на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению


одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы

способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, и

на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная

способность.[1.388.]

Становление специальных способностей активно начинается уже в детском

возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и

средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно

отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме нашей работы.

На первых этапах значительное влияние на развитие специальных

способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к

развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские,

художественно-изобразительные, иные творческие способности».[1.388.]

Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая

деятельность.

Важным моментом в развитии способностей у детей, по Немову, выступает

комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких

взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и

разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается

ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и

разностороннего развития его способностей.[1.388]

Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности

развивающей способности:

1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть

связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,

обнаружения в себе новых возможностей».

2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе

возможностей ребёнка.

Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как

средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому

же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,

порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых

успехов.

В целом Р.С. Немов предлагает более подробную классификацию

способностей, опираясь, однако же, на принятое в советской и российской

психологии определение способностей, которое выведено Б.М. Тепловым.

Отличительной чертой его теории способностей является то, что Немов

рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о

комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от

вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста.

Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии

творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и

собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих

способностей, описывая их психологическую специфику.

Зоркость в поисках проблем. В потоке внешних раздражителей люди обычно

воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже

имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно

отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а

так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность

увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто

большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость

связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются

качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но

главным образом с помощью мозга». [12.6.]

Вероятно, прежде чем обнаружить что-нибудь новое, не замечаемое другими

наблюдателями, по мнению А.Н. Лука, необходимо сформировать соответствующее

понятие.[12.6.]

Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н.

способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен

постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не

удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от

первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к

свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей

операцией.[12.8.] Процесс свёртывания мыслительных операций – это, как

утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене

нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном

отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.

Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь

какие-либо понятия, имеет всё более и более абстрактный характер. И Лук

А.Н. говорит что, «используя всё более и более абстрактные понятия, человек

непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».[12.9.]

Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим

разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является

способность к переносу опыта. По описанию А.Н. Лука это есть весьма

существенная способность применить навык, приобретённый при решении одной

задачи, к решению другой, т.е. умение отделить «специфическое зерно

проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие

области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А

выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий

необходимое условие переноса навыка или идеи».[12.11.]

Процесс переноса опыта – один из самых универсальных приёмов мышления,

- отмечает А.Н. Лук, - и способность к переносу – важное условие

продуктивности творчества.

Термином «цельность восприятия» А.Н. Лук обозначает способность

воспринимать действительность целиком, не дробя её.[12.15.]

На эту способность, по словам А.Н. Лука, указал И.П. Павлов в своей

работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии», выделив

два основных типа высшей корковой деятельности – художественный и

мыслительный. Как указывает А.Н. Лук, И.П. Павлов пришел к делению на

художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он

впервые заметил художественный тип восприятия без деления на детали.

А.Н. Лук говорит, что деление на мыслителей и художников сейчас

связывают с преимущественным участием левого или правого полушарий в

психической деятельности человека. «Левополушарные» – «мыслители» больше

склонны к абстрактному, символическому, словесному, логическому мышлению,

а «правополушарные» - «художники» - к целостному, синтетическому,

образному.

Примечательно, что в расход с общепринятой в общественных кругах

точкой зрения, А.Н. Лук говорит о том, что «мыслитель» как тип высшей

нервной деятельности отнюдь не идеал учёного. «Разумеется, - отмечает А.Н.

Лук, - в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов,

аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна

способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить

элементы мысли в новые системы образов». [12.17.] А.Н. Лук указывает на то,

что без преобладания этой способности зачастую «не удаётся взглянуть на

проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.[12.17.]

И в заключение описания этой способности хотелось бы отметить слова

А.Н. Лука о том, что И.П. Павлов не случайно обнаружил «целостное»,

художественное восприятие действительности прежде всего у детей. Когда

вторая сигнальная система ещё слаба, каждый ребёнок поневоле

«правополушарный» и воспринимает мир образно, а не аналитически.

Развитие способности к сближению понятий А.Н. Лук определяет лёгкостью

ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым

расстоянием» между ними.[12.21.]

Ассоциированные между собой образы и понятия, по словам А.Н. Лука, есть

та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление

оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.

Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет

ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.[12.34.]

А.Н. Лук заостряет внимание на том, что мыслительный процесс отличается

от свободного ассоциирования, прежде всего те, что мышление – это

направленное ассоциирование. Главным фактором, направляющим ассоциирование

и превращающим его в мышление А.Н. Лук называет цель.

Одной из важных способностей, особенно на первом этапе творчества, А.Н.

Лук называет готовность памяти. Определяя её, он говорит о том, что память

включает в себя способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно

или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию. Когда человек

решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в

данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.[12.25.]

Описывая сложную структуру механизма припоминания и запоминания, А.Н.

Лук указывает на ведущую роль ассоциирования: «интуитивные мгновенные

решения задачи возможны потому, говорит А.Н. Лук, - что имеется большое

число ассоциированных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной

информации».[12.26.]

Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса,

является гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность

быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по

содержанию, способность преобразовать структуру объекта.[12.26.]

«Отсутствие такой способности, - пишет А.Н. Лук, - называют инертностью,

ригидностью, окостенелостью и даже застреванием мышления».[12.26.]

Близость или далёкость по содержанию – это, по предположению А.Н. Лука,

величина переменная, на которую влияет функциональная фиксированность

человека.[12.27.] Способность к преодолению функциональной фиксированности

– одно из проявлений гибкости мышления. Психологи пытаются измерять эту

способность с помощью тестов, один из таких тестов будет представлен в

практической части нашего исследования (испытание «способность

преобразовать структуру объекта») В нескольких его заданиях предлагается

придумать как можно большее количество способов использования того или

иного предмета. При этом дети с более развитой способностью к преодолению

функциональной фиксированности быстро переходят от одного класса явлений к

другому. Другие же пытаются сначала исчерпать все применения объекта в

данной области, в данной функции, а потом уже переходят к поискам в других

областях.

«Можно ожидать, - говорит А.Н. Лук, - что люди с более высоким

показателем гибкости мышления имеют больше шансов натолкнуться на верную

идею при решении какой-нибудь практической задачи.».[12.27.]

Так же гибкость мышления, по мнению А.Н. Лука, проявляется в

способности вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Если

слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет

упущено время, а слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому,

что будет упущена возможность решения.[12.28.]

На важность в процессе творчества, и литературного творчества в

частности, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам

творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание творчества»:

«Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства,

чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции

отсутствующего у ребёнка внутреннего критика принимает на себя взрослый,

обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает

неудачное, он и выбирает, опознаёт среди многих вариантов тот, который

обладает художественной ценностью».[15.32.]

Главной из составляющих критичности является способность к оценке,

способность к выбору одной из многих альтернатив до её проверки. Оценочные

действия, указывает А.Н. Лук, происходят не только по завершении работы, но

и многократно по её ходу.

Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и

соответствия ранее накопленному опыту, А.Н. Лук называет также эстетические

критерии изящества и красоты.[12.28.]

Говоря об особенности творческого восприятия и восприятия в целом, А.Н.

Лук выделяет способность к сцеплению и антисцеплению. Человеку присуща

способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро

увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая

информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

Восприятий свободных от суждений на основе прошлого опыта, или

«чистых», как их называет А.Н. Лук, у взрослого человека не бывает. Но

разным лицам в разной степени присуща способность, избавляться от давления

«предварительного знания», противостоять «окраске» восприятия ранее

накопленными сведениями, и «выделять наблюдаемое из того, что привносится

интерпретацией».[12.30.]

Стремление к «чистому» наблюдению к «антисцеплению», как отмечает А.Н.

Лук, ценное качество не только учёного, но и художника, но полностью

отделить воспринимаемое от его истолкования не удаётся ни кому.

Для истинно гармоничного творчества необходимо равновесие обеих этих

способностей. «Способность к сцеплению важна и необходима, но должна быть

уравновешена способностью преодолеть сцепление, оторвать наблюдаемый факт

от привычных ассоциаций» [12.32.]

