на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Православное воспитание


долгих и нудных светских церемоний. Была как бы постоянно вся в движении. У

нее, как и у всех сестер, было простое, доброе, любящее, подлинно русское

сердце [7:114].

Младшая из сестер Великая княжна Анастасия, была в семье главным

шутником. Она могла развеселить каждого. Эта же способность делала ее

лучшей среди сестер при изучении правильного произношения в иностранных

языках. В детстве она вела себя как мальчишка: залезала на верхушки

деревьев, отказывалась спуститься пока не приказывал сам отец. Все сестры

жили исключительно дружно. Свои письма они подписывали совместным

автографом «ОТМА». Этим они выражали единую волю и согласие.

Царевич Алексей «был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все

надежды и ожидания. Сестры обожали его. Он был радостью родителей. Когда

наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался, все в нем,

казалось, как бы плавали в солнечном свете», — писал воспитатель Пьер

Жильяр [7:115].

Тем не менее, этот прекрасный голубоглазый ребенок был ужасно болен.

Вместе с ним страдала вся семья. Когда кризисы болезни проходили, Алексей

ничем не отличался от других детей. По характеру он был очень непоседливым

и шаловливым. Любил шумные игры, особенно катание на санках с гор. «Он

целиком и полностью наслаждался жизнью. И, когда она позволяла ему, были

счастливым мальчишкой, — писал его воспитатель. — Его вкусы были

исключительно простыми. В нем совершенно отсутствовало показное

самодовольство тем, что он — Наследник. Об этом он думал меньше всего»

[7:120].

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих

сестер, которые учились играть фортепьяно, Наследник любил русскую

балалайку. И упорно старался научиться играть на ней хорошо. Один из

учителей говорил: «в душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или

порочной черты. Душа его самая добрая почва для всех добрых семян. Если

умеют его насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только

прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека» [2:83].

Все воспоминания отмечают, что Царские дети были горячие патриоты. Он

любили Россию и все русское. Между собой всегда говорили только по-русски и

плохо говорили на иностранных языках.

«Когда я буду царем, — говорил Алексей, — не будет бедных и

несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

Любимой пищей царевича были щи, каша, черный хлеб. Ему каждый день

приносили пробу щей и кашей из солдатской кухни. Наследник съедал все и еще

облизывал ложку. При этом, сияя от удовольствия, говорил: «Вот это вкусно.

Не то, что наш обед».

В 1914 году, началась Первая мировая война. Вскоре Государь должен был

сам стать Верховным главнокомандующим и большую часть времени проводить на

фронте, в ставке. Весь 1916 год, с небольшими перерывами Наследник провел в

ставке и в разъездах с отцом. Ему шел только 13-ый год, но он уже выглядел

мужественным и взрослым.

Царская семья — это пример истинно0православного воспитания, привития

детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота,

кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное

внимание уделялось православному воспитанию.

Русские люди привыкли называть свою родную страну Святою Русью. Наши

предки любили храмы Божии. Повсюду их строили и усердно их посещали. Сам

Царь с семьей каждый день бывали на всех церковных службах. Домашняя

молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам

иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими.

Вставая от сна, принимаясь за какое либо дело, выходя их дома и входя

в него, проходя мимо Церкви, часовни, иконы или встречаясь с крестным

ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая

ночью, наши предки молились, делали поклоны, произносили «Господи,

помилуй». Соблюдая заповеди Божии, учили детей жить в соответствии с ними,

не нарушая их и не отступая от них[2:59-66].

Итак, мы видим, что Православное воспитание в Царской России органично

вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались

правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали

строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что

Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в

строгости, без всяких излишество и мог служить примером для любого

христианина.

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и

Благочестия

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и

общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко

признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в

наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что

знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и

тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования

подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и

безнравственного поведения юношей и девушек. В чем же заключается причина

такой испорченности и нравственной распущенности молодых людей нашего

времени? Как мы видим, это происходит из-за недостаточности домашнего

воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка

основных Христианских Законов.

Весьма многие из современных родителей стараются воспитывать своих

детей так, чтобы их них вышли светские люди. С этой целью приучают детей

следовать требованиям моды в своей внешности и образе жизни, приучают детей

к изящным манерам и сообщают им такие знания, которые давали бы возможность

детям с достоинством держаться в светском обществе. Нельзя сказать, чтобы

подобное воспитание не имело некоторых хороших сторон. Но опасность,

соединяющаяся с подобным воспитанием, заключается в том, что многие

родители стремятся приготовить из детей своих только светских людей, и

этим, несомненно, готовят своим детям печальное будущее.

При таком воспитании дети неизбежно усваивают вместе с хорошими много

дурных привычек только потому, что без них нельзя обойтись в светском

обществе. В особенности при подобном воспитании, дети весьма часто

усваивают одну светскую внешность, один светский лоск, причем, самая душа-

то его их не приобретает никакого нравственно-доброго направления, характер

остается без всякого благородства.

Так как светская жизнь требует более или менее значительных денежных

расходов, то многие родители прилагают все заботы к тому, чтобы обеспечить

своих детей в материальном отношении. Родителям кажется, что дети их будут

счастливы, если не испытают тех лишений, которые пришлось им самим

испытать. Но в действительности происходит по большей части совершенно

обратное: юноши, которых воспитывали только для светской жизни, выносят из

своего воспитания такую ненасытную жажду к удовольствиям, которая быстро

поглощает родительские наследственные капиталы. Многие из подобных людей

доходят до полной потери человеческого достоинства, так что уж не только

Бога не боятся, но и людей не стыдятся.

Другие из современных нам родителей все заборы прилагают к тому, чтобы

воспитать из своих детей людей образованных, чтобы их дети приобрели

основательные и обширные научные знания, окончили курс в каком-нибудь

среднем или даже высшем учебном заведении. Подобные заботы родителей весьма

похвальны, но худо то, что всего менее обращается при этом внимания на

воспитание детей в духе веры Христовой и началах нравственно-благочестивой

жизни. Они беспредельно предаются избранной им деятельности, исполнению

принятых на себя обязанностей. Но незаметно для них самих, соблазны, один

другого обольстительнее, уже начинают окружать их и тянуть к себе обещанием

различных удовольствий. Будет ли человек, не верующий в Бога, бороться с

окружающими его соблазнами? Конечно, нет. Жизнь представляет многочисленные

примеры того, как самые великие ученые, самые образованные люди коснеют в

отвратительных пороках, предаются самым грубым страстям: корыстолюбию,

пьянству, разврату и т.п., или потому, что не хотят, или потому, что уже не

в силах бороться с покорившею их себе порочной страсть, потому что для

борьбы с этой последней нужна не только воля твердая, сильная, но, главное,

воля, окрепшая в нравственно-добром направлении и подкрепляемая благодатной

помощью свыше. Но такую волю может иметь только истинный христианин ,потому

что христианское воспитание вселяет в сердце страх Божий, которое

удерживает человека от порока и приучает жить добродетельно, а самое важное

— вера Христова ниспосылает в молитве и святых таинствах благодатные силы,

«яже к животу и благочестию» (для жизни и благочестия) (2 Петр 1,3), дающие

человеку крепость в борьбе с искушением и помогающие преуспевать в жизни

нравственно-благочестивой.

Правда, всякому человеку, при его умственной ограниченности,

свойственно впадать в грех. Многие люди высоко добродетельные и даже святые

при всех усилиях своих противиться соблазну, нередко, против своей воли,

поддавались искушению (Римл. 7, 23 и 24). Так происходит грех, нравственное

падение. Неверующие люди, не считая за грех безнравственных поступков, не

только не останавливаются перед их совершением, но еще услаждаются

греховным состоянием. При этом лица, еще не потерявшие совести, или с

болезненно-развитым самолюбием, по совершении нравственного падения

испытывают нередко такие угрызения совести или чувствуют такой жгучий стыд

перед людьми, что сама жизнь становится им невыносимой и многие из таких

несчастных, не имея веры в Бога, оканчивают самоубийством свое земное

существование.

