на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие речи


возрастает, так как расположение ребенка и взрослого друг к другу включает

теперь оценку также и практических умений, способностей к интересной

совместной деятельности. Можно предположить, что в присутствии человека, к

которому ребенок испытывает расположение и привязанность, дети будут

чувствовать себя более непринужденно, станут свободно ориентироваться в

окружающем, сумеют своевременно переключать внимание с одних элементов

ситуации на другие и потому скорее смогут связать между собой вид предмета

и его название так, как того требует выдвигаемая взрослым задача. Основания

для такого предположения можно почерпнуть, в частности, в одной из работ С.

Ю.Мещеряковой*, показавшей в своих опытах, что в присутствии 6лизкого

взрослого дети конца 1-го года жизни активнее обследуют ситуацию, чем в

одиночестве или в обществе малознакомого им человека,

к которому они не чувствуют привязанности.

____________________________

* Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец.-М.,1991. С.21-45

Далее, опыт близких отношений со взрослым помогает ребенку быстрее

выделить коммуникативную речевую задачу, найти средства для ее решения.

Дети смелее смотрят в лицо близкого взрослого, скорее обнаруживают движение

губ человека при артикулировании им слова и быстрее перенимают это движение

путем рассматривания и ощупывания рукой. Эмоциональный контакт со взрослыми

оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых

связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи.

Необходимо подчеркнуть также, что аффективное расположение к взрослому

усиливает тенденцию детей раннего возраста к подражанию. Логично думать,

что в отношении движения речевых органов может проявиться та же тенденция.

А это означает, что артикулирование названия предмета вызовет у ребенка

склонность повторять произносимые взрослыми слова и, следовательно, будет

способствовать принятию детьми коммуникативлой речевой задачи, придаст ей

побудительное действие.

Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со

взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной

функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как

говорит взрослый.

Контакты в ходе совместных действий

Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи

также составляют значительную часть социального опыта ребенка. Практическое

сотрудничество со взрослым в условиях, когда старшие организуют

деятельность детей, помогают ее осуществлять и контролируют процесс ее

осуществления, приводит к тому, что у ребенка формируется обобщенная

позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего

инициативу последнего.

Исследование С. В. Корницкой показало, что предметная деятельность

детей, начиная со второго полугодия, может развиваться автономно в системе

«ребенок - мир вещей», без участия взрослого. В этом случае деятельность

общения остается на примитивном уровне и обычно не выходит за пределы

ситуативно-личностного общения. Этот факт выражается в том, что ребенок, не

получивший опыта практического сотрудничества со взрослыми, умеет

манипулировать предметами и неплохо занимается в одиночестве с игрушками.

Если же к нему обращается взрослый, то ребенок хочет получить от него

только ласку тянется на руки, прижимается, а в совместную деятельность не

вступает. Протянутый взрослым предмет такой ребенок быстро теряет; он не

испытывает в присутствии взрослых интереса к игрушкам; поглощенный

созерцанием взрослого, ребенок часто как бы не видит предмета и может

подолгу смотреть «сквозь» него на человека.

Можно думать, что отсутствие или скудность контактов детей со взрослыми

в ходе совместных действий будет мешать ребенку принять коммуникативную

речевую задачу. Ведь для того, чтобы успешно справиться с ней, ему нужно

уметь выделять в ситуации и взрослого, и предмет и, главное, научиться

связывать воедино поведение взрослого, артикулирующего слово, с предметом,

который взрослый словесно обозначает. И наоборот, опыт совместной со

взрослыми деятельности, строящейся на основании использования предметов,

вооружает ребенка обобщенными умениями и навыками, полезными для решения

коммуникативной речевой задачи. Самое важное значение имеет, по-видимому,

тот факт, что в результате ситуативно-делового общения ребенок научается

воспринимать взрослого как сотрудничающего с ним старшего партнера и не

столько ищет его ласки, сколько естественно включает его как важнейший

компонент в ту проблемную ситуацию, в которую попадает он сам.

Далее, его внимание сосредоточивается именно на действиях взрослого на

его манипуляциях с предметом и на артикулировании им названия игрушки. И

наконец, поощрения взрослого ребенок склонен связывать со своими

собственными действиями, он ищет одобрения своих попыток и потому способен

довольно быстро отбросить неправильные акты (например, требование криком

дать ему предмет или упорные попытки, молча дотянуться до предмета) и

закрепить акты, ведущие к цели (изучение артикуляционных движений

взрослого, попытки активно повторить слово, произносимое взрослым).

Таким образом, можно считать: практические контакты ребенка со взрослым

в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи

благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить

ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении

взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование

обозначающего этот предмет слова.

Голосовые контакты.

