на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психология суицида


попыток в течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка.

Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко.

Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У

подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять

подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после

серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег.

Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек?

Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки

советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска,

предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.

Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить

любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что

ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме

не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты

встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.

Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его

предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни

доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в

гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит

– она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости

вовремя из петли вынули.

Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает,

потом думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы».

Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать

в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально

плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не

первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая

вещь. Я не призываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сам

так не умею. Но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, –

это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение.

§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)

Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто

кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас?

Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники

самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями

суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что

ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом

подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда

обстановка в семье, то зачем жить?

Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец

избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог.

Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом из

создавшейся ситуации.

Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки

родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям

было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и

вызвать «Скорую».

Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит

вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать,

воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее

мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время

переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме

постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что

только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же

менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в

результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час,

чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем

подобный акт протеста.

§ 3 Не убий самого себя

Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается

собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на

убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится

внутри нас) – и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого

оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая

переадресованная агрессия.

В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой

натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более,

романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей

жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми

и добровольно покидать их не может и не должен.

ГЛАВА 4

§ 1 Подростки о суициде

Все изложенное мной выше – научная сторона проблемы, а что думают

подростки, которые нередко сами подходят к этой черте, а некоторые и

переступают ее.

Клюшкина Наталья, 10 класс.

Наташа, знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?

Нет.

Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь

самоубийством?

Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее…

А например ты смогла бы это сделать?

Нет.

Если можно поподробнее, какие причины толкают человека, например, на

то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома?

Может быть безысходность…

Лазарева Алина, 8 класс.

Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?

Нет.

Может быть ты встречала понятие самоубийство где-то в литературе, …

Да, по телевизору.

Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на

сегодняшний день или нет?

Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего…

Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с

девятого этажа?

Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-

первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация…

Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить

жизнь самоубийством?

Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу

жить! Нет.

Белякова Ольга, 10 класс.

Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида?

Да.

Ты сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще…

Практически каждый день.

Где?

И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и

говорят.

Как ты думаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или

вообще покончить жизнь самоубийством?

Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от

безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством, а

кто-то… например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они

стремятся куда-то…

Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?

Думаю, что да.

Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не

у взрослых, и с чем это связано по твоему?

Не знаю, может быть, неопытность.

Ты думаешь, что над решением проблемы суицида стоит работать

психологам?

Думаю – стоит.

Мещерякова Елена, 10 класс.

Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой суицида?

Лично – нет.

Ну может быть в прессе, на телевидении?

Конечно, да.

Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида?

Да. Особенно среди молодежи.

Стоит ли психологам работать над этой проблемой в подростковой среде и

почему?

Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как

подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не

совсем сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой

жизни и он думает, что он не нужен в этой жизни, и по-этому он кончает

жизнь самоубийством.

Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт суицида?

Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это

смелости.

Почему?

В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей.

Томилов Дмитрий, 10 класс.

Сталкивался ли ты с проблемой суицида?

Нет, никогда.

Возможно по TV, читал в газетах, может быть в какой-то специальной

литературе?

В специальной литературе – нет, а так – попадалось…

Как ты думаешь, актуальна ли проблема суицида сегодня?

Да.

Нужно ли психологам заниматься этой проблемой?

Мне кажется нужно.

А как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в

подростковой среде, а не среди взрослых?

Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно

распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам…

А сам бы ты смог совершить самоубийство?

Нет.

Почему?

Нет причины, и мне кажется я бы не смог.

А если бы была причина?

…Нет.

Мнения подростков по вопросу суицида вообще и в подростковой среде в

частности, разделились. Может быть, в силу их психологической

неосведомленности по данной проблеме, но безусловно одно – это их

собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие

признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что

большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких

мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и

есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и

эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь.

§ 2 Мнение будущих педагогов

Интересно, каковы взгляды на жизнь людей, которые по разным причинам

пытались совершить самоубийство. Я встретился с таким человеком. Его

историю, во многом поучительную, я предлагаю в начале этого параграфа.

Как мне тебя называть?

Ник.

Хорошо. Ник, скажи, как давно это было?

Семь лет назад.

А что тебя привело к суициду?

Ну, события, которые произошли, неприятные…

Это было что-то в личной жизни, или просто какие-то неприятности?

Ну, скажем, отчасти в личной жизни… Я видел смерть близкого человека

и был немного виновен в этом.

То есть чувство вины заставило тебя переступить эту черту?

Ну да.

