на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников


В логическом, речевом мышлении младший школьник пользуется понятиями

в которых обобщенны существенные признаки явлений, предметов и т.д.

Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают

необходимую для общения материальную оболочку. С целью проверки первого

показателя учащимся предлагалась следующая методика.

Методика 1. Определение понятий.

Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты

встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов.

Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово,

например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?”

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1

баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд.

Если в течении данного времени ребенок не может дать определение

предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает

следующее по порядку слово.

Оценка результатов:

10 баллов – очень высокий уровень развития;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 балла– средний;

2 - 3 балла – низкий;

0 –1 балл – очень низкий.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.10. (приложение 6)

Таблица 2.1.11

Сравнительный анализ уровня определения понятий.

|Наименование |Учащиеся |Учащиеся |

|показателей |общеобразовательной |общеобразовательной |

| |школы №14 1 «А» |школы № 14 1 «Б» класса|

| |класса | |

|Очень высокий |5 |5 |

|Высокий |8 |7 |

|Средний |7 |8 |

|Низкий | 0 | 0 |

|Очень низкий |0 | 0 |

| |

Все учащиеся с данным заданием справились. Однако такие слова как :

объединять, шершавый, вывали у учащихся затруднения.

Исследование позволило прийти к выводу. Что уровень определения

понятий в обоих классах сравнительно одинаков.

Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре и в

социативной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов,

интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка,

была предложена следующая методика.

Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают

те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике.

Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку

зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из

следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с

данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый

последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым

словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово

из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.

Оценка результата.

Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8

– 9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 –

20 слов – 4 – 5 балла.

Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.12 (приложение 7)

Таблица 2.1.13

Сравнительный анализ уровня развития пассивного словарного запаса учащихся.

|Наименование |Учащиеся |Учащиеся |

|показателей |общеобразовательной |общеобразовательной |

| |школы №14 1 «А» |школы № 14 1 «Б» класса|

| |класса | |

|Очень высокий |3 |1 |

|Высокий |8 |7 |

|Средний |8 |12 |

|Низкий |1 |0 |

|Очень низкий |0 | 0 |

| |

Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза,

то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное

слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался

неправильным. Отсюда и такие результаты.

Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся

составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.

В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит

предложения.

Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя

речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим

школьникам третья методика

Методика 3. Определение активного словаря.

Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и

различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее

рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь

ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом

протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи,

сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует

об уровне развития его речи.

Оценка результатов.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается

не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается

не менее 8 9 разных протокольных признаков.

6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7

признаков.

Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных

признаков.

2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.

0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова,

представляющие собой одну единственную часть речи .

Результаты представлены в таблице 2.1.14 (Приложение 8)

С предложенным заданием справились учащиеся двух классов. Однако

ученики 1 «Б» показали более низкие результаты.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие

результаты, которые отражены в гистограмме 2.1.1

Гистограмма 2.1.1

1 – уровень коммуникативных способностей;

2 - уровень развития мелкой моторики;

3 - уровень развития пространственной ориентации;

4 - уровень развития мотивации;

5 - уровень развития речи.

Таким образом, результаты исследования показали, что учащиеся 1

классов незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу

обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты учащихся 1

«Б» класса ниже результатов учащихся 1 «А» класса. Поэтому следует

проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков,

необходимых в процессе обучения.

Так как младший школьный возраст является сензитивным периодом в

развитии младшего школьника, то создание благоприятной образовательной

среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и

развитию ребенка в целом.

Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б»

класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи

первоклассников.

§ 2 Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого

развития младших школьников.

На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа

эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с

учетом уровня речевого развития :

1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.

2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.

3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.

Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий

уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить

развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности

школьников.

Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации,

ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные

представления.

Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации,

кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие

пространственной ориентации.

Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита

мелкая моторика и пространственная ориентация.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация

дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.

Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы

упражнений:

o Упражнения по развитию звуковой культуры речи.

o Словарная работа.

o Рассматривание картин.

o Составление рассказа по картинке.

o Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

o Продолжение текста.

o Рассказывание по аналогии.

o Словесное рисование.

o Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

I. упражнения по развитию звуковой культуры.

Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам,

обозначающим гласные звуки.

Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов,

рассуждению, высказыванию собственного суждения.

СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные

группы можно разделить эти слова?».

При проведении данного упражнения, был получен следующий результат,

с заданием справились:

1 группа – 100%

2 группа – 85 %

3 группа – 20 %

В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось

использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее

задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные

гласные звуки.

2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее

задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные

звуки.

2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы,

в третий – с буквой А.

Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в

слове:

ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

Предлагается три разновидности инструкций.

Инструкция первая:

1. Прочитайте слова.

1. Распределите их в две группы.

2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция вторая:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в

словах.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Инструкция третья:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы

найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом

слове.

3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый

слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй

слог.

Результаты проведенного задания показали:

1 группа высокий уровень – 100 %

2 группа средний уровень – 95%

3 группа низкий уровень – 90 %

Полученный результат позволил сделать вывод, что благодаря применению

дифференцированного подхода при решении данного задания, с работой

справилась основная масса учащихся.

Задание 3 На определение мягких и твердых согласных звуков.

Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым

мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две

группы можно разделить слова.