Голосовое взаимодействие - разновидность ситуативно-личностного

общения, поскольку сводится к обмену информацией об аффективном отношении

одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как

коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи.

Если ребенку не представлен голосовой звук как носитель коммуникативной

информации, он самостоятельно не открывает тех возможностей, которые скрыты

в этом звуке для деятельности общения. Известно, что, если ребенок из-за

особых обстоятельств оказывается вне человеческого окружения и не слышит в

раннем возрасте речи взрослых, развития собственной речи у него не

происходит («дети - Маугли»).

Об этой связи свидетельствует также развитие глухоты у нормально

слышащих детей, воспитываемых глухонемыми родителями и изолированных от

широкого социального окружения. Правда, некоторые специалисты подчеркивают

врожденный характер способности ребенка к речи. Но и они рассматривают

слышимую речь как звуковой материал, из которого ребенок в дальнейшем

строит речь. Известно, что при падении нормы слышимой речи ниже некоторого

предела возникает состояние речевой сенсорной депривации, тормозящее

вербальное развитие детей.

Эти факты наблюдаются у детей, воспитывающихся в первые месяцы жизни в

условиях закрытого детского учреждения. Многие исследователи считают, что

отрицательное влияние на вербальное развитие оказывает также речь,

однообразная в звуковом отношении, не окрашенная яркими эмоциями и не

адресованная прямо ребенку. На этой основе выдвигается понятие речевой

питательной среды, благоприятствующей становлению у детей речи. В такой

среде у детей формируется потребность в понимании речи, без которой самое

высокое насыщение опыта ребенка вербальными впечатлениями оказывается

бесполезным.

И напротив, наблюдение детей за говорящими взрослыми и пристальное

внимание взрослых к вокализации детей, радость взрослых в ответ на

голосовые проявления ребенка, поощрение взрослыми каждого нового вокального

звука приводят к закреплению и прогрессивной перестройке предречевых

вокализаций с постепенным приближением их к речи окружающих взрослых. Важно

отметить, что в ходе голосового общения у детей появляются звукокомплексы,

которые позднее начинают употребляться ребенком в качестве первых слов. Это

лепетные образования типа «ма-ма», «па-па», «дя-дя», «на» и т. д. Взрослые

с готовностью подхватывают эти лепетные образования, многократно возвращают

их ребенку («Скажи: ма-ма») и тем фиксируют их в репертуаре вокализации

детей. Взрослые сознательно связывают отдельные звукокомплексы детей с

предметами или действиями («Правильно, это папа!»), способствуя тем самым

усвоению детьми функций речи.

Таким образом, голосовые контакты ребенка со взрослыми могут

положительно влиять на становление вербальной функции. Однако можно также

предположить, что слышимые детьми речевые воздействия взрослых могут

положительно влиять на развитие у малышей вербальной функции только в том

случае, если эти воздействия будут включены в процесс общения ребенка со

взрослым, так что понимание речи окружающих людей и построение собственного

активного высказывания приобретают важное значение для осуществления

контактов ребенка со взрослыми.

Высказанные выше соображения позволяют нам утверждать, что на этапе

становления речи общение ребенка со взрослым создает оптимальный климат для

овладения первыми словами, побуждая ребенка принять речевую задачу и

отыскать средства для ее разрешения.

ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-

первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому

функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной

регуляцией речевыми средствами.

Изменение содержания речевого общения.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их

знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей -

объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма

общения детей - она становится внеситуативно-личностной. Ее отличительные

признаки:

внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей

деятельности;

содержанием потребности детей в общении является их потребность во

взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и

оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности

этих оценок;

среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во

взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные

достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

Можно предположить, что в связи с этим у дошкольников происходят

изменения в самой материи речи, характере используемой детьми лексики,

конструкции предложений, в общей выразительности речи.

Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности.

В раннем возрасте от ребенка нелегко добиться произнесения даже тех

слов, которые он хорошо усвоил. Смущение при виде взрослого является одним

из факторов, который почти безусловно угнетает речь детей. Молчание или

речь шепотом часто служат главным указанием на робость, испытываемую

детьми.

По данным А. Г. Рузской, до самого дошкольного возраста сохраняется

угнетение речи при виде нового человека, что обнаруживается иногда не в

отсутствии речи, а в обеднении ее содержания. Это означает, что при

разговоре с близкими взрослыми дети менее ситуативны, более доверительны,

проявляют более развитые интересы, чем при разговоре с посторонними людьми,

когда ребенок как будто спускается на одну-две ступеньки ниже во всех своих

проявлениях. Однако с возрастом дети все более овладевают произвольной

регуляцией речи, и это составляет непременное условие их обучения в детском

саду и в особенности их подготовки к обучению в школе.

Таким образом, этап развития речевого общения состоит, главное, в том,

что дети овладевают понятийным наполнением слова и потому научаются

применять его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по

содержанию информации. Одновременно дети научаются произвольно регулировать

вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид

деятельности.

Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи

Число детей в семье, интервал между их появлением на свет и порядковый

номер рождения, начиная с первого, самого старшего ребенка, - все это

оказывает влияние на психическое развитие ребенка в многодетной семье. В

частности, чем больше детей в семье, чем выше порядковый номер рождения

малыша, чем меньше интервал между появлениями детей на свет, тем, как

правило, ниже интеллект ребенка.

Появление в семье каждого нового ребенка изменяет ее структуру и

взаимодействие между ее членами. Так, снижается качество общения детей с

родителями: общение с родителями заменяется общением со старшими братьями и

сестрами.

Подобное изменение чревато прежде всего отставанием в развитии речи у

детей. И это подтвердил эксперимент в Ульяновске в 1993-1994 годах,

проведенный с помощью Гейдельбергского теста, выявляющего, как ребенок

усваивает и использует грамматические, морфологические, семантические

(смысловые) структуры языка.

К эксперименту привлекли сорок многодетных (от четырех и больше) семей

и двадцать семей с одним ребенком (в качестве контрольных). Психологов

прежде всего интересовало речевое развитие 7-летнего ребенка, у которого

есть старшие и младшие братья и сестры.

Многодетные семьи были разделены поровну на две экспериментальные

группы. В первую вошли семьи с минимальной, порядка двух лет, разницей в

возрасте (в интервале) между 7-летним ребенком и его старшими и младшими

братьями и сестрами. То есть, на момент эксперимента в 20 семьях были дети

пяти, семи, и девяти лет, и уровень развития речи определялся у каждого.

Во второй экспериментальной группе интервал между рождением 7-летнего

ребенка и его старшими и младшими братьями и сестрами был больше - четыре

года, то есть детям было по три, семь и одиннадцать лет. В этих семьях

особенности развития речи определялись как и в контрольных семьях, только у

семилетнего ребенка. Результаты эксперимента показали, что уровень развития

речи у детей контрольной группы соответствует нормальному возрастному

уровню. А вот дети из многодетных семей - независимо от возраста и от

интервала в рождении между ними - отстают в развитии тех или иных

способностей от нормального возрастного уровня.

У всех детей из многодетных семей прежде всего плохо развита

способность образовывать различные слова от одного корня и способность

выражать разные признаки предметов в соответствии с правилами. Способность

понимать и передавать смысл текста плохо развита у детей 7 и 9 лет

(независимо от интервала -2 или 4 года -между рождениями). Кроме того, 7-

летний ребенок первой экспериментальной группы, где интервал рождения

составлял 2 года, отстает от нормального возрастного уровня в развитии

таких способностей, как:

. понимание сложных высказываний;

. запоминание сложных предложений;

. понимание смысла текста (эта способность плохо развита и у детей второй

экспериментальной группы, а у детей первой группы вообще практически не

развита);

. определение единственного и множественного числа в соответствии с

морфологическими правилами;

. узнавание аналогии в значении слов;

. учитывание ролевых признаков при формировании высказывания в различных

ситуациях.

Таким образом, дети их многодетных семей - независимо от возраста и

интервала между рождениями - испытывают большие или меньшие трудности в

усвоении речи. Следовательно, на уровень развития речи оказывает влияние

не только число детей в семье, но и интервал рождения между ними. А это

значит, что родителям большого числа детей в семье следует уделять особое

внимание развитию их речи, особенно если интервал между рождениями детей

близок к минимальному.

Данный пример еще раз доказывает, что для развития речи необходимо в

первую очередь индивидуальное общение взрослого с ребенком.

Почему же дети часто "коверкают" слова, не могут грамотно построить

предложения, выразить свою мысль?

Причин множество: родовые травмы, различные заболевания,

неблагоприятные условия воспитания. Доказано, что недоразвитие речи чаще

всего наблюдается у детей, которые воспитываются вне семьи: в детских

домах, домах ребенка, детских дошкольных учреждениях с круглосуточным

пребыванием. В тот период, когда ребенку необходимо общение с близкими

людьми, он оказывается лишен такой возможности.

Но вот что замечают учителя начальных классов в последние годы: в

первый класс приходит все больше детей с ограниченным словарным запасом,

невнятной и невыразительной речью. И это дети из семьи, нередко, внешне

совершенно благополучной. В чем дело? Оказывается в том, что дома заботу о

ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть.

