на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности


Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

НИКОЛАЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. БЕЛИНСКОГО

Курсовая работа

на тему:

Развитие системы взаимоотношений

с окружающими людьми в ранней юности

Выполнила:

студентка гр. 335

Антонова

Юлия Александровна

Проверила:

Феоктистова

Наталия Владимировна

Николаев - 1998 г.

План

Введение

1. Исследование межличностных отношений в работах психологов.

2. Развитие системы взаимоотношений в юности.

2.1. Самосознание: открытие «Я». Раскрытие

самосознания через отношение с другими.

2.2. Саморегуляция личности в юношеском возрасте

как основа взаимоотношений с другими людьми.

2.3.Взаимоотношения со взрослыми.

- Родители и дети.

- Учителя и учащиеся.

2.4.Взаимоотношения со сверстниками.

- Общение и обособление. Взаимоотношения в группе.

- Юношеская дружба.

Заключение

Введение.

Выявление психологических предпосылок активности личности ( одна

из наиболее важных проблем в психологической науке. С одной стороны, своими

корнями она уходит в поставленные в начале ХХ столетия проблемы

теоретического и экспериментального изучения мотиваций поведения человека.

С другой ( любая практическая деятельность психолога и педагога (в

проблемных ситуациях) заставляет искать первопричины активности личности:

эту активность необходимо либо поддерживать и развивать, либо возрождать,

либо содействовать ее изменению к лучшему.

В практической деятельности работающего с молодежью психолога

возникает множество вопросов. Они могут быть связаны и с необходимостью

психологической помощи при невротических отклонениях в развитии личности, и

с поиском психологических оснований коррекционной работы при разных формах

отклоняющегося поведения, при снижении активности в учении,

производственном обучении, труде, в жизни в целом. Естественно, что научные

представления об основаниях продуктивной активности личности могут стать

своеобразной точкой отсчета для объяснения активности непродуктивной. Найдя

эти основания и установив их связь с объективной действительностью, можно

уже в каждом отдельном случае пытаться организовать те условия, в которых

конструктивным образом происходила бы активизация личности.

Но как построить отношения с человеком таким образом, чтобы не

директивно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с ним как с личностью

и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий личность

эффект? Вопрос этот сугубо практический. Однако для психологии он

оборачивается серьезной фундаментальной проблемой.

Один из возможных подходов к изучению психологических оснований

активности личности заключается в том, чтобы рассмотреть отношения человека

с другими людьми в качестве «ядра», основания такой активности. При этом

отношения рассмотреть как совокупность, как целостность, как систему, в их

отраженном, субъективированном, ставшем достоянием личности бытия. Этот

подход и реализуется в нашей работе.

Исследование межличностных отношений в работах психологов.

Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не

сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к

взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности

для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми

привлекала к этой действительности внимание многих психологов и

психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и

исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической

психологии, транзактном анализе и т.д. пожалуй, исключение составляет

только культурно-историческое направление, где межличностные (или

человеческие) отношения практически не были предметом специального

рассмотрения или исследования, несмотря на то, что упоминание о них

встречается постоянно. Достаточно напомнить, что отношение к миру всегда

опосредованно отношением человека к другим людям, что социальная ситуация

развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, что

отношения с другими людьми являются органически необходимым условием

чеовеческого развития. Но вопрос о том, что такое сами эти отношения,

какова их структура, как они функционируют и развиваются, не ставился и

полагался самоочевидным. В текстах Л.С.Выготского и его последователей

отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный

принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль

посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно,

теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

Исключение составляют работы М.И.Лисиной, в которых предметом

исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как

деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с

другими и образ себя и другого.

Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И.Лисиной и ее

сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина

общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и

мотивы общения, которые по сути дела и есть отношения и другие. Прежде

всего следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно

широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само

рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при

этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время

межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений,

основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит

представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная

система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что

деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и

экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась в

основном в сфере психологической практики.

В отличие от действия отношение : 1) не имеет цели и не может быть

произвольным; 2) не является процессом и, следовательно, не имеет

пространственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем

процесс; 3) не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления

и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обощенной форме;

оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает

действие, меняется и преобразуется в действии и само формируется и

возникает в действии. Личностный смысл является и образующей сознания

(которое, как известно, предшествует действию) и главной характеристикой

действия, и его результатом. Получаемое отношение может быть и источником

действия, и его продуктом, но может и не быть, поскольку далеко не всегда

отношение выражает себя во внешней активности.

В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет

исследовалось довольно широко. В этих исследованиях можно выделить три

основных контекста:

1. Познавательные отношения ( другой как предмет познания. Наиболее ярко

это направление представлено в работах А.А.Бодалева и его последователей

и др. в этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия,

понимания или познания. На основе интерпретации внешних характеристик

составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств.

Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания

и понимания.

2. Эмоциональные отношения (или аттракции) ( другой как предмет симпатии.

Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации

эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих

отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в

зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от свойств

субъекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств, в

зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом

под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду либо чисто

внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо

социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).

3. Практические отношения ( другой как предмет воздействия. Это направление

наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается в

основном в русле психотерапии. Г.А.Ковалев выделяет три модели

воздействия одного человека на другого: 1) объектная (или императивная);

2) субъектная (манипулятивная); 3) субъект-субъектная (диалогическая или

развивающая).

Самосознание: открытие «Я». Раскрытие самосознания через отношение с

другими.

Каждый знает, что юность ( определенный этап созревания и развития

человека, лежащий между детством и взрослостью. Слово «юность» обозначает

фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной

взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в

частности полового, созревания, а с другой ( достижение социальной

зрелости.

Развитие самосознания ( центральный психический процесс юношеского

возраста. Главное психологическое приобретение ранней юности ( открытие

своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью

является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая

свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если

ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если

радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний,

физический мир ( только одна из возможностей субъективного опыта,

средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-

летняя девочка, которая на вопрос психолога «Какая вещь тебе кажется

наиболее реальной?» ответила: «Я сама».

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределено,

расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение

внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет

потребность в общении и одновременно повышается его избирательность,

потребность в уединении. Другие люди ( не внешняя среда, предметно

воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее

достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно

только через его отношения с другими.

В отечественной психологии наиболее ярко эту мысль выразил

С.Л.Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир»: «Я» не может быть

раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношение к самому

себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования

является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, (

существование психики, сознания других людей».

Другой не может быть внешним объектом, на который наталкивается и

воспринимает извне мое сознание. Встреча с другим возможна лишь в силу

того, что «ты» идеально имеет отношение к «я» еще до этой встречи. Идеи об

«отраженной субъектности» или «идеальной представленности другого»

эффективно разрабатываются в исследованиях В.А.Петровского. Однако наличие

«идеального другого» рассматривается в них как результат деятельности или

как условие, влияющее на ее особенности и эффективность. Здесь же хотелось

бы подчеркнуть, что идеальное отношение к «ты», первичное единство с ним

определяет и делает возможным само существо «я». «Я» есть отдельное

самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в

познавательной или практической деятельности), а в силу своего обособления

от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу

своей связи с ним в этом противостоянии.

О несамодостаточности, невозможности существования одного

изолированного сознания много и убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть (

значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной

территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в

глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир

человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю

полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в

ушах героя своим ( чужим голосом».

В созвучии с этим находятся мысли М.Бубера: «Переживаемые отношения (

это реализация внутреннего Ты в Ты встреченном; через Ты человек становится

Я». «Все новейшие попытки истолковать сознание как взаимосвязь Я с самим

собой или как событие, вмещающееся в самодостаточной внутренней жизни

человека, ( тщетны; все они относятся к безнадежной истории уничтожения

реальности».

Все приведенные выше высказывания удивительно совпадают в утверждении

другого как необходимого, онтологического основания сознания и самосознания

человека, в том, что этот другой уже есть (живет) в этом сознании до

реальной (внешней) встречи с ним. При внешней встрече (или общении)

осуществляется перенос (или отношение) уже существующего, внутреннего

другого на встреченного, конкретного человека. Причем этот внутренний

другой лишен своей конкретной определенности и является обобщенным

представителем рода: «В этом субъекте погашена индивидуальная особенность

того или иного Я; он ( «Я» вообще в его всеобщности, по отношению к

которому единичные «Я» ( это переменные, которые вставляются в общую

формулу. В нее может быть вставлено любое «Я», но нельзя не подставить

никакого.

Можно полагать, что отношения «я ( ты» являются необходимой

предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот

тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что говоря о проблеме

межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания.

Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или

персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как

совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус,

представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у

других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно

может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с

бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и

отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не

достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет

другой, который и делает возможным осознание себя.

М.И.Лисина определяла потребность в общении как потребность в познании

себя и другого, а продукт общения ( как образ себя и другого. Всякое

изменение образа «я» порождает изменение в образе другого (и наоборот).

С определенного момента ребенок ( это всегда два человека ( он и

взрослый. По-видимому, этот момент наступает в ранней юности, и это

внутреннее взаимодействие уже не прекращается на протяжении всей жизни

человека.

Саморегуляция личности в юношеском возрасте как основа взаимоотношений с

другими людьми.

Становление самосознания в ранней юности, т.е. осознание не только

окружающего, но и самого себя в своих отношениях с окружающим миром,

осознание себя как «Я», характеризуется и способностью самостоятельно и

сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и реализовывать их.

Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в

отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер

мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей,

находящихся в подчиненном или зависимом положении.

Родители и дети.

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста ( смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

«Мы и взрослые» ( постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.

Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится

потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми

для конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту,

но и полномочными представителями общества взрослых в целом, ( родителями и

учителями?

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род

занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в

значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

в настоящем или в прошлом.

Значительное влияние на личность юношей оказывает стиль их

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Существует несколько относительно автономных психологических

механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,

«подкрепление»: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и

наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится

для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

«идентификация»: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

старается стать таким же, как они. В-третьих, «понимание»: зная внутренний

мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым

формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,

где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не

выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом ( далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором ( строгость

и наказание.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем

гибко и рационально:

родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение

подростком;

власть используется лишь в меру необходимости;

в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

себя непогрешимым;

он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону

авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

кажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у юношей

ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

идентификации, а другие влияния ( школы, сверстников, средств массовой

коммуникации ( часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.