![]() |
|
|
Психология суицидапопыток в течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко. Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего. Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни. Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули. Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Я не призываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сам так не умею. Но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение. § 2 Дочки-матери (обращение к родителям) Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой? Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить? Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом из создавшейся ситуации. Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую». Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста. § 3 Не убий самого себя Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная агрессия. В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен. ГЛАВА 4 § 1 Подростки о суициде Все изложенное мной выше – научная сторона проблемы, а что думают подростки, которые нередко сами подходят к этой черте, а некоторые и переступают ее. Клюшкина Наталья, 10 класс. Наташа, знакома ли ты с такой проблемой, как суицид? Нет. Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством? Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее… А например ты смогла бы это сделать? Нет. Если можно поподробнее, какие причины толкают человека, например, на то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома? Может быть безысходность… Лазарева Алина, 8 класс. Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид? Нет. Может быть ты встречала понятие самоубийство где-то в литературе, … Да, по телевизору. Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на сегодняшний день или нет? Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего… Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с девятого этажа? Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во- первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация… Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить жизнь самоубийством? Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет. Белякова Ольга, 10 класс. Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида? Да. Ты сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще… Практически каждый день. Где? И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят. Как ты думаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или вообще покончить жизнь самоубийством? Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством, а кто-то… например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они стремятся куда-то… Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема? Думаю, что да. Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не у взрослых, и с чем это связано по твоему? Не знаю, может быть, неопытность. Ты думаешь, что над решением проблемы суицида стоит работать психологам? Думаю – стоит. Мещерякова Елена, 10 класс. Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой суицида? Лично – нет. Ну может быть в прессе, на телевидении? Конечно, да. Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида? Да. Особенно среди молодежи. Стоит ли психологам работать над этой проблемой в подростковой среде и почему? Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не совсем сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и он думает, что он не нужен в этой жизни, и по-этому он кончает жизнь самоубийством. Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт суицида? Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это смелости. Почему? В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей. Томилов Дмитрий, 10 класс. Сталкивался ли ты с проблемой суицида? Нет, никогда. Возможно по TV, читал в газетах, может быть в какой-то специальной литературе? В специальной литературе – нет, а так – попадалось… Как ты думаешь, актуальна ли проблема суицида сегодня? Да. Нужно ли психологам заниматься этой проблемой? Мне кажется нужно. А как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде, а не среди взрослых? Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам… А сам бы ты смог совершить самоубийство? Нет. Почему? Нет причины, и мне кажется я бы не смог. А если бы была причина? …Нет. Мнения подростков по вопросу суицида вообще и в подростковой среде в частности, разделились. Может быть, в силу их психологической неосведомленности по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь. § 2 Мнение будущих педагогов Интересно, каковы взгляды на жизнь людей, которые по разным причинам пытались совершить самоубийство. Я встретился с таким человеком. Его историю, во многом поучительную, я предлагаю в начале этого параграфа. Как мне тебя называть? Ник. Хорошо. Ник, скажи, как давно это было? Семь лет назад. А что тебя привело к суициду? Ну, события, которые произошли, неприятные… Это было что-то в личной жизни, или просто какие-то неприятности? Ну, скажем, отчасти в личной жизни… Я видел смерть близкого человека и был немного виновен в этом. То есть чувство вины заставило тебя переступить эту черту? Ну да. Если не секрет, какой ты избрал для себя путь, как ты решил покончить с жизнью? Таблетки. Сейчас ты живой здоровый нормальный парень. Ты вообще жалеешь, что раньше вот такое могло быть и было? Ну, в общем-то жалею, хотя, конечно, то, что я это прошел… Я просто по-другому начал относиться к смерти и к жизни… То есть можно сделать вывод, что раньше тебе жизнь была не в радость, а сейчас ты жизнь стал больше любить? Ну, в общем-то да, больше радоваться стал, ценить хорошие моменты, плохие не замечать. Как ты думаешь, вот даже на твоем примере: сейчас ведь много суицида среди подростков, насколько актуальна эта проблема сейчас – в России, переходящей рубеж двадцать первого века? Ну, конкретные цифры я сказать не могу, но она очень актуальна. За две недели работы на телефоне доверия, я три звонка принимал, связанных с суицидом. Скажи, то что ты сейчас пытаешься стать профессиональным психологом, это не последствие того, что с тобой случилось раньше? Как бы да, хотя бы чтобы просто не дать людям повторить то, что сделал я. Расскажи подробнее о своей работе на телефоне доверия. В общем-то, там, в основном, принимаешь нормальные звонки. Звонят люди, которые хотят просто пообщаться. Но вот эти три случая… В двух случаях мне удалось помочь людям, они потом пришли на встречу с психологом уже, я это проверял потом; один звонок у меня, правда, сорвался, то есть человек бросил трубку, не стал со мной дальше разговаривать и я не знаю о его дальнейшей судьбе. А у тебя уже вот сейчас, по истечении семи лет после того случая, не возникает мысли совершить подобное? Нет, не возникает. Почему? (смех) А зачем? Можно сказать, что этот случай в твоей жизни – молодой, подростковой – закалил тебя? Ну, в общем-то, да. Просто, когда суждено умереть, тогда и умрешь, а торопить это не стоит. Какие вообще ты можешь дать советы, как начинающий психолог, подросткам, чтобы не прийти к таким плачевным последствиям, то есть не совершить самоубийства? Во-первых, не расстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если происходят какие-то события, то лучше как раз обратиться к психологу, то есть пойти и рассказать обо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о своих близких: как им будет плохо, если ты уйдешь из жизни. Мнения студентов, будущих педагогов, отличались большей осведомленностью по вопросам суицида. Я предлагаю наиболее полное по содержанию ответов интервью студента третьего курса ПГПУ имени В.Г. Белинского. Жигалев Сергей, ПГПУ. Сергей, скажи, приходилось ли тебе сталкиваться с такой проблемой, как суицид. Лично мне – нет. А может быть где-то читал, может быть в прессе? Да, я слышал как, не помню, в каком городе, выкинулись несколько девочек из окна… Ну а о чем этот случай может сказать человечеству в целом? На что нужно обратить внимание, при воспитании детей, например? Я считаю, что следует внимательнее следует относиться к проблемам подростков, они наполовину всего лишь взрослые люди и взрослые как к взрослым людям, к подросткам не относятся. А что может подвести к этой черте? Какие причины? Внешние и внутренние. Внешние – неустройство нашего социума, а внутренние – это внутреннее неустройство подростков, например потеря близкого человека, или разногласия с родителями. Как ты думаешь, может ли быть одной из причин суицида в подростковой среде недостаток внимания со стороны родителей, учителей, окружающих? Да, я считаю. Особенно если взрослые: родители или учителя сильно осложняют жизнь молодому поколению. Представь такую педагогическую ситуацию: в твоем классе появляется ребенок с выраженным суицидальным поведением. Как бы ты разрешил данную ситуацию? Ну, во-первых, организационные моменты: я посадил бы его на первую парту и часто обращал бы на него внимание, а так же давал бы ему такие индивидуальные работы, которые бы способствовали бы его моральному восстановлению. Как ты считаешь, присутствие в классе ребенка с выраженным суицидальным поведением скажется на поведении других детей? Дурной пример заразителен, это раз. А во-вторых, такие дети приковывают к себе внимание сверстников. Данная проблема, безусловно, актуальна. Стоит ли психологам в будущем работать над ее разрешением? Я считаю, что статус психолога в школе должен быть повышен. В школе должен быть не один психолог, а несколько – по возрастным группам. Думаю, что работа психолога с классом, особенно с людьми, которые имеют склонности к суициду, будет плодотворной. Должен ли учитель