Биологические потребности наследника - вот главная задача папы и мамы. А

вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении? И дело

здесь не только в родительской занятости и поглощенности собственными

проблемами. Часто взрослые не задумываются над тем, что мало окружить

ребенка яркими игрушками. Нужно приложить усилия для того, чтобы ребенок

научился ими играть. Это особенно важно для тех малышей, у которых нет

товарищей для игр. Таким товарищем для них должен стать взрослый. В

процессе совместных игр возникают диалоги, во время которых можно научить

сына или дочку понятно формулировать свои просьбы и желания, выслушивать

своего партнера по игре, договариваться о совместных действиях. Это

поможет не только развить речь ребенка, но и научить общаться со

сверстниками. Ведь очень часто ссоры среди дошкольников случаются потому,

что они не понимают друг друга, а потом "невербальное общение" становится

чертой характера и закрепляет в поведении ребенка привычку завоевывать

руками то, что он не может получить в результате разговора.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Исследования проводились нами в качестве наблюдения за поведением

детей и их реакциями на общение со взрослыми.

Возраст детей - от 4 месяцев до 3 лет.

Также было проведено два эксперимента:

1. по методике для изучения понимания речи* детьми в возрасте 1 год 3

месяца;

2. по методике “Расскажи по картинке”, на определение активного словарного

запаса детей в возрасте 3 года.

Исследования разделены на три этапа:

Подготовительный этап (довербальное развитие общения). Он характеризуется

тем, что ребенок еще не понимает речи взрослого и не умеет говорить сам. Но

здесь уже складываются предпосылки к овладению речью в будущем. И

присутствие взрослого необходимо для их формирования.

Например: Миша Т. (возраст 4 месяца).

На речевое обращение мамы к сыну: “Миша, Мишенька!” - ребенок начинает

бурно реагировать в ответ, улыбается, издает звуки, свидетельствующие о его

удовлетворении. При употреблении сигнальных слов (односложных, чаще всего

употребляемых) ребенок пытается повторить эти звуки. На обращение мамы:

“АГУ” - у малыша проявляется явная заинтересованность, его взгляд

сконцентрирован на губах, он пытается повторить “АААУУ”.

Чем больше мать разговаривает с ребенком, тем чаще и оживленнее ребенок

реагирует на взрослого, тем чаще самостоятельно начинает воспроизводить

звуки, играя с игрушками без мамы.

______________________________

* Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В.

Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990 г. - с.125.

Очень часто, когда мама уходит у малыша можно заметить признаки

огорчения: с лица исчезает улыбка; он хмурится; долго смотрит в ту сторону,

где она скрылась. Миша начинает пытаться привлечь к себе внимание: то

энергично двигает ножками, то издает возгласы, то начинает плакать,

несколько раз подряд выгибается “мостиком”, не сводя взгляда с двери. Чем

дольше мама не возвращается, тем усерднее ребенок проявляет признаки

нетерпения.

2. На втором этапе исследовалось поведение ребенка (возраст 1 год 3

месяца), развитие которого соответствует этапу возникновения речи. Этот

этап характеризуется переходом от полного отсутствия речи к ее появлению.

Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослого, которые слышит

каждый день и начинает произносить свои первые активные слова, но речь еще

очень примитивна: “БА-БА”, ”МА-МА”, “ЛЯ-ЛЯ” и т.д. Здесь решающую роль

играют коммуникативные факторы. Ребенок начинает говорить только в ситуации

общения.

Пример: Катя П.

Родители всегда очень активно общались с ребенком.

Например, такая игра для развития речи: мама садится за стол напротив

ребенка с куклой “ЛЯЛЕЙ” и собачкой “АВА”, игрушки она прячет под столом.

“ЛЯЛЯ” - говорит мама и с левой стороны появляется кукла. Она

разговаривает с малышом и неожиданно исчезает. “АВА” - произносит мама, и с

правой противоположной стороны стола появляется собачка. Она тоже

разговаривает с малышом и вдруг исчезает. Через несколько таких появлений и

исчезновений Катя уже знает, что “ЛЯЛЮ” нужно ждать слева, а “АВУ” -

справа. Она начинает поворачивать голову в нужную сторону и уже через

некоторое время сама выговаривает игрушки по имени: “ЛЯ-ЛЯ”, “А-ВА“, когда

Катя уже самостоятельно играет с игрушками, в т.ч. с куклой и собачкой, то

она называет куклу “ЛЯ-ЛЯ”, а собачку “А-ВА”.

Таким образом в ходе игры у ребенка закрепились эти названия. Но по

прошествии нескольких дней, когда мама не могла активно заниматься с

ребенком, Катя меньше стала разговаривать, играя самостоятельно, и она уже

не употребляла названия игрушек.

Нами был проведен эксперимент на изучение понимания речи детьми в

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.