Если не секрет, какой ты избрал для себя путь, как ты решил покончить

с жизнью?

Таблетки.

Сейчас ты живой здоровый нормальный парень. Ты вообще жалеешь, что

раньше вот такое могло быть и было?

Ну, в общем-то жалею, хотя, конечно, то, что я это прошел… Я просто

по-другому начал относиться к смерти и к жизни…

То есть можно сделать вывод, что раньше тебе жизнь была не в радость,

а сейчас ты жизнь стал больше любить?

Ну, в общем-то да, больше радоваться стал, ценить хорошие моменты,

плохие не замечать.

Как ты думаешь, вот даже на твоем примере: сейчас ведь много суицида

среди подростков, насколько актуальна эта проблема сейчас – в России,

переходящей рубеж двадцать первого века?

Ну, конкретные цифры я сказать не могу, но она очень актуальна. За

две недели работы на телефоне доверия, я три звонка принимал, связанных с

суицидом.

Скажи, то что ты сейчас пытаешься стать профессиональным психологом,

это не последствие того, что с тобой случилось раньше?

Как бы да, хотя бы чтобы просто не дать людям повторить то, что

сделал я.

Расскажи подробнее о своей работе на телефоне доверия.

В общем-то, там, в основном, принимаешь нормальные звонки. Звонят

люди, которые хотят просто пообщаться. Но вот эти три случая… В двух

случаях мне удалось помочь людям, они потом пришли на встречу с психологом

уже, я это проверял потом; один звонок у меня, правда, сорвался, то есть

человек бросил трубку, не стал со мной дальше разговаривать и я не знаю о

его дальнейшей судьбе.

А у тебя уже вот сейчас, по истечении семи лет после того случая, не

возникает мысли совершить подобное?

Нет, не возникает.

Почему?

(смех) А зачем?

Можно сказать, что этот случай в твоей жизни – молодой, подростковой –

закалил тебя?

Ну, в общем-то, да. Просто, когда суждено умереть, тогда и умрешь, а

торопить это не стоит.

Какие вообще ты можешь дать советы, как начинающий психолог,

подросткам, чтобы не прийти к таким плачевным последствиям, то есть не

совершить самоубийства?

Во-первых, не расстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если

происходят какие-то события, то лучше как раз обратиться к психологу, то

есть пойти и рассказать обо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о

своих близких: как им будет плохо, если ты уйдешь из жизни.

Мнения студентов, будущих педагогов, отличались большей

осведомленностью по вопросам суицида. Я предлагаю наиболее полное по

содержанию ответов интервью студента третьего курса ПГПУ имени В.Г.

Белинского.

Жигалев Сергей, ПГПУ.

Сергей, скажи, приходилось ли тебе сталкиваться с такой проблемой, как

суицид.

Лично мне – нет.

А может быть где-то читал, может быть в прессе?

Да, я слышал как, не помню, в каком городе, выкинулись несколько

девочек из окна…

Ну а о чем этот случай может сказать человечеству в целом? На что

нужно обратить внимание, при воспитании детей, например?

Я считаю, что следует внимательнее следует относиться к проблемам

подростков, они наполовину всего лишь взрослые люди и взрослые как к

взрослым людям, к подросткам не относятся.

А что может подвести к этой черте? Какие причины?

Внешние и внутренние. Внешние – неустройство нашего социума, а

внутренние – это внутреннее неустройство подростков, например потеря

близкого человека, или разногласия с родителями.

Как ты думаешь, может ли быть одной из причин суицида в подростковой

среде недостаток внимания со стороны родителей, учителей, окружающих?

Да, я считаю. Особенно если взрослые: родители или учителя сильно

осложняют жизнь молодому поколению.

Представь такую педагогическую ситуацию: в твоем классе появляется

ребенок с выраженным суицидальным поведением. Как бы ты разрешил

данную ситуацию?

Ну, во-первых, организационные моменты: я посадил бы его на первую

парту и часто обращал бы на него внимание, а так же давал бы ему такие

индивидуальные работы, которые бы способствовали бы его моральному

восстановлению.

Как ты считаешь, присутствие в классе ребенка с выраженным

суицидальным поведением скажется на поведении других детей?

Дурной пример заразителен, это раз. А во-вторых, такие дети

приковывают к себе внимание сверстников.

Данная проблема, безусловно, актуальна. Стоит ли психологам в будущем

работать над ее разрешением?

Я считаю, что статус психолога в школе должен быть повышен. В школе

должен быть не один психолог, а несколько – по возрастным группам. Думаю,

что работа психолога с классом, особенно с людьми, которые имеют склонности

к суициду, будет плодотворной.

Должен ли учитель обладать соответствующими знаниями, чтобы со своей

стороны помочь проблемному ребенку?

Конечно, поэтому студенты в ВУЗах и изучают такой предмет, как

специальная психология.

Я рад, что студенты получают необходимый для работы с детьми-

суицидентами уровень знаний. Столкнувшись с такой проблемой в работе,

многие, я думаю, успешно ее разрешат.

ГЛАВА 5. Способы самоубийства

С глубокой древности человечеству известны такие способы

самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние

воины, потерпевшие поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен

врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным

оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия

врага.

У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского

обычая «сати» - самосожжения индийских вдов после смерти мужа… У разных

народов в тот или иной период их истории были свои излюбленные и

предпочитаемые способы самоубийства. Некоторые государства, как мы помним,

настолько радели об исполнении желаний своих граждан, что создавали

государственные запасы ядовитых веществ или с раннего детства, как это было

в Японии, обучали мальчиков и девочек искусству самоубийства.

Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные

авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной

суицидологии принято выделять:

1. Самоповешение.

2. Самоудавление.

3. Самоутопление.

4. Самоотравление.

5. Самосожжение.

6. Самоубийство с помощью колющих и режущих предметов.

7. Самоубийство с помощью огнестрельного оружия.

8. Самоубийство с помощью электрического тока.

9. Самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или

движущихся частей механизмов.

10. Самоубийство при падении с высоты.

11. Самоубийство с помощью прекращения приема пищи.

12. Самоубийство переохлаждением.

Далее следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов

самоубийства может быть совершен с помощью различных средств – то, что в

судебной медицине называют средством самоубийства. Можно повеситься на

веревке, ремне, галстуке, и все это будут различные средства одного и того

же самоубийства.

ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства

Что представляет собой индивидуальное самоубийство, я достаточно

подробно рассмотрел в предыдущих главах. Я обращал внимание на то, что

главной причиной индивидуального самоубийства является та или иная степень

внутреннеличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно

считать в определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт

самоубийства является попыткой личности восстановить утраченную личную

гармонию.

Обязательным критерием индивидуального самоубийства является

возможность выбора, проявляющаяся в том, какие причины индивид считает

достаточно вескими и несовместимыми с дальнейшим существованием.

При этом выбор проявляется в том, каким способом человек совершает

самоубийство, какими средствами, в каком месте и в какое время.

Переходя к анализу такого сложного и интересного феномена, каким

является ритуальное самоубийство, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть общую

принципиальную разницу между индивидуальным и ритуальным самоубийством. В

представленной ниже таблице эти различия весьма наглядны.

|Индивидуальное самоубийство |Ритуальное самоубийство |

|1. Самоубийство есть следствие желания сохранить главным образом: |

|Внутреннюю гармонию |Внешнюю гармонию |

|(гармонию с самим собой) |(гармонию с окружающим обществом) |

|2. Свобода принятия решения об уходе от жизни |

|Есть |Нет |

|3. Свобода выбора способа, средства, места и времени самоубийства |

|Есть |Нет |

|4. Самовыражение личности в акте самоубийства |

|Максимальные |Минимальные |

Индивидуальным следует считать такое самоубийство, когда человек

осознает свое дальнейшее существование несовместимым с определенными

жизненными обстоятельствами, кардинально противоречащие его принципам,

идеалам и убеждениям. Ритуальное же самоубийство происходит как раз по

обратной причине – когда общество считает, что при определенных ситуациях и

обстоятельствах человек не имеет права на дальнейшее существование и должен

покончить с собой тем или иным способом и отношение самого человека к

поступку, который он должен совершить, не имеет никакого значения.

Индивидуальный самоубийца до последней минуты, до самого последнего

вдоха имеет выбор: совершать или не совершать самоубийство. В силу наличия

этой альтернативы большее, если не подавляющее число индивидуальных

самоубийц так и не осуществляют свое намерение, предпочтя жизнь смерти.

Напротив, ритуальный самоубийца лишен момента выбора не только с момента,

когда произошло роковое событие (например, смерть мужа для индийской

женщины или поражение на войне для самурая), –– ритуальный самоубийца лишен

возможности выбора с той самой минуты, когда он появился на свет.

Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного

отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и

стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в

тотальной ритуализации жизни и смерти.

Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в

таком обществе, в котором ценность индивидуальной человеческой личности

практически сведена к нулю.

ГЛАВА 7. Заключение

Когда работа над курсовой уже подошла к концу, в печати появились

данные, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108

человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно

уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.