на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала


Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

5. Жу - жу - жу,

(3 хлопка)

На лужок хожу

(Шаги с высоким поднятием ног)

На жуков гляжу

(Присесть, ладони поднести к глазам)

Жу - жу - жу

(3 хлопка)

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточностью

грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем

или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше

начинать работу с развития их орфографической зоркости. Целенаправленное

обучение обнаруживанию орфограмм начинается

главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Для становления

соответствующего умения полезны следующие упражнения:

1. Игры: «Найди опасное место»

—Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук,

которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя

доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный

гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных

гласных, то есть два «опасных места».

«Светофор»

Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как

только найдете «опасное место».

«Зажги маячок»

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой

обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под

«опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные

места»?) отрабатывается необходимый способ действия.

2. По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв

разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова

обращается внимание на способ действия: «Если звуку можно доверять,

обозначаю буквой, если нет — ставлю на его месте сигнал опасности».

Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы

следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:

1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки —

Подсолнушки.

2. СОРОК СОРОК (скороговорка)

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок —

Сразу поссорились

Сорок сорок.

3. А - Рот пошире открываем,

Руки кверху поднимаем.

У - Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

4. Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое ...

Кто это — гном?

Ш—ш—ш!

Там, за шторами,

Возле окна

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

5. Дрожу от страха до сих пор!

— Воскликнуло полено,

— Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

6. Мчится поезд скрежеща:

же — че — ща,

же — че — ща.

7. По утрам мой брат

Кирилл

Трех крольчат травой

кормил.

8. Произнесите на одном дыхании:

ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ

ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ

Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием

изучения «пения»:

На доске нарисован вот такой треугольник:

И Ы У

Э О

А

Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как

открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень,

лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.

Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот

открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные

звуки.

Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и

дети называют этот звук «широким».

Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных.

Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет

научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив

ладошку под подбородок.

Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть

использованы следующие загадки и стихотворения:

Помогаем маме.

Загадки об инструментах и посуде.

Птичка-невеличка

Носиком нырнет,

Хвостиком вильнет –

Дорожку проведет. (Игла)

Два конца, два кольца

А в середине - гвоздик (Ножницы)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Скоро ест, мелко жует,

Сама не съест, другим не дает. (Пила)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)

В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)

Стихотворения о труде

ПЛОТНИК ЕГОР

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Есть у него и топор с долотом –

Может Егорка построить дом.

Только игрушечный этот топор,

И сам невелик первоклассник Егор.

Вырастет, плотником станет, потом

Выстроит школу, ясли и дом.

Ну а пока что Егорка Шевцов

Выстроил дом, но дом для скворцов.

МЫ СТРОИМ

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хороню, что есть па свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются

следующие задания:

1. Чтение слоговой таблицы

(в быстром и медленном темпе)

КОР

УТ

НОР

СЫР КИ

МЫШ

МОШ

2. ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ЦЕПОЧКИ:

СА СИ ША

ЛИ ЛО МА РЫ

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ И СЛОВ В ТЕМПЕ, ЗАДАННОЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

|СО |ВЫ |ВЫ |

|СЫ |РО |ЛО |

|НА |ТА |КА |

|КО |ВА |РО |

сорока

Вова

ворона

совы

высота

сова

волосы

косы

корова

росы

|ПА |РЫ |

|ЦА |РИ |

|ЦЕ |НЫ |

пары

пари

царица

цари

цены

рыцари

паны

4. Преобразуй слово путем замены букв:

ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и

т.д.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова:

ФИ... лин

ФЕ... дя

ФА... я

ФО... ма

Ло... шадь

Ле... та

То... ня

Те... тя

6. Игра со словом КОЛОБОК

(кол, лоб, бок, око)

7. Отвечай быстро!

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Вкусный, алый, сочный ... (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ... (листья)

8. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:

Верь - дверь - зверь

Езда - звезда - поезда

Сети - дети, Лена – Лина

9. «Где цифры, где буквы?»

Выбрать только буквы.

Составь из них слово

И 1 8 Г 6

Р 10 У 5 Ш

4 К 2 А 7

10. Чистоговорки

Та-та-та -у нас дома чистота.

Те-те-те - отложи свое шитье.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать - мы идем гулять

Ат-ат-ат - берем с собою самокат

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Цо-цо-цо -на руке кольцо

Цы -цы - цы - поспели огурцы

Ец-ец-ец - очень вкусный огурец

Уважаемые коллеги! Помните, что обучение грамоте - один из самых

ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом

зависит от вас, от вашего терпения, доброты, ласки. Дайте ребенку

возможность поверить в собственные силы. Не допускайте грубости,

бестактности! Обучение не должно быть связано с негативными эмоциями в

общении с педагогом, с будущим учеником. Пусть каждый из них почувствует

успех, познает радость «открытия» для себя и с желанием и хорошим

настроением идет на каждое занятие. Пусть он думает, фантазирует, творит!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аргинская И.И. Обучение по системе Л.В.Занкова 1 класс, 1994 г.