ЧЕРЕПАХА

ЗАЯЦ

ЛЕВ

Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция:

1. Назови слова.

2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

первого звука.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Для учащихся третьей группы предлагается инструкция:

1. Назови слова.

2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

первого звука.

3. Запиши каждую группу в виде схем.

В результате проведенной работы, с заданием справились: 1 группа –

100 %, 2 группа – 100%, третья группа – 90%.

Задание 4 Рассмотрите схемы слов. Синий цветом обозначен звук (з).

Подберите слова к схемам.

| | | |

| | | | |

| | | | | |

| | | | | | |

ЗАЛ ЗАМОК

ЗОВ

ТАЗЫ ВОЗЫ

КОЗЫ

БЕРЕЗЫ МОРОЗЫ

МИМОЗЫ

ЗАБОР ЗУБ

ЗАЙКА

АРБУЗЫ

При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало

трудность определение звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2

группы с заданием справились.

Задание 5 Рассматривание картин и составление рассказа по ней.

Пример1.

Рассматривание сюжетной картинки на с.6 букваря «Дети в лесу».

Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся

отвечают на вопросы учителя:

- Куда пришли дети? (Дети пришли в лес).

- Зачем? (Они там собирали грибы).

- Кто был с ними? (С ними была собачка Шарик).

- Что дети увидели на дереве? (На дереве дети увидели белку).

- Как вела себя собачка? (Шарик громко лаял).

Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например,

«Дети в лесу», «Случай в лесу», «Как дети увидели белочку».

Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после

проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой

рассказ по картинке с опорой на схемы предложений.

Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.

Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь

выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.

Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на

схему предложения.

С домашним заданием справились:

1. группа высокий уровень – 100 %

2. группа средний уровень – 98%

3. группа низкий уровень – 60%

При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы –

придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности

были допущены ошибки при выделении слов в три слога.

Пример 2 .

Составление рассказа по сюжетной картинке на с. 15 букваря.

Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить

предложение их 2 – 3 слов:

Девочка шьет.

Девочка шьет платье.

Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4

– 5 слов.

Девочка шьет платье кукле.

Девочка шьет платье своей кукле.

С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали,

что для учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении

предложения из 4 –5 слов.

Задание 6. Продолжение текста.

Пример 1.

В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно

рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».

Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно

продолжить рассказ «Чиж».

Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения,

чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.

Пример 2.

При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится

беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из

них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ,

СУДЬЯ.

Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112 букварь) и

придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».

Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с

опорой на вопросы учителя

Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием

справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа - 100%.

Задание 7. Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

Пример 1.

Упражнение на определение необходимости следить за порядком

предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».

Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после

чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит

определить, можно ли из них составить рассказ.

- О ком будет рассказ? (О детях).

- Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).

- Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для

рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги –

колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)

. Дети играют.

. У Нины красивые бантики.

. Алла стоит в кустах.

. Светит солнце.

. Алик искал Аллу и Нину.

Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них

соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу

«пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».

Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает

необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить

«пирамиду»).

Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически усваивают, что

текст – это группа предложений, связанных пор смыслу, раскрывающих одну

тему и выстроенных в строгой последовательности.

Пример 2. Упражнения по формированию речевого умения для определения

темы и главной мысли текста.

При рассмотрении серии сюжетных картинок, учитель ведет беседу:

- О ком будем рассказывать сказку? (О лисе и воронах).

- Что знаем о лисе из этой сказки? (Она хитрая).

- Есть ли рисунки об этом? Что там нарисовано? Что узнали о воронах?

Как об этом рассказал художник?

- Расскажите сказку (озвучьте, оживите картинку) так, чтобы мы поняли,

какая лиса хитрая, а вороны доверчивы и неосторожны.

Такой методический прием позволяет сделать пересказы осмысленными,

дает возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как

есть четкий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль

Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные

нетекстовые элементы:

. Иллюстрации,

. Схемы предложений,

. Слоговые таблицы и т.п., которые способствуют развитию речи и

мышления у детей.

Сюжетные и предметные рисунки вводятся уже в подготовительный период.

Предметные картинки помогают проводить работу по обогащению, активизации и

уточнению словаря детей, служат материалом для логических упражнений в

слого – звуковом анализе.

Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов,

предложений и выступают в качестве источника для аналитико – синтетических

упражнений.

В основной период обучения грамоте большое значение имеет работа с

рисунками. С опорой на предметные рисунки проводится анализ исходных слов,

завершающийся выделением изучаемых звуков.

Для упражнений в связном рассказывании в букваре специально помещены

серии картинок. Методика работы с ними такова:

- учащиеся рассматривают картинки;

- учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из

которых учащиеся отвечают тремя – четырьмя предложениями,

- руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают

содержание изображенного по порядку.

В букваре широко представлен разнообразный игровой материал: ребусы,

«рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и др. главное назначение

игрового материала – способствовать развитию речи и мышления детей.

Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от их характера. В

букваре даны ребусы нескольких разновидностей:

> перестановка букв в слове в соответствии с цифрами ( кот – кто);

> прибавление к слову или исключение из него букв или слога (столб –

стол, дуга – радуга);

> замена буквы в слове (стул – стол);

> исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы

(рак – рук – рука);

> чтение букв и слогов, вписанных в буквы большего размера (ворона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.