на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие нравственных отношений младшего школьника на основе творчества Д. Дефо, его книг о Робинзоне Крузе


нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших

школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На

уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель,

содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс

обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке?

Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд

методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности

учителя, его отношение к изучаемому материалу и др.[2]

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных

книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети

читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме

вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности

общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры,

задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг

другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу

по структуре учебной деятельности.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно

выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и

вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному

воспитанию.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс,

включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс

нравственного воспитания в известной мере автономен.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания

школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные

подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении

нравственного воспитания школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время

прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность

значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте,

так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В

процессе, в котором вырабатываются такие качества личности как

организованность, ответственность, самостоятельность, активность,

дисциплинированность.

1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды

существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок,

подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания.

Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает

проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие

ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой

личности. (5,с.132).

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших

школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно

упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо,

требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой

остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.

Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать

много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится

считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков

ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» -

говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как

утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое

внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети

начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому

необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с

небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения

можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения,

основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай

громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай

мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм,

то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние

окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы

приятным.

Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания,

если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди

подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены

элементарному поведению.

На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим

людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и

практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона,

общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует

реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где

происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и

сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту

великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по

нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего

формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте,

когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем

перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое

твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует

граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои

поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе

счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда

нельзя честно жить.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай

товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они

дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным

гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана,

несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет

других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают

сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и

несправедливости.»(26, с.161-165).

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед

народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной

сознательной творческой личности.

В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль

выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного»

познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только

расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в

этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами

решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе

систему отношений детей к окружающему миру (1, с.195).

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не

только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку

далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей

цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда,

когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения.

Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании

умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки

отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе

развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать

целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении

способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все

чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся

используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им

своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с

условиями объективной действительности (10, с.19-20).

Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует

мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает

потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее

осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет

возможность и необходимость действия.

Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в

нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости

единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного,

содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов

как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства

можно рассматривать в двух аспектах.

Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других.

Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного

развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание

своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих

«сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным

содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом

приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса

обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он

владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор

того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения

операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных

компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс

обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение

знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на

содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается,

что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В

определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном

формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное»

развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что,

естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной

мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для

умственного и нравственного развития учащихся. (15, с.152).

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения

взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского»

усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных

норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.

Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д.

Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная

деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.

п.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную

коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм,

регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения

учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе

все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего,

формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить

удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная

деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся

нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и

нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве,

в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность

является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28).

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что

развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки

активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных

знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.

Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным

материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний;

организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению

нравственного опыта.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом

отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только

содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,

убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль

отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам

ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную

деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная

деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача

ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В

начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать

учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Охарактеризовывать особенности того или иного общественного явления, –

значит, выявить его существенные взаимосвязи с другими явлениями социальной

действительности. С развитием общества и изменением исторических условий

существования людей постоянно обновляются, а в отдельные исторические

периоды коренным образом меняется содержание воспитания. Воспитание может

быть правильно понято лишь как естественно исторический и диалектический

противоречивый процесс. Сущность социального аспекта нравственного

воспитания определяется, прежде всего, особенностью развития современной

эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально

новых началах.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует

считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во

времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его

концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с

элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей,

как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе

обучения взаимосвязана еще с тремя факторами.

Во –первых, придя в школу, ребенок переходит от “житейского”

усвоения окружающей действительности, в том числе и морально –нравственных

норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.

Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д.

Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная

деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.

п.

Во –вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную

коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм,

регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя.

И третий фактор, о котором следует сказать: В процессе обсуждения

положения в современной школе, проблемы становления программ обучения,

дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит

тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего формирование

нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес

гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется, что

здесь дело не только в специфике той или иной науки, сколько в подходе к

учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет все возможности,

позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе

изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и трудовая деятельность так

же обладает такими возможностями, но учебная имеет в этом плане одно

существенное преимущество: возможность целенаправленного формирования и

естественно –научных и нравственных убеждений.

Начало обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и развитии

ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую,

общественно –значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира

ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы

систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик,

развивается характер, воля. В воспитанно отношении очень важно, какими

будут первые шаги ребенка в учении. Учитель вводит его не только в мир

знаний, но в сложный мир отношений к учению – обязательному и сложному, но

в то же время радостному труду.

Важным является понимание того, что нравственное воспитание

целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной

деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном

возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе,

создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения

различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не

только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу

против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка.

В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения

могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь

влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность

человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Глава II. Методика формирования нравственных отношений младшего

школьника на уроках чтения, либо внеклассного.

Рассматривать методику формирования нравственного отношения младшего

школьника я попробую на базе произведений Д. Дефо «Робинзон Крузо».

В качестве исходного материала, на котором можно будет изучить

формирование нравственного отношения младших школьников, с учетом

произведений Д. Дефо, такая моральная норма, как «ответственность» и

«добродетельность» истинная и ложная, которые очень актуальны на

современном этапе жизни общества.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей

мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими

познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в

возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность

придти на помощь советом и делом.

Обыкновенность, негероичность Робинзона - одно из главных условий

его огромного успеха. Каждый читатель, ставя себя на его место, мог

думать: "И я в тех же условиях оказался бы таким же молодцом".

В наше время тема «доброжелательности» стоит очень острым углом. В

нашей жизни, к сожалении, она является ложной, то есть многие люди выдают,

за выходящую из сердца чистую, «доброжелательность» корыстную, работающую

только во благо себе.

Чистой и истиной доброжелательности нужно учить детей с самого раннего

возраста.

При исследовании нравственного опыта младших школьников используются

ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод

незаконченных рассказов.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому

предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои

рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания

рассказа школьникам задаются вопросы, которые были составлены таким

образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения,

знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных

рассказов, ученикам зачитываются рассказ, в котором герою необходимо было

действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней.

Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он

сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения

и обосновывать их.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников

используются следующие критерии: степень соответствия нравственной норме

знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их

глубина и широта; степень устойчивости.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.