на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие эмоций младших школьников


истероидных психопатов является эгоцентризм и стремление любой ценой быть в

центре внимания окружающих. Находясь в любом коллективе, они стремятся к

лидерству, причем в зависимости от интересов группы они и выполняют

соответствующую роль, поэтому из них вырастают люди при искусстве, при

науке, при спорте. Реальные же успехи в деятельности их мало волнуют так

как им важно показатся для окружающих кем-либо, а не быть таковыми на самом

деле. Им необходима атмосфера обожания, восхищения и поклонения, тогда они

могут приложить и усилия для достижения реальных успехов.

Среди них встречаются патологичские лгуны, которые всю жизнь любят

фантазировать и обманывать окружающих. Причем делают это достаточно

бескорыстно. Таких психопатов называют псевдологами. Но среди истероидных

психопатов есть лгуны, которые и сами начинают верить в собственную ложь,

подменяя реальную жизнь вымышленными событими, о чем убежденно и искренне

сообщают окружающим. Таких людей называют “фантастами”.

“Органические” психопатии

Втора группа психопатий представлена психопадобными изменениями

личности вследствии органического поражения головного мозга. Если

повреждение мозга произошло внутриутробно или в первые годы жизни, то идет

процесс формирования психопатических черт личности.

Среди этой группы психопатий наиболее отчетливо выступают две их

формы: безтормозная и возбудимая.

а) Безтормозные или неустойчивые психопаты. Этим личностям

свойственно прежде всего стремление к удовольствиям, которые можно получить

без особых усилий. У них наблюдается жажда сенсорных впечатлений при

отсутствии глубины анализа воспринимаемых явлений.

б) Возбудимые психопаты. В первые десятилетия двадцатого века таких

людей называли “социопатами”, или “врагами общества”. Роль инстинктов в их

жизни резко усилена. Будучи голодными, они отбирают еду у окружающих, а при

сопротивлении избивают жестоко, часто садистически. В драках они

безудержны, причем повод для драки не ищут, а без разбора могут напасть на

любого, кто в данный момент будет проходить мимо них.

“Краевые” психопатии

Третья группа психопатий представлена патохарактерологическими

развитиями личности. Формируется эта группа из-за длительно существующих

неблагоприятных условий воспитания. Этот вариант отклонений в развитии

можно лишь условно отнести к психопатиям, тка как при благоприятной

микросреде и достаточном развитии самоанализа и самоконтроля в дальнейшей

жизни возможна коррекция дисгармонических свойств личности и исчезновение

нежелательных характерологических проявлений.

Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей

семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам

патохарактерологических развитий личности.

а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи”. Все родственники

ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как

он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и

умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как

исключительное и неповторимое явление.

б) Воспитание ребенка по типу “Золушки”. Другими словами такое

воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за

нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое

накозание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощерения за любые

свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает

“эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей

“запланированных”, от которых родители ожидают только радости и

удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за

то, что он не оправдывает их надежд.

в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип

воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к

ограждению ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за

чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела,

замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и

запретами. Либо гиперопека сопроваждается резким подавлением у ребенка его

собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и

стремлений по принципу: “Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы

знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”.

И в том и в другом случае ребенок становится безвольным,

безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и

возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи

и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.

г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в

семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся

“тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для

него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и

нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и

учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и

“заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и

особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных

неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных

авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к

свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.

Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы

психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью

отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности.

Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии

являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо

утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов,

такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к

постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных

обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт

характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например,

человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до

тех пор, пока не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои

действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными,

выделил ряд разновидностей акцентуаций:

1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них

жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и

непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы,

самоуверенны.

2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие

всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне

старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их

нестойки.

3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие

аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к

окружающим, если возникают препядствия в достижении их целей.

4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени

управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к

противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных

действиях и в поведенческих реакциях.

Выделяют людей, акцентуирванных по определенным свойствам

темперамента- гипертимических, дистимических, аффектно-лабильных, аффектно-

экзальтированных, тревожных, эмотивных.

При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблемма

отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней

клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика

психопатологий и акцентуаций характера.

“Под задержкой психического развития понимается сборная по

клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом

развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития, но

имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не

позволяют детям современно и качественно овладевать элементарными школьными

знаниями. И это является трудностями в развитии и воспитании младших

подростков, которые обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в

поведении...”. [ ; стр. 221] На что следует обратить особое внимание в

работе с такими детьми.

Мы назовем наиболее часто встречающиеся варианты задержек

психического развития. Это следующие разновидности задержек психического

развития (ЗПР):

1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.

2. Психофизический инфантелизм.

3. ЗПР с невропатическим синдромом.

4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.

5. ЗПР при детских церебральных параличах.

6. ЗПР при общем недоразвитии речи.

7. ЗПР при тяжелых деффектах слуха.

8. ЗПР при тяжелых деффектах зрения.

9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

Рассмотрим несколько из них:

1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом.

Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего

обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в

течении первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с

неблагоприятыми условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи,

распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями).

Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения

обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и

счета. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут, после чего,

утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеяными, сидят в

расслабленной позе, ложатся на парту, зевают, либо суетливыми,

раздражительными, капризными, чрезмерно отвлекаются. К концу занятий в

школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость,

головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Попытка

учителей массовых школ не знакомых с данной категорией детей, проводить с

этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление

родителей интенсифецировать их занятия дома (нередко в сочетании с

наказанием за “лень”) еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети,

глубоко переживая свою неуспеваемость и безуспешно пытаясь ее

ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе, начинают отрицательно

относится к школе, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути

самоутверждения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из

дома, знакомятся на улице с ребятами, рпедпочитающими свободное

времяпрепровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения,

совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских комнатах

милиции (см практическую часть, пример № 4).

