на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психологическая готовность ребенка к обучению в школе


этого затруднения предложите ребенку подняться по лесенке с цифрами с одной

стороны, а спуститься с другой стороны.

Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько овощей

ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

Как ты думаешь, кто стоит не на своем месте?

Найди место каждого футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.

Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.

Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в

числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для

сравнения предметных множеств и чисел, установления отношений равенства и

неравенства между множествами и числами (больше. меньше, равно).

Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

"Сколько?.."

Сначала пересчитывают однородные предметы: пуговицы, листочки, карандаши,

затем (на прогулке) разнородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в

ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем отсчитывают по одному,

потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,

Счет в обратном порядке более труден, поэтому сначала можно отсчитывать

конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в коробку.

Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Осталось 4 карандаша, и

т.д.

Тренироваться в счете ребенок может в разных игровых ситуациях. Можно

прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д.

Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким

образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего

путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то

получится предшествующее число.

Обратите внимание на слова: ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЗА, ОКОЛО

Перед числом 3 находится число 2. Цифра А находится между цифрами 3 и 5.

За числом 5 идет число 6.

Тактично, исподволь обращайте внимание детей на изменение порядковых

числительных по родам. Надо подбирать такие предметы, при пересчете которых

нужно употреблять числительные разного рода.

Карандаш — один, два, три... Тарелка — одна, две, три... Яблоко — одно,

два, три...

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

Мальчики: первый, второй, третий... Девочки: первая, вторая, третья...

Окно: первое, второе, третье...

Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще

всего неправильно употребляются детьми.

ЦИФРЫ

После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их

с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными.

Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребенком; подыскать предметы,

с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из

пластилина, выложить из камешков, косточек, написать па снегу, па песке.

Очень полезно прочитать ребенку стихотворение С.Маршака "Давайте

познакомимся"'. В непринужденной обстановке ребенок усвоит элементарные

математические знания намного быстрее и с удовольствием.

СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И ЧИСЕЛ

При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом

данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом,

стоящим рядом, а также с другими числами.

Сначала сравниваем предметы.

Где кружков больше? (В нижнем ряду.)

Где кружков меньше? (В верхнем ряду.)

В каком ряду не хватает кружка?

Как уравнять, чтобы стало поровну? Добавить один кружок в верхний ряд или

убрать одни кружок в нижнем ряду.

Так же сравниваем по числу яблоки, груши, шарики, геометрические фигуры.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Если ребенок проявляет интерес к занятиям, хочет знать больше, его можно

познакомить со знаками: больше (>), меньше (.

Приложить правую руку к листу бумаги, отставить большой палец. Обвести

выемку между большим и четырьмя сомкнутыми пальцами карандашом — получается

знак "больше" (>). Какая рука меньше трудится? Левая! Соответственно знак

"меньше" () направлен острием к правой, больше

работающей руке. Знак "меньше" ( (больше), <

(меньше), равно = (одинаково).

VIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

С целью практического изучения психологической готовности ребенка к

обучению в школе использовался метод тестирования, как основной, и метод

эксперимента (брались дети разных возрастных групп)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Тест: "Переплетенные линии"

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены,10 переплетенных линий

(рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца

(справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до

конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок

вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д.

Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и

практически без ошибок.

Результат исследования:

|ФИО / ВОЗРАСТ |ВРЕМЯ |ОШИБКИ |

|Валя Бардонова |1мин. 45 сек |2 |

|6 лет |На 6 цифре остановка | |

|Сережа Пантин |2 мин. 10 сек. |1 |

|6 лет |На 9 цифре заминка | |

|Карен Мокисян |1 мин. 35 сек. |2 |

|5 лет |На 8 цифре остановка | |

|Ксения Горбань |1 мин. 13 сек. |3 |

|5 лет | | |

Уровень устойчивости внимания у опрошенных достаточно средний.

Тест; "Кольца"

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих

разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны

строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее

находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте

(например, справа)..

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой

попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится

все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

Результат :

|ФИО / ВОЗРАСТ |СТРОЧКИ |ОШИБКИ |

|Валя Бардонова |3 |- |

|6 лет | | |

|Сережа Пантин |4 |2 |

|6 лет | | |

|Карен Мокисян |- |Не справился |

|5 лет | | |

|Ксения Горбань |- |Не справилась |

|5 лет | | |

Уровень распределения и переключения внимания у пятилеток очень низкий.

Необходимы корекционные и развивающие упражнения.

Тест: "Корректурная проба"

Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и

устойчивости ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В

корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как

можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных

элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а

звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют

эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о

работоспособности ребенка.

|ФИО / ВОЗРАСТ |ВРЕМЯ |ОШИБКИ |

|Валя Бардонова |6мин. 30 сек |- |

|6 лет | | |

|Сережа Пантин |- |Не справился |

|6 лет | | |

|Карен Мокисян |Более 6 мин. |Много ошибок |

|5 лет | | |

|Ксения Горбань |6 мин. 30 сек. |- |

|5 лет | | |

Уровень обьема и устойчивости внимания очень разный, но у всех ниже

нормы.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите

его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь

(то есть сказать, что не дорисовано; рис. 12).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения

недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка 6-7лет, если он найдет все или почти все

недостающие детали за 1,5-2 минуты .

Результат:

|ФИО / ВОЗРАСТ |ВРЕМЯ |ОШИБКИ |

|Валя Бардонова | 55 сек |2 |

|6 лет | | |

|Сережа Пантин |1 мин. |- |

|6 лет | | |

|Карен Мокисян |1 мин. 35сек. |1 |

|5 лет | | |

|Ксения Горбань |55 сек. |- |

|5 лет | | |

Уровень развития целосности восприятия у опрошенных достаточно высокий,

иногда выше среднего (Ксения Горбань).

Тест: "Найди квадрат"

Тест выявляет способность к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди

которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного

отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее

горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше

или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у

которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это

свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному

восприятию.

Результат:

|ФИО / ВОЗРАСТ |РЕЗУЛЬТАТ |

|Валя Бардонова |Нашла все квадраты |

|6 лет | |

|Сережа Пантин |Один квадрат не нашел |

|6 лет | |

|Карен Мокисян |Один квадрат не нашел |

|5 лет | |

|Ксения Горбань |Один квадрат не нашла |

|5 лет | |

Уровень наличия способности к дифференцированному восприятию близкий к

норме.

Тест: "Закрась фрукты"

Определение способности цветовоспрнятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (рис.

16) и цветные карандаши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий

цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др.

предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не

получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

Результат:

Все справились легко.

Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"

Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками.

Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте,

правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к

исследованию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе

бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них — это хороший

результат.

Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка,

корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по

количеству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки

подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из

четырех кружочков, а слово "дом" — из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. 17 и

просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми

кру жочками, которые к ней подходят.

Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).

Результат:

|ФИО / ВОЗРАСТ |ОШИБКИ |

|Валя Бардонова |- |

|6 лет | |

|Сережа Пантин |Не справился |

|6 лет | |

|Карен Мокисян |2 |

|5 лет | |

|Ксения Горбань |2 |

|5 лет | |

Уровень фонематического слуха в норме толко у Вали Бардоновой (из

опрошенных), остальные справились слабо.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест: "Обведи контур"

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части

рисунка так, как это сделано в верхней части (рис. 25, 25а, 25б).

Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее.

Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур.

Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых

местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость

работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд,

если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно

соединяют углы фигур — значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок

имеет высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.

Результат:

Все опрошенные справились с заданием, израсходовав на него более 120

секунд. Следовательно, уровень наглядно-действенного мышления ниже нормы у

всех тестируемых.

Тест: "Лишний предмет"

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и

обобщения.

На рис. 26, 26а, 266 изображены различные предметы: по 4 на каждой

карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из

А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его

определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого

предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3

предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет

обобщающее слово как минимум л 4 карточках — это хороший уровень развития

образно-логического мышления.

Результат:

|ФИО / ВОЗРАСТ |ОШИБКИ |

|Валя Бардонова |1 |

|6 лет | |

|Сережа Пантин |1 |

|6 лет | |

|Карен Мокисян |2 |

|5 лет | |

|Ксения Горбань |Не справилась |

|5 лет | |

Уровень образно-логического мышления, умственных операций, анализа и

обобщения ниже нормы у всех детей, особенно у Ксении Горбань.

Тест: "Нелепицы"

Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребенку картинку (рис. 27), на которой изображены разные

нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать,

что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые

ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на

самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен

заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему

не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хороший результат развития

образно-логического мышления.

Результат:

|ФИО / ВОЗРАСТ |РЕЗУЛЬТАТ |

|Валя Бардонова |11 |

|6 лет | |

|Сережа Пантин |7 |

|6 лет | |

|Карен Мокисян |4 |

|5 лет | |

|Ксения Горбань |2 |

|5 лет | |

Уровень образно-логического мышления самый низкий у Карена и Ксении.

Необходимо выполнение развивающих упражнений.

Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше — лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

просят назвать время.)

9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка —

это?..

10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти

минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког ти (достаточно

назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать

скорость автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть

и.д..

14. Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт

вкручивают.

15. Виды спорта.

16. Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус,

трамвай, метро, самолет, и т.д.).

17. Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит

медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.

18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру

и т.д.

20. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те

которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий

уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил

правильно на 15 – 16 вопросов.

Оценка словесно-логического мышления:

|ФИО / ВОЗРАСТ |ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ |

|Валя Бардонова |18 |

|6 лет | |

|Сережа Пантин |16 |

|6 лет | |

|Карен Мокисян |10 |

|5 лет | |

|Ксения Горбань |10 |

|5 лет | |

Средний уровень словесно-логического мышления нормальный.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

Тест: "Картинки"

Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди

10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (рис. 33).

Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со

всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он

запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.