Способность объединять вновь воспринимаемые сведения тем или иным

способом уже в процессе восприятия А.Н. Лук называл условием и предпосылкой

способности к генерированию идей. Лёгкость генерирования идей, по

утверждению А.Н. Лука, одна из составляющих творческой одарённости. Он

говорит, что не обязательно каждая идея должна быть правильной, чем больше

идей выдвигает человек, тем больше вероятности, что среди них будут хорошие

идеи, но лучшие идеи приходят в голову не сразу. Сущность этого явления

подробно описал Я.А. Пономарёв, рассматривая среди фаз, этапов творчества

фазу интуитивного решения творческой задачи, так называемый инсайд в своей

работе «Психология творчества».[16.64-81.]

Генерирование идей осуществляется мозгом в конкретных кодах. Говоря об

этом, А.Н. Лук определял, что если человек склонен к использованию

зрительно-образных представлений, то говорят о зрительном воображении.

Преобладание акустически образных представлений свидетельствует о

музыкальной фантазии. Склонность к освоению действительности в словесной

форме характеризует поэтическую фантазию и т.д. [12.34.]

Рассматривая структуру творческих способностей в своей работе

«Педагогика искусства и творческие способности» Мелик-Пашаев А.А. отводил

главенствующую роль воображению наряду с эстетическо-творческой ориентацией

человека.[14.27-32.]

А.Н. Лук выделял три типа воображения:

1. Логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логических

преобразований.

2. Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3. Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления,

не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на

элементы реальной действительности.

Творческому воображению А.Н. Лук отводил ведущую роль в развитии

общества.[12.34.]

Завершая описание и определение творческих способностей, А.Н. Лук

говорил о том, что перечисленные выше слагаемые творческой одарённости не

отличаются по сути своей от обычных мыслительных способностей, а

элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-

разному выражены и по-разному сочетаются между собой.

Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в

частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания

творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:

. Чувство новизны

. Способность преобразовать структуру объекта

. Направленность на творчество

. Критичность

И в качестве показателей предложил, соответственно

. Умение и стремление к познанию

. Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и

возможностях

. Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих

способностей и возможностей

. Обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.[42.40.]

* * *

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме способностей,

творческих способностей, рассмотрение подходов к проблеме развития

способностей, творческих способностей позволил выделить важные для нашего

исследования положения.

Мы выяснили, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и

навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно

обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения

знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями

происходит развития способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития

способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же

широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с

одной деятельности на другую.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил

С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом

возможности представляют способности одного уровня, в результате чего

открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития

способностей более высокого уровня.

Способности разделяются на общие и специальные. В современной

отечественной психологии способности выделяют с точки зрения

психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные,

мнемические, речевые и творческие.

Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и

собственно творческие способности. При этом под творческими способностями

разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и

материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального

творчества в различных областях творческой деятельности.

Произведя анализ определения сущности некоторых творческих способностей

в работе А.Н. Лука «Психология творчества», мы пришли к выводу, что

творческие способности действительно являются сложным синтетическим

понятием. Уровень их развития необходимо определять общими критериями

направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости

мышления (способность преобразовать структуру объекта, способность к

преодолению функциональной фиксированности).

1.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие

на процесс развития творческих способностей подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом

возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей

данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое

рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при

решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается

отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития

психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук,

профессор И.Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология».

Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих

способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках

проблем.[17.150]

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения

целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития

способности к переносу опыта.

Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными

операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному

развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью

анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих

показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного

мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для

этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным,

политическим и прочим проблемам.

Как утверждает И.Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового

возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка

ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением,

воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение

подростка, как выделяет И.Ю. Кулагина, «конечно, менее продуктивно, чем

воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом

Кулагина И.Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в

подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками

к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не

всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого

воображения, получая удовлетворение от самого процесса

фантазирования.[17.150 –151.]

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким

психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии

воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он говорил о том, что

под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии».

Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у

него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая

становится исключительно субъективной формой мышления, мышления

исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную

тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.