Это последнее явление — прискорбное и ужасное, весьма нередкое в наше

именно время, завися от многих житейских условий, в основе своей имеет одну

общую причину — оскудение или полное отсутствие веры в Бога в лицах,

оканчивающих жизнь самоубийством. Если мы обратим внимание на то явление,

что те именно слои общества, которые более всего отпали от веры и

благочестия отцов своих начинает в последнее время охватывать какой-то дух

уныния и тоскливости, то мы с полным правом можем заключить, что

современная жизнь утратила ту основу, на которой только и может совершаться

ее правильное развитие. Такая основа жизни заключается единственно и

исключительно в религии.

Чтобы этот вывод не показался кому-либо голословным и

бездоказательным, разъясним, по возможности кратко, то значение, какое

может иметь религия для жизни вообще и в деле воспитания, в частности.

Религия, составляя общей и существенную основу всей человеческой

жизни, тем самым естественно содействует правильному и полному развитию

отдельных ее сторон. Так, по мнению священника Гиляревского:

а) Только благодаря религии может быть удовлетворено стремление

человека к познанию истины. Только религия открывает самую глубину познания

— Бога, который есть «Альфа и Омега, начатое и конец» (Апок. 1,.8) только

религия сообщает знанию человека всесторонность.

Мы полностью согласны с этим мнение, т.к. действительно в человеке

должен быть заложен зародыш веры, который нужно поливать, подкармливать

размышлениями о своей жизни, в своем месте в этой жизни и о том, как нужно

поступать по-божески в любой ситуации.

б) Всякий человек по естественному влечению своей природы стремится к

счастью. Но в сем состоит счастье? Человеку для достижения счастья

необходимо удовлетворение именно личных потребностей. Но эти потребности не

входят в механизм общего счастья. Итак, каждому человеку необходимо

достижение его собственного, личного счастья: вся жизнь каждого человека

состоит, большей частью, в искании именно этого счастья. Но как часто люди,

представленные самим себе, старались найти счастье так, где его нет и быть

не может: в удовольствиях чувственных, радостях скоропреходящих,

последствием которых бывает только «суетство и произволение духа» (Евкл.

1,14)

Только вера Христова указывает и дает истинное счастье жизни

человеческой. Итак, счастье христианина заключается во внутреннейшем,

сокровенном, глубочайшем душевном настроении, в мире Божием, превосходящем

всяк ум (Филипп. 4,7). Вера Христова дает счастье истинное, чистое и самое

прочное, неволнуемое похотями чувственности и неомрачаемое никакими

страстями себялюбия, счастье, имеющее свое начало в самоотверженной любви к

Богу и ближним, а свой конец — в бесконечной жизни с Богом за пределами

этого временного, земного существования.

в) Составляя основу жизни, религия, естественно, должна служить и

основою воспитания. Цель воспитания — достижение наивозможного высшего

человеческого совершенствования — в религии освящается высшим авторитетом —

Божеством, к уподоблению совершенствам которого человек должен стремиться в

своей жизни (Мф 5,48). Самое же главное — только религия указывает тот

идеал, высочайший образец совершенства, до соответствия с которым,

воспитание должно доводить своего воспитанника. Что может служить таким

идеалом для воспитанников? На первых порах — их родители и воспитатели.

Религия должна составлять основу всего воспитания и всей жизни

ребенка, влияя на его направление, сообщая ему свой характер и содержание

[12: 203-209].