2. Варапников И.В. Русский язык в картинках М., 1987 г.

3. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987 г.

4. Горецкий В.Г. Обучение в первом классе; М., 1973 г.

5. Климанопа Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения. М., 1975

г.

6. Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995

г.

7. Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. М,1994 г.

8. Резодубов С.П. Методика русского языка в начальной школе М., 1963

г.

9. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск, 1985 г.

10. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г.

11. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990 г.

12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

г.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М.,

1994

Л.Ф. Климанова, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996

М.А.Калугин, Н.В.Новотворцева. Развивающие игры для младших

школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996

В.Н. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980

И.Б. Голуб, Н.И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М., 1992

Н.В.Ёлкина, Т.И. Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль. 1996

В.Волина. Учимся играя. М., 1994

Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс граматеев.

Л.Г.Милостевенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок

чтения и письма у детей. СПб. 1995

1 Блок. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКА

Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников

приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,

классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения

математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как:

- способы организации деятельности дошкольников;

- способы познания, которые становятся достоянием ребенка,

характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;

- способы включения в процесс познания различных психических функций:

эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка

входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде

всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний,

т.е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах

ее деятельности. Это обеспечивается:

1.Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с

одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие, с другой

- позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых

разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в

различные цепочки причично-следственных связей, устанавливать как можно

больше связей между новыми и изученными понятиями.

2.Интересными методическими к изучению математических понятий, свойств

и способов действий, основе которых лежат идеи изменения предметных,

образных, графических и математических свойств моделей; установление

соответствия между ними; выявление закономерностей и различных

зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств

мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.

Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов:

арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-

логических задач и заданий.

Первые два раздела - арифметический и геометрический являются

основными носителями математического содержания курса, т.к. именно они

определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.

Третий раздел в содержательном плане выстраивается на базе двух первых

разделов и представляет собой систему содержательно - логических задач и

заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в

дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными

являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ,

синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления

дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических

упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию

пространства, формированию пространственных представлений, развитию

воображения.

Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного

опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие

пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с

воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как отдельные объекты

познания. Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта

выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется

охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразней включать

упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на

вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления

закономерности признаков с использованием приемом умственных действий:

сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это

задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры

в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не

изменилось?», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что одинаково? Что не

одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду»,

«Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно

разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую

фигуру» и т.п. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?»

выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют

положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается

отношениями «вверху - внизу», «между».

«Раскрась фигуру справа»

Из нижнего ряда следует выбрать квадрат, имеющий такой же рисунок, как

и исходный, по изменивший свое положение при повороте его вверх на один

оборот. Это квадрат 2.

В задании «Чем похожи? Чем отличаются?» изменяется положение различных

по цвету углов треугольника в двух направлениях: в вертикальном и

горизонтальном, одновременно рассматриваются отношения «вверху - внизу»,

«справа - слева».

- В первом треугольнике вверху угол с точками, а внизу справа-

заштрихованный.

- Во втором треугольнике вверху оказался заштрихованный угол, а внизу

справа - с точками.

В заданиях «Чем похожи? Чем отличаются?»

«Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»

предполагается осуществление поворота влево или вправо на один, два

оборота относительно точки отсчета, совпадающей со «схемой тела».

«Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»

Фигура осуществляет поворот «вверх - влево» на один оборот.

Круг внизу перемещается вправо. Верный рисунок 3.

Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность

к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами

фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников

проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для

взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает

что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его

мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и

его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее

обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются

положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших

качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и

убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать

Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает

психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит

поэтапно. На первом этапе действия формируются непосредственно в результате

игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку

будут даваться эталоны (формы, цвета). На втором этапе дети знакомятся с

пространственными свойствами предметов с помощью движений руки и глаза. На

третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие

свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в

умственное.

Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей.

Внимательно слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает,

запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает . свою дальнейшую

работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию произвольного

внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются

специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания,

развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания

на занятиях математикой.

Например, игра «Заметь все!»

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением

предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные

картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям

предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами

две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать

одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее.

Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив

предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются

соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они

цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка

расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный

материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с

понятием «столько же».

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал,

чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза,

дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и

попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди

одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос».По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде

«Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но

через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны».

Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде

«Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды

даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в

которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает

к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-

лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в

ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения

за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не

заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с

платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он

делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не

объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за

спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий

остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет.

Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны

подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Игры на развитие воображения

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку

и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит

есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом.

Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь

коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному

предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе

этот дом, а потом нарисовать его.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.