2.Психофизический инфантелизм. В подростковом возрасте выражается

иногда в том, что они любят выделиться каким-то образом, причем не только

перед окружающими, но и перед самим собой. Позируя перед людьми младший

подросток первоначально приноравливает свое поведение к поведению взрослых

людей, но когда цель достигнута позирование становится эмоционально

привлекательным и из средства превращается в самоцель. И с этого момента

младший подросток перестраивает картину поведения в соответствии с той

ролью, которую он для себя выбрал ( см. практическую часть, пример № 5).

Таким образом предметом рисовки младшего подростка, в каких бы

условиях ему не приходилось бы позировать, является какое-то преимущество.

Причем это преимущество чаще всего оказывается не реальным, а воображаемым.

Потредность эта настолько значима для младшего подростка, что оказывает

влияние на все стороны его жизни. Стремление воплотить эту цель в

реальность может вылиться в другие формы поведения. Но не при каких

обстоятельствах не адаптируется подросток к положению “худшего”. И взрослые

избавляя его от угрозы оказатся в таком положении “худшего” открывают путь

к установлению эмоционального контакта с ним.

3. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Неблагоприятная семейная

ситуация тоже пожет способствовать отставанию психического развития

ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом,

распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности

к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не

формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в

различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы,

непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей

при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу

обучения. Тогда настает общий диффецит необходимой информации, что еще

больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая

деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие,

стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа

ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности

интеллекта, и эмоциональной сферы детей.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других

нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические

состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразится и в

навязчивых мыслях и в эмоциях (см. практическую часть, пример № 6).

Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя

семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна

быть изменена. Это невротическое расстройство в основе которого лежит

слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и

являются симптомы нарушенного поведения.

Реакциями “истерической конверсии” называются расстройства в которых

физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые

человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В

действительности большинство детей с истерическими конверсивными

конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя

их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным (см.

практическую часть, пример № 7).

В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот

синдром проявляется в неоправданых или преувеличенных жалобах на физическое

состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так,

например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно

пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание. Эти

факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы

подросткового возраста. Пуберантный возраст по традиции считается возрастом

бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Эмоциональные

нарушения, в собственном смысле слова, у подростков нет. Вместе с тем

верным является и то, что подростки эмоционально чуствительны и у них

довольно часто меняется настроение. Временами они чувствуют себя настолько

несчастными, что плачут и хотят бросить все и всех, у некоторых временами

даже возникают идеи самоубийства. В целом, в большинстве своем подростки

это счастливые дети, у которых однако чаще возникают периоды печали и

страдания. Если в младшем школьном возрасте возникают школьные фобии,

которые со временем потом изчезают, то у подростка эти фобии возникают в

другой форме и значительно чаще составляют часть более широкого

эмоционального нарушения и прогноз в это случае является менее

благоприятным, о чем говорилось выше, и который требует дополнительного

участия взрослых (педагогов, психологов, родителей) в этих трудностях.

3. Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим

подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей

подросткового возраста.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения

поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных

событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть

одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или

непоследовательность в системе наказаний- это далеко не полный перечень

обстоятельств травмирующих детскую психику. Следует подчеркнуть, что

понимание механизмов лежащих в основе внутрисемейных взаимодействий

остается очень ограниченным, поэтому прежде чем перейти к обсуждению связей

внутрисемейных ситуаций, с возникновением психических расстройств у детей,

целесообразно рассмотреть различные роли в которых выступают родители,

воспитывая своих детей.

“Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у

подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия

ребенка со своими близкими. Степень их отзывчивости на получаемые от

ребенка сигналы и полноты удовлетворения его потребностей, определяют его

характер формирующихся отношений с людьми...”. [ ; стр 173] Но нужно

отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье продолжают

оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том

числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает

базисное чувство безопастности, гарантируя безопастность ребенка с внешним

миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того

близким являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и

волнений. Исследования показали, что в присутствии рдителей дети меньше

волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры.

Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно

стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у

родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности

жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве

случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и

с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей

родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях. Способ

преодоления эмоционального стресса так-же определяется из знакомой ребенку

стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем

пассивного ухода или наадекватной агрессии, то и подросток в подобной

ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что

подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е.

непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются но и

благодоря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко

родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами

обманивают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы,

агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не

признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и

неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат.

Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказатся от

родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что

поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно

поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих

родителей становятся алкоголиками (см. практическую часть, пример № 8).

Родители влияют на поведение ребенка, поощеряя или осуждая

определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская

приемлемую для себя степень свободы в поведении.

Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих

детей, различные. В этом отношении существуют хорошо известные

национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семья считают,

что дети должны со всем соглашатся и быть послушнымию В других ценятся

самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их

дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста

принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их

дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.

Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную

роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.

“Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные

взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с

братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного

использования собственных представлений и проработки отношений с другими.

При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также

передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр.

49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для

общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и

ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или

неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным

фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина.

Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное

количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания

детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую

эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different

kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой

метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.