обладать соответствующими знаниями, чтобы со своей стороны помочь проблемному ребенку? Конечно, поэтому студенты в ВУЗах и изучают такой предмет, как специальная психология. Я рад, что студенты получают необходимый для работы с детьми- суицидентами уровень знаний. Столкнувшись с такой проблемой в работе, многие, я думаю, успешно ее разрешат. ГЛАВА 5. Способы самоубийства С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшие поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия врага. У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая «сати» - самосожжения индийских вдов после смерти мужа… У разных народов в тот или иной период их истории были свои излюбленные и предпочитаемые способы самоубийства. Некоторые государства, как мы помним, настолько радели об исполнении желаний своих граждан, что создавали государственные запасы ядовитых веществ или с раннего детства, как это было в Японии, обучали мальчиков и девочек искусству самоубийства. Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной суицидологии принято выделять: 1. Самоповешение. 2. Самоудавление. 3. Самоутопление. 4. Самоотравление. 5. Самосожжение. 6. Самоубийство с помощью колющих и режущих предметов. 7. Самоубийство с помощью огнестрельного оружия. 8. Самоубийство с помощью электрического тока. 9. Самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов. 10. Самоубийство при падении с высоты. 11. Самоубийство с помощью прекращения приема пищи. 12. Самоубийство переохлаждением. Далее следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов самоубийства может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине называют средством самоубийства. Можно повеситься на веревке, ремне, галстуке, и все это будут различные средства одного и того же самоубийства. ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства Что представляет собой индивидуальное самоубийство, я достаточно подробно рассмотрел в предыдущих главах. Я обращал внимание на то, что главной причиной индивидуального самоубийства является та или иная степень внутреннеличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства является попыткой личности восстановить утраченную личную гармонию. Обязательным критерием индивидуального самоубийства является возможность выбора, проявляющаяся в том, какие причины индивид считает достаточно вескими и несовместимыми с дальнейшим существованием. При этом выбор проявляется в том, каким способом человек совершает самоубийство, какими средствами, в каком месте и в какое время. Переходя к анализу такого сложного и интересного феномена, каким является ритуальное самоубийство, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть общую принципиальную разницу между индивидуальным и ритуальным самоубийством. В представленной ниже таблице эти различия весьма наглядны. |Индивидуальное самоубийство |Ритуальное самоубийство | |1. Самоубийство есть следствие желания сохранить главным образом: | |Внутреннюю гармонию |Внешнюю гармонию | |(гармонию с самим собой) |(гармонию с окружающим обществом) | |2. Свобода принятия решения об уходе от жизни | |Есть |Нет | |3. Свобода выбора способа, средства, места и времени самоубийства | |Есть |Нет | |4. Самовыражение личности в акте самоубийства | |Максимальные |Минимальные | Индивидуальным следует считать такое самоубийство, когда человек осознает свое дальнейшее существование несовместимым с определенными жизненными обстоятельствами, кардинально противоречащие его принципам, идеалам и убеждениям. Ритуальное же самоубийство происходит как раз по обратной причине – когда общество считает, что при определенных ситуациях и обстоятельствах человек не имеет права на дальнейшее существование и должен покончить с собой тем или иным способом и отношение самого человека к поступку, который он должен совершить, не имеет никакого значения. Индивидуальный самоубийца до последней минуты, до самого последнего вдоха имеет выбор: совершать или не совершать самоубийство. В силу наличия этой альтернативы большее, если не подавляющее число индивидуальных самоубийц так и не осуществляют свое намерение, предпочтя жизнь смерти. Напротив, ритуальный самоубийца лишен момента выбора не только с момента, когда произошло роковое событие (например, смерть мужа для индийской женщины или поражение на войне для самурая), –– ритуальный самоубийца лишен возможности выбора с той самой минуты, когда он появился на свет. Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в тотальной ритуализации жизни и смерти. Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в таком обществе, в котором ценность индивидуальной человеческой личности практически сведена к нулю. ГЛАВА 7. Заключение Когда работа над курсовой уже подошла к концу, в печати появились данные, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |