на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте


значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная

активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться

проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами

взрослых, его воспитывающих.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я

рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация:

ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают

представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя

во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и

представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту

большой”.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность

становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок

приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он

открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника,

связанной с выполением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть

желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом

начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей

внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот

период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.

До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,

преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с

сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна

основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом

процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,

познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь

вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и

самовоспитанию.

На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и

дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном

возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит

формирование и развитие его активности, самосознания.

В период от рождения до 1-го года у детей закладывается основные

потребности и способности к общению. ”В своей основе потребность субъекта в

общении с другим человеком,- пишет Лисина,- есть потребность в оценке,

которую субъект от него получает и которую сам дает. Такая взаимная оценка

обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида... (М.Н. Лисина,

1974).

Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях.

Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец

начинает проявлять во взаимодействии со взрослым и свою инициативу.

В раннем детстве роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако

ребенок уже стремиться действовать без помощи взрослого, самостоятельно.

Новые тенденции усиливают активность ребенка (“я сам”) и приводит к

возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Л.И. Божович отмечает: “В

этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на

внешний мир, но и на самого себя (Л.И. Божович, 1978, с.31).

По замечанию Л.И Божович, процесс формирования ребенка раннего возраста

завершается возникновением центрального личностного образования в виде

“системы “Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и

отношение к себе.

В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием

самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического

развития личности свои специфические особенности.

В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать

себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает

настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей.

Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты,

благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и

при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.

В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном

воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции”

(Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка

собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя,

которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным

новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).

Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою

активность, подражая взрослым.

В ролевой игре у дошкольника формируется стремление к общественно

значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная

активность, самосознание.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность

становится для него ведущей. В этом периоде у ребенка возникает сознание

себя как существа социального и своего места в системе доступных ему

общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом

рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется

“внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни.

Вывод к первой главе

Из первой главы мы узнали, как развивается самосознание в филогенезе,

взгляд философов и психологов на проблему самосознания, структуру

самосознания, которая состоит из двух компонентов: когнитивного и

эмоционального; самооценка ребенка, развитие самосознания в онтогенезе,

которая появляется у ребенка в начале раннего возраста, примерно в два года

он начинает узнавать себя в зеркале, следующий этап, когда ребенок называет

себя по имени в третьем лице «Саша», «Тата», а потом к трем годам

появляется местоимение «Я».

До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,

преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с

сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна

основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом

процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,

познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с

избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к

самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Подробнее об этом будет

разбираться в следующей главе.

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО

ПОДРОСТКА.

2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка.

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического

“Я” - представление о своем телесном облике.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается

интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”.

Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в

самосознании подростка. Рисуя словесный портрет, подросток значительно

чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей

внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются

у подростка в изменении его телесного облика.

Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических

аспектах своего Я. Подростки начинают болезненно относится к представлению

о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически,

лица и т.д. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро

переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые, поэтому

наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной

значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период физических

изменений на самооценку подростка очень влияет реакция окружающих, особенно

реакция и отношение представителей другого пола.

Достаточно сложная ситуация складывается, когда девочки уже начинают

взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликты:

девочкам становится неинтересно общаться со своими одноклассниками и они

начинают их просто игнорировать. Такое отношение очень ранит ребят, у них

возникает комплекс неполноценности, занижается самооценка.

Внимательное наблюдение за физическими наблюдениями, происходящими в

период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела,

представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же

сексуальное развитие очень связано с формированием собственной значимости и

личностной идентичностью.

Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов

“мужественности” и “женственности”. Не случайно, среди подростковых хобби

“телесные” увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают

заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий

составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение

“мужественного” облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической

гимнастикой - эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств,

как стройность, спортивность, раскованность.

Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении

самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в

дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

2.2. Роль мышления в становлении самосознания.

Чтобы понять роль мышления в становлении самосознания, надо проследить

изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к

возникновению нового уровня самосознания в начальном подростковом возрасте.

Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте является ведущей,

т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования

этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы,

способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие

другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей

дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления,

происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь

новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые

происходят в сознании и личности детей подросткового возраста.

Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в

центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную

перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление

начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их

для решения стоящих перед субъектом задач.

Таким образом, в младшем школьном возрасте происходят существенные

изменения в самосознании. До обучения оно, опираясь на непосредственный

жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо

своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых

ребенком чувственных обобщений. В процессе школьного обучения оно

преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит

оперирование понятиями.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е.

овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе

выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением

рассуждать в собственно теоретическом плане.

Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на

решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в

известном смысле является творческим. Усвоение знаний в школе потому и

способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что

требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания

закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов

мышления, которые приводят его к правильным выводам. В этом движении

школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений,

а затем и свой собственный процесс мышления.

Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на

научное понятие, служит источником для многих изменений в психике

школьника, наиболее полно выраженных в период подросткового возраста. Оно

позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип

познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что,

самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль

на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и

всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него

нового самосознания.

Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике,

активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых

вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя

рассматривает.

2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего

подростка.

2.4.1. Семья.

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало

самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают

складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение

у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным

вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность

ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной

степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного

воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся

внутресемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем

эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре

личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие,

холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания

являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок,

лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и

устойчивый положительный образ “Я”. Жесткие родительские требования, если

они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию.

Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что

родителям нет до него дела.

Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного

воспитания - демократичный и авторитарный.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,

и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть

самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,

одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на

теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка;

он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и

стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит

без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и

не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов.

Часто возникают конфликты при их отношении к подростку как к маленькому

ребенку, игнорируют его потребность в самостоятельности. Они жестко

контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне

корректно. Дети в таких семьях обыцно замыкаются, и их общение с

родителями нарушается. Часть подростков идет на кофликт. Но чаще дети

авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и

становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Сочетение безоазличного родительского отношения с отсутствием контроля -

тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется

делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Излишняя

забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на

тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности,

несамостоятельности, трудностями в общении со сверстниками.

Как известно, переходный возраст - период эмансипации ребенка от

родителей, возникновение у подростка чувства взрослости, стремление к

самостоятельности. И очень важно, чтобы родители в этот трудный для их

детей период смогли перестроится - принять чувство взрослости своего

ребенка.

2.4.2. Учитель и учащиеся.

На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в

лице родителей, но и в лице учителей.

В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при

переходе в пятый класс появляется новый состав учителей, разных по стилю,

требованиям. Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой

абстановке.

Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за

отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании -

тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда

не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника,

идеального во всех отношениях, существует другой: ленивый, пассивный,

непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю.

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к

оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей.

Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые

критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания

попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и

способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе

аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере уверенности в себе.

Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент

обостренной эмоциональности могут скрыто сохранится у подростков и в

дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики.

2.4.3. Чувство взрослости.

Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому,

представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это

чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники -

относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка

появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых,

потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда

стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток

начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на

конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию. Чувство взрослости

проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от

вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с

ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только

контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные

вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Чувство взрослости влечет за собой стремление быть похожим на старших,

причем приобрести качества взрослости стремяться все без исключения

подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто

некритически подражает им. Новая позиция проявляется в разных формах, чаще

всего - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко

двигавшийся мальчик начинает ходить в развалку, опустив руки глубоко в

карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и новые

выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с

образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, пытается

копировать стиль одежды, начинает пользоваться косметикой. Подражание

взрослым не ограничиваются манерами и одеждой. Подражание идет и по линии

развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих

отношений копируется “взрослая” форма: свидания, записки, поездки за город,

дискотеки и т.п.

Также чувство взрослости выражается в стремлении подростка что-то знать

и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной

деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.

Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в

самообразование.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и

психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую

жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослые права.

2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее.

Как уже говорилось выше, одна из главных тенденций переходного возраста

- переориентация общения с родителей, учителей на ровесников, более или

менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить

родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у

дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на

развитии коммуникативных способностей и самосознания. Общение со

сверстниками в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую

деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого

человека, а также познание самого себя в сравнении с ним.

Наряду с родительским домом школа - важнейшая инстанция социализации.

Школьный класс - важнейшая группа принадлежности подростка. Подросток

вступает в определенные личные отношения со сверстниками. Эти отношения

основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения

могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов. Статус

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.