![]() |
|
|
Развитие эмоций младших школьниковистероидных психопатов является эгоцентризм и стремление любой ценой быть в центре внимания окружающих. Находясь в любом коллективе, они стремятся к лидерству, причем в зависимости от интересов группы они и выполняют соответствующую роль, поэтому из них вырастают люди при искусстве, при науке, при спорте. Реальные же успехи в деятельности их мало волнуют так как им важно показатся для окружающих кем-либо, а не быть таковыми на самом деле. Им необходима атмосфера обожания, восхищения и поклонения, тогда они могут приложить и усилия для достижения реальных успехов. Среди них встречаются патологичские лгуны, которые всю жизнь любят фантазировать и обманывать окружающих. Причем делают это достаточно бескорыстно. Таких психопатов называют псевдологами. Но среди истероидных психопатов есть лгуны, которые и сами начинают верить в собственную ложь, подменяя реальную жизнь вымышленными событими, о чем убежденно и искренне сообщают окружающим. Таких людей называют “фантастами”. “Органические” психопатии Втора группа психопатий представлена психопадобными изменениями личности вследствии органического поражения головного мозга. Если повреждение мозга произошло внутриутробно или в первые годы жизни, то идет процесс формирования психопатических черт личности. Среди этой группы психопатий наиболее отчетливо выступают две их формы: безтормозная и возбудимая. а) Безтормозные или неустойчивые психопаты. Этим личностям свойственно прежде всего стремление к удовольствиям, которые можно получить без особых усилий. У них наблюдается жажда сенсорных впечатлений при отсутствии глубины анализа воспринимаемых явлений. б) Возбудимые психопаты. В первые десятилетия двадцатого века таких людей называли “социопатами”, или “врагами общества”. Роль инстинктов в их жизни резко усилена. Будучи голодными, они отбирают еду у окружающих, а при сопротивлении избивают жестоко, часто садистически. В драках они безудержны, причем повод для драки не ищут, а без разбора могут напасть на любого, кто в данный момент будет проходить мимо них. “Краевые” психопатии Третья группа психопатий представлена патохарактерологическими развитиями личности. Формируется эта группа из-за длительно существующих неблагоприятных условий воспитания. Этот вариант отклонений в развитии можно лишь условно отнести к психопатиям, тка как при благоприятной микросреде и достаточном развитии самоанализа и самоконтроля в дальнейшей жизни возможна коррекция дисгармонических свойств личности и исчезновение нежелательных характерологических проявлений. Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам патохарактерологических развитий личности. а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи”. Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление. б) Воспитание ребенка по типу “Золушки”. Другими словами такое воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое накозание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощерения за любые свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает “эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей “запланированных”, от которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд. в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо гиперопека сопроваждается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: “Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”. И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу. г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся “тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и “заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда. Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности. Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов, такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например, человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до тех пор, пока не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными, выделил ряд разновидностей акцентуаций: 1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы, самоуверенны. 2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их нестойки. 3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к окружающим, если возникают препядствия в достижении их целей. 4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных действиях и в поведенческих реакциях. Выделяют людей, акцентуирванных по определенным свойствам темперамента- гипертимических, дистимических, аффектно-лабильных, аффектно- экзальтированных, тревожных, эмотивных. При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблемма отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика психопатологий и акцентуаций характера. “Под задержкой психического развития понимается сборная по клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития, но имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям современно и качественно овладевать элементарными школьными знаниями. И это является трудностями в развитии и воспитании младших подростков, которые обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в поведении...”. [ ; стр. 221] На что следует обратить особое внимание в работе с такими детьми. Мы назовем наиболее часто встречающиеся варианты задержек психического развития. Это следующие разновидности задержек психического развития (ЗПР): 1. ЗПР с церебрастеническим синдромом. 2. Психофизический инфантелизм. 3. ЗПР с невропатическим синдромом. 4. ЗПР с психопатоподобными синдромами. 5. ЗПР при детских церебральных параличах. 6. ЗПР при общем недоразвитии речи. 7. ЗПР при тяжелых деффектах слуха. 8. ЗПР при тяжелых деффектах зрения. 9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Рассмотрим несколько из них: 1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом. Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в течении первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с неблагоприятыми условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи, распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями). Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и счета. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут, после чего, утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеяными, сидят в расслабленной позе, ложатся на парту, зевают, либо суетливыми, раздражительными, капризными, чрезмерно отвлекаются. К концу занятий в школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость, головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Попытка учителей массовых школ не знакомых с данной категорией детей, проводить с этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление родителей интенсифецировать их занятия дома (нередко в сочетании с наказанием за “лень”) еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети, глубоко переживая свою неуспеваемость и безуспешно пытаясь ее ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе, начинают отрицательно относится к школе, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути самоутверждения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из дома, знакомятся на улице с ребятами, рпедпочитающими свободное времяпрепровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения, совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских комнатах милиции (см практическую часть, пример № 4). 