает

устойчивой дидактической структурой, усложненной (по сравнению со

структурой детской ролевой игры) за счет введения в нее учебно-

воспитательных и профессионально-психологических целей, а также создания

социально-психологических и дидактических условий, необходимых и

достаточных для достижения игровых и неигровых целей. Под дидактической

структурой ролевых игр подразумевается совокупность ее компонентов (целей,

содержания, ролей, социально-психологических и дидактических условий,

реквизита) и звеньев (этапов), обеспечивающих ее целостность при различных

внешних и внутренних изменениях. Во временном плане ролевая игра

представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия

между преподавателем и студентом, который состоит из 3 этапов: 1)

подготовки ролевой игры; 2) проведения ролевой игры; 3) коллективного

обсуждения результатов проведения ролевой игры.

Вместе с тем дидактическая структура ролевой игры и характер связей

между ее компонентами непрерывно изменяются, что приводит к качественному

изменению ролевой игры и методики ее использованию на различных этапах

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.