Задача религиозного воспитания должна состоять в том, чтобы

религиозность проникла и обнимала всю душевную жизнь человека, то есть

чтобы выражалась не в одном только знании о Боге, но вместе с этим имела

глубокие корни в сердце и направляла волю к совершению действий, требуемых

религией. Заботясь о развитии в детях здравых, правильных и полных знаний,

относящихся к религиозной области, родители должны поэтому прилагать еще

большие старания к возбуждению и укреплению в сердце детей религиозных

чувствований: как существом Бесконечным, любви преданности и благодарности

Богу. Родители должны заботиться о том, чтобы развитие сердца соединялось с

приучением воли к деятельности, требуемой религией, чтобы религиозность

воспитанника была деятельностной, чтобы всякий поступок совершался не

только потому, что он доставляет услаждение сердцу, но и потому, что этого

требует воля Божия, исполнение которой для человека должно быть,

безусловно, обязательно, как нравственный долг. Таким образом, воспитание

должно стремиться к тому, чтобы образовать в сердце воспитанника постоянное

религиозное настроение, которое охватывал все стороны душевной жизни,

послужит основанием наклонности воли и привычки этой последней действовать

только в нравственно-религиозном направлении.

Выяснив необходимость и задачу воспитания детей в духе веры Христовой

и благочестия, мы приступили теперь к изложению самых способов и средств,

при помощи которых может быть ведено дело религиозного воспитания.

С какого времени нужно начинать воспитывать детей в духе веры

Христовой и благочестия? По мнению некоторых лиц, занимающихся наукой о

воспитании, принимать меры к развитию тогда, когда дитя достигает такой

степени духовного развития, что обнаружит достаточную способность к

пониманию и усвоению веры Христовой. Но такое мнение ошибочно. Потому что

нельзя указать хоть одного человека, который в состоянии бы был обнять

своим ограниченным умом основные истины религии. Следовательно. Для

религиозного воспитания детский возраст представляет самое лучшее время,

самую естественную пору. И так как трудно с точностью определить, с

которого именно момента в детском возрасте начинается религиозное развитие,

то необходимо заботиться о том, чтобы религиозные влияния начинали

действовать на детей как можно раньше, говоря точнее, с самого рождения

младенца. Не думайте, что в первоначальном младенческом возрасте ребенок не

способен к религиозному развитию: сознание и понятливость в нем начинают

обнаруживаться рано. Правда, ребенок долгое время не в состоянии бывает

выразить того, что сознается им, ни словом, ни какими-либо мимическими

движениями; на опытное наблюдение над детьми показывает, что в очень раннем

младенческом возрасте дети привыкают к последовательной смене различных

действий и явлений, так что ребенок приобретает достаточный запас знаний и

духовного развития к тому времени, когда он начнет говорить. Вот этим-то

ранним младенческим возрастом и нужно пользоваться, для того чтобы семена

веры Христовой запали в чистую детскую душу [5:431-432].

Первоначальные и вместе с тем самые крепкие религиозные влияния,

несокрушимые в продолжение всей последующей жизни, дети получают в семье.

Необходимо, чтобы влияние веры и благочестия на детскую душу было особенно

живо и сильно, — необходимо, чтобы эти влияние были постоянными спутниками

детской жизни. Поэтому родители ребенка должны заботиться о том, чтобы в

комнатах, в переднем углу находились святые иконы, перед которыми теплилась

бы лампадка, тихий свет которой так умиротворяет и успокаивает душу. Над

кроваткой ребенка должна быть икона его Ангела-хранителя. Ребенок должен

видеть, как его родители благовестно молятся пред иконами, полагают на себя

крестное знамение при начале и окончании дела. Все эти условия для развития

религиозности в детях настолько важен, что если ребенок не видит в домашней

обстановке ничего такого, что напоминало бы ему о Боге, если в жизни

родителей и других членов семьи он не замечает ничего, что выводило бы их

из круга обыденных житейских отношений и устремляло помыслы к миру

небесному, божественному вечному, то при таких условиях развитие

религиозности в детях совершенно невозможно, и дитя может вырасти или

равнодушным е религии, или даже совсем не имеющим веры в Бога.