2.Психофизический инфантелизм. В подростковом возрасте выражается иногда в том, что они любят выделиться каким-то образом, причем не только перед окружающими, но и перед самим собой. Позируя перед людьми младший подросток первоначально приноравливает свое поведение к поведению взрослых людей, но когда цель достигнута позирование становится эмоционально привлекательным и из средства превращается в самоцель. И с этого момента младший подросток перестраивает картину поведения в соответствии с той ролью, которую он для себя выбрал ( см. практическую часть, пример № 5). Таким образом предметом рисовки младшего подростка, в каких бы условиях ему не приходилось бы позировать, является какое-то преимущество. Причем это преимущество чаще всего оказывается не реальным, а воображаемым. Потредность эта настолько значима для младшего подростка, что оказывает влияние на все стороны его жизни. Стремление воплотить эту цель в реальность может вылиться в другие формы поведения. Но не при каких обстоятельствах не адаптируется подросток к положению “худшего”. И взрослые избавляя его от угрозы оказатся в таком положении “худшего” открывают путь к установлению эмоционального контакта с ним. 3. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Неблагоприятная семейная ситуация тоже пожет способствовать отставанию психического развития ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы, непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу обучения. Тогда настает общий диффецит необходимой информации, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов. Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности интеллекта, и эмоциональной сферы детей. Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразится и в навязчивых мыслях и в эмоциях (см. практическую часть, пример № 6). Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна быть изменена. Это невротическое расстройство в основе которого лежит слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и являются симптомы нарушенного поведения. Реакциями “истерической конверсии” называются расстройства в которых физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В действительности большинство детей с истерическими конверсивными конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным (см. практическую часть, пример № 7). В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот синдром проявляется в неоправданых или преувеличенных жалобах на физическое состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так, например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание. Эти факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы подросткового возраста. Пуберантный возраст по традиции считается возрастом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Эмоциональные нарушения, в собственном смысле слова, у подростков нет. Вместе с тем верным является и то, что подростки эмоционально чуствительны и у них довольно часто меняется настроение. Временами они чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить все и всех, у некоторых временами даже возникают идеи самоубийства. В целом, в большинстве своем подростки это счастливые дети, у которых однако чаще возникают периоды печали и страдания. Если в младшем школьном возрасте возникают школьные фобии, которые со временем потом изчезают, то у подростка эти фобии возникают в другой форме и значительно чаще составляют часть более широкого эмоционального нарушения и прогноз в это случае является менее благоприятным, о чем говорилось выше, и который требует дополнительного участия взрослых (педагогов, психологов, родителей) в этих трудностях. 3. Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей подросткового возраста. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний- это далеко не полный перечень обстоятельств травмирующих детскую психику. Следует подчеркнуть, что понимание механизмов лежащих в основе внутрисемейных взаимодействий остается очень ограниченным, поэтому прежде чем перейти к обсуждению связей внутрисемейных ситуаций, с возникновением психических расстройств у детей, целесообразно рассмотреть различные роли в которых выступают родители, воспитывая своих детей. “Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия ребенка со своими близкими. Степень их отзывчивости на получаемые от ребенка сигналы и полноты удовлетворения его потребностей, определяют его характер формирующихся отношений с людьми...”. [ ; стр 173] Но нужно отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье продолжают оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает базисное чувство безопастности, гарантируя безопастность ребенка с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того близким являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Исследования показали, что в присутствии рдителей дети меньше волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры. Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях. Способ преодоления эмоционального стресса так-же определяется из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или наадекватной агрессии, то и подросток в подобной ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е. непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются но и благодоря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами обманивают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат. Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказатся от родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих родителей становятся алкоголиками (см. практическую часть, пример № 8). Родители влияют на поведение ребенка, поощеряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих детей, различные. В этом отношении существуют хорошо известные национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семья считают, что дети должны со всем соглашатся и быть послушнымию В других ценятся самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста. Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную роль, определяя формирование того или иного стиля поведения. “Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного использования собственных представлений и проработки отношений с другими. При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр. 49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина. Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |