на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема школьной неуспеваемости


является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода

учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство

неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого

процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в

ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать,

обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе - что “забыл книги

дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное

искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев,

в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются

очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой

школе.

К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор

- конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти

отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом

отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются,

кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям,

обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже

время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение

учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым

вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все

доступные средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги

пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную

работу, заставить заниматься.

Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через

короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно

уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников

возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера -

конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к

родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым.

Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют

учителей (“они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в

неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно

упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу

после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними,

нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат -

“бездари…лентяи” и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие

своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их

неуспевающие дети начинают уходить на “улицу”. Становятся постоянными уходы

из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь

выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего

класса.

В младшем школьном возрасте хорошо видно, что отрицательные черты

характера, нарушения поведения формируются отставлено во времени, с

интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и

родителями.

Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие

дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и

по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и

умные сверстники (видя как к неуспевающим относятся учителя и родители),

также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь.

Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования

слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают

несколько отставлено во времени (через 6 месяцев - 1 год), но они очень

обнаженно и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно

бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. Уже к четвертому классу все

поведение этих детей пронизано отрицательными чертами характера.

Дальнейшие наблюдения показывают, что к 5-6 классам школьники по несколько

месяцев не посещают массовую школу, их перестает волновать неуспеваемость.

Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками

приводит к стойкой социальной дезадаптации. Уже к подростковому возрасту

формируются асоциальные формы поведения - воровство, хулиганство,

бродяжничество, алкоголизация. К 12-14 годам из-за мелких правонарушений

подростки привлекают внимание милиции, их ставят на учет в детские комнаты

милиции. Поведение неуспевающих подростков становится настолько

психопатизированным, что они попадают в подростковые отделения

психиатрических стационаров.

Особенности личности школьников перешедших в IV класс, такие, как

недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие

трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для

возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с

возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ

отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны

недисциплинированностью, безответственным от ношением к делу. Слабая воля,

отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление

избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же

особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения

работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы

самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста

некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности

предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не

предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий,

как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно.

Известная поверхностность, легкомыслие, неусидчивость свойственны

подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на

успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и

языки.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для

подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным

занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов

подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями

подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к

подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм,

всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки

взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании

с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих

школьников.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно

равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную

повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в

работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того,

чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У

такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и

уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично

не нужно.

Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают

отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только

ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя

бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это

парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к

содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции

не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью

получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от

коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все

заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему

нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения

отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия,

средство для получения обещанной дома награды («заработать пятерками»

велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех этих случаях имеет место внеучебная

мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов,

возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и

расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

2.2. Виды неуспеваемости

Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный

различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что

неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого

зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс.

Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет

минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость

выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая

соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие,

соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями

отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость —

недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы

превысить обязательные требования.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта,

который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных

предметов и устойчивости отставания: 1 - общее и глубокое отставание - по

многим или всем учебным предметам длительное время; 2 - частичная, но

относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным

предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3 -

неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету,

относительно легко преподаваемая.

Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к

неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с

грузом неудовлетворительных оценок»

По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь

также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость,

виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

2.3. Типы неуспевающих школьников

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и

выявление типов неуспевающих школьников.

Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются

друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном

случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями,

требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая

«многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в

работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной

неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические

проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным

сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной

неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные

ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы

неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу

неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные

мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с

неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие

трудиться. Тот же метод исп6ользуют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и

некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого

рода типологии не дают.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на

характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой

подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую

типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип,

названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов

учителю не задает, разъяснений не просит;

2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к

очередным видам работы);

3) не подмечает своих неудач и трудностей;

4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою

работу;

5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6) индифферентно относится к результатам работы.

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его

деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении

неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим — это

эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие

специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала

работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят

трудности и , неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее

психологический, нежели дидактический, характер.

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу

в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон

личности школьников.

Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от

характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.

Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной

деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции

школьника.

Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности

при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции

школьника.

3.Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной

деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции

школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Первый тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со

сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления

(анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные

трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению

у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком

подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим

ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в

результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются

навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них

источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих

познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в

неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие

морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и

формированию положительной моральной направленности, так как понимание

причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим

стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что

школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип неуспевающих школьников.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной

подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной

работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем,

что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в

учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам,

усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки,

математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе

такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать

трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе:

небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в

учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с

противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и

слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков

самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на

раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к

учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать

причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

Третий тип неуспевающих школьников.

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое

развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении

учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников

отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду.

Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами

других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не

только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном

отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость

мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности

проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей

направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное

отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.

Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе

их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л.

Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного

материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст

учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем

смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики

характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения

учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие

– тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в

частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для

неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы,

отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся,

фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин.

В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся,

которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании

Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод

разработки средств предупреждения неуспеваемости.

Причины неуспеваемости

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько,

и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить:

несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с

педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в

какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и

т. д.

3.1.Классификации причин.

Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины

неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести

причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий

неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но

относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической

неуспеваемости (III категория).

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей

подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические

дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от

школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика

(лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие

должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому

предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний,

слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на

уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей

неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К.

Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом

понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании

Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной

деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее

взаимодействий с внешними влияниями.

Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его

сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на

уровне школы (её силами).

СХЕМА

I условия внутреннего плана;

II III IV — условия внешнего плана;

I1 - особенности организма школьника;

I2 - особенности личности школьника;

II а) - бытовые условия;

II б) гигиенические условия в школе;

II в) особенности воспитания и семье;

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.