При первоначальном религиозном воспитании детей в семье самое важное

влияние на ребенка принадлежит его матери. В течение первого года своей

жизни ребенку, разумеется, часто, придется быть на руках своей матери или

около нее в то время, когда она молится Богу; ребенок неизбежно замечает и

от неоднократного повторения постепенно усваивает молитвенное настроение,

благоговейно выражающееся на лице матери, запоминает все ее молитвенные

действия [10:43].

Для успешного и правильного развития религиозности в детях весьма

важное значение имеет и общий дух семейной жизни. Этот общий дух семьи

должен быть таков, чтобы всех членов ее объединяло и одушевляло чувство

любви и чтобы во всех действиях и отношениях домашних господствовали мир и

согласие. Этот общий дух должен проникнуть и в детскую душу; любовь к

родителям, наполнив сердце ребенка, послужит почвой, на которой вырастет и

окрепнет чувство любви и преданности к Богу — Отцу всех людей. Вот почему

тяжко грешат те родители, которые в присутствии детей ссорятся между собой,

произносят бранные и неприличные слова, грубо и даже жестоко обращаются со

своими детьми.

После того, как ребенок начнет говорить, его общее духовное развитие

начинает совершаться с особенной быстротой. С этого времени родители должны

заботиться о том, чтобы развитие религиозности в детях происходило

соответственно их общему развитию. Родители должны сообщать своим детям

необходимые сведения о Боге, но в той постепенности, чтобы не сообщать

религиозных сведений, не соответствующих возрасту и душевному развитию

ребенка. Все первоначальные сведения о Боге должны действовать

преимущественно на сердце ребенка, вызывая в нем любовь и преданность Богу.

Достаточно, если ребенок будет знать, что Бог есть Небесный Отец, а все

люди-дети Божии, которым Бог дает пищу, свет и тепло, сохраняет их от

болезней и несчастий, что Господь наш Иисус Христос пострадал за нас и умер

на кресте, чтобы даровать нам любовь Божию и Царство Небесное, — сто

Пресвятая Дева Мария есть милосердная матерь всех людей, что у каждого из

нас есть Ангел-хранитель. К первоначальным религиозным сведениям должны

приурочиваться и необходимые понятия из области нравственности; так, в

детях должно существовать живое убеждение, что Бог любит только тех людей,

которые любят друг друга и помогают друг другу, что Бог любит правду и

ненавидит всякую ложь (Юркевич, 220-222).

Когда ребенок не только узнает Бога, но и полюбит Его всем сердцем,

тогда к нему само собою явится потребность к общению с Богом; естественным

последствием такой потребности будет молитва. И родители должны прилагать

все заботы и старания свои к тому, чтобы приохотить и научить детей

молиться.

«Воспитывайте же, отцы и матери, детей своих так, чтобы они видели в

природе не мертвую массу, не бездушный механизм слепых и случайных сил, а

одушевленный храм Божий. Старайтесь воспитывать их сообразно с природой и в

непосредственном общении с нею; не стыдитесь приучать детей своих к такой

жизни, какую вели в деревнях благочестивые отцы и деды наши и не гоняйтесь

за теми гнилыми нравами и растленными обычаями, которыми ложная

образованность тешит чувственность человека и в то же время губит его

физически и духовно. Бог вам в помощь!» [5:431-432].

Священник А. Гиляревский

Итак, исследования по решению данной задачи позволяют сделать

следующие выводы:

1. Светское воспитание приводит к совершенному неверию.

2. Основательные и обширные научные знания у ребенка не уберегают от

соблазнов.

3. Правильное развитие современной жизни может происходить только на

основе религии.

4. Воспитание детей в духе Веры Христовой и Благочестия должно

начинаться с самой колыбели.

5. Для успешного и правильного развития религиозности